Урок литературного чтения по рассказу К. Паустовского Кот-ворюга (3 класс)


Урок
литературного чтения в 3 классе.
Тема: К. Г. Паустовский «Кот-ворюга» (2 урок-анализ произведения и осмысливание прочитанного).
Цель: через восприятие произведения К.Г.Паустовского «Кот-ворюга», подвести учащихся к осознанию таких человеческих ценностей, как милосердие, доброта по отношению к своим младшим братьям.
Формирование УУД:
Личностные:
---оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей.
---эмоционально « проживать» текст, выражать свои эмоции.
---высказывать своё отношение к героям прочитанного произведения, к их поступкам.
Регулятивные:
---преобразовывать информацию из одной формы в другую.
---учиться высказывать своё предположение на основе работы с вопросами.
---умение регулировать и контролировать свою деятельность.
Коммуникативные:
---оформлять свои мысли в устной форме- ответах.
--слушать и понимать речь других.
--выразительно читать.
---учиться работать в парах, в группах, выполняя различные роли.
Ход урока
Организация класса.
Наш литературный девиз: « Кто много читает, тот много знает». (Слайд 1.)
Всем желаю на уроке успеха и новых знаний.
Актуализация ранее усвоенных знаний и умений.
-Посмотрите на изображения вот этих двух котов.
-Какой кот вам больше нравится? (Слайд 2.)
-Почему? (он пушистый, ухоженный, домашний).
-Чем же от него отличается первый кот? (неопрятный, внешне злой).
-Виноват ли он в своём внешнем виде? (может быть и не виноват, ведь он, наверное, бездомный.)
-А почему мы начали разговор о кошках? (т.к. дома читали произведение К.Г. Паустовского «Кот-ворюга»)
-Сегодня К. Г. Паустовский наблюдает за нашей работой с этого портрета.
( портрет К.Г Паустовского)
-На какого кота похож внешне наш герой из рассказа? (на первого)
-Почему? (он такой же неопрятный, неухоженный, грязный).
-Как вы думаете: внешний вид, поведение любого героя, даже человека, может сказать о состоянии его души или о его характере, добрый он или злой?
-А вот правы вы или нет, нам сегодня поможет в этом разобраться анализ произведения « Кот ворюга».
-Дома вы читали рассказ. А какое ещё было задание? (подготовить вопросы по его содержанию.)
1-ый вопрос мой:
-Назовите героев рассказа (автор, кот-ворюга, Рувим-друг писателя, Лёнька, петух и куры). (Слайд 3)
-Найдём соответствие (какие слова из правой половины таблицы соответствуют данным героям)(Слайд 4, работа на интерактивной доске)
кот Лежал в припадке, закатив глаза
Лёнька Славился бесстрашием, ловкостью
петух Ловко прятался, его толком никто не видел
Рувим и писатель Возвращались вечером усталые, сожжённые солнцем
-Теперь задаём ваши вопросы по содержанию рассказа и отвечаем на них.
3.Формирование новых знаний и умений.
-Прочитаем описание внешнего вида кота.
-Почему он так выглядел?
-Найдём и прочитаем в тексте описание действий и поступков главного героя.
-Почему он совершает такие поступки? (он голодный)
-Какие чувства вызывает у вас это животное и его поступки? (чувство жалости, свои поступки он совершает от безысходности, но он смелый, решительный, самостоятельный, иного выхода у него нет, никто его не накормит и не обогреет).Поработаем в парах.
1 ряд. Найдите в тексте авторскую оценку главного героя.
2 ряд. Подумайте, почему кота автор называет ворюгой, а не вором или воришкой?
3 ряд. Подготовим выразительное чтение по ролям эпизода, в котором люди решают, как поступить с котом.
4.Применение полученных знаний.
-Какое решение оказалось верным?
-Найдём и прочитаем эпизод о том, как изменились повадки кота ( он стал добрым)
-Почему он стал добрым?
-Кто и как ему в этом помог?
-В начале урока вы сказали, что внешний вид и поведение ничего не говорит о том, какой герой - добрый или злой. И вы правы!
-Почему? (из озлобленного, грязного кота получился настоящий, добрый, душевный друг и помог ему в этом человек)
-Доброта и милосердие - великие вещи. Первый раз, почувствовав в жизни доброту, внимание и заботу, сердце кота отозвалось. Произошло чудесное превращение из грязного, неухоженного кота - в преданного и благородного друга.
Поработаем в группах. Соберите из слов пословицы.
1 группа. Кошке, слово, и, доброе, приятно (Доброе слово и кошке приятно).
2 группа. Красоты, доброта, лучше (Доброта лучше красоты).
3 группа. Всегда, добром, добро, возвращается (Добро всегда добром возвращается.) (проверка по Слайду 5.)
-А какая пословица больше всего подходит к нашему рассказу?
5. Рефлексия.
-К.Г. Паустовский, наверное, хорошо оценил вашу работу по анализу его произведения.
-А как вы себя оцените? (на столах у детей книжечки с цветными страницами. Красная стр.-5, зелёная-4, синяя-3) 6.Дом. задание: представьте себе, что каждый из вас бездомный кот или кошка. Попробуйте написать письмо хозяину, к которому вы хотите попасть.
-А закончить урок я хочу песней « Если добрый ты, это хорошо…»(запись)
Подарите добрую улыбку друг другу.
Спасибо за урок!