ПРОГРАММА работы классного руководителя с коллективом класса «СОЗВЕЗДИЕ» на 2014-2015 учебный год для обучающихся 7Б класса


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №60» города Чебоксары
Чувашской Республики
СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДЕНО:
Заместитель директора по ВР Директором школы
_________/ О.О.Верхова/ Л.А.Кончулизовой«29» августа 2014 «30» августа 2014
Приказ № О-255
ПРОГРАММА
работы классного руководителя с коллективом класса
«СОЗВЕЗДИЕ»
на 2014-2015 учебный год для обучающихся 7Б класса
Составитель: Флегентова Апполинария Алексеевна, классный руководитель

Рассмотрено на заседании
ШМО классных руководителей
Протокол №5
От «30» мая 2014г.
г. Чебоксары
Паспорт программы
Наименование Программа работы классного руководителя с коллективом класса «Созвездие»
Нормативные документы (основания для разработки программы) Закон РФ «Об основных гарантиях ребёнка»
«Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года»
Государственная программа «Развитие воспитания детей в РФ до 2020 года»
Подпрограмма «Модернизация системы воспитания детей и молодежи в ЧР»
Конвенция о правах ребёнка
Заказчики программы Администрация МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №60» горда Чебоксары
Разработчики программы Флегентова Апполинария Алексеевна – классный руководитель 7Б класса
Ресурсы Материальные: компьютер, проектор, спортивный инвентарь, актовый зал, спортивный зал, класс.
Кадровые:
Классный руководитель
Заместитель директора по УВР
Социальный педагог
Психолог
Библиотекарь
Родители учащихся класса
Методические: электронные учебники, раздаточный материал, литература.
Цель программы Создание благоприятной образовательной среды для реализации творческого потенциала учеников, усиление мотивации учебных целей.
Задачи программы Формировать культуру мыслительной деятельности, познавательную активность на основе технологий личностно-ориентированного обучения и воспитания в системе урочно-внеурочной деятельности.
Формировать потребности в здоровом образе жизни, постоянных занятиях физической культурой и спортом.
Формировать гражданско-патриотические качества личности.
Прививать интерес к изучению и познанию мира, окружающей среды.
Создать условия для желания и стремления у учащихся к самопознанию, самовоспитанию, самосовершенствованию
Сроки реализации программы Сентябрь 2014 – май 2015
Перечень приоритетных мероприятий Семинары, лекции, консультации, конференции, круглые столы;
Посещение семей учащихся;
Нетрадиционные формы проведения родительских собраний (мастер-класс, презентация – экскурсия, дискуссии);
КТД;
Познавательные и развлекательные программы;
Организация экскурсий и походов;
Тестирование, анкетирование, диагностика;
Организация кружков, клубов выходного дня и досуга детей.
Проведение предметных олимпиад.
Участие в научно-практических конференциях, интеллектуальных играх, предметных конкурсах.
Ожидаемые результаты Учащиеся будут иметь устойчивые положительные результаты обучения;
Качественный “прорыв” в достижениях результативности отдельных учащихся;
Проявление самостоятельной творческой активности детей;
Призовые места в мероприятиях на различных уровнях.
Риски реализации программы Раннее физиологическое развитие отдельных детей,
ведущее зачастую к спаду познавательной активности.
Завышенная самооценка, чрезмерная самоуверенность отдельных учащихся.
Формы контроля над реализацией Система мониторинга один раз в полгода и в конце учебного года.
Повышение уровня обученности учащихся, рейтинг успешности.
Участие детей в школьных, районных выставках, конкурсах, научно–практической конференции, интеллектуальных играх, в республиканских и всероссийских конкурсах.
Вовлеченность в систему дополнительного образования.
Уровень удовлетворенности родителей.
Пояснительная записка
