Технологическая карта урока по математике на тему Сложение и вычитание десятичных дробей


Технологическая карта урока
Предмет: математика
Класс: 5
Базовый учебник Математика 5 класс, Н.Я Виленкин, В.И. Жохов – М.: Мнемозина
Тема урока: Сложение и вычитание десятичных дробей
Цели урока:
Обеспечить осознанное усвоение алгоритма сложения и вычитания десятичных дробей.
Формировать способность практического применения алгоритма.
Воспитать ответственность, самостоятельность, аккуратность при оформлении заданий.
Тип урока: изучение нового материала
План урока:
Организационный момент
Актуализация опорных знаний
Изучение нового материала
Закрепление. Формирование практических навыков при решении задач
Самостоятельная работа. Самопроверка.
Домашнее задание.
Итог. Рефлексия.

Необходимое оборудование: таблица «Дроби», раздаточные карточки с условием задачи и самостоятельной работой, ключ к самостоятельной работе, плакат «Алгоритм», карточки для рефлексии.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Формируемые УУД
Вводно-мотивационная часть урока(5 мин)
1 Организационный момент.
Цель – включить обучающихся в учебную деятельность, определить содержательные рамки урока, создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Приветствует учеников, контролирует подготовку рабочих мест.
Озвучивает тему и цель урока
- Ребята, сегодня на уроке вы будете настоящими исследователями и откроете новые знания. А вот что это за знания определите, анализируя таблицу «Дроби». (вывешивается на доске)
ДРОБИ
Обыкновенные Десятичные
Запись Запись, перевод
Сравнение Сравнение
Сложение и вычитание ???
- Как вы думаете, какая дорога подходит к вашей деятельности на этом уроке? Почему? (правая)
- Какой следующий шаг вам предстоит сделать в изучении действий с десятичными дробями? (сложение и вычитание)
- Молодцы! Сформулируйте цели урока.(построить алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей)
- Чтобы продолжить работу, запишите в тетради тему урока. (на доске открывается тема урока)
Приветствует учителя, проверяют подготовку рабочих мест.
Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои предположения. Личностные: самоопределение, смыслообразование.
Регулятивные: планирование, целеполагание, волевая саморегуляция.
Познавательные: анализ, сравнение, самостоятельное выделение и формулирование познавательной деятельности, цели.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, выражение своих мыслей, аргументация своего мнения.
2 Актуализация знаний.
Цель – актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала: сравнение десятичных дробей, перевод десятичной дроби в смешанное число и наоборот, сложение и вычитание смешанных чисел.
Формулирует задание. Создаёт эмоциональный настрой на выполнение заданий.
- Начнем с устной работы.
Задание 1.
-Запишите в тетради десятичные дроби: а) три целых семь десятых; б) две целых шестьсот пятьдесят одна тысячная.
- Сравните эти дроби.
-Запишите данные десятичные дроби в виде смешанных чисел.
-Выполните сложение и вычитание получившихся смешанных чисел.
-Проверим получившиеся результаты. (записаны на оборотной стороне доски)
-Сформулируйте правило сложения и вычитания смешанных чисел. Выполняют задание. Называют правило, на которое опирались при выполнении данного задания. Основная часть урока (операционная) (25 мин)
Изучение нового материала.
Цель – организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия (алгоритма), устраняющего причину выявленного затруднения.
- Ребята, на карточках дан текст задачи. Прочитайте его.
Задание 2.
Мама купила 2,7 кг яблок и 3,580 кг бананов. Сколько кг фруктов купила мама?
- Перескажите условие. Составьте в тетради план решения задачи. На составление плана – 2 мин.
ПЛАН
Яб. – 2,7 кг
Бан. – 3,580 кг
2,7 + 3,580 = ?
- Проблема: как сложить десятичные дроби?
- Какие действия вы умеете выполнять, чтобы справиться с затруднением?(перевод десятичной дроби в смешанное число и обратно, сложение смешанных чисел)
- А нельзя ли проще выполнить вычисление?
- Хорошо! Откройте учебник на с.191.
- Найдите и прочитайте алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей.
- Расскажите алгоритм друг другу.
- Вместе составим схему ориентировочных действий (алгоритм)
Задание 3.
3,7 + 2,651= ?
Уравнять количество знаков после запятой.
3,700 + 2,651
Записать их друг под другом, чтобы запятая была под запятой.
3,700
2,561
Выполнить сложение (вычитание), не обращая
внимания на запятую
3,700
2,561
6 261
Поставить в ответе запятую под запятой
3,700
2,561
6,261 Читают текст задачи.
