Интегрированный урок истории, литературы и музыки в 11 классе «Урок-бенефис. Русское зарубежье»


Интегрированный урок истории, литературы и музыки в 11 классе
«Урок-бенефис. Русское зарубежье»
Цели урока:
-познакомить с понятием «русское зарубежье»;
-дать представление о людях, составивших «первую волну»
русского зарубежья;
-развивать коммуникативные навыки, умение выступать
на публике, навыки самостоятельной работы;
-воспитывать уважение к людям, которые своим талантом и
за рубежом прославляли Россию, воспитывать любовь к Родине.
Оборудование:
Музыкальные записи: полонез Огинского «Прощание с Родиной», романсы «У церкви стояла карета», «Гори, гори, моя звезда», «Темно-вишневая шаль», любое произведение Рахманинова;Портреты И.И.Сикорского, С.В.Рахманинова, И.Глазунова, К.А.Коровина, Н.Рериха, И.Бунина, А.Куприна, К.Бальмонта, М.Цветаевой, Ф.И.Шаляпина.
Репродукции картин «Неравный брак», картин Н.Рериха.
Выставка книг Бунина, Бальмонта, Куприна, Цветаевой.
5. Театральные элементы: шаль, цилиндр, трость.
Рекомендации к проведению:
За две недели до урока ребята получают задание по группам по 2-3 человека
от учителя истории: собрать материал и подготовить короткие
сообщения о И.И.Сикорском, И.Глазунове, Н.Рерихе,С.В.Рахманинове;
от учителя литературы: собрать сведения о зарубежном периоде жизни
и творчества И.Бунина, А.Куприна, К.Бальмонта, М.Цветаевой,
подобрать стихи, высказывания;
от учителя музыки: выучить и подготовиться исполнять романсы
«У церкви стояла карета», «Гори, гори, моя звезда», «Тёмно-вишнё-
вая шаль».
Другие ученики получают готовые тексты для сообщения.
Третья группа учеников занята в оформлении зала, поиске портретов (их можно изготовить с помощью компьютера), театрального реквизита. Таким образом, задействованы все ученики класса.
Этот урок можно проводить в двух классах одновременно, включив в подготовку учащихся обоих классов или одного класса, пригласив других ребят в качестве зрителей.
Продолжительность урока – 2 по 45 минут – спаренный урок по истории и литературе.
На протяжении всего урока учитель музыки или подготовленный ученик сидит за пианино, обеспечивая музыкальное оформление.
Ход урока.
1. Звучит Полонез Огинского «Прощание с Родиной».
2. Слово учителя истории.
Кто из вас знает название этого произведения? Мы не случайно выбрали эту музыку, так как сегодня у нас пойдет речь о Родине и о людях, вынужденных по разным причинам оставить Родину, Россию – о русских эмигрантах. Разные мотивы побуждали их к этому: политические, экономические, религиозные. Сегодня, когда мы переосмысливаем наше прошлое, мучительно избавляемся от привычных оценок, русское зарубежье предстает перед нами во всем его многообразии. Это наша общая трагедия, не до конца осознанная и раскрытая, Это часть русского сердца и разума, как злого, так и благородного.
Немало людей в разные эпохи бежало из России: князь Курбский и писатель Герцен, духоборье, раскольники, враги царизма – народовольцы и социал-демократы. Однако переломным рубежом, изменившим понятие «Эмиграция» был октябрь 1917 года, гражданская война.
Цель нашего урока – понять умом и почувствовать сердцем драматизм людских судеб, кого потеряла Россия, и кто Россию потерял.
3. Выступления учеников, получивших от учителя истории готовые
тексты для сообщения.
Ты – в сердце, Россия
Ты – цель и подножье
Ты в ропоте крови, в смятенье мечты!
И мне ли плутать в этот век бездорожья?
Мне светишь по-прежнему ты…
В.Набоков.
- Путеводной звездой для них была Россия.
(Звучит романс «Гори, гори, моя звезда» в записи или в живом исполнении).
Белая эмиграция – это люди, не принявшие советскую власть и покинувшие Россию после Октября и в годы гражданской войны.
- В этот период выехало более двух миллионов человек во Францию, Германию, Болгарию, Китай, США, Канаду. Разные были это люди: и ностальгически переживавшие разлуку с Родиной, запутавшиеся в революционное лихолетье, но мало кому известно, что среди русских эмигрантов существовали и фашистские партии.
