Урок литературного чтения Тайное становится явным В.Драгунский, 3 класс


Семёнова Светлана Владимировна
учитель начальных классов
МАОУ «Ягринская гимназия»
г. Северодвинска

Урок литературного чтения в 3 классе по теме
«В.Драгунский «Тайное становится явным»
(с использованием технологии РКМЧП)
Цель: познакомить детей с рассказом В.Драгунского «Тайное становится явным», способствовать осмыслению учащимися главной идеи произведения.
Учебные задачи
Предметные: совершенствовать технику чтения, способствовать осознанности учащимися значимости чтения, понимания цели чтения, формировать умение производить анализ и сравнение.
Метапредметные: создавать условия для высказывания мнений о прочитанном, для развития речи; учить строить прогнозы и аргументировать их; определять учебные задачи урока, используя стратегию «Вопросительные слова»; развивать умение задавать разные виды вопросов; обобщать полученную информацию; формировать умение аргументировать своё предположение и объяснять свой выбор; навыки управления своей деятельностью, проявлять инициативу и самостоятельность.Личностные: формировать навыки сотрудничества через организацию работы в паре, в группе; воспитывать уважительное отношение к старшим и близким людям; ориентироваться в нравственном содержании прочитанного произведения.
Тип урока:
Урок «открытия» нового знания.
Средства обучения:
Учебник, интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер, карточки для самостоятельной групповой работы.
Формирование универсальных учебных действий:
1) осознанное построение речевых высказываний, поиск, выделение, обобщение полученной информации
2) умение определять учебные задачи урока, контролировать способы действия и результата по эталону
3) умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, умение работать в группе, контролировать и корректировать действия партнера.
Система оценивания:
Пошаговый и итоговый самоконтроль и самооценка, взаимооценка, словесное поощрение.
Развивающий характер урока:
1) Личностная линия развития учащихся: социализация ребенка, формирование его целостного представления о мире.
2) Познавательная линия: осмысление обучающимися главной идеи рассказа, умение анализировать поступки героев.
3) Регулятивная линия: развитие умения осуществлять анализ собственных знаний на основе сопоставления своих первичных знаний и научной информации и понимать, за счет какой деятельности они получены.
4) Коммуникативная линия: обучение добывать знания сообща, работать в группах, парах, прислушиваться к мнению товарища, договариваться, согласовывать свои действия с действиями товарищей.
Ход урока
Организационный момент
Поприветствуйте наших гостей!
1.Стадия вызова
Мы продолжаем изучать раздел
Сегодня нам предстоит много читать, рассуждать. Эпиграфом к нашему уроку будут слова Мигеля Сервантеса: 1 слайд
« Правда всегда поднимается над ложью, как масло над водой»
-Прочитайте глазами медленно.
-Прочитайте с утвердительной интонацией вслух.
-Как вы понимаете смысл данного высказывания? (о правде всегда узнают)
Развитие читательских умений 2 слайд
Давайте попробуем найти правдивую информацию из данного предложения.
3слайд
Я как на него взглянул, так сразу понял, что в Кремль я не пойду.
Фактуальная информация: в предложении говорится о человеке, который собирается пойти в Кремль. Человек мужского рода, это подтверждают глаголы: понял, взглянул. Он понял, что не пойдет в Кремль.
Подтекстовая информация: с человеком, на которого взглянул наш герой, что-то случилось, это было видно с первого взгляда, из-за этого наш герой не пойдет в Кремль.
- По этому предложению легко узнать произведение? (нет)
4 слайд Работа над техникой чтения
Мальчик Дениска, завтрак, желток,
Манная каша, тарелка, песок.
Кремль и Царь-пушка,
прогулка и дрожь,
Тайное, явное, правда и ложь.
Тогда прочитайте данные слова про себя.
Прочитайте хором, ставя логическое ударение на подчеркнутые слова.
-Как называются такие слова? (ключевые)
А по ключевым словам можно определить, произведение какого автора мы будем сегодня читать? Как догадались?
5 слайд Проверка Д/З ОЦЕНКИ
Дома вы составляли синквейн о Драгунском, прочитайте. Сегодня мы снова встретимся с произведением этого автора.
-Какие по жанру произведения он пишет? (рассказы)
Тема урока: Тайное становится явным В.Драгунский (на доску повесить лист с темой)
-Как вы понимаете заглавие?
-Что такое тайна?
-Подберите синоним к слову тайна (секрет)
-Значит, что такое тайное?
6 слайд Тайна
Нечто скрываемое от других, известное не всем;
Нечто неразгаданное, ещё не познанное;
Скрытая причина чего-нибудь.
Назовите синоним к слову тайна. Секрет
Тайное
Секретный, потайной, скрытый, затаённый.
-Что такое явное?
Явное
Открытое, откровенное.
Определите тему рассказа. По заглавию это легко сделать?
Определите идею рассказа. А это легко сделать по заглавию?
Используя стратегию «Вопросительные слова», поставьте учебные задачи к уроку.
7 слайд
О чём?
Что?
Почему?
Какова?
8 слайд Вы правы, я дополню: мы узнаем, почему именно так называется это произведение, будем учиться анализировать поступки героя, выявлять идею произведения.
2.Стадия осмысления
Откройте учебники стр.125
Чтение с остановками
Прочитайте 1 абзац самостоятельно, сравните свои ответы с авторским, поднимите руку, у кого они совпали?