Воспитание – один из сложнейших социальных процессов. Для формирования и развития личности высококультурной, интеллектуальной, социально активной, гуманной необходимо создать в школе благоприятные условия. Воспитание в каждом ребенке человечности, доброты, гражданственности, творческого отношения к труду, бережного отношения ко всему живому, возрождение и охрана духовных традиций своего народа - вот ведущие ценности, которыми должна насыщаться воспитательная система. Период становления личности будущего гражданина приходится на его школьные годы. Поэтому исключительную роль в формировании подрастающего человека играет школьный коллектив. Именно он является основной социальной средой, в которой воспитываются способности личности. В школьном коллективе с его многогранными отношениями, благодаря общей деятельности его членов, обеспечивается всестороннее развитие личности, надлежащая подготовка учащихся к труду, к активному участию в общественной жизни, к защите Родины. Многогранны виды деятельности, в которые вовлекает школьников классный руководитель. Это и общественно полезные дела, и трудовые десанты, и обсуждение книг, спортивные соревнования. Но для того, чтобы они стали не просто мероприятиями, а ступеньками в духовном, познавательном развитии и возвышении ребят, важно верное педагогическое руководство их отношениями, создание условий для взаимообогащающего общения, развития и укрепления лучших черт характера, чувства коллективизма. Деятельность школьников должна развертываться в такой воспитательной среде, психологический климат которой отражает нравственные нормы нашего общества. Именно такой средой должен стать коллектив. Без создания и воспитания коллектива педагог бессилен, т.к. он один не в состоянии организовать постоянное влияние на личность каждого учащегося.
Цель программы:
Создание благоприятной образовательной среды для реализации творческого потенциала учеников, усиление мотивации учебных целей.
Задачи программы:
Формировать культуру мыслительной деятельности, познавательную активность на основе технологий личностно-ориентированного обучения и воспитания в системе урочно-внеурочной деятельности.
Формировать потребности в здоровом образе жизни, постоянных занятиях физической культурой и спортом.
Формировать гражданско-патриотические качества личности.
Прививать интерес к изучению и познанию мира, окружающей среды.
Создать условия для желания и стремления у учащихся к самопознанию, самовоспитанию, самосовершенствованию.
Принципы реализации программы.
1.Комплексность (совместные усилия классного руководителя, психолога, социального педагога, родителей).
2.Дифференцированность (с учётом возраста, с учётом проблем в воспитании).
3. Последовательность (усложнение и повышение требований по мере их развития).
Вся работа строится на принципе системности.
Этапы и сроки реализации программы:
№ Этапы Сроки
1. Подготовительный этап Сентябрь, 2014
2. Диагностический этап Апрель-май, 2014
3. Развивающий этап Октябрь, 2014 – апрель, 2015
4. Обобщающий этап Май, 2015
Риски в реализации Программы
Любая программа, какой бы идеальной она ни была, предполагает риск, то есть отклонение или несоответствие ожидаемым результатам. Для минимизации рисков регулярно проводится диагностика и сравнение с прогнозируемыми результатами. Мероприятия корректируются.
Завышенная самооценка, чрезмерная самоуверенность отдельных учащихся.
Раннее физиологическое развитие отдельных детей, ведущее зачастую к спаду познавательной активности.
Система мер по реализации программы
Подготовительный этап
Цель: выявление особенностей развития и самооценки детей
Мероприятие
1.Изучение документации
(личное дело, журнал класса, медицинская карта)
2. Беседа с родителями, составление социальной карты семьи
3. Посещение детей на дому, составление акта бытовых условий обучающегося
4. Наблюдение за детьми на уроках, во время перемен, прогулок и внеклассных мероприятий
Ожидаемый результат: полное представление о личности учащихся
Психолого–педагогическая характеристика класса.
В 7Б классе в 2014 – 2015 учебном году обучается 28 человек, из них 13 мальчиков и 15 девочек. По итогам 6Б класса 3 человека успевают на «5», 14 человек успевают на «4» и «5».
Многие из учащихся достаточно начитанны, умеют правильно выражать свои мысли, быстро схватывают учебный материал, хорошо запоминают. Они, естественно, старательны в учебной деятельности. Эти ребята всегда организованны, учатся с интересом, умеют правильно работать с учебным материалом.
Дети в классе достаточно трудолюбивы. Их привлекает сам процесс работы и конечный результат.
Интересы ребят разнообразны. Мальчики увлекаются техникой, спортом, компьютером, девочки – музыкой, танцами.
Любят читать развлекательную литературу.
В кабинете обычно ребята бывают спокойны. По словам родителей, ребята не всегда соблюдают режим труда и отдыха, не все требования взрослых выполняются.
Класс в целом дружный. Каждый дорожит мнением коллектива.
Учащиеся активно участвуют в жизни школы и класса. К учителям относятся уважительно, требования педагогов обычно выполняют.

