Рабочая программа по УД Менеджмент

министерство образования и науки Российской Федерации
Старооскольский технологический институт им. А.А. УГАРОВА
(филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения
высшего образования
«Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»
ОСКОЛЬСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ



УТВЕРЖДЕННО
НМС ОПК
протокол №_1_
от «_1_» сентября 2016г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММа учебной ДИСЦИПЛИНЫ

Менеджмент


Наименование специальности
22.02.05 Обработка металлов давлением




Квалификация выпускника
Техник






Старый Оскол 2016г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС 3+) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО)- 22.02.05 «Обработка металлов давлением» и с учетом соответствующей примерной программы учебной дисциплины, прошедшей внутреннюю экспертизу 20.01.2011г.



Организация разработчик: ОПК СТИ НИТУ «МИСиС»



Разработчик:
Черненко В.А. - преподаватель ОПК СТИ НИТУ «МИСиС»


Рабочая программа рекомендована П(Ц)К специальности 38.02.01

Протокол №__ от « » 2016г.

Председатель П(Ц)К / Н.В.Слободенюк /



Рецензенты:

внутренний
Мышкова Н.И.– преподаватель СТИ НИТУ «МИСиС» ОПК
внешний
Харитонова О.А. – начальник ОБУиО – главный бухгалтер департамента имущественных и земельных отношений
СОДЕРЖАНИЕ





ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Область применения рабочей программы
Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплиной
Перечень формируемых компетенций
Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины

4



СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Тематический план и содержание учебной дисциплины

6


условия реализации учебной дисциплины
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Информационное обеспечение обучения
Общие требования к организации образовательного процесса

12


Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

13

Приложение
Комплект кон6трольно-оценочных средств



1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Менеджмент

1.1. Область применения примерной программы
Рабочая программа учебной дисциплины менеджмент является частью основной профессиональной образовательной программы, относится к вариативной части ФГОС3+ СПО, разработанной ОПК в соответствии с ФГОС3+ СПО по специальности 22.02.05 Обработка металлов давлением.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании в рамках реализации программ переподготовки кадров в учреждениях СПО.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в профессиональный цикл ППССЗ (вариативная часть)

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- организовывать работу и обеспечивать условия для профессионально-личностного совершенствования исполнителей.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- современные технологии управления персоналом;
- функции, виды и психологию менеджмента;
- основы организации работы коллектива исполнителей;
- принципы делового общения в коллективе;
- информационные технологии в сфере управления производством.
1.4 Перечень формируемых компетенций
Общие компетенции (ОК)
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

1.5. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 48 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часа;
самостоятельной работы обучающегося 16 часов.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы
Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
48

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
32

в том числе:


лекции
28

практические занятия
4

контрольные работы


Самостоятельная работа обучающегося (всего)
16

в том числе:


подготовка к аудиторным занятиям (изучение литературы по заданным темам, написание рефератов, докладов и пр. письменных работ)
8

тематика внеаудиторной самостоятельной работы
8

Итоговая аттестация в форме комплексного экзамена в 6 семестре





2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины:
Менеджмент
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения

1
2
3
4

Раздел 1. Основы менеджмента

12


Тема 1.1. Сущность и характерные черты современного менеджмента
Содержание учебного материала

2



Лекции (уроки)

продуктивный


1
Сущность и характерные черты современного менеджмента. Понятие менеджмента, его содержание и место в системе социально-экономических категорий. Особенности управления организациями различных организационно-правовых форм. Цели и задачи управления организациями. Сущность и характерные черты современного менеджмента




Самостоятельная работа обучающихся
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы
«Менеджмент как наука и искусство »
Домашнее задание по теме:
1 [5] – гл.1, дополнение конспекта лекции
1


Тема 1.2 Цикл менеджмента
Содержание учебного материала

2



Лекции (уроки)

продуктивный



2
Функции менеджмента. Цикл менеджмента (планирование, организация, мотивация и контроль) –
основы управленческой деятельности. Характеристика функций цикла. Взаимосвязь и взаимообусловленность функций управленческого цикла.