- Одна из них возникла в США в штате Коннектикут. Ее организовал и был вождем Вопсяцкий, женат был на миллионерше. Другая фашистская партия существовала в Манжурии. С 1932 года ее возглавил Родзаевский, новоявленный фюрер из молодого поколения эмиграции. Он бежал из СССР в 1925 году и вел активную антисоветскую деятельность. Свою цель русская фашистская партия видела в совершении национальных революций в России. На счету РФП были террор, убийства, похищения людей. РФП была связана с японской мафией, расцвела торговля наркотиками, возникли игорные притоны, под видом обыска велись грабежи. Опасность русских фашистов поняли позже (приветствие «Слава России!», свастика, галифе, с обожанием относились к Гитлеру, ненависть к евреям).
- Но были и другие эмигранты, честные, готовые принести хоть какую-то пользу России. В начале двадцатых годов в Праге, Белграде, Париже, пользуясь государственной финансовой поддержкой, возникли объединения земских и городских деятелей – Земгоры. В Париже Земгор возглавил князь Львов – бывший премьер-министр Временного правительства. С помощью Земгора создавались русские школы по типу старых гимназий и просуществовали 40 лет. Русская эмиграция организовывала научные общества инженеров, химиков и так далее. Большой вклад в науку внес Сикорский Игорь Иванович.
4. Сообщение учеников о Сикорском.
5. Учитель музыки.
Русские эмигранты часто собирались в маленьких русских ресторанах, слушали русские романсы.
Звучит романс «Темно-вишневая шаль».
Да, это ностальгия, тоска по Родине.
6.Учитель истории.
В 1929-1931 годах во многих странах разразился мировой экономический кризис. Он нанес ощутимые удары и по русской эмиграции. Многие эмигранты оказались без работы. Не все выдержали ипытание судьбы. Моральное опустошение, отчаяние приводили к трагедиям. Но были и другие судьбы. Массовое явление в Париже – русские таксисты – бывшие казаки, офицеры и даже генералы. В 30-е годы их насчитывалось около трех тысяч. Многие эмигранты отправились в поисках счастья в 30-е годы в Южную Америку, пополнили армию нищих, голодных и безработных. Девушки из высшего общества, княжны, выходили замуж за старых, но очень богатых людей. В картине русского художника Х1Х века «Неравный брак» как будто отражены чувства горечи зрителей ХХ века за наших соотечественников.
7. Ученица исполняет романс «У церкви стояла карета».
8. Учитель литературы.
Самой яркой и впечатляющей страницей является русская культура за рубежом. Среди тех, кто составляет плеяду крупных деятелей мировой культуры, есть и наши соотечественники, жившие вдали от России. Это певец Шаляпин, композиторы Рахманинов и Глазунов, художники Коровин, Рерих, балерина Павлова, писатели Куприн и Бунин, Алексей Толстой, поэты Бальмонт, Гиппиус, Мережковский, Цветаева. 9.Выступление ученика о Н.Рерихе.
Среди биографий известных соотечественников, которые стали жить за рубежом, выделяется необычная история жизни знаменитого художника Н.Рериха. Он был личностью широчайшего диапазона. Великий художник, выдающийся ученый, уникальный философ, известный путешественник, деятель мирового масштаба, он сродни гигантам эпохи Возрождения. Большую часть своей жизни он прожил в Индии. Если вы хорошо всмотритесь в репродукции его картин, то вы ощутите великое чудо гармонии человеческой души и космоса.
10. Учитель музыки.
Гордостью России, воплощением лучших черт русского народа, его глубокого таланта является Федор Иванович Шаляпин.
Грамзапись. Рассказ о Шаляпине.
11. Портрет композитора С.В.Рахманинова. Рассказ о нем.
12. Учитель литературы.
По-разному, но чаще всего трагически складывалась судьба поэтов и писателей, ставших эмигрантами. Они не могли не писать. Но о чем они могли писать? Чаще всего складывалось так, что единственной темой их творчества оставалась Россия, далекая и любимая, мать и мачеха.
13. Литературная композиция.
Ту звезду, что качалася в темной воде
Под кривою ракитой в заглохшем саду,-
Огонек, до рассвета мерцавший в пруде,-
Я теперь в небесах никогда не найду.

В то селенье, где шли молодые года,
В старый дом, где я первые песни слагал,
Где я счастья и радости в юности ждал,
Я теперь не вернусь никогда, никогда.
И.Бунин.
