Литературное чтение. Тема. Внеклассное чтение « Рассказы В. Драгунского о детях».


Литературное чтение.
Тема. Внеклассное чтение « Рассказы В. Драгунского о детях».
Урок общеметодологической направленности
Цели урока: ознакомить с творчеством В. Драгунского, его биографией; учить определять тему; учить выразительному чтению по ролям; развивать мышление, память, умение передавать содержание произведения; воспитывать доброту, умение сопереживать.
Планируемые результаты
Предметные. Научатся отвечать на вопросы, прогнозировать содержание произведения, читать по ролям, находить главную мысль рассказа, объяснять нравственный смысл рассказа
УУД. Р: учитывать ориентиры действия выделенные учителем
П: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание
К: координация разных точек зрения
Личностные результаты. Оценивать свою речь и речь товарищей на предмет успешности.
Ход урока
I. Мотивирование к учебной деятельности
II. Постановка целей
— Прочитайте название урока.
— Когда так говорят детям? (Когда ребенок что-то натворил, но не признался взрослым.)
— Кто написал рассказ с таким названием? (В. Драгунский.)
— О ком и для кого писал рассказы этот писатель? (О детях, для детей.)
III. Изучение темы
1. Рассказ учителя.
Творческий путь этого писателя начинался не на литературных, а на театральных подмостках. Закончив актерский факультет, он играет в Театре сатиры, Театре-студии киноактера, в цирке. Но по-настоящему его комедийный талант раскрывается, когда он начинает работать художественным руководителем театра «Синяя птичка». Тогда-то он и начинает писать. Сначала для сцены — клоунады, репризы (сценки), пробует себя и роли поэта-песенника.
Первая книга для детей называлась «Он живой и светится». Она имела оглушительный успех. С этого времени он активно начинает заниматься литературным творчеством. Он написал около 90 рассказов для детей. Сборники его рассказов неоднократно переиздавались. По ним ставили спектакли, снимали кинофильмы.
В сборнике «Денискины рассказы» он изобразил своего сына и отчасти самого себя.
Рассказы написаны с юмором. Драгунский, показывая сына наивным, простодушным, романтиком, вместе с тем уважает сына, восхищается его доброй, щедрой душой, бескорыстными поступками.
Особый язык рассказов писателя помогает глубже понять характер героев, их отношения
2. Обсуждение произведения «Тайное всегда становится явным»
— Узнаете ли вы себя и своих друзей в Дениске? (Да. Дети часто не любят есть кашу и находят уловки, чтобы отказаться от нее.)
— В чем же юмор, комичность ситуации? (Дениска решил обмануть маму, но обман раскрылся.)
— Как Дениска «усовершенствовал» вкус каши? Что вас рассмешило? (Он ее посолил, подсластил, вылил туда хрен.)
— Осуждаете ли вы Дениску? (Нет, он очень хотел в Кремль, но не хотел есть кашу, а мама заставляла. Дениска осознал свой проступок.)3. Обсуждение произведения «Он живой и светится».
— Что вас рассмешило в этом рассказе? (Как Дениска с Мишкой менялись.)
— Бывало ли с вами такое?
— Почему же мама не обрадовалась? (Это был подарок папы.)
— Осуждаете ли вы поступок мальчика? (Нет. Дениске было скучно, одиноко, а светлячок стал ему другом.)— О какой черте характера Дениски вы узнали? (Он мечтатель, поэт.)
— А что вы можете сказать о маме? (Она добрая. Поняла Дениску.)4. Обсуждение произведения «Шляпа гроссмейстера».
— Кто такой гроссмейстер?
— Почему Дениска решил, что «дяденька» гроссмейстер? (Он был очень важный, серьезный.)
— Какой поступок совершил Дениска? (Он вытащил шляпу из пруда.)
— Почему же этот «дяденька» рассердился? (Шляпа была мокрая, грязная, рваная.)
— Виноват ли в этом Дениска? (Нет, он хотел помочь.)
— Что вы можете сказать о Дениске? (Он бескорыстный, добрый.)
5. Обсуждение произведения «Слава Ивана Козловского».
— В чем комичность этого случая? (Дениска решил, что петь хорошо — это петь громко.)
— Почему у Бориса Сергеевича «тряслись» плечи? (Он смеялся.)
— Что рассмешило в конце рассказа? (Дениска подумал: «Неужели Козловский поет громче меня?»)— Почему мама покраснела и возразила учителю? (Она любит сына, ей хотелось, чтобы у сына все было хорошо, все получалось.)
6. Обсуждение произведения «Что любит Мишка», «Что я люблю».
— Что вас рассмешило в рассказе Мишки? (Он любит есть вкусное.)
- Как об этом сказал учитель? («Целый продуктовый магазин».)
— Почему Мишка покраснел? (Ему стало стыдно, что он любит только себя, а о близких забыл.)
- Что вы можете сказать о Дениске по его рассказу? (Он добрый, смешной. Любит играть. Увлекается разными новыми занятиями. Любит животных.)IV. Закрепление изученного
— Что вы узнали о Дениске Кораблеве из рассказов Драгунского? (Он добрый, умеет сочувствовать, переживать, щедрый, бескорыстный, мечтательный, романтик.)
— Какие отношения у Дениски с родителями? (Он любит родителей, дружит с ними, делится с ними своими переживаниями.)
— Как относятся к нему мама с папой? (Они строгие, но справедливые. Уважают Дениску. Понимают его.)— Чем интересен язык произведений Драгунского? (По репликам героев можно судить об их характере. Много смешных слов, выражений.)— Почему ребята так говорят? (Они маленькие, не умеют выразить свои мысли по-другому.)
V. Итог урока. Рефлексия.
— Чем интересны рассказы Драгунского? (В них много юмора.)
— Как Драгунский показывает характер героев? (Через их слова, поведение.)
— Что вы можете сказать о самом авторе? (Он любит детей, чувствует их, понимает их проблемы. Это веселый человек, у него хорошее чувство юмора.)