Ознакомление с окружающим миром.* Ознакомление с художественной литературой.

Занятие интегрированное.

Ознакомление с окружающим миром.* Ознакомление с художественной литературой.



Тема: "Неживая и живая природа весной в загадках, пословицах и поговорках.



Программное содержание: развивать игровой замысел, используя богатейший материал русского народного творчества, развивать внимание, память, продолжать приобщать детей к народной мудрости, употребляя в речи воспитателя русские пословицы, создать наиболее комфортные условия для умственного развития детей в соответствии с требованиями ФГ, систематизировать знания детей о неживой и живой природе, уточнить представления детей о трех весенних месяцах, их своеобразии, воспитывать бережное отношение к природе, добрые душевные качества.




Предварительная работа: разучивание рифмованных загадок о природе в ходе учебно-воспитательного процесса; работа с родителями: приобщение их к домашним занятиям с детьми в названном направлении на рекомендованном материале; блиц-турниры по загадкам между командами "Подснежники" и "Пролески", рисование в свободное время на тему: "Первоцветы", "Перелетные птицы"; изучение устного русского народного творчества: хороводные песни, потешки, поговорки, театрализованная игра "Перелетные птицы" (с шапочками).




Материалы к занятию: лист ватмана с центральной композицией в круге "Возвращение журавлей" со свободным полем по краям для коллективной деятельности детей; аудиозапись "Голоса журавлей"; 30-35 карточек с изображениям объектов неживой и живой природы в весеннее время; шапочка Солнца, зеркальце для пускания солнечных зайчиков, слова и музыка С. Булдакова (нотная запись) песни "Солнечная".




Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте, ребятки! Желаю Вам здоровья и доброго денечка!! Сейчас весенняя пора - поел да со двора. Так русский народ весной приговаривает. Вот и мы с вами соберемся на наш лужок - в кружок – и песней хороводной наш денечек начнем. Ведь песня – лучшее начало всякого дня. А нам пора заниматься, ума – разума набираться.
Дети становятся в хоровод на ковре и поют.
Дети: Стало ясно солнышко припекать, припекать,
Землю словно золотом одевать, одевать,
Стали громче голуби ворковать, ворковать,
Журавли вернулись к нам,
К нам опять, к нам опять.
Звучит запись голосов журавлей.
Воспитатель: Дети, вы узнали, какие птицы голос подают?
Дети: Журавли.
Воспитатель: А как вы догадались?
Дети: Они курлычут.
Воспитатель: Давайте и мы с вами попробуем подражать этим сильным и красивым птицам. Выстроимся клином или караваном. Выберем главного вожака и полетим, разомнем наши руки-крылья.
Дети летают, изображая журавлей.
Воспитатель: Как красиво вы летите и руками делаете сильные, мощные взмахи, совсем как настоящие журавли, которые изображены на этой картине. Кого они принесли на своих крыльях к нам в гости совсем недавно на одно из занятий?
Дети: Маленького принца!
Воспитатель: Да, нелегкий путь проделали птицы. Ох, трудны у птиц дороги, но как весел их возврат! Помните, ребятки, что мы обещали Маленькому принцу?
Дети: Выучить загадки о весне.
Воспитатель: И таким образом рассказать о весенней природе на нашей планете Земля. Мне кажется, мы выполнили наше обещание. Старались – учили загадки: и дома с родителями, и в группе тренировались, и даже проводили блиц-турниры – быстрые соревнования между командами "Пролески" и "Подснежники", где вы хорошо отгадывали, внимательно слушали.
А сегодня будете сами загадывать; глядя на одну из карточек, говорить загадку в стихах или сочинять свою собственную, описывая изображение по цвету, размеру, характерным признакам.
Дети работают с карточками; по очереди сочиняют загадку, говорят наизусть и укрепляют соответствующую карточку на ватман.
Воспитатель: А теперь я вам загадаю загадку:
Хоть за дальний путь устали,
Но в камышах родной земли
До рассвета танцевали
Возле речки ..
Дети: Журавли.
Воспитатель: Предлагаю вам подобно журавлям встать в круг, выбрать двух лучших плясунов, которые будут друг перед другом приседать, кланяться, трубить, вытянув шеи, махать крыльями, подпрыгивать, перебирать ногами.
Воспитатель: Хорошо потанцевали – на славу! Давайте закончим работу по карточкам.
Воспитатель: Ну, вот и конец – всему делу венец. Так в народе говорят. Весь большой лист заполнен. Сразу видно, что "наступило утро года" – пришла матушка Весна и в живой природе (растения, животные, птицы, насекомые) и в неживой природе (солнце, небо, воздух, земля).
К тому же на этом листе можно одновременно увидеть все три весенних месяца. Как они называются?
Дети: Март, апрель, май.
Воспитатель: Правильно. Дети, давайте сейчас вспомним и пропоем русскую народную потешку "Пришла матушка Весна".

Пришла матушка Весна,
Отворяй-ка ворота,
Первый март пришел-
Белый снег сошел.
А за ним и апрель
Отворил окно и дверь.
А уж как пришел май-
Солнце в терем принимай.
Воспитатель: Я знаю, дети, как нравится вам выступать в роли Солнца! Сегодня у нас в роли солнца – Ира. А вы будете солнечными зайчиками.
Исполняется "Солнечная песня" (музыка и слова С. Булдакова). Возможны два варианта:
а) Песня исполняется воспитателем и одновременно организуется хороводная игра "Солнечные зайчики", основанная на содержании песни.
б) Дети исполняют песню, заранее подготовленную на музыкальных занятиях под руководством музыкального руководителя.
В процессе игры воспитатель пользуется маленьким зеркальцем, пуская солнечных зайчиков.












Солнечная песня.

Слова и музыка Степана Булдакова.

Мы словно маленькие солнечные зайчики,
У каждого всегда улыбка на лице.
Все любят солнышко, и мальчики и девочки,
Светлее стало от улыбок на земле.

Припев: Над нашей голубой планетой
С рассветом солнышко встает,
И льется солнечная песня,
И каждый эту песню ждет.
Давайте за руки возьмемся,
Давайте вместе песню петь,
Давайте просто улыбнемся,
И жить нам станет веселей.

С восходом солнца скачут солнечные зайчики,
Помогут бабушке дорогу перейти
И не дадут в обиду старшим самых маленьких.
Но злоба, лень и ложь с дороги уходи.

Припев.



15