Иван Алексеевич Бунин – прозаик, поэт. Официальное признание его литературных заслуг пришло в 1903 году, когда Академия наук наградила Бунина Пушкинской премией за стихотворный сборник «Листопад» и перевод «Песни о Гайавате» американского поэта Лонгфелло. Широкую читательскую известность Бунину принесла повесть «Деревня». В 1917 году наступила социальная драма писателя, который всегда жил интересами России. Не поняв и не приняв Октябрьской революции, Бунин в 1920 навсегда покинул свою Родину. Начался эмигрантский период жизни и творчества Бунина. Его драматическое настроение выразилось в стихотворении «У птицы есть гнездо…»
У птицы есть гнездо, у зверя есть есть нора.
Как горько было сердцу молодому,
Когда я уходил с отцовского двора,
Сказать прости родному дому!
У зверя есть нора, у птицы есть гнездо,
Как бьется сердце горестно и громко.
Когда вхожу, крестясь, в чужой, наемный дом
С своей уж ветхою котомкой!
Бунин прожил долгую жизнь. Он увидел победу советского народа над немецким фашизмом в 1945 году, был счастлив за свое Отечество. Бунин остался большим писателем. Самым крупным произведением Бунина, созданным в эмиграции, был роман «Жизнь Арсеньева». Это автобиографическое произведение, в котором автор рассказывает о своем духовном развитии, о счастливых и трагических ощущениях бытия. В 1953 году Бунин умер в Париже, там и похоронен.
Александр Иванович Куприн известен нам как автор таких замечательных произведений о любви: «Олеся», «Гранатовый браслет», «Суламифь», произведений социального плана: «Поединок», «Молох», «Яма». Он приветствовал февральскую революцию, редактировал эсеровскую газету «Свободная Россия». У него родился план издания газеты для крестьянства «Земля», в связи с этим в 1918 году был принят В.Лениным. В октябре 1919 года войска Юденича заняли Гатчину, где жил Куприн с семьей. Куприн был мобилизован в белую армию и вместе с отступающими белогвардейцами покинул Родину. Вначале он попадает в Эстонию, затем – В Финляндию, а с1920 года с женой и дочерью поселился в Париже. В эмигрантский период Куприн выпустил несколько сборников прозы. Подзаголовок одного из рассказов этих лет «Про прошлое» - можно отнести к большей части написанного Куприным в годы эмиграции. Основное содержание рассказов и романа «Юнкера» - воспоминания о покинутой Родине. Куприн тяжело переносил жизнь на чужбине. «Чем талантливее человек, тем труднее ему без России,- писал он в одном из писем. Все это привело писателя к решению вернуться на Родину. В мае 1937 года Куприн с женой прибывает в Москву, у него созревают новые творческие планы. Но здоровье подорвано, в августе 1938 года он скончался, похоронен на Волковом кладбище в Ленинграде.
Дурной сон.
Мне кажется, что я не покидал России
И что не может быть в России перемен.
И голуби в ней есть. И мудрые есть змии.
И множество волков. И ряд тюремных стен.
Грязь «Ревизора» в ней. Весь гоголевский ужас.
И Глеб Успенский жив. И всюду жив Щедрин.
Порой сверкнет пожар, внезапно обнаружась,
И снова пал к земле земли убогой сын…
Эти строчки принадлежат Константину Дмитриевичу Бальмонту, поэту, критику, эссеисту, переводчику. В истории русской литературы Бальмонт остался как один из зачинателей «нового искусства» в России, как видный представитель «старшего символизма». Кроме того, широко известны его переводы Гейне, Мюссе, Ибсена. Он считал себя человеком, чуждым политике, после революции жил в Подмосковье, продолжал заниматься литературным трудом. В апреле 1920 года он получил разрешение временно выехать за границу в командировку. Луначарский поручил Бальмонту составить сборник песен европейских народов для Госиздата. Поэт выезжает в Ревель и навсегда покидает Россию. Жил в основном в Париже или на берегу Атлантического океана. Его литературная деятельность была весьма интенсивной, он активно сотрудничал с парижскими и прибалтийскими газетами, журналами. Но разлуку с Родиной переживал болезненно, внимательно следил за происходящим в России. «Мне кажется, что мы за рубежом не чувствуем и не понимаем ничего из того, что сейчас происходит в России», - писал он в одном из писем. С середины 30-х годов у Бальмонта прогрессирует психическое заболевание, усугубленное трудными бытовыми условиями, в которых он находился (он жил в приюте «Русский дом» в Нуази-ле-Гран).
