Консультация для воспитателей Взаимосвязь образовательной области «Физическое развитие» с каждой из образовательных областей, рекомендованных ФГОС.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад№15 общеразвивающего вида»








Консультация для воспитателей
Взаимосвязь образовательной области «Физическое развитие» с каждой из образовательных областей, рекомендованных ФГОС.



















Подготовил:
инструктор по физической культуре
Семёнова О.К.
Г.Ухты,2015г.
Взаимосвязь образовательной области «Физическое развитие» с каждой из образовательных областей, рекомендованных ФГОС.
В соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами воспитания здоровой личности – основное требование модернизации системы образования. На основании современных запросов общества и государства меняется качество образования, возрастает роль личной активности и творчества ребенка. Сейчас мы говорим о совокупности образовательных областей. Двигательная активность находится в единстве со всеми образовательными областями.
На сегодняшний день физическое развитие перестает восприниматься как узкая дисциплина, она становиться естественной составляющей общечеловеческой культуры, ведь в настоящее время акцент сформирования знаний, умений и навыков переносится на формирование общей культуры ребенка.
Раньше на занятиях физкультуры обучали дошкольников основным видам движений и формировали у них двигательные навыки. То сейчас приобщение ребят к физической культуре это творческий процесс. Главный вид деятельности, обеспечивающий единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач – игра. Дети развиваются вместе с игрой. Организация занятий по физкультуре строится так, чтобы их содержание было максимально приближено к игровой деятельности.
Работая с детьми, на собственном примере убедилась, что возможна взаимосвязь физической культуры с каждой из образовательных областей, рекомендованных ФГОС - «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Речевое развитие».
В процессе образовательной деятельности по физическому развитию следует обращать внимание на одновременное решение задач других образовательных областей:
1.Физическое развитие - формирование начальных представлений о здоровом образе жизни..
Думаю нет необходимости доказывать, что эти два направления области «Физическое развитие» непрерывно связаны друг с другом. Задача всех педагогов – сохранять и укреплять не только физическое, но также психическое и социальное здоровье наших воспитанников. Помогает мне в этой работе включение двигательного воображения, в частности образно-ролевая игра. Например самомассаж ушных раковин, рук, ног – не самое интересное занятие для детей. А чтобы занятие становилось намного привлекательнее, я использую образ какого-нибудь хорошо знакомого детям героя (Чебурашка, Карлсон, Незнайка и т.д.). Образы медведя, лисы, мышки, пингвина помогают в профилактики плоскостопия; петух, лошадка - в исправлении нарушений осанки; образы ветра, трубача, воздушного шарика – при проведении дыхательной гимнастики; воробушки на ножке – при проведении гимнастики для глаз. Если ребенок принимает, например , образ кошки. Он автоматически преображается в движении. Ему не приходится объяснять, как расслабить те или иные мышцы. Его образная память воспроизводит яркие кошачьи особенности. И вот малыш уже выгибает спину, ползает, мяукает. Детям сложно сознательно расслабить мышцы, а вот в образе спящего котенка, тающего мороженого – совсем другое дело. Двигательное воображение помогает сделать оздоровительную работу интересной и эффективной.
2. «Социально-коммуникативное развитие» - создание в процессе образовательной деятельности по физическому развитию педагогических ситуаций и ситуаций морального выбора, развитие нравственных качеств, поощрение проявлений смелости, находчивости, взаимовыручки, выдержки, побуждение детей к самооценке и оценке действий и поведения сверстников; привлечение детей к расстановке и уборке физкультурного инвентаря и оборудования.