Самостоятельная работа обучающихся
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Подготовка реферата на тему: «Практические предпосылки возникновения менеджмента, его роль в развитии современного производства.».
1 [4] – гл.2.2, дополнение конспекта лекции
1


Тема 1.3. Внешняя и внутренняя среда организации
Содержание учебного материала

4



Лекции (уроки)

продуктивный


3
Внешняя среда организации. Факторы среды прямого и косвенного воздействия: поставщики, потребители, конкуренты, профсоюзы, законы и государственные органы, состояние экономики, политические факторы, социально-культурные факторы, международные события, научно-технический прогресс.
Внутренняя среда организации: структура,
кадры, внутриорганизационные процессы, технология, организационная культура.




4
Организационная структура предприятия, ее виды и характеристики: линейная, функциональная, линейно-функциональная, штабная, дивизиональная и матричная.




Самостоятельная работа обучающихся
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы
«Факторы внутреннего и внешнего воздействия»
1-2 [4] – гл.1.3, дополнение конспекта лекции
2


Раздел 2. Современные технологии управления персоналом

36


Тема 2.1. Основы теории принятия управленческих решений

Содержание учебного материала

2



Лекции (уроки)

продуктивный


5
Понятие управленческого решения. Типы решений, уровни принятия решений: рутинный, селективный, адаптационный, инновационный.Этапы принятия решений: установление проблемы, выявление факторов и условий, разработка решений, оценка и принятие решения. Требования, предъявляемые к управленческим решениям. Матрицы принятия решений.




Самостоятельная работа обучающихся
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: «Определение причин трудностей в организации работы подчиненных». «Стратегический подход к принятию управленческих решений».
1-2 [5] – гл.9, дополнение конспекта лекции
1


Тема 2.2. Понятие планирование и стратегический менеджмент
Содержание учебного материала

2




Лекции (уроки)

продуктивный


6
Понятие и формы планирования. Виды планов. Принципы планирования. Понятие стратегического планирования. Этапы стратегического планирования: миссия и цели, анализ внешней среды, анализ сильных и слабых сторон, анализ альтернатив и выбор стратегии, управление реализацией стратегии, оценка стратегии.




7
Практическое занятие № 1 Миссия организации
2



Самостоятельная работа обучающихся
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
«Миссия, цели и задачи организации».
1[4] – гл.2.3,2.4, дополнение конспекта лекции
2


Тема 2.3. Система мотивации труда.

Содержание учебного материала

2



Лекции (уроки)

продуктивный


8
Индивидуальная и групповая мотивации. Правила работы с группой. Первоначальные, содержательные и процессуальные теории мотивации.




Самостоятельная работа обучающихся
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Подготовка реферата на тему: «Организация работы коллектива ».
1 [4] – гл.3.3, дополнение конспекта лекции
1


Тема 2.4 Управление рисками
Содержание учебного материала

2



Лекции (уроки)

продуктивный


9
Понятие и виды рисков: предпринимательский, коммерческий и финансовый. Методика оценки капиталовложений и выбор наименее рискованного варианта: по средней арифметической и по коэффициенту вариации.




Самостоятельная работа обучающихся
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
«Способы снижения рисков»
1 [интернет ресурсы], дополнение конспекта лекции
1


Тема 2.5 Этика делового общения
Содержание учебного материала
2





продуктивный


Лекции (уроки)




10

Деловое общение, его характеристика. Фазы делового общения: начало беседы, передача информации, аргументирование, опровержение доводов собеседника, принятие решения.




Самостоятельная работа обучающихся
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
«Правила ведения переговоров»
Домашнее задание по теме:
1 [интернет ресурсы], дополнение конспекта лекции
1


Тема 2.6. Особенности менеджмента в области профессиональной деятельности
Содержание учебного материала

6









2



Лекции (уроки)

продуктивный


11
Понятие руководства и власти. Управление личностью и управление группой. Лидерство и власть.




12
Стили руководства в управлении. Двухмерная трактовка стилей. Управленческая решетка.




13
Планирование работы менеджера. Самоменеджмент. Затраты и потери рабочего времени. Основные направления улучшения использования времени. Организация рабочего дня, рабочей недели, рабочего места.




14
Практическое занятие № 2 Имидж менеджера и его составляющие.




