Планирование Проект «Летняя академия»


Проект «Летняя академия»
В основу разработки этого проекта положен опыт работы летних лагерей дневного пребывания и вечерних творческих площадок на территории области и страны: программа детской оздоровительной площадки с дневным пребыванием детей на базе детского клуба «Факел» «Счастливые дети – счастливая Дубна!» при МБУ ДОД «Центр детского творчества г. Дубны Московской области» [28], организация летнего отдыха детей в культурно-досуговых учреждениях Курганской области [14], программа работы летней площадки «Академия творческих каникул» при МБОУ ДОД ЦДТТ г. Тихорецка [30], программа организации летнего отдыха и оздоровления несовершеннолетних «Дети лета» в условиях загородного лагеря МАУДОД «Центр творчества детей и молодежи» «Роза ветров» г. Ялуторовска, Тюменской области [29] и др.
Основная цель воспитания определена как формирование у каждого ребенка мировоззрения, целостного комплекса социально значимых качеств. Исходя из этого, обозначены следующие задачи воспитательной работы:
формирование современного мировоззрения - гуманного, нравственного, духовного отношения к окружающему миру;
развитие положительной мотивации к знаниям и творческой деятельности, добросовестности и активности в решении практических задач;
гармоничное, целостно-ориентированное развитие личности ребенка;
укрепление нравственно-психологического потенциала, высокой культуры общения и взаимоотношений в коллективе, развитие стремления к общественно-значимой деятельности.
Задачи:
создание воспитательной среды, благоприятной, прежде всего, для формирования нравственной культуры ребенка, духовной основы его развития;
использование природных условий для восстановления, сохранения, компенсации здоровья детей и подростков, привлечение максимального количества школьников к осознанному выбору здорового образа жизни;
создание условий для формирования и развития социально-адаптированной личности, для развития навыков эффективного взаимодействия детей и подростков с окружающим миром, для удовлетворения базовых потребностей личности в защищенности, в признании и уважении, в самоутверждении;
предоставление широкого спектра дополнительных образовательных услуг, способствующих творческой самореализации, самовыражению и самосовершенствованию каждого участника смены, личностному и профессиональному самоопределению подростков;
разработка модели воспитательной системы детского оздоровительного лагеря, предполагающей интеграцию педагогического коллектива и всех служб лагеря в решении задач конкретной программы, с методическим описанием управленческой структуры, механизмов и форм сотрудничества, педагогических технологий, системы оценки эффективности и результативности.
Участники для работы вечерней творческой площадки на базе МБУ ДО «Центр детского творчества» должны иметь возможность наиболее полно удовлетворить интерес к определенной области знаний, творчества или искусства в сочетании с оздоровительным отдыхом в кругу сверстников, продемонстрировать свои способности и талант, приобрести новых друзей, новый социальный опыт.
При реализации проекта «Летняя академия» необходимо выдерживать следующие принципы организации и содержания деятельности.
1. Принцип многообразия видов, форм и содержания деятельности, рассчитанных на доминирующие способности, интерес и потребности (интеллектуально-познавательные, художественно-творческие, организационно - лидерские). Выступления на вечерней творческой площадки площадке, разработка социально-значимых проектов является одновременно и привлекательным для участников, имеет четко выраженный результат, содержит эффект новизны, позволяет проявить творчество и самостоятельность и способствует самоутверждению личности.
2. Принцип свободы и творчества предполагает право выбора:
познавательной деятельности, клубного пространства, пути, темпа продвижения по маршруту в освоении выбранной деятельности;
форм и способов организации жизни в коллективе, участие в досугово-развлекательных мероприятиях; выбора ролевой позиции при подготовке дел (организатор, участник, эксперт, рекламный агент, консультант, костюмер, оформитель, социолог и т.д.); выбор формы участия в оздоравливающих программах (обливание, зарядка, шейпинг, массаж, спортивные секции, купание и д.р.).
3. Принцип социальной активности через включение подростков в социально-значимую деятельность при проведении разноплановых просветительских, оздоровительных, спортивных, досуговых мероприятий.
4. Принцип взаимосвязи педагогического управления и самоуправления, реализация которого предполагает формирование временных творческих групп, служб из числа взрослых и детей по организации, пропаганде, освещению жизнедеятельности в лагере: аналитической, информационно-оформительской, хозяйственной, службы здоровья и т.д.
5. Принцип нравственного отношения друг к другу, к окружающему миру.
6. Принцип учета возрастных особенностей детей.
7. Принцип безопасности при проведении всех мероприятий.
Пребывание на площадке для каждого ребенка – время получения новых знаний, приобретения навыков и жизненного опыта. Это возможно благодаря различным мероприятиям тематических дней и работу временных творческих проектов.
Формы работы: конкурсы; игры; соревнования; праздники; презентации; экскурсии; прогулки; анкетирование и др.Участниками вечерней творческой площадки«Летняя академия» являются дети в возрасте от 8 до 14 лет.
При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных семей, из семей, имеющих родителей-пенсионеров, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.
Примерный план работы вечерней творческой площадки «Летняя академия» представлен в приложении 6.
Ожидаемые результаты:
внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей;
приобретение навыков по организации здорового образа жизни, культуре отдыха и поведения;
развитие коммуникативных, творческих и познавательных способностей детей, укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов;
расширение кругозора, умений и навыков в области прикладного творчества, физической культуры, и других видах деятельности;
самореализация, саморазвитие и самосовершенствование детей и подростков в процессе участия в жизни летнего отдыха.
приобретение новых знаний детей о родном городе, его истории, достопримечательностях, людях.
При реализации проекта «Летняя академия» необходимо учитывать возможности разновозрастных отрядов, интересы детей, педагогов, родителей.
В заключение можно сказать: мы уверенны, что время, проведённое на вечерней творческой площадке, не пройдёт бесследно ни для педагогов, ни для детей, и на следующий год дети с удовольствием будут посещать не только летние площадки, но и заниматься в творческих объединениях МБУ ДО «Центр детского творчества» г. Междуреченска.