Ни к городу и ни к селу –
Езжай, мой сын, в свою страну,-
В край – всем краям наоборот!
Куда назад идти – вперед…

Нас Родина не позовет!
Езжай, мой сын, домой – вперед –
В свой край, в свой век, в свой час, - от нас –
В Россию – вас, в Россию – масс,
В наш-час страну! В сей-час-страну!
В на-марс – страну! В без-нас – страну!
Эти строчки из цикла Марины Цветаевой «К сыну» написаны в январе 1932 года.
С 1917 по 1922 год, годы расцвета творческих сил, Марина Цветаева упорно и даже с некоторым вызовом, свойственным ее строптивой колючей натуре, противопоставляла себя – в стихах – действительности, В некоторой степени это объясняется особыми свойствами ее характера, трудного, нервного, неуступчивого. С первых же дней победившего Октября она попала не только в новую, но и, как ей казалось, враждебную обстановку. Поэтесса писала много и с увлечением. Присущая ей гордость не позволяла унижаться до жалоб на личные свои материальные и душевные невзгоды. В это время Марина Цветаева жила почти в полном отчуждении от литературной среды, в кругу немногих близких друзей. Она чуждалась общества московских поэтов, не входила ни в одну из поэтических групп. Приглашенная на «Вечер поэтесс» Брюсовым, она нарочно облачилась в темное мешковатое платье, похожее на монашеское одеяние, перепоясанное широким кожаным ремнем. Военная сумка через плечо, коротко остриженные волосы. На ногах валенки. Своим видом она шокировала и публику, и поэтесс. Это выступление Цветаевой было вызовом литературному окружению. В мае 1922 года ей было разрешено вместе с дочерью выехать за границу к мужу, Сергею Эфрону, который оказался в рядах белой эмиграции. Бывший белый офицер, разочаровавшийся после разгрома Деникина и Врангеля в белом движении, он к тому времени порвал с ним и стал студентом университета в Праге. Семья недолго жила в Берлине, затем поселилась в окрестностях Будапешта, потом переехала в Париж. Эмиграция поначалу встретила Цветаеву как единомышленницу, но стало сразу понятно, что поэтесса стала в оппозицию эмигрантскому окружению.
В одну из самых тяжких для себя минут Цветаева с горечью записала: «…мой читатель остается в России, куда мои стихи … не доходят». Через 12 лет полунищенского существования она написала в одном из частных писем: «Нищеты, в которой я живу, вы себе представить не можете, у меня же никаких средств к жизни, кроме писания. Муж болен и работать не может. Дочь вязкой шапочек зарабатывает 5 франков в день, на них мы вчетвером живем, то есть медленно подыхаем с голоду». Мужественно борясь с нищетой и болезнями, в обстановке полного отчуждения от эмигрантских литературных кругов, она не выпускала пера из рук, создавая стихи, поэмы, прозу. В 1937 году Марина Цветаева, после 17 лет бедственного пребывания за рубежом, получив советское гражданство, вернулась, наконец, на родную землю.
Родина.
О, неподатливый язык! Даль, отдалившая мне близь
Чего бы попросту – мужик, Даль, говорящая: «Вернись
Пойми, певал и до меня: Домой!»
-Россия, родина моя! Со всех – до горних звезд-
Меня снимающая с мест!
Но и с калужского холма Недаром, голубей воды,
Мне открывалася она – Я далью обдавала лбы
Даль, - тридевятая земля!
Чужбина, родина моя! Ты! Сей руки своей лишусь,-
Хоть двух! Губами подпишусь
Даль, прирожденная, как боль. На плахе:распрь моих земля-
Настолько родина и столь – Гордыня, родина моя!
Рок, что повсюду, через всю 1932 г.
Даль – всю ее с собой несу!

14.Заключительное слово (один из учителей или все по очереди).
Мы перелистали с вами только некоторые страницы из жизни русского зарубежья.
Прочитайте пьесу М.Булгакова «Бег», и вы поймете, что для людей, покинувших свою Родину, - это трагедия. Алексей Толстой сравнил Россию с истрепанным бурями русским кораблем.
Это сравнение можно отнести и к сегодняшней России. По данным общества «Родина» численность наших соотечественников за рубежом составляет более 30 миллионов человек. Только в США проживает более 10 миллионов.
Это знак того, что мы должны знать, помнить тех, кто жил за границей, но в душе всегда был с Россией, кого можно назвать патриотами.