Самостоятельная работа обучающихся
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Подготовка доклада на тему: «Власть и влияние».
Домашнее задание по теме:
1-3 [5] – гл.10, дополнение конспекта лекции
4


Тема 2.7. Информационные технологии в сфере управления производством
Содержание учебного материала
4



Лекции (уроки)

продуктивный


15
Понятие и роль информации в управлении. Классификация информации.




16
Информационные системы, их формирование и развитие. Каналы коммуникации




Самостоятельная работа обучающихся
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Подготовка доклада на тему: «Использование интернета в процессе изучения рынка».
Домашнее задание по теме:
1-2 [5] – гл.8, дополнение конспекта лекции
2


Всего
48







3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Менеджмент».
Технические средства обучения:
компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
Учебно-наглядные пособия:
комплект учебно-наглядных пособий по дисциплине «Менеджмент»;
статистические справочники;
иллюстративный материал по отдельным темам дисциплины;
лекции-презентации по темам;
стенды в кабинете социально-экономических дисциплин (тематически оформленные).
Специализированная мебель:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя.

3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Басховский, Л.Е. Менеджмент: учеб. пособие / Л.Е. Басховский. – М.: ИНФРА-М, 2015г.- 504с.
Виханский, О. С. Менеджмент : человек, стратегия, организация, процесс: учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов. – М.: МГУ, 2014г.- 345с.
Герчикова, И.Н. Менеджмент: учебник /И.Н. Герчикова. – Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Банки и биржи,. – 2014г. – 178с.
Кнышова Е.Н. Менеджмент: Учебное пособие. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2015. – 304с.
Косьмин А.Д. Менеджмент: учеб. для студ. учреждений сред. проф. Образования/ А.Д. Косьмин, Н.В. Свитницкий, Е.Н. Косьмина. – 6-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 208с.
Дополнительные источники:
Гребцова, В.Е. Менеджмент для студентов колледжей: учебник / В.Е. Гребцова. – М.: Ростов-на-Дону, Феникс, 2015г. – 186с.
Панкратов, В.Н. Искусство управлять собой: практическое руководство / В.Н. Панкратов – М.: Институт психотерапии, 2015г.- 256с.
Резник, С.Д. Управление персоналом: учеб. пособие / С.Д. Резник, И.А. Игошина – Пенза: ПГСА, 2014г.- 136с.
Интернет – ресурс:
1. [Электронный ресурс]: http: //www.intertour.bsu.by
2. [Электронный ресурс]: http: //www.kozyrin.ru

Периодические издания
Экономика и жизнь. Деловая экономическая газета. Выходит еженедельно.


3.3 Общие требования к организации образовательного процесса
Занятия по учебной дисциплине проводятся как в традиционной форме, так и с использованием активных интерактивных форм и методов проведения занятий (кейс-задания), информационных технологий. В комплекте оценочных средств, методических указаниях представлены задания активного и интерактивного обучения. Консультативная помощь студентам оказывается еженедельно.
Освоению данной дисциплины предшествовало изучение следующих дисциплин: ОП.10 Основы экономики организации.






4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Оценка качества освоения учебной программы включает текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию по итогам освоения дисциплины.
Текущий контроль проводится в форме выполнения практических заданий, тестирования, выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Промежуточная аттестация проводится в форме экзамена.

Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания, общие и профессиональные компетенции)
Основные показатели оценки результата
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения


Уметь:



У1 организовывать работу и обеспечивать условия для профессионально-личностного совершенствования исполнителей.
ОК 1-9

анализ и оценка методики использования на практике работы подразделения, методов планирования и организации
Представление продукта на разных уровнях;
Групповые задания;
Экспертная оценка выполнения практической работы
Индивидуальные консультации;
Экспертное суждение, дополнения к ответам.
Экспертная оценка выполнения самостоятельной работы

Знать:



З1. современные технологии управления персоналом
владение терминологией, понятиями, правильное их употребление в ответах.
владение знаниями, сущностью и характерными чертами современного и профессионального менеджмента
Представление продукта на разных уровнях;
Групповые задания;
Экспертная оценка выполнения практической работы
Индивидуальные консультации;
Экспертное суждение, дополнения к ответам.
Экспертная оценка выполнения самостоятельной работы

З2. функции, виды и психологию менеджмента
- владение знаниями о цикле менеджмента и о взаимосвязи функций менеджмента,
- анализ эффективности планирования, организовывания, мотивации и контроля


З3. основы организации работы коллектива исполнителей
владение знаниями состава материальных, трудовых и финансовых ресурсов,
анализ эффективности использования ресурсов;
владение знаниями прав и обязанностей работников в сфере профессиональной деятельности


З4 принципы делового общения в коллективе
владение терминологией, понятиями, правильное их употребление в ответах;
владение знаниями, сущностью и принципами делового общения


З5 информационные технологии в сфере управления производством
владение терминологией, понятиями, правильное их употребление в ответах;
анализ эффективности использования информации.





