Урок внеклассного чтения по теме Русская народная сказка «Петушок — золотой гребешок»


Тема: Внеклассное чтение. Русская народная сказка «Петушок - золотой гребешок»
Цели: Познакомиться с русской народной сказкой «Петушок – золотой гребешок».
Формировать правильное осознанное чтение целыми словами. Закреплять умение прогнозировать текст на основе заголовка, находить основную мысль текста.
Развивать выразительные средства речи (умение ставить логическое ударение и логические паузы, громкость, тон, темп, тембр и мелодику голоса), умение читать сказку по ролям, развивать умение анализировать текст сказки.
Воспитывать коммуникативные умения работать в группах. Воспитание на примере героев сказки чувства ответственности за своих друзей, желания прийти на помощь в трудную минуту.
Оборудование: карточки - задания для работы в группах, презентация к уроку.
Ход урока
1.Создание коллаборативной среды. Музыкальная зарядка.
-Здравствуйте, ребятишки:
Девчонки и мальчишки!
Рада видеть всех вас, дети!
С добрым утром, с ясным днём!
Я  надеюсь: интересно
Мы урок наш проведём.
Вы  друг другу улыбнитесь,
А теперь, прошу, садитесь.
Определение темы урока, постановка целей.
- Разделите строки на слова. Что заметили? О чём сегодня поговорим на уроке?
Жилибыли Внекоторомцарстве Житьпоживать2. Проверка разноуровневого домашнего задания
От каждого ряда ученики пересказывают кратко сказки, прочитанные дома, не называя названия.
Слушатели угадывают название сказки и оценивают выступления.
3. Актуализация знаний
Литературная викторина.
Я по амбару метен,
По сусекам скребен,
На сметане мешен,
На окошке стужен. (Колобок)
Не плачь, дед,
Не плач, баба!
Я снесу вам яичко не золотое,
А простое. (Курочка Ряба)
Битый небитого везет,
Битый небитого везет! (Лисичка-сестричка и серый волк)
- К какому жанру относятся прослушанные произведения?
- Почему так думаете, докажите.
- Как появлялись сказки? (В сказках заключена народная мудрость, мечты простых людей о справедливости, добре, безбедной жизни)
- Кто автор сказок?
(Учитель обращает внимание детей на выставку книг)
-Рассмотрели ли вы книги, которые выставлены у доски? Какие это книги? 
Иллюстрации  в этих книгах выполнены  известными русскими художниками-иллюстраторами: Ю. А. Васнецовым, Н.Г. Афанасьевым, Е. М. Рачевым и др.  Действительно, можно сказать, что  «у книги два автора. Один из них – писатель, другой – художник» (С. Я. Маршак).
Народом создано столько красивых и мудрых сказок! Среди них сказки о животных, волшебные сказки и бытовые сказки. Сказки о животных – самые древние. В них нет особого волшебства, но их герои-животные, наделенные человеческими характерами.
- Что объединяет все   сказки, представленные на нашей книжной выставке?
(Это все сказки о животных)
4. Изучение нового материала
Работа над сказкой «Петушок – золотой гребешок».
- Сегодня познакомимся со сказкой «Петушок – золотой гребешок». Мы познакомимся с характерами персонажей  этой сказки, подумаем над тем, чему нас учит эта сказка.  Продолжим  работу над выразительным чтением.
В сказке попадутся не всем знакомые слова, прочтите с доски, попробуйте объяснить их значение
а) Словарная работа
НАТРЕНЬКИВАТЬ (играть, бренчать на музыкальном инструменте)
НАКАЗЫВАЛИ (два значения – приказывали, поучали)
ДОМОВНИЧАТЬ (работать дома)
ЛУКОШКО (небольшая корзинка из лубка или прутьев, коробка, используемая для грибов и для ягод)
ГУСЕЛЬКИ (Гусли - старинный русский струнный инструмент; древние сказители рассказывали сказки под  сопровождение гуслей)
-Какие ещё народные струнные музыкальные инструменты вы знаете?
(Учитель демонстрирует балалайку, домру.)
ЛИСАФЬЯ (лисичка)
ПРОВЕДАЛА (узнала)
- Примета сказки – старинные слова
б) Упражнение «Составь слово»
КА-ГО-ВУШ-ЛО АИСЛ
ДУШ-БО-РО-КА ТКО
ПЕ-ШОК-ТУ ДОРЗД
в) Актуализация знаний - Что вы знаете о дрозде? (Показать иллюстрацию «дрозд»)
г) Постановка целей - Сказку будем читать вместе: песенку за лису читают девочки, песенку за Петушка читают мальчики, остальной текст - я.
«Родное слово» Хрестоматия с. 93-98.
ФизминуткаЖили Котик (растопырить пальцы)с Петушком (махи руками)У лесной опушки,Но однажды Лисонька(круг головой)Подкралась к избушке(сделать руками крышу).Утащила ПетушкаЗа высоки горы(потянуться  на носочках),
Утащила ПетушкаВ свою лисью нору(присесть).Дрозд и котик в лес пошли(ходьба на месте)И нору Лисы нашли(присесть).Кот и дрозд спасли дружка -(погладить макушку)Петю-Петю-Петушка(махи руками).
д) Анализ текста
- Почему сказка называется «Петушок-золотой гребешок»? (Потому, что главный герой сказки – петушок)
- Кто ещё является персонажем сказки? (Кот, дрозд, лиса)
- Почему лисе удавалось несколько раз похитить петушка? (Лиса была хитрая, льстивая, петушок – доверчивый, непослушный)
- Какова главная мысль сказки?
7. Работа в парах: - Задайте по сказке вопросы соседу по парте
8. Работа в группах. Создание постеров, защита своей работы.
Задания:
1. Какие приметы сказок заметили в прочитанной сказке «Петушок - золотой гребешок»
2. Какой характер у лисы?
3. Какой характер у Петушка?
4. Как к Петушку относились Кот и Дрозд? Почему так?
5. Чему учит сказка?
- Верные друзья — кот и дрозд — выручили петушка  из беды,  помогли смекалка, дружба, взаимовыручка, готовность защищать слабого.  Эта сказка учит нас быть дружными и уметь дорожить дружбой.
-Как вы думаете, а в нашей реальной жизни дружба, взаимопомощь важны?
Работа над пословицей.
«Не имей сто рублей, а имей сто друзей»
- Как вы ее понимаете?
- Какие еще пословицы о дружбе вы знаете?
9. Подведение итогов. Рефлексия
(Учитель демонстрирует учащимся рисунки к сказке.)
- Ребята посмотрите, какой петушок вышел к нам из сказки.  Что вы заметили? (Иллюстрации не раскрашены)
- Давайте побудем в роли художника -  раскрасим рисунки: кому понравился наш урок – рисует яркими красками: жёлтыми, оранжевыми, красными, зелёными, синими. А кому не очень понравилось на уроке – пусть рисует серыми, коричневыми.
(Дети группами по очереди выходят к доске и раскрашивают разноцветными  фломастерами иллюстрации.)
- Хорошо ли поработали на уроке? Обоснуйте.
- У кого были трудности, в чём?
- Что нового и интересного узнали?
1. Какие приметы сказок заметили в прочитанной сказке?
2. Какой характер у лисы?
3. Какой характер у Петушка?
4. Как к Петушку относились Кот и Дрозд?
Почему так?
5. Чему учит сказка?