Технологическая карта урока по математике на тему Сложение и вычитание десятичных дробей, 5 класс


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Предмет: Математика
Класс: 5 «Б»
Дата проведения: 10.02.2014 г
УМК Математика, 5 класс, Виленкин Н.Я. Жохов В.И., Чесноков А.С.
Тема урока: Сложение и вычитание десятичных дробей (5 урок из 5 по плану)
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний
Цель урока:  Создание условий для прочного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых для применения алгоритма сложения и вычитания десятичных дробей.
Планируемый результат Предметные МетапредметныеЛичностные
систематизировать знания и умения по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей»
закрепить алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей;
использовать свойства сложения и вычитания для десятичных дробей;
формировать умение анализировать условие задачи и решать её.
умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Структурирование собственных знаний. Осуществление выбора наиболее эффективных способов решения задач. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (познавательные УУД);
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, задавать вопросы, слушать и вступать в диалог. Организовывать учебное сотрудничество с учителем; оформлять свои мысли в устной форме, выражение и аргументация своих мыслей (коммуникативные УУД);
выделение и осознание того, что уже пройдено. Постановка цели учебной задачи, синтез Построение рассуждения, понятного для собеседника. Умение использовать речь для регуляции своего действия (регулятивные УУД).
формирование уважительного отношения к иному мнению, к иной точке зрения;
формирование логическое мышление, наблюдательности, интуиции, упорства, воли для достижения цели, самостоятельности;
формирование умения обобщать, конкретизировать, доказывать и опровергать утверждение общего характера с помощью «контрпримера», анализировать.
Технологии: ИКТ, игровая, элементы проблемного обучения, дифференцированное обучение, здоровьесберегающие, технологи самоконтроля, самооценки.
Организация пространства
Межпредметные связи Биология (целебные и ядовитые цветы, фламинго), музыка ( физминутка)
Формы работы Фронтальная, в малых группах, в парах, индивидуальная.
Ресурсы Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, документ-камера, система голосования.
Презентация по теме урока, выполненная учителем.
Презентация для системы голосования.
Карточки для индивидуальной работы.
Жетоны для оценивания ( «пятерики»), карточки для оценки настроения.
Учебник «Математика» для 5 класса /Н.Я.Виленкин, В. И. Жохов, А.С.Чесноков, С. И. Шварцбург – М. Мнемозина, 2015 г
Поурочные разработки по математике. 5 класс. К учебному комплекту Н.Я. Виленкина. ФГОС, Попова Л.П.
Этап I Организационный момент
Слайд презентации Деятельность учителя
Деятельность ученика Формируемые УУД

Слайд 1 Приветствие учащихся; проверка учителем готовности класса к уроку; организация внимания. Создание благоприятного психологического настроя на работу.
-Сегодня я хочу провести у вас необычный урок. Наш урок называется….. А вот как он называется, вы мне сейчас скажете сами, если постараетесь разгадать ребус.
Приветствуют учителя.
Организуют своё рабочее место, проверяют наличие необходимых учебных принадлежностей.
Разгадывают ребус
Коммуникативные:
Умение слушать
Личностные:
Умение выделять нравственный аспект поведения.
Этап 2. Вводная беседа. Актуализация знаний