ПРИЛОЖЕНИЕ
КОМПЛЕКТ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ (КОС)
Контроль и оценка освоения учебной дисциплины
«Менеджмент»
Элемент учебной дисциплины
Формы и методы контроля



Текущий контроль
Промежуточная аттестация


Форма контроля
Проверяемые ОК, У, З
Форма контроля
Проверяемые ОК, У, З
Форма контроля
Проверяемые ОК, У, З

Раздел 1. Основы менеджмента


Тестирование
У1, З 1, З2
ОК1-ОК9
Экзамен
У1, З 1, З2
ОК1-ОК9

Тема 1.1. Сущность и характерные черты современного менеджмента
Устный опрос
Самостоят. работа
У1, З 1, З2
ОК1-ОК9





Тема 1.2 Цикл менеджмента
Устный опрос
Самостоятельная работа
У1
З2
ОК4, ОК5





Тема 1.3. Внешняя и внутренняя среда организации
Устный опрос
Самостоятельная работа
У1
З2
ОК4, ОК5





Раздел 2. Современные технологии управления персоналом


Практическая работа
Тестирование
У1
З 1, З2, З3, З4,З5
ОК1 - ОК9

Экзамен
У1
З 1, З2, З3, З4,З5
ОК1 - ОК9


Тема 2.1. Основы теории принятия управленческих решений

Устный опрос
Самостоятельная работа
Тестирование
У1
З 1, З2, З3, З4,З5
ОК1 - ОК9






Тема 2.2. Понятие планирование и стратегический менеджмент
Устный опрос
Самостоятельная работа Практическая работа №1
У1
З 1, З2, З3, З4,З5
ОК1 - ОК9






Тема 2.3. Система мотивации труда

Устный опрос
Самостоятельная работа
Тестирование
У1
З 1, З2, З3, З4,З5
ОК4, ОК5, ОК6,ОК7, ОК8





Тема 2.4 Управление риска
Устный опрос
Самостоятельная работа
Тестирование
У1
З 1, З2, З3, З4,З5
ОК1 - ОК9






Тема 2.5 Этика делового общения
Устный опрос
Тестирование
Самостоят. работа
У1
З 1, З2, З3, З4,З5
ОК1 - ОК9






Тема 2.6. Особенности менеджмента в области профессиональной деятельности
Устный опрос
Тестирование, Самостоят. работа Практическая работа №2
У1
З 1, З2, З3, З4,З5
ОК1 - ОК9






Тема 2.7 Информационные технологии в сфере управления производством
Устный опрос
Тестирование, Самостоят. работа
У1
З 1, З2, З3, З4,З5
ОК1 - ОК9







МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СТАРООСКОЛЬСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМ. А.А. УГАРОВА
(филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения
высшего образования
«Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»
ОСКОЛЬСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ


УТВЕРЖДАЮ:

Зам.директора ОПК поУР__________
Е.Н.Береговенко
«____»___________ 201 г


ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
по дисциплине «Менеджмент»
специальность «Обработка металлов давлением», 3 курс

1. Сущность и характерные черты современного менеджмента.
2. Цикл менеджмента.
3. Понятие и характеристика внешней среды организации.
4. Понятие и характеристика внутренней среды организации.
5. Процесс управления организацией.
6. Понятие управленческого решения, требования, предъявляемые к управленческим решениям.
7. Этапы принятия управленческих решений.
8. Стратегическое планирование.
9. Первоначальные теории мотивации.
10. Содержательные теории мотивации.
11. Процессуальные теории мотивации.
12. Управление рисками.
13. Этика делового общения.
14. Понятие и формы планирования.
15. Понятие мотивации, стимула, коммуникации.
16. Понятие руководства и власти.
17. Лидерство и власть.
18. Стили руководства в управлении.
19. Самоменеджмент.
20. Затраты и потери рабочего времени менеджера.
21. Организация рабочего места менеджера.
22. Имидж менеджера.
23. Информационные системы, их формирование и развитие.
24. Понятие и роль информации в управлении.
25. Классификация информации.

