Интегрированный урок литературы и музыки для 5 класса по теме «Жизнь А.В.Кольцова в стихах, песнях и памяти народной»


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1
с углубленным изучением отдельных предметов


ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРЫ И МУЗЫКИ 5 класс
Тема урока: «Жизнь Алексея Васильевича Кольцова в стихах, песнях и памяти народной».



Урок подготовили:
учитель русского языка и
литературы,
Кулинич Наталья Константиновна,
I квалификационная категория;
учитель музыки,
Гафурова Оксана Данисламовна,
I квалификационная категория.


АННОТАЦИЯ
Урок – экскурсия по теме «Жизнь Алексея Васильевича Кольцова в стихах, песнях и памяти народной», урок изучения нового материала, знакомит пятиклассников с именем А.В. Кольцова и особенностями его творчества, помогает сформировать знания обучающихся об основных вехах его жизни через интеграцию учебных предметов: изобразительное искусство, история, музыка и литература. Данная форма проведения учебного занятия развивает навыки чтения с извлечением конкретной информации, ассоциативно-образного мышления. Урок является очередным в разделе «Человек перед лицом жизненных испытаний», в рамках которого обучающиеся знакомятся с творчеством русских поэтов и писателей. Формы учебной деятельности: групповая работа, беседа, инсценирование, чтение и анализ стихотворения.
Урок проводится с использование мультимедийного оборудования. Музыкальное сопровождение и иллюстрированные слайды презентации, содержащей примеры произведений искусств по теме урока, помогают ярче проиллюстрировать изучаемый материал и превратить урок-экскурсию в увлекательное путешествие в мир творчества Кольцова. Задания построены таким образом, чтобы у детей была возможность продемонстрировать знания, полученные во время урока и самостоятельно. На уроке для обучающихся создаются условия формирования универсальных учебных действий: коммуникативных, познавательных, регулятивных, личностных.
В ходе учебного занятия используются: элементы технологии активных методов обучения («Сноп» - поиск и выделение необходимой информации, «Нотный стан» - рефлексия), смена деятельности, физминутка.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА 
Ф. И. О. педагога:__Кулинич Н.К., Гафурова О.Д.__________________________________________________________  Предмет:__литература, музыка__________________________________________________________________________ Класс:_____5 _________________________________________________________________________________________  Тип урока: урок изучения нового материала_______________________________________________________________
Форма проведения: урок-экскурсия ______________________________________________________________________ 

Тема
«Жизнь А.В. Кольцова в стихах, песнях и памяти народной»

Цель:
Создание условий, способствующих формированию знаний обучающихся об основных вехах жизни А.В. Кольцова и его творчестве
Планируемые результаты:
Предметные:
обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения творчества русского поэта из народа А.В. Кольцова;
формирование умений воспринимать, анализировать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, в песне народной на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления;
воспитание эстетического отношения, устойчивого интереса к литературному, художественному и музыкальному творчеству народа.
Метапредметные:
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, находить взаимосвязь разных видов искусств (поэзии, изобразительного искусства и музыки), выбирать средства выразительности при чтении стихотворения и исполнении песен, классифицировать, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые и музыкальные средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности.
Личностные: воспитание гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, знание истории, языка, культуры своего народа, основ культурного наследия народов России; усвоение традиционных ценностей российского общества.

Основные понятия
Страда – напряженная летняя работа в период косьбы, уборки урожая.
Косцы – те, кто косят злаки, траву.
Олицетворение – средство выразительности, в литературе явление природы, предметы очеловечиваются, например, в обращениях.
Хорей (в переводе с греческого) означает - «пляска», хор, хоровод.

Оборудование
Интерактивная доска, компьютер, проектор, мультимедийная презентация (Приложение 1), портрет А.В.Кольцова (Приложение 3), стенд «Стихи А.В. Кольцова в иллюстрациях А.А. Пластова» (Приложение 3), выставка книг «Жизнь и творчество Кольцова», костюм коробейника, лоток с конфетами «Песни Кольцова», изображение снопа, 8 колосьев (Приложение 4), нотный стан, цветные нотки (Приложение 4), фломастеры, учебник «Русская литература» 5 класс, под редакцией Г. И. Беленького.