Слайд 2
Слайд 3 Вступительное слово учителя. Мотивация учащихся, определение вместе с учащимися целей урока.
Демонстрирует слайды презентации
-Сегодня на уроке мы вместе с вами восхитимся глубокими знаниями по теме “Десятичные дроби ”, вытащим из тайников нашей памяти все ценное по д теме: «Обыкновенные дроби»
Детям демонстрируется на слайде план урока
-За свою работу на уроке вы сможете получать поощрительные карточки, которые мы будем называть пятерики (Приложение 1 – жетоны), поэтому давайте работать активно, те ребята, которые получат самое большое количество пятериков, в конце урока, получат самые настоящие пятерки. «Пятерики» у вас на партах находятся, которые вы будете брать, если правильно выполните задание. Еще у вас на партах лежат индикаторы вашего настроения – тучка, если ваше настроение сегодня не очень хорошее и солнышко, если ваше настроение прекрасное. Давайте покажем какое у вас настроение сейчас
Включаются в деловой ритм урока.
Записывают дату в тетрадь, определяют тему и цель урока.
Участвуют в беседе с учителем.
Ставят перед собой задачи для достижения цели урока.
Познавательные:
Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
Регулятивные:
Выделение и осознание того, что уже пройдено.
Постановка цели учебной задачи, синтез.
Коммуникативные:
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, задавать вопросы, слушать и вступать в диалог
Личностные :Планирование учебного сотрудничества с учителем.
Этап 3. Проверка домашнего задания.
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6 -Организация проверки домашнего задания. (с помощью документ-камеры)
-разбор типичных ошибок.
Проводит теоретический опрос материала:
-Сформулируйте правило сложения десятичных дробей;
-Сформулируйте правило вычитания десятичных дробей;
-Сформулируйте правило сравнения десятичных дробей; Используя слайды презентации проверяют и оценивают домашнюю работу;
отвечают на вопросы по теоретическому материалу. Познавательные:
Структурирование собственных знаний
Регулятивные:
Контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные:
умет слушать.
Личностные:
Уметь формулировать собственное мнение и позицию.
Этап 4. Осмысление и закрепление знаний.
Слайд 7
Слайд 8 -Помогите Незнайке расставить в числах запятые Он решал примеры на черновике, а когда переписал их в тетрадь, обнаружил, что потерялась запятая
Организация самостоятельной работы и повторение опорных знаний. Используя слайды презентации выполняют самостоятельную работу;
проверяют работу в парах с взаимооцениваниемПознавательные:
Контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Регулятивные:
Контроль полученного результата.
Коррекция полученного результата.
Элементы волевой саморегуляции.
Осознание качества и уровня усвоения.
Коммуникативные:
Самоопределение с целью получения наивысшего результата.
Личностные:
Проявление терпения, внимательности и аккуратности.
Этап 5. Устный счёт.
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13
Слайд 14 Демонстрирует слайды презентации и раздает карточки для индивидуальной работы (Приложение 2)
Организация устного счёта и повторения опорных знаний.
-Путешествие начинается с цветочной поляны. Красота цветов обманчива. Среди них могут быть и ядовитые и целебные. Задача – не ошибиться при сборе букета
1 задание «Целебные и ядовитые растения»
На слайде изображены цветы, на лепестках находятся числа. Эти числа надо сложить и ответ сверить с чисом, записанной на листочке, на стебле. Если ответы совпадут, то цветок целебный, если нет – ядовитый. 
-Перечислите, какие целебные и ядовитые растения вам знакомы?
Обобщает ответы детей, рассказывает о пользе целебных растений.
2 задание “Гадание на ромашке»
Необходима из числа на лепестке вычесть 0,5. Если правильно решите, то лепесток улетает)3 задание «Найди пару»
http://learningapps.org/display?v=pbyzz3sz516 Выполняют индивидуальную работу по карточкам
Участвуют в работе по повторению, используя презентацию.
Выполняют первое задание, складывают числа, сранивают с ответом, делают вывод
Выполняют второе задание, находят разность чисел
Выполняют задание на интерактивное доскеПознавательные:
Структурирование собственных знаний.
Регулятивные:
Построение рассуждения, понятного для собеседника.
Умение использовать речь для регуляции своего действия.
Коммуникативные:
Организовывать учебное сотрудничество с учителем; оформлять свои мысли в устной форме, выражение и аргументация своих мыслей.
Личностные:
Формирование устойчивой мотивации к закреплению.
Этап 6. Учебно - познавательная деятельность. Практическая часть. Задание на сравнение дробей.