Преподаватель: В.А.Черненко

Рассмотрены на заседании ПЦК специальности 38.02.01
Протокол № __ от «___»_______ 201 г.

Председатель ПЦК ________ Н.В.Слободенюк «____»__________________201 г.


При определении оценки знаний студентов во время экзамена руководствуются следующими критериями:
оценка «отлично» выставляется студенту, обнаружившему всесторонние систематическое и глубокое знание учебного материала, предусмотренного программой; усвоившему основную и знакомому с дополнительной литературой по программе, умеющему творчески и осознанно выполнять задания, предусмотренные программой; усвоившему взаимосвязь основных понятий дисциплины и умеющему применить их к анализу и решению практических задач; безупречно выполнившему в процессе изучения дисциплины все задания, предусмотренные формами текущего контроля;
оценку «хорошо» заслуживает студент, обнаруживший полное знание учебного материала, предусмотренного программой; усвоивший основную учебную литературу, рекомендуемую в программе; успешно выполнивший все задания, предусмотренные формами текущего контроля;
оценка «удовлетворительно» выставляется студенту обнаружившему знание основного учебного материала, предусмотренного программой, в объеме необходимом для дальнейшей учебы и работы по специальности, знакомому с основной литературой, рекомендованной программой; справляющемуся с выполнением заданий, предусмотренных программой; выполнившему все задания, предусмотренные формами текущего контроля, но допустившему погрешности в ответе на экзамене и обладающему необходимыми знаниями для их устранения под руководством преподавателя;
оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, обнаружившему пробелы в знании основного материала, предусмотренного программой, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий; не выполнившему отдельные задания, предусмотренные формами текущего контроля.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СТАРООСКОЛЬСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМ. А.А. УГАРОВА
(филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования
«Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»
ОСКОЛЬСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ


ПЦК специальности 38.02.01

Темы рефератов
по дисциплине Менеджмент

1. Истоки современной управленческой науки;
2. Подходы к управлению различных научных школ;
3. Истоки проблем российского менеджмента;
4. Роль предпринимательства в обществе;
5. Социальная ответственность предпринимателя;
6. Этика и современное управление;
7. Повышение показателей этичности поведения;
8. Наука управления;
9. Методы прогнозирования и моделирования;
10. Стратегическое управление;
11. Стратегический подход к управлению операциями;
12. Мотивация и компенсация;
13. Адаптивное руководство;
14. Ситуационные походы к эффективному лидерству;
15. Теории лидерства;
16. Формирование трудовых ресурсов;
17. Повышение качества трудовой жизни;
18. Конфликт и пути его разрешения;
19. Формы власти и влияния;
20. Умение управлять стрессами;
21. Менеджмент – наука или искусство?
22. Внешняя среда ОАО ОЭМК;
23. Внутренняя среда ОАО ОЭМК;
24. Эффективная мотивация;
25. Конфликт. Как быть?
26. Власть и управление ею;
27. Необходимость контроля в организации;
28. Переговоры и их правила;
29. Этикет поведения на приемах;
30. Умение одеваться.

Критерии оценки:

оценка «отлично» выставляется студенту, если он рационально выбрал исходную информацию, подробно и полно изложил изучаемый вопрос; изложил несколько точек зрения на изучаемый вопрос, в том числе собственную; самостоятельно и аргументированно сделал выводы; оформил реферат в соответствии с требованиями; подготовил мультимедийную презентацию;
оценка «хорошо» выставляется студенту, если он рационально выбрал исходную информацию, недостаточно подробно и полно изложил изучаемый вопрос; изложил несколько точек зрения на изучаемый вопрос, в том числе собственную; самостоятельно и аргументированно сделал выводы; оформил реферат в соответствии с требованиями;
оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если он рационально выбрал исходную информацию, недостаточно полно изложил изучаемый вопрос; изложил одну точку зрения на изучаемый вопрос; сделал выводы; оформил реферат в соответствии с требованиями;
оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, если он нерационально выбрал исходную информацию, неполно изложил изучаемый вопрос; изложил одну точку зрения на изучаемый вопрос; не сделал выводы; оформил реферат не в соответствии с требованиями.