Этап урока, цель
Деятельность
учителя
Деятельность ученика
Планируемые результаты УУД

I. Оргмомент.
Создает эмоциональный настрой, условия для возникновения интереса к дальнейшему учебному процессу на уроке.
1.Приветствие
2.Вступительное слово, на фоне мелодии учитель литературы читает строки:
Слушают учителя, эмоционально настраиваются на урок.
1) Личностные:
- смыслообразование (Я должен сегодня ).
2) Коммуникативные:
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Учитель литературы указывает на отсутствие темы урока, делит класс на три группы, дает задание на её поиск (СЛАЙД №1-2)
Учащиеся определяют ход решения поставленной перед ними цели. Осознают познавательную задачу
1) Познавательные:
- осознание познавательной задачи.
2) Регулятивные:
- планирование необходимых действий, операций.
3)Личностные:
- положительное отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобрести новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

III. Актуализация знаний

Учитель литературы:
1.С детьми выстраивает логическую цепочку между изобразительным искусством и литературой.
СЛАЙД №3 - глобус
СЛАЙД №4 – карта и символы города Воронежа.
СЛАЙД №5 - портрет Г.Г. Мясоедова и его годы жизни (1834-1911).
2. Дает установку на поиск информации по дате рождения художника (юбилейная дата) (СЛАЙДЫ № 6-7).
3. Акцентирует внимание на одной из картин Мясоедова «Страдная пора. Косцы», дату написания и на лексическое значение слов в названии самой картины: Страда, Косцы (СЛАЙД №8).
1. Словесное описание картины «Страдная пора. Косцы» Г.Г. Мясоедова.
2. отвечают на поставленные вопросы, выполняют задания, данные учителем.
3. Изложение информации полученного домашнего индивидуального задания.


1) Коммуникативные:
Планирование учебного сотрудничества
2) Познавательные:
- общеучебные умения структурировать знания
- поиск и выделение необходимой информации
- построение логической цепи рассуждения.
3) Регулятивные:
- волевая саморегуляция, осознание того, что уже усвоено.
4) Личностные:
- смыслообразование, знание истории, культуры своего народа, основ культурного наследия народов России.

IV. Первичное усвоение новых знаний.

 Учитель литературы:
1. Постановка проблемного вопроса о взаимосвязи поэта Кольцова с жизнью крестьян (СЛАЙД №9).
Рассказ биографии А.В. Кольцова через презентацию (СЛАЙД №10 –16).
1). Коммуникативные:
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать в паре: находить общее решение, умение выражать свои мысли.
2) Познавательные:
- умение структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевые высказывания.
3) Личностные:
- смыслообразование, воспитание гражданской идентичности: знание истории, культуры своего народа.

V. Первичная проверка понимания.

Учитель литературы:
1.Устанавливает взаимосвязь стиха и песни, подводя к утверждению: Стихотворение «Косарь» - песня (СЛАЙД №17).
2. Проводит работу над стихотворением «Косарь» с учащимися через элемент метода АМО (собор колосков-средств художественной выразительности - в сноп) (СЛАЙДЫ №18-20).
3. Учитель музыки проводит тематическую физминутку «Колосок»
4. Дает информацию о том, что стихи и песни Кольцова популярны и всемирноизвестны.
5. Демонстрирует отрывок песни «Косарь» Анжелики Габибовой
на стихи А.Кольцова (СЛАЙД №21).
Учитель музыки:
1.Дает информацию о композиторах, обращавшихся к поэзии Алексея Кольцова, и их произведениях (А.С. Даргомыжский, Н.А. Римский-Корсаков, М.П. Мусоргский, М.А. Балакирев, С.В. Рахманинов, М.И. Глинка) (СЛАЙД №22).
2. Предлагает исполнить народную песню-балладу «Хуторок» (СЛАЙДЫ №24-29).
3. Показ мультимедийной презентации – экскурсия по местам Кольцова (СЛАЙДЫ №30-44).