Диагностический этап
Цель: углубленное психолого – педагогическое изучение детей,
выявление их индивидуальных особенностей.
Задачи:
 1. Провести обследования детей с целью определения хода их психологического развития, соответствия развития возрастным нормативам.
2.  Анализировать результаты исследований с целью получения банка психологической информации.
На данном этапе собирается и анализируется как можно больше фактической информации, определяется направление, проблема в отношении каждого из учеников. Используются различные методы (наблюдение, анкетирование учащегося, собеседование, использование методик и  проведение диагностик). По результатам работы составляется «Психологический портрет каждого ребенка и классного коллектива в целом », обсуждается и составляется план работы, в котором предполагается: - выявление имеющихся ресурсов; - постановка цели на предстоящий учебный год; - определяется и оценивается базовый уровень проблем ребёнка.
Направления и формы работы:
1. Изучение классного коллектива:

Анкетирование «Социометрия».
Проведение психопрофилактического занятия на тему: «Эффективное общение»
Ранжирование учебных предметов.
Изучение классного коллектива
Диагностическая методика изучения
классного коллектива «Социометрия»
В классе всего 28 учащихся, из них 13 мальчиков и 15 девочек, явными лидерами класса являются человека, популярными оказались 5 человек, остальные - принятые.

Психопрофилактический тренинг «Эффективное общение»
В ходе тренинга выявилось, что коллектив сплочённый, умеют друг друга слушать, выполнять коллективные задания. Своё мнение высказывают открыто, но учащиеся затрудняются называть свои сильные стороны, не могут их выделять.
Ранжирование учебных предметов
По степени значимости учащиеся так распределили основные учебные предметы:
1 место – русский язык,
2 место – алгебра,
3 место – обществознание.
Ожидаемый результат.

Учащиеся будут иметь устойчивые положительные результаты обучения;
Качественный “прорыв” в достижениях результативности отдельных учащихся;
Проявление самостоятельной творческой активности детей;
Призовые места в мероприятиях на различных уровнях.
Развивающий этап
Цель: реализация программы развития классного коллектива на основе
психодиагностических данных.
Учитывая психодиагностические данные, были разработаны основные направления совместной деятельности, ориентированные на достижение поставленной цели, определены цели, задачи совместной деятельности и формы работы.
Основные направления совместной деятельности