Преподаватель В.А. Черненко
«____»_____________201 г.

Рассмотрены на заседании ПЦК специальности 38.02.01
Протокол № ____ от «____» ____________ 201 г.
Председатель ПЦК ______________ Н.В.Слободенюк





МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СТАРООСКОЛЬСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМ. А.А. УГАРОВА
(филиал) федерального государственного автономного
образовательного учреждения
высшего образования
«Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»
ОСКОЛЬСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ


УТВЕРЖДАЮ:

Зам.директора ОПК поУР__________
Е.Н.Береговенко
«____»___________ 201 г


Фонд тестовых заданий
по дисциплине «Менеджмент»
специальность «Обработка металлов давлением»
1.Тесты и ситуации по теме: «Внешняя среда организация».
ВАРИАНТ 1
1. На какие две составляющие делится внешняя среда организации:
1.1 макросреда,
1.2 социально-культурная среда,
1.3 законодательно-правовая среда,
1.4 микросреда,
1.5 внутренняя среда.
2. Перечислите факторы внутренней среды:
3. По количеству целей решения бывают:
3.1 многоцелевые,
3.2 конкретно целевые,
3.3 одноцелевые,
3.4 средне целевые.
4. Перечислить направления решений:
5. В зависимости от того кто принимает решения, они бывают:
5.1 коллективные,
5.2 индивидуальные,
5.3 групповые,
5.4 межличностные,
5.5 внутри личностные.
6. Назовите составляющие 1-го этапа принятия решений «Постановка задачи решения проблем»:
7. Какие требования предъявляют к решениям:
7.1 точность,
7.2 своевременность,
7.3 оперативность,
7.4 краткость,
7.5 единство распорядительства,
7.6 минимальное число корректировок,
7.7 полномочность,
7.8 конкретность,
7.9 обоснованность,
7.10 строгая ответственность,
7.11 сбалансированность прав и обязанностей.
8. Дать определение, что такое решение.
9. Описать решения, принимаемые в зависимости от личностных характеристик менеджера.
ВАРИАНТ 2.
1. Внешняя среда организации включает:
1.1 демографические факторы,
1.2 финансы организации,
1.3 экологические факторы,
1.4 кадровый потенциал,
1.5 СМИ.
2. По степени структурирования решения бывают:
2.1 запрограммированные,
2.2 планируемые,
2.3 незапрограммированные,
2.4 неконтролируемые.
3. Перечислите, какие бывают решения в зависимости от содержания:
4. По длительности действия выделяют следующие решения:
4.1 постоянные,
4.2 долгосрочные,
4.3 временные,
4.4 среднесрочные,
4.5 прерывистые,
4.6 краткосрочные,
4.7 оперативные.
5. Перечислите, какие бывают направления решений:
6. Какие уровни включает 3-й этап «Выбор решений»:
6.1 определение критериев выбора,
6.2 выбор решений не отвечающий критериям,
6.3 выбор решений, отвечающий критериям,
6.4 оценка возможных последствий,
6.5 оценка возможных перспектив,
6.6 выбор случайного решения,
6.7 выбор предпочтительного решения.
7. Назовите составляющие 4-го этапа «Организация выполнения решения и его оценки»:
8. Дать определения управленческого решения.
9. Опишите селективный и инновационный уровни принятия решения.

ВАРИАНТ 3
1. Перечислить ближайшее окружение организации.
2. Внутренняя среда организации включает:
2.1 сбытовой потенциал,
2.2 маркетинговые посредники,
2.3 технология,
2.4 кадры,
2.5 контактные аудитории,
3. По направленности действия решения бывают:
3.1 стратегические,
3.2 оперативные,
3.3 коммуникативные,
3.4 тактические,
3.5 практические.
4. Перечислить какие бывают решения в зависимости от уровня их принятия.
5. По степени важности решения бывают:
5.1 особо важные,
5.2 не особо важные,
5.3 стандартные,
5.4 текущие,
5.5 крайне важные решения.
6. По степени секретности решения бывают:
6.1 сверхсекретные,
6.2 конфиденциальные,
6.3 секретные,
6.4 решения для широкого круга лиц.
7. Назовите составляющие 2-го этапа «Разработка вариантов решений»:
8. Описать рутинный и адаптационный уровни принятия решения.
9. Описать три вида решений принимаемых в зависимости от базиса положенного в основу принятия решения.