1.Чтение наизусть стихотворения «Косарь».
2. Анализ стихотворения через работу в группах и микрогруппах – поиск в тексте изобразительно-выразительных средств (устаревшие слова, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, эпитеты, повторы, слова с необычной постановкой ударения, сравнение).
Дети выполняют задания и прикрепляют полученные колосья к снопу.
3. Анализ стихотворения через коллективную работу – поиск в тексте изобразительно-выразительных средств (олицетворение, хорей).
Сообщение учащимся понятия Хорей.
4. Дети выполняют физическую разминку
5.Слушают отрывок песни «Косарь» на стихи А.Кольцова, муз. А. Габибовой.
6. Исполняют хором песню-балладу «Хуторок».
7. Учащиеся проводят обзорную экскурсию по Кольцовским местам в Воронеже (презентация).
8. Сюрпризный момент – коробейник (конфеты «Песни Кольцова»).
1) Коммуникативные:
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально, в группе и микрогруппе: находить общее решение, умение выражать свои мысли и оценивать качество своей учебной деятельности.
2) Познавательные:
- умение структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевые высказывания, поиск и выделение необходимой информации;
- смысловое чтение;
- построение логической цепи рассуждения.
3) Регулятивные:
- волевая саморегуляция, осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

VI. Подведение итогов занятия, информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Учитель литературы:
1.Напоминает о поставленной цели в начале урока – вспомнить ход урока и
сформулировать его тему - «Жизнь Алексея Васильевича Кольцова в стихах, песнях и памяти народной». (СЛАЙДЫ №45-47).
2.Привлекает внимание к выставке книг Кольцова.
Организовать обсуждение и запись домашнего задания – повторить термины, изученные на уроке.
Обобщают полученные знания, высказывают своё мнение, предлагая варианты названия урока.









1)Коммуникативные:
- развитие устной речи, памяти;
- умение выражать свои мысли, слушать других;
- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, находить общее решение.
2) Регулятивные:
- волевая саморегуляция, прогнозирование, осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.
3) Личностные:
- смыслообразование, воспитание гражданской идентичности: уважение к Отечеству, знание истории, культуры своего народа, усвоение традиционных ценностей Российского общества.

VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Учитель литературы:
1.Дает информацию о домашнем задании: повторение терминов, употребленных на уроке.

Записывают домашнее задание в тетрадь.
1) Познавательные:
- оценка процессов и результатов деятельности
2) Регулятивные:
- волевая саморегуляция
- осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению

VIII. Рефлексия.
Учитель музыки:
1.Побуждает детей к самооценке через нотный стан (СЛАЙД №48).
2. Предлагает объяснить свой выбор и совместно с обучающимися подводит итоги урока.

1.Делятся впечатлениями и дают оценку своей деятельности на уроке.
Выбирают нотку, цвет которой определяет эмоциональное состояние их на конец урока.
Дети определяются с цветом нотки.
2.Выбирают ступень нотного стана, обозначающий их уровень работы на уроке.
3. Подведение общего итога урока.
Развитие самооценки
1) Коммуникативные:
- умение выражать свои мысли
- оценивание качества своей и общей учебной деятельности
2) Познавательные:
- оценка процессов и результатов деятельности
3) Личностные:
- приобретение мотивации к процессу образования; стремление к приобретению новых знаний и умений.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
А. В. Кольцов. Сочинения. Ленинградское отделение. 1984 г. (Стр. 3-322).
А. В. Кольцов. Стихотворения. Издательство «Детская литература» 1979. Школьная библиотека. ( Стр. 3-22; 27-122).
А. В. Кольцов. Стихотворения. Москва. «Художественная литература». 1989 г. (Стр. 5-296).
А. В. Кольцов. Стихотворения (1827-1842). Москва. «Художественная литература». 1986 г. (Стр. 5-187).
А. В. Кольцов. Стихотворения. Письма к В. Г. Белинскому. Центрально- Черноземное книжное издательство. Воронеж - 1984 г. (Стр. 5-357).
История русской литературы девятнадцатого века (1800-1830-е годы) в двух частях под редакцией В. Н. Аношкиной, Л. Д. Громовой. Москва. Гуманитарный издательский центр «Владос» 2001г. (стр. 163-180).
«Русские поэты второй половины девятнадцатого века» М. «Олимп», ООО «Издательство АСТ», 2000 (страниц 952) с. 71-93. Книга для ученика и учителя. Книга из серии «Школа классики».
Ю. Воронцов «Песни Кольцова в русской классической музыке и советской музыке. Песни на стихи А. В. Кольцова 1809-1969.- Воронеж. 1969.-С. 3-22.
«А. В. Кольцов и музыка» Воронежская областная библиотека им. И. С. Никитина; сост.А. В. Хорошилова, под редакцией Е. Д. Медведицыной. _Воронеж , 1969 . - 40 с.










`ђ Заголовок 215