Обсуждают.
Составляют план.
Называют правила, которыми будут пользоваться при выполнении данного задания.
Выполняют действие в тетради.
Работа с учебником: находят в тексте понятия, читаю и запоминают правило, читают и проговаривают его друг другу в слух.
Составляют схему действий.
Комментируют выполнение задания. Личностные: самоопределение, смыслообразование.
Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения.
Познавательные: анализ, синтез, обобщение, аналогия, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, проблема выбора эффективного способа решения, создание способа решения проблемы.
Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументирование своего мнения, учебное сотрудничество со сверстниками.
Закрепление. Формирование практических навыков решения задач.
Цель – организовать усвоение детьми нового способа действия решения заданий с их проговариванием во внешней речи.
- Выполним задания у доски и в тетрадях с пошаговым комментарием.
№ 1211
- Прочитайте условие задачи. Перескажите.
- Составим модель задачи на доске и в тетради.
- Решим задачу с комментированием (по алгоритму).
На пальто – 3,2 м На пальто – 320 см
На костюм – 2,63 м На костюм – 263 см
3,2 0 320
2,63 263
5,83 (м) ткани израсходовали всего. 583 (см) ткани израсходовали
Ответ: 5,83 м Ответ: 583 см
№ 1213 (а,б,г)
(три ученика решают у доски, остальные в тетради, потом проверяем)
- Прочитайте задание.
- Выполните сложение десятичных дробей по алгоритму.
А) 0,769 + 42,389
Б) 5,8 + 22,191
Г) 8,9021 + 0,68
№ 1214 (г,д,е)
(три ученика решают у доски, остальные в тетради, потом проверяем)
- Прочитайте задание.
- Выполните вычитание десятичных дробей по алгоритму.
Г) 11, 1 – 2,8
Д) 88,252 – 4,69
Е) 6,6 – 5,99
Задание 4. (устно)
- Ребята, посмотрите на таблицу, которая весит на доске.
- Вразброс даны части алгоритма по сложению и вычитанию десятичных дробей. Работая в парах в течение 30 секунд восстановите алгоритм по шагам.
Алгоритм
Выполнить сложение (вычитание), не обращая внимания на запятую
Уравнять количество знаков после запятой.
Поставить в ответе запятую под запятой
Записать их друг под другом, чтобы запятая была под запятой.
Ответ: 2, 4, 1, 3 Работа с учебником. Ученики по одному выходят и комментируют решение у доски, остальные работают в тетради.
Воспроизводят своими словами правила, действуют по алгоритму.
Работа в парах по восстановлению алгоритма.
Личностные: осознание ответственности за общее дело
Познавательные: выполнение действий по алгоритму, построение логической цепи рассуждений, анализ, обобщение, подведение под понятие.
Коммуникативные: выражение своих мыслей, использование речевых средств для решения коммуникативных задач.
Самостоятельная работа. Самопроверка.
Цель – организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия Ребята, сейчас каждый проверит сам себя, насколько он сам понял алгоритм сложения и вычитания и может его применить. У вас на партах лежат карточки с таблицами. Посмотрите.
- Какое задание необходимо выполнить?
- Заполните таблицы самостоятельно.
+ 0,8 1,2 0,45 - 0,2 1,5 0,04
1,2 1,8 0,6 2,2 - Кто закончит задание, поднимите руку. Вы получите ключ для выполнения самопроверки.
- У кого возникли затруднения при выполнении задания?
- В каком месте?
- Кто правильно выполнил задание?
- Оцените себя. Осуществляют самопроверку.
Проверяют свои ответы, отмечают правильно решенные примеры, исправляют допущенные ошибки. Осуществляют самооценку. Регулятивные: контроль, коррекция, самооценка
Познавательные: анализ, синтез, аналогия, выполнение действий по алгоритму.
Домашнее задание.
Цель – обсудить и записать домашнее задание.
Домашнее задание будет практическое.
- Запишите задание: Вычислите рост вашей семьи в метрах.
Даёт комментарии к домашнему заданию
Записывают домашнее задание. Итог урока (рефлексивно-оценочная) (5 мин)
Цель – организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.
Организует подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников
- Удалось ли вам решить проблему урока?
- Какие знания, полученные ранее, позволили открыть новое?
- Проанализируйте свою работу.
(раздаются карточки рефлексии)
Мне понятно, как складывать десятичные дроби ________________________
Я смогу применить алгоритм сложения десятичных дробей ______________
Мне понятно, как вычитать десятичные дроби __________________________
Я смогу применить алгоритм вычитания десятичных дробей ______________
Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили. Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные: аргументация своего мнения