Технологическая карта. Литературное чтение-3 класс. Драгунский В. Он живой и светится


Технологическая карта урока №98
Тема В. Драгунский «Он живой и светится…»
Педагогические цели Познакомить с новой формой стихотворения синквейном и правилом его написания. Учить сочинять синквейн на заданную тему. Ознакомить с жизнью и творчеством В.Ю. Драгунского.
Учить видеть и понимать поступки героев.
Прививать любовь к природе и интерес к чтению
Тип урока Урок изучения нового
Планируемые результаты (предметные) Научатся определять жанр произведения, видеть и понимать поступки героев; сочинять синквейн на заданную тему.
Закрепить умение рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки, описывающие его характер.
Личностные результаты Владеть навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умеют избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Понимать причины успеха и неудач в собственной учебе.
Универсальные учебные действия (метапредметные) Регулятивные:
уметь формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся.
Познавательные:
общеучебные – использовать учебник и памятку для решения учебной задачи;
извлекать информацию из учебного текста; логические – осуществлять сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию по родовидовым признакам; устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;
строить рассуждения.
Коммуникативные:
формулировать собственное мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания
Основное содержание темы, понятия и термины Синквейн, правила сочинения синквейна,
Брынза - сыр из овечьего молока.
Моментально - мгновенно, очень быстро.
Доблесть - мужество, отвага, храбрость.
Гватемала, Барбадос - государства в Америке. Здесь: марки, выпущенные этими государствами.
Образовательные ресурсы Учебник, памятка «Сочиняем синквейн»
Основные этапы организации УД Цель этапа Содержание педагогического взаимодействия
Деятельность учителя Деятельность обучающихся
Познавательная Коммуникативная Регулятивная
Орг. момент.
Проверка д/з Включение в занятие всех учеников класса. Проверяет готовность учеников к занятию, настраивает на продуктивную работу.
- Какое произведение мы прочитали? Кто автор?
- Прочитать выразительно понравившийся отрывок. Повторяют изученное произведение. Читают выразительно Отвечают на поставленные вопросы, воспринимают ответы учеников Принимают учебную задачу.
Осуществляют само- и взаимоконтроль
1. Постановка учебных задач Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи Организовывает погружение в проблему, создает ситуацию разрыва.
В начале 20-ого века американская поэтесса Аделаида Крэпси разработала новую форму стихотворения, состоящего из пяти строк – синквейн. С тех пор прошло много времени, и сегодня появилось множество видов синквейнов. Синквейн может быть как рифмованный, так и нет.
Яшка
Беспокойный, непослушный
Хулиганит, лезет, беспокоит.
Доставляет много хлопот
Обезьянка.
Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему. Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.
2. Совместное исследование проблемы. Поиск решения учебной задачи. Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение.
У вас на столах есть листы:
Правила написания синквейнов.
Анализ синквейна СЛАЙД 3 Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения
Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи Настраивает на восприятие нового текста.
То погаснет, то зажжетсяНочью в роще огонек.Угадай, как он зовется?Золотистый … (Светлячок) СЛАЙД 5
С. 102
- Кто автор этого рассказа?
Виктор Юзефович Драгунский писал фельетоны, пародии, веселые сценки для эстрады и цирка, песни. А с его Дениской Кораблевым юные читатели познакомились впервые в 1959 году. И с тех пор за В. Драгунским прочно закрепилось звание детского писателя.
Самые разные случаи происходили с главным героем Драгунского: и с вышки в воду он прыгал, и на сцене выступал (благо пел хорошо - громко!). Некоторые из этих случаев происходили на самом деле не с Дениской Кораблевым, литературным героем, а с Денисом Драгунским - сыном писателя. Правда, Денис Драгунский вырос, теперь он взрослый человек и сам пишет книги, а Денис Кораблев так и остался мальчишкой.
Читает вслух рассказ В. Драгунского «Он живой и светится»
Словарная работа: брынза, марки СЛАЙД 7 Знакомство с новым произведением Воспринимают на слух произведение. Включаются в выборочное чтение Осуществляют самоконтроль Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.
3. Конструирование нового способа действия. Построение ориентированной основы нового способа действия. Организует учебное исследование для выделения понятия.
Как вы понимаете название рассказа?
Мы не заметили жука А. БартоМы не заметили жука.
И рамы зимние закрыли,
А он живой,
Он жив пока,
Жужжит в окне,
Расправив крылья...
И я зову на помощь маму:
— Там жук живой!
Раскроем раму!
Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия или формируют понятия. Участвуют в обсуждении содержания материала Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осуществляют самоконтроль
7. Контроль на этапе окончания учебной темы. Контроль. Организация рефлексии с помощью создания синквейна.
Работа в паре
1я строка – тема синквейна, одно слово, существительное или местоимение;
2я строка – два прилагательных или причастия, которые описывают свойства темы;
3я строка – три глагола или деепричастия, рассказывающие о действиях темы;
4я строка – предложение из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к теме;
5я строка – одно слово (любая часть речи), выражающее суть темы; своего рода резюме. Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат. Рефлексия своих действий Осуществляют пошаговый контроль по результату
Это светляк - жук. В его тельце есть особые клеточки с веществом, которое светится, соединяясь с кислородом. К клеточкам подведено множество трубочек. Когда светляк закрывает их, клеточки не светятся. Открыл трубочки — через них пошел воздух, и «фонарик» загорелся.
Жуки с крыльями — это самцы; их «лампочки» загораются лишь изредка и ненадолго. Бескрылые самки зажигают огоньки надолго и освещают ими темноту летних ночей.
На свете существует много видов светящихся жуков. В тропических странах они крупные, роями летают среди деревьев, ярко «вспыхивают» на листьях, носятся вверх и вниз, сияя своими волшебными фонариками.