Технологическая карта урока музыки на тему «Музыкальные образы и сюжеты фортепианной сюиты «Картинки с выставки» М.П. Мусоргского».


Муниципальное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3 г. Льгова»
Разработка урока музыки по теме:
«Музыкальные образы и сюжеты фортепианной сюиты
«Картинки с выставки» М.П. Мусоргского».
Составила учитель музыки
первой квалификационной категории
Клычева Елена Анатольевна
2016 г.
Урок музыки 2 классIII четверть
Раздел «В концертном зале»
Тема «Музыкальные образы и сюжеты фортепианной сюиты
«Картинки с выставки» М.П. Мусоргского».
Цель урока: введение детей в мир музыки М.П. Мусоргского,
на примере музыкального произведения М.П. Мусоргского «Картинки с выставки», дать понятие « сюита».
Задачи урока: Обучающая – познакомить с жизненным и творческим путём русского композитора М.П. Мусоргского, с новым музыкальным произведением, сюитой «Картинки с выставки», сформировать понятие «фортепианная сюита», «музыкальный образ».
Развивающая – выявить музыкальный образ и сюжет произведения, осознанно говорить о нём.
Воспитывающая – прививать уважение и любовь к искусству, слышать и чувствовать красоту музыки композиторов.
Планируемые результаты для ученика:
Личностные УУД: эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные особенности музыки, на живописные и музыкальные образы; воплощать художественно-образное содержание музыки в пластике и рисунке.
Познавательные УУД: узнавать изученные музыкальные произведения и автора; применять знания основных средств выразительности при анализе музыкального произведения; соотносить содержание и средства выразительности музыки.
Регулятивные УУД: оценивать собственную музыкально-творческую деятельность и деятельность одноклассников.
Коммуникативные УУД: слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, размышлять о характере музыки, подбирать слова, отражающие содержание музыкальных произведений.
Понятийный аппарат: сюита
Оборудование: Проектор, компьютер, мультимедийный проектор, экран, фортепиано, портрет композитора.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: урок-прогулка.
Методы урока: объяснительно-иллюстративный.
Музыкальный материал песни:
«У моей России» музыка Г. Струве; «Настоящий друг» музыка Б. Савельева;
произведения для слушания:
М. Мусоргский: «Прогулка», «Богатырские ворота»,
Мультфильм И. Ковалевской «Балет невылупившихся птенцов».
презентация теме урока, мультимедийная презентация песни «Настоящий друг» муз Б. Савельева.
Виды деятельности Слушание музыки, анализ музыкального произведения, хоровое пение.
Формы работы Индивидуальная, фронтальная, групповая.
Технология: интегрирование нескольких видов искусства: музыки, живописи, литературы, мультфильма.
Технологическая карта урока
Этапы урока Виды деятельности
Деятельность обучающихся,
деятельность учителя
Формируемые виды УУД Время, формы контроля.
1блок.
Организационный 1.Вход в кабинет
2.Музыкаль
ное приветствие
3.Позитивный настрой на урок. Учитель: Здравствуйте, ребята, здравствуйте!
Ученики: Здравствуйте учитель, здравствуйте!
Учитель: Мы вновь встречаемся с вами на уроке музыки. Сегодня за окном прекрасный день и я надеюсь, что и наш урок будет таким же добрым.
Учитель: Я предлагаю вам подготовить наш певческий аппарат к уроку.
Распевание.
Вопросы из теории:
Что мы с вами пели? Какой темп? Лад и т.д. песни «Моя Россия»
Коммуникативные УУД формирование доброжелательности, умения слушать и слышать;
Личностные УУД
проявлять эмоциональную отзывчивость;
Регулятивные УУД
оценка своих знаний 5 минут
2.Моти
вацион-
ный блок (8 мин)
Постановка цели урока;

Подготовка к активной учебной деятельности каждого ученика на основном этапе урока
Выход на проблемный вопрос.
Построение проекта выхода из затруднения. 1.Музыка - это наука.
2.Музыка - это искусство.
3.Картины пишет писатель.
4.Картины пишет художник.
5.Музыку пишет композитор.
Учитель: Если мы с вами композиторы, чем мы будем писать картину?
Ученики: Звуками.
Коммуникативные УУД (формирование умения слушать и слышать)
Познавательные УУД
(формирование общего представления о искусстве, моделирование различных отношений между объектами)
Регулятивные УУД
(оценка своих знаний)
Личностные УУД
(формирование самооценки)
Коммуникативные УУД
(формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами) 3мин.
информация Этапы реализации
А) Работа в тетрадях