Направление «Саморазвитие»
Лучше изучить лишнее, чем ничего не изучить. Сенека
Цели: формирование положительных эмоций от обучения и потребности в непрерывном образовании
Основные задачи:
вызвать желание, стремление детей к самопознанию, саморазвитию, самовоспитанию;
развивать интеллектуальных способностей детей;
Основные виды деятельности:
Проведение предметных олимпиад
Участие на научно-практических конференциях
Участие в предметных играх-конкурсах различного уровня
Шефская помощь одноклассникам, отстающим в учебе
Ожидаемый результат:
формирование уверенности в себе, целеустремленности, настойчивости в достижении цели;
формирование личности свободной, обладающей высоким уровнем самосознания, чувством собственного достоинства, верным выбором содержания жизнедеятельности
Результаты программы по итогам 1,2 четвертей 2014-2015 учебного года:
Мониторинг успеваемости
7Б класс
1 четверть 7Б класс
2 четверть 7Б класс
3 четверть 7Б класс
4 четверть
Отличники 1 чел. 1 чел. На «4» и «5» 14 чел. 16 чел. Неуспевающие Повысился уровень учебной мотивации, дети стали более активно участвовать в различных мероприятиях, конкурсах.
Направление «Здоровье»
Нет здоровья - нужно здоровье; есть здоровье - нужно всё остальное.
Р. АлеевЦель: Формирование потребности в здоровом образе жизни, постоянных занятиях физической культурой и спортом
Основные задачи:
развивать физкультурно-оздоровительную деятельность, способствующую познавательную активность;
приобщать коллектив к активному отдыху на природе.
Основные виды деятельности:
Посещение спортивных секций, соревнований
Спортивные часы в классе, на природе
«Веселые старты», Дни Здоровья
Встречи со спортсменами
Ожидаемый результат
Участие в спортивных соревнованиях 100% учащихся.
Снижение уровня простудных заболеваний.
Укрепление силы воли учащихся, выработка умений достигать цели.
Результаты программы по итогам 1,2 четвертей 2014-2015 учебного года:
В течение учебного года семиклассники принимали участие в школьных и районных спортивных соревнованиях по различным видам спорта, посещали музеи, проводили встречи.
Итоги
Название мероприятия Личное или командное участие Уровень Результат
Кросс нации Матвеев Кирилл
Степанов Даниил
Республиканский Игра в пионербол в рамках форума «Россия спортивная держава» командное Школьный 1 место
Соревнование по футболу в рамках форума «Россия спортивная держава» командное Школьный 1 место
Международный день ходьбы 9.10.2014 Посещение Чувашского национального музея по теме «Чувашские спортсмены» 20.10.2014 Встреча с марафонкой Светланой Захаровой 21.10.2014 Направление «Труд»
Все дается только труду. Все — труду людскому, таков лозунг истории.
Д.И. Менделеев
Цели: формирование позитивного отношения к труду, оказание посильной помощи участникам Великой Отечественной войны
Основные задачи:
научить понимать общественную ценность труда, побуждая к труду других;
участвовать в школьных и районных экологических конкурсах, субботниках;
развивать умение извлекать из процесса труда максимальную пользу для себя и окружающих.
Основные виды деятельности:
Экологический субботник
Участие в экологических конкурсах
Наши младшие друзья
Дежурство в классе
Участие в акциях, в неделе добра
Ожидаемый результат
проявление инициативы в организации внеклассной работы;
ответственное выполнение поручений классного руководителя, учителей, родителей;
оказание помощи нуждающимся: престарелым, ветеранам;
формирование личности практичной, знающей основы экономики, владеющей хозяйственными навыками, знающей и хранящей традиции.
Результаты программы по итогам 1,2 четвертей 2014-2015 учебного года:
В рамках конкурса «Новогодняя ёлка» ребята изготовили макеты ёлок, участвовали в акции «Чистота и здоровье».
Регулярно дети оказывают посильную помощь ветеранам Великой Отечественной войны, устраивают с ними встречи.
Осенью и весной проводился экологический субботник, в котором принимали участие все учащиеся класса, участвовали в конкурсе «Юные экологи». В данный период дети ухаживают за рассадой для цветочных клумб в домашних условиях.
Направление «Путешествия»
Путешествия учат больше, чем что бы то ни было.
Иногда один день, проведенный в других местах,
дает больше, чем десять лет жизни дома.
А. Франс
Цели: развитие активной социальной деятельности и инициативы детей, изучение истории родного края, страны
Основные задачи:
воспитать чувства коллективизма и одновременно осознания неповторимости каждого человека;
воспитание чувства прекрасного;
развивать уважительное отношение к истории и культуре родного края.
Основные виды деятельности:
посещение музеев, библиотек;
экскурсии к памятникам;
организация поездок;
театральные представления, выступления.
Ожидаемый результат
Духовное обогащение учащихся, познание истории и культуры родного края.
Результаты программы по итогам 1,2 четвертей 2014-2015 учебного года:
В течение учебного года совместно с учащимися 7Б класса посетили Национальный музей г. Чебоксары, Краеведческий музей, районную библиотеку. Съездили в Марий-Эл, регулярно организовываем походы, экскурсии на природу. Многие ребята посещают кружки, занимаются танцами, участвуют в организации районных мероприятий, выезжают с концертными программами в другие районы Чувашии. Учащиеся принимают активное участие в смотрах и конкурсах: «Дружба народов», «Возродим утраченное».
Программа классных часов:
1. Классные часы:
«Семья – мой дом родной, моя малая Родина».
Здоровье и выбор профессии
Афганистан болит в моей душе.
Знаменитые музеи
Я и мои поступки
2. Беседы для развития позитивного отношения ученика к собственному интеллекту:
Как успешно сдать экзамены?
Интеллектуальная игра «Поле чудес»
Мир человеческих чувств
Умеем ли мы общаться?«Час вопросов и ответов»
3. Ролевые игры, конкурсы, праздники:
Осенний антураж
Новогодний бал
Праздник зимних посиделок «Каршни»
Конкурс «Курс молодого бойца»
Конкурс солдатской песни.
Конкурс «Праздник цветов»
4. выход на природу.
Родительские собрания:
«Безопасный интернет».
2. Роль семьи в формировании позитивной самооценки личности .3. Развитие познавательного интереса у школьников в семье.
Обобщающий этап
Цель: обобщить результаты, продемонстрированные учащимися в рамках реализации программы работы классного руководителя с коллективом класса «Созвездие».
Программа воспитательной работы по развитию классного коллектива «Созвездие» рассчитана на 2014 – 2015 учебный год. Срок реализации заканчивается в мае 2015 года. Были подведены промежуточные результаты.
На обобщающем этапе планируется провести следующие мероприятия:
Мероприятие
1. Отслеживание достижений в развитии учащихся по всем направлениям. Сравнительный анализ.
2. Совет – конференция с привлечением всех специалистов, участвующих в реализации
программы.
3. Самопрезентация личных достижений учащихся.
Ожидаемый результат:
- понимание полученных результатов, выделение наиболее успешных и интересных форм работы;
- понимание того, за счёт чего можно повысить уровень познавательной активности учащихся.
Специалисты, привлечённые к реализации программы:
Верхова Оксана Олеговна, зам. директора по воспитательной работе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа№60» города Чебоксары Чувашской Республики.
Чернецкая Марина Ермолаевна, социальный педагог МБОУ «Средняя общеобразовательная школа№60» города Чебоксары Чувашской Республики.
Широкова Ирина Владимировна, психолог МБОУ «Средняя общеобразовательная школа№60» города Чебоксары Чувашской Республики.
Список литературы
1.Воспитательная система класса: теория и практика. Под ред. Степанова Е.Н. М., Сфера, 2005.
2. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. М., 2011г..3. Фридман Л.М., Пушкина Т.А. Изучение личности учащегося и ученического коллективов.
4. Черноусова Ф.П. Направления, содержание, формы и методы ВР классного руководителя на диагностической основе. М., Центр «Педагогический поиск».
5. Шилова М.И. Мониторинг процесса воспитания школьников // Педагогика. – 2010. - №5. – С. 40-45
6. Классные часы: 7 класс/ Авт-сост. А.В. Давыдова,- М:ВАКО, 2012.