Вхождение ребенка в современный мир невозможно без освоения им первоначальных представлений социального характера и включение его в систему социальных отношений. Без подвижных игр не обходиться не одно физкультурное занятие. Для примера рассмотрим игру «Автобус». Дети покупают на автовокзале билеты, кондуктор – проверяет их, усаживает пассажиров на свои места, шофер заводит автобус, кондуктор объявляет остановки ( библиотека, детский садик, школа, магазин и т.д.). В процессе этой игры мы решаем сразу несколько задач: правила и нормы поведения в общественных местах, а также обогащаем лексикон детей новыми словами.
К проведению любой игры я стараюсь подходить творчески. Ведь грамотно организованная игровая деятельность влияет на нравственное развитие личности. Самооценку ребенка, ориентацию на достижении успеха. А также на усвоение норм и правил, принятых в обществе.
3. «Познавательное развитие» - активизация мышления детей (через самостоятельный выбор игры, оборудования, пересчет мячей), организация специальных упражнений на ориентировку в пространстве, подвижных игр и упражнений, закрепляющих знания об окружающем (имитация движения животных, труда взрослых).
В дошкольном возрасте активно развивается когнитивная сфера. Воздействую на различные анализаторы я стараюсь развивать зрительное, слуховое и тактильное восприятие. Развитие зрительного восприятия состоит в представлении о качествах предметов (форме, цвете, величине), умение ориентироваться в пространстве. В процессе развития слухового восприятия я учу детей улавливать, различать звуки и действовать в соответствии с ними. Например, игра «Ручеек». Бубен играет громко, быстро - ручеек течет быстро ( быстрый бег); бубен играет тихо – ручеек замедляет свою скорость (медленный бег). В ходе развития тактильного восприятия закрепляются такие понятия, как « мягкий – твердый», «гладкий - шершавый», «тяжелый – легкий). На своих занятиях я использую не только спортивный инвентарь и оборудование, но также и нестандартное оборудование. Вот игровая ситуация: котенок рассыпал и спутал разноцветные клубочки (мягкие мячи) и я прошу детей помочь котенку собрать мячи в свои корзины. Как видите кроме восприятия я формирую элементарные математические представления (цвет, счет, форму). На занятиях я закрепляю знания об окружающем мире: осенью – ходим в лес за грибами, собираем урожай, выполняем упражнения с осенними листьями; зимой – играем в снежки, шагаем по сугробам и т.д.
Развитие двигательных игровых ситуаций и сюжетов позволяет расширить кругозор детей, помогает формировать целостную картину мира, что по большому счету и является главной целью познания.
4. «Речевое развитие» - побуждение детей к проговариванию действий и называнию упражнений, поощрение речевой активности в процессе двигательной деятельности, обсуждение пользы закаливания и занятий физической культурой; организация игр и упражнений под тексты стихотворений, потешек, считалок; сюжетных физкультурных занятий на темы прочитанных сказок и потешек.
5. «Художественно-эстетическое развитие» - привлечение внимания дошкольников к эстетической стороне внешнего вида детей и руководителя физического воспитания, оформления спортивного зала; использование в процессе образовательной деятельности изготовленных детьми элементарных физкультурных пособий (флажки, картинки, мишени для метания), рисование мелом разметки для подвижных игр; организация ритмической гимнастики, игр и упражнений под музыку, пение; проведение спортивных игр и соревнований под музыкальное сопровождение; развитие артистических способностей в подвижных играх имитационного характер
Музыка обладает огромным эмоциональным потенциалом, активизирует детей, значительно повышает качество выполняемых ими упражнений, организует коллектив. Ребенок под средством движения учится воспринимать музыку, передавая ее характер, пользоваться телесными средствами выразительности. Двигательное воображение можно назвать мостиком между физической культурой и музыкой. Оно способствует выразительности, пластичности, красоте, четкости, свободе, координации движений.
На занятиях я использую разные формы работы с музыкой: двигательную импровизацию под музыку, подвижные игры с музыкальным сопровождением, хороводные игры с пением, музыкальное сопровождение отдельных этапов или всего занятия, логоритмические упражнения и т. д.
В итоге можно сделать вывод, что интеграция образовательной области «Физическое развитие» дает свои результаты: дети учатся думать о своем здоровье, заботиться о нем, радоваться жизни.


Рисунок 1Рисунок 215