Учитель: Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством замечательного композитора М.П. Мусоргского, который, когда-то, так же как и вы сегодня, увидел эти замечательные картинки на выставке своего друга В. Гартмана. Увидел и решил эти картинки нарисовать музыкой…
Ребята, мы совершим сегодня небольшую прогулку по выставке картин, ведь тема нашего сегодняшнего урока посвящена музыкальным картинкам, фортепианной сюиты русского композитора М. П. Мусоргского «Картинки с выставки» которую он написал под впечатлением посещения выставки картин, рисунков и эскизов своего друга художника и архитектора В. А. Гартмана. (СЛАЙД №5)
Сюита – это произведение которое имеет несколько частей, объединённых общим замыслом. Сюита М. П. Мусоргского «Картинки с выставки» состоит из 10 музыкальных картинок, объединённых идеей от впечатления просмотра на выставке художественных работ Виктора Александровича Гартмана.
слайд №6
Учитель: Посмотрите, сколько интересных картинок у нас прямо как на выставке. Давайте скажем тему нашего урока.
Ответ учащихся - «Картинки с выставки».
(записать в тетрадь).
Учитель.
Внимательно рассмотрите репродукцию. Что на ней изображено? Как вы думаете назвать первую картинку из сюиты?
Учитель: с помощью чего художник рисует картины
ответ учащихся - красок, кистей.
А композитор может нарисовать музыку?
ответы учащихся – с помощью звуков (нот).
2.Слушание музыки
«Прогулка» слайд № 7
3.В таблице выделите те слова, которые могут соответствовать музыкальной картинке. Подумайте, какие слова можно использовать для её характеристики.
ответы учащихся
4. Если бы вы были на месте автора, как бы вы назвали эту музыкальную пьесу?
ответ учащихся
Запишем название в тетрадь.
Учитель:
Давайте их послушаем и сравним наши впечатления
( слушание) сюиты
« Картинки с выставки». Обсуждение какие музыкальные средства использовал п композиторобсуждение использования музыкальных средств выражения и изображения).
«Баба Яга» слайды № 9-10
просмотр мультфильма
слайд №11 таблица
«Балет невылупившихся птенцов» слайд №12
просмотр мультфильма
слайд №13 таблица
«Богатырские ворота» слайд№ 14
слайд №15
Учитель: Вот как интересно увидел эти картинки Мусоргский. У нас с вами тоже получились интересные работы. Вы отлично справились с ролью Молодцы! Личностные УУД
( формирование интереса к музыке и различным видам музыкально- творческой деятельности, формирование самооценки, формирование установки на здоровый образ жизни через прослушивание классической музыки)
Познавательные УУД
(приобретение элементарных навыков в музыкально- творческой деятельности)
Коммуникативные УУД
(приобщение к сотворчеству, формирование умения слушать и слышать, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, характеризовать и описывать объект)
Регулятивные УУД
( планировать результаты решения поставленной задачи)
Познавательные УУД
прослушивание композиторского сочинения.
Ситуация успеха
КоммуникативныеУУД(приобщение к сотворчеству, формирование умения слушать и слышать, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, характеризовать и описывать объект)
Регулятивные УУД
( планировать результаты решения поставленной задачи)
Личностные УУД
Проявлять эмоциональную отзывчивость 3мин.
3 мин.
15мин.
Физкультминутка «Танец маленьких утят» Коммуникативные УУД
Исполнять движения классом
Личностные УУД
Проявлять эмоциональную отзывчивость 3мин
4 закрепление изученного матерьяла Б) первичное закрепление Формулирование темы урока
Д) Включение новых знаний в систему Учитель:
какая тема урока была ?Дети: Сюита М.П. Мусоргского
« Картинки с выставки».
Учитель: Что такое сюита?
Дети: Музыкальное произведение, состоящее из нескольких частей и имеющее одну тему.
Регулятивные УУД
Соотносить характер звучащей музыки, содержание и средства выразительности музыкальных и живописных образов
Личностные УУД
Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии музыки.
Познавательные УУД
Ситуация успеха 5 мин
Рефлексия Обобщение. Организация контроля. Учитель: Подводим итоги нашего урока. Какую цель мы с вами ставили?
Дети: Познакомиться с музыкальными картинками.
Учитель: Мы справились?
Ученики: Наша цель была ответить на вопрос «Может ли композитор написать картину?».
Мы это узнали. Познакомились с сюитой.
Учитель: Молодцы! А теперь я предлагаю спеть песню о дружбе композиторов и художников, всех ребят и взрослых Коммуникативные УУД
Формирование доброжелательности.
Взаимный контроль и взаимопомощь
Личностные УУД
Воплощение эмоционального состояния.
Регулятивные УУД
Соотносить содержание и средства выразительности музыкальных и живописных образов 3 мин.
Вокально-хоровая работа. видеоролик песни «Настоящий друг».
Коммуникативные УУД
Исполнять песню хором
Личностные УУД
Проявлять эмоциональную отзывчивость во время исполнения песни 3мин.
Домашнее задание Учитель:
Ребята, нарисуйте картинку к понравившемуся произведению и поместите в эти рамочки. В классе мы устроим свою выставку. 2мин.
https://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku-muziki-muzikalnie-syuzheti-fortepiannoy-syuiti-kartinki-s-vistavki-mp-musorgskogo-1071814.htmlhttps://infourok.ru/multimediynaya-prezentaciya-pesni-nastoyaschiy-drug-1071824.htmlhttps://infourok.ru/user/klichyova-elena-anatolevnahttps://infourok.ru/user/klichyova-elena-anatolevnaтех карта http://www.metod-kopilka.ru/tehnologicheskaya-karta-uroka-muziki-na-temu-muzikalnie-obrazi-i-syuzheti-fortepiannoy-syuiti-kartinki-s-vistavki-mp-musorgskogo-66763.html