Разработка урока по теме: История создания поэмы Некрасова Кому на Руси жить хорошо


Урок-лекция «История создания поэмы-эпопеи Н.Некрасова
«Кому на Руси жить хорошо»
Зрелище бедствий народных
Невыносимо, мой друг… Н.А. Некрасов
Цель:
знакомство с историей создания поэмы.
Задачи:
создать необходимый эмоциональный настрой, помочь ученикам почувствовать социальную трагедию крестьянства;
пробудить интерес к поэме.
Оборудование: портрет Н.А.Некрасова, картины художников, карточки.
План:
Исторические сведения о крестьянской реформе 1861 г.
История создания поэмы.
Жанр,сюжет и композиция поэмы.
Анализ стихотворения «Ночь.Успели мы всем насладиться…»
Работа в группах по теме урока.
Ход урока
1. Лекция учителя
Вступление.
"Народ освобожден, но счастлив ли народ?"  - эта строка из "Элегии" объясняет позицию Н. А. Некрасова по отношению к крестьянской реформе 1861 года, которая только формально лишила помещиков их былой власти, а на самом деле обманула, обобрала крестьянскую Русь. Поэма была начата вскоре после крестьянской реформы. Ее целью Некрасов считал изображение обездоленных крестьянских низов, среди которых  - как и во всей России  - нет счастливого. Поиски счастливого среди верхов общества были для Некрасова лишь композиционным приемом. Счастье "сильных" и "сытых" было для него вне сомнения. Само слово "счастливец", по Некрасову,  - синоним представителя привилегированных классов. (Ср. "...но счастливые глухи к добру"  - "Размышления у парадного