Критерии оценки:

оценка «отлично» - 85% - 100%;
оценка «хорошо» - 70% - 85%;
оценка «удовлетворительно» - 70% - 50%;
оценка «неудовлетворительно» - менее 50%.


Преподаватель В.А. Черненко
«____»_____________201 г.

Рассмотрены на заседании ПЦК специальности 38.02.01
Протокол № ____ от «____» ____________ 201 г.
Председатель ПЦК ______________ Н.В.Слободенюк


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СТАРООСКОЛЬСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМ. А.А. УГАРОВА
(филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения
высшего образования
«Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»
ОСКОЛЬСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

ПЦК специальности 38.02.01

Кейс-задача

Дисциплина: Менеджмент
Вариант 1
У Вас «горит» важный контракт. И от Вашей встречи с клиентом зависит очень многое. Вы нервничаете перед встречей и осознаете, что настроены давить на собеседника. Однако Вы решаете держать себя в руках и проявить гибкость, терпение и осторожность. Но уже в середине разговора замечаете, что инициатива «ушла» из Ваших рук, и Вас очень умело заставляют соглашаться с теми пунктами контракта, с которыми соглашаться нельзя. Вы чувствуете, что сейчас все развалится, если Вы что-нибудь не предпримете. Вас охватывает чувство безнадежности. Ваши действия?

Вариант 2
Ваша фирма благополучно миновала все экономические кризисы и ее финансовое положение отличное. Но Вы заметили, что прежние энтузиазм и рвение подчиненных угасли, а впереди - международная выставка и Вам как никогда нужна сплоченная профессиональная команда. Какими способами Вы поднимете упавший дух команды?

Вариант 3
В 1999 г. завод с многолетней историей переживал не самые лучшие времена. Экономическое неблагополучие, отсутствие каких-либо (перспектив, казалось, само по себе является благодатной почвой для возникновения и распространения пассивных настроений, но данная ситуация усугублялась еще и тем, что руководство не отступало от своей закрытой информационной политики.
Работникам не было известно, что происходит в настоящее время и что ожидает завод и всех их в будущем. Постоянные переживания из-за неопределенности ситуации не могли не сказаться на эмоциональном состоянии и поведении людей. Были распространены апатия и подавленность, часто слышалось «мы здесь не хозяева, от нас ничего не зависит». Средний возраст персонала составлял около 45 лет (две трети работников это люди пенсионного или предпенсионного возраста), отмечалась высокая текучесть кадров.
Большинство сотрудников занималось постепенным растаскиванием заводского имущества, а среди рабочих часто можно было наблюдать в конце дня алкогольное опьянение. Относительно высокая заработная плата рассматривалась большинством из них как «моральная компенсация» за неопределенность, отсутствие перспектив, а также за скрытность руководства и его «глухоту» к опасениям, предложениям и пожеланиям рабочих.

Определите, какую роль сыграли слухи в решении проблем организации? Сформулируйте предложения по перестройке процессов коммуникации.
Объясните, можно ли считать слухи полноправным каналом коммуникации в любой организации? Могут ли слухи быть полезны? Каким было отношение руководства к слухам в данной ситуации?

Вариант 4
Проанализируйте любые пять из предложенных десяти ситуаций, сложившихся на фирме, обоснуйте причины и источники их возникновения (явные и неявные) и предложите способы мотивации сотрудников с целью устранения конфликтной ситуации с максимальной пользой для фирмы. Причины возникновения выбранных вами ситуаций сформулируйте сами. В связи с этим будут различны результаты решений данной ситуаций.