-Что узнали о Дениске? (имел хорошую привычку слушать взрослых и задумываться над непонятными словами)
Прочитаем 2 абзац цепочкой
-Какая сложная ситуация возникла для Дениски и послужила завязкой рассказа?
-Какую хитрость придумал Дениска, чтобы съесть яйцо?
Чтение 3 отрывка по ролям Подготовленное чтение ОЦЕНКИ
В этом отрывке встретились выражения, слова, которые необходимо пояснить и запомнить, чтобы ваша речь обогащалась. Для этой цели мы будем вести 9, 10 слайд двухчастный дневник. Работаем в паре. Объясните, как вы понимаете первые два выражения. Отодвиньте рабочие листы.
В этом отрывке между Дениской и мамой возник конфликт, а как нужно разрешать конфликты? (уметь договариваться)
ДЕВОЧКИ – объяснят позицию мамы (полезно, надо утром кушать каши)
МАЛЬЧИКИ – позицию Дениски (не любит, невкусно)
- кто прав?
- как решили конфликт мама и Дениска (договорились)
Работаем дальше.
11 слайд Что помогло вам понять, что для Дениски Кремль - это ценность?
12 слайд В Кремле есть Грановитая палата. Посмотрите на слайд, прочитайте и послушайте информацию.
Следующее предложение читаем хором. «И я остался с кашей наедине».
-С кем можно остаться наедине?
-Почему Дениска так говорит о каше? (она враг, соперник, никто не может помочь, а кашу надо победить, уничтожить)
Попробуйте убрать предложение.
–Какова его роль? (усиливает комичность ситуации)
Затенить экран. 4 отрывок ЧТЕНИЕ - РАЗВЕДКА
А сейчас вы сходите в разведку. Разведчики работают в полной тишине и всегда добывают ценные сведения. Вы прочитаете следующий отрывок до слов «В это время вошла мама». Все важные сведения вы должны записать в пошаговый алгоритм «Что делал Дениска, чтобы каша была вкуснее?»
Можно пользоваться карандашом, делать пометки в тексте, обращайте внимание на глаголы. Чья пара первой возвратится из разведки - встанет.
13 слайд ПРОВЕРКА.
14 слайд ХРЕН – острая приправа
15, 16 слайд ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «Усовершенствование каши»
пошлёпал ложкой (похлопать в ладоши)
посолил (взять соль слева – поворот)
посыпал сахару (взять сахар справа –поворот)
долил кипятку(кипяток сзади у соседа)
вылил в кашу всю баночку хрена(хрен стоит внизу в столе)
Глаза на лоб полезли (вытаращили глаза)
Вылил в окно кашу
ДНЕВНИК -Запишите в дневник, что обозначает выражение «глаза на лоб полезли»?
-Правда ли, что Дениска потерял сознание?
-От чего возникло такое состояние? (от жуткого вкуса каши)
-Как считаете, Дениска с самого начала решил выплеснуть кашу в окно?
Чтение 5 отрывка по ролям ОЦЕНКА
-Какого человека называют интеллигентным?
-Как вы думаете, что такое клевета? Подберите синоним. (Ложь, враньё, выдумка, наговор) Значит, что такое клеветать? (порочить честь и достоинство другого лица).
- Язвительно - это как? (злобно, ядовито, насмешливо, колко)
- Почему же Дениска не рассказал сразу маме правду? Он – лжец? (нет, все произошло очень быстро, он не успел даже опомниться)
ДНЕВНИК Запишите в дневник, что обозначает выражение «стал по стойке смирно»?
ПРОВЕРКА ВСЕГО ДНЕВНИКА 17 слайд
ВЫКЛЮЧИТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ
6 отрывок читаем жужжащим чтением, а последнее предложение пострадавшего в паре. Кто лучше передаст интонацию? Оцените друг друга в паре.
Я заметила, что вы смеялись, когда читали рассказ дяденьки, как думаете, а что он при этом чувствует?
- А кто еще смеется с нами? (автор, это он создал такую комичную ситуацию. Он, посмеялся над другим, чтобы показать, что сами мы не хотели бы оказаться на его месте, никому не нравится, когда над ним смеются)ЗАДАЙТЕ 1 толстый вопрос в паре. (Почему заикается дяденька?) Ответьте.
Чтение 7 отрывка учителем.
- Как думаете, хорошо ли Дениска знал маму? Аргументируйте.
-Почему мама долго смотрела на сына, но не наказала его?
-Найдите в этом отрывке сравнение.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Сделайте глаза такими же круглыми, как крыжовник,
посмотрите друг на друга, как мама посмотрела на Дениску.
Закройте глаза, помассируйте против часовой стрелки и в это время подумайте,
какой же человек вырастет из Дениски?
3.Стадия рефлексии
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Откройте тетрадь стр.50 №1.
Какой план нам предложен?(цитатный) Все логические цепочки перепутаны, восстановите последовательность действий.

ВКЛЮЧИТЬ ДОСКУ в интерактивном режиме
2слайд
На доске с аналогичным заданием по картинному плану поработает…….ОЦЕНКА
ПРОВЕРКА
3слайд
- Какая пословица подходит к тексту? Почему?
- О каких человеческих качествах заставляет задуматься этот рассказ? (Д. совершил плохой поступок, хочет скрыть его, но все равно все узнали об этом, ему очень стыдно, в первую очередь перед мамой)
4 слайд -Какая же проблема волнует автора?(взаимоотношения детей и родителей, как правильно поступать в трудной ситуации)
5слайд
РАБОТА В ГРУППАХ
1 группа Почему так назван рассказ?
2 группа Действительно ли Дениска запомнит слова мамы на всю жизнь?
3 группа Круглый стол «Я понял, что…»
6слайд Домашнее задание по выбору
Составить синквейн про Дениску
Составить кластер «Состояние мамы»
Тетрадь, стр.50 №2
7слайд КАКИМ БЫЛ УРОК? (дети к доске – 6 чел.)
Благодарю за сотрудничество!
При наличии времени цитата близкого друга Драгунского Я.Акима. 9слайд