Слайд 15

Слайд 16 Предлагает задание, в котором выдвигает проблему
На земном шаре обитают птицы – безошибочные составители прогноза погоды на лето. Название этих птиц вы прочитаете, если расположите эти дроби в порядке возрастания
-Фламинго из песка строят гнезда в виде усеченного конуса и в верхнем основании делают углубление, в которое откладывают яйца. Высота гнезда зависит от того, каким будет лето: сухим или дождливым. Если лето ожидается дождливым, то гнезда строятся высокими, чтобы их не могла затопить вода. Если засушливым, то более низкими.
Выполняют задание, отвечают на вопросы, работают со слайдом. Познавательные:
Формирование интереса к математике.
Регулятивные:
планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.
Коммуникативные:
умение слушать и вступать в диалог. Коллективное обсуждение проблемы.
Личностные:
Проявление терпения и аккуратности
Этап 7. Физпауза
Слайд 17
Слайд 18 Демонстрирует ЭОР.
http://videouroki.net/look/superfizmin/start/index.php?from=free Обеспечивает смену деятельности, эмоциональную разгрузку учащихся. Выполняют физкультминутку
Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу. Регулятивные:
Элемент волевой саморегуляции.
Личностные :Осознание ценности здоровья.
Этап 8. Практическая часть. Задача на повторение (обыкновенные дроби).
Слайд 19
Давайте решим задачу, в которой сказано, как правильно распределить свое время.
Предлагает объединиться группой и поработать над решением задачи (Приложение 3)
-Выступает в роли тьютора для слабых учащихся
Проверяют решение задачи с помощью документ - камеры
-Комментирует, направляет работу учащихся.
Рещают задачу в группе, с последующей самопроверкой и взаимооцениванием;
Познавательные:
Выделение и формулирование познавательной цели.
Рефлексия способов и условий действия.
Анализ объектов и синтез.
Регулятивные:
Планирование соей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.
Коммуникативные:
Умение слушать и вступать в диалог.
Коллективное обсуждение решения задачи.
Личностные :Осознание ценности здоровья, важности грамотного составления режима дня.
Этап 9. Историческая справка.
Слайд 20
Слайд 21 -Организует разгадывание кроссворда
-озвучивает историческую справку. Разгадывают кроссворд, используя слайд.
Знакомятся с биграфией ученого Познавательные:
Поиск решения с опорой на приобретённые знания.
Регулятивные:
Оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности.
Коммуникативные:
Управление своим поведением.
Личностные :Формирование познавательного интереса к предмету.
Этап 10. Контроль знаний. Тестирование.
Презентация для системы голосования (Приложение №2)
-Предлагает учащимся выполнить самостоятельную работу в виде теста, используя систему голосования (Приложение №4)
-Дает рекомендации по выполнению работы
-Проводит анализ выполнения работы Выполняют самостоятельную работу с помощью системы голосования Познавательные:
Анализ объектов и синтез.
Контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Регулятивные:
Контроль полученного результата.
Коррекция полученного результата.
Элемент волевой саморегуляции.
Осознание качества и уровня усвоения
Коммуникативные:
Самоопределение с целью получения наивысшего результата.
Личностные :Проявление терпения и аккуратности.
Этап 11. Задание домашней работы.
Слайд 22
Задаёт домашнее задание
№ 1263(а,б) №1266- обязательные номера;
№1246 по желанию
Учащиеся записывают домашнее задание в дневники. Этап 12. Рефлексия. Подведение итогов урока.
Слайд 23
Учитель предлагает учащимся обобщить приобретённые знания на уроке. Просит учеников оценить свою работу на уроке. Отмечает, в какой мере достигнуты цели, выполнены задачи урока.
Выставляет ученикам оценки за урок.
Урок сегодня завершён,И каждый должен знать:Кто поработал хорошоПолучит точно пять.
- Ребята, вы сегодня все хорошо потрудились на уроке.
Давайте выясним, у кого больше всех пятериков, посчитайте
Возьмите в одну руку тучку, в другую – солнышко и поднимите вверх только ту фигурку, которая соответствует вашему настроению в конце урока.
Мне было приятно сегодня с вами работать. Спасибо за урок!
-Учащиеся высказывают своё мнение, подводят общий итог урока.
- оценивают свое настроение на конец урока Познавательные:
Построение речевого высказывания в устной форме
Рефлексия способов и условий действия.
Регулятивные:
Контроль и оценка своей деятельности в рамках урока
Коммуникативные:
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог
Личностное самоопределение.
Личностные :Планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками
Зам. руководителя ОО Е.И. Войтова