Ситуации:
Ценного специалиста по маркетингу переманивает конкурент.
Организация находится на начальной стадии формирования коллектива. Люди с большим трудом «притираются» друг к другу. Происходит много разногласий.
Отдел-победитель внутрифирменного соревнования прошлого года в новом году занял предпоследнее место.
В плановом отделе в третий раз возникают громкие скандалы между сотрудниками.
Из офиса генерального директора происходит утечка информации конкуренту.
В организации работают преимущественно женщины, межличностные отношения напряжены.
Молодые сотрудники постоянно участвуют в проектах НИР на стороне.
В адрес руководства корпорации постоянно поступают анонимки на генерального директора.
Работники крупной корпорации противятся слиянию с другой крупной компанией.
Опытный (10 лет стажа работы) специалист стал хуже выполнять задания.



Вариант 5
Ситуация « Проблемы Надежды Березкиной».
Шесть лет назад Надежда Березкина закончила механико-математический факультет университета и довольно быстро устроилась работать в банк программистом. По характеру Надежда человек искренний и открытый. В банке она была душой коллектива, к ней обращались за советом, доверяли даже личные тайны. Однако банк не выстоял в сложные годы перестройки и закрылся. Больше года Надежда пыталась найти работу по специальности, но ничего не получилось, и тогда она решила сменить профессию, стать продавцом. Ей удалось устроиться в кондитерский отдел большого продуктового магазина.
Работа в магазине была организована посменно, в смене было занято пять продавцов и один кассир. Надежда легко вошла в коллектив и стала старательно овладевать профессией. Работала она аккуратно и добросовестно. Открытая и искренняя манера общения привлекали людей, и вскоре у нее появились свои покупатели. Она узнавала их «в лицо» и с удовольствием обсуждала с ними варианты возможной покупки.
Руководитель отдела отмечала хорошую работу нового продавца. Дважды она ставила ее в пример другим девушкам, а по итогам работы за квартал отметила денежной премией. Казалось, что все складывается хорошо, но Надежда стала замечать холодок в отношениях с другими продавцами. Однажды, обслуживая очередного покупателя, она услышала за спиной: «Ишь, выслуживается!». Сначала она даже не отнесла это на свой счет, но потом стала замечать недоверие. Когда в обеденный перерыв обсуждали громкую перебранку, возникшую между продавцом их отдела и покупателем, не стали слушать ее мнение. В другой раз замолчали, когда она подошла к разговаривающим девушкам. Отношения становились все хуже и хуже. С ней уже говорили только по делу. Все ее попытки выяснить, что случилось, наталкивались на глухую стену молчания.
Наконец разразился скандал. В отделе, где работала Н. Березкина, обнаружили недостачу. Так бывало и раньше. Сумма была небольшая, и ее обычно покрывали сообща, но тут вся смена поднялась войной на Надежду, обвинив в недостаче ее. На собрании коллектива прозвучало заявление о том, что она воровка и таким, как она, не место в торговле. Рассерженная необоснованным обвинением, Надежда тоже не осталась в долгу. Она напомнила коллегам о невнимании к покупателям и об обвесах, свидетелем которых являлась неоднократно. Отношения были испорчены окончательно, и Надежда подала заявление об увольнении.
Представьте по возможности более полную характеристику конфликта. Обоснуйте ответ на вопрос: «Является ли конфликт функциональным?».
Выделите составляющие конфликта, определить его причину.
Ответьте на вопрос: «Можно ли было избежать конфликта? Если да, то как? Если нет, то почему?»


Критерии оценки:
- оценка «отлично» выставляется студенту, если он изложил несколько точек зрения на изучаемый вопрос, в том числе собственную; самостоятельно аемый вопрос, в том числе собственную; самостоятельлно рассмотреетодической документации необходимойлов, 150412 Обработка метали аргументировано сделал выводы; привел в итоге аргументы, которые находятся в соответствии с раннее выявленными проблемами и выводами;
- оценка «хорошо» выставляется студенту, если он изложил несколько точек зрения на изучаемый вопрос, в том числе собственную; самостоятельно аемый вопрос, в том числе собственную; самостоятельлно рассмотреетодической документации необходимойлов, 150412 Обработка метали аргументированно сделал вывод;
- оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если он; изложил одну точку зрения на изучаемый вопрос; сделал выводы;
- оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, если онтизложил одну точку зрения на изучаемый вопрос; не сделал выводы.




















Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 4 Заголовок 6 Заголовок 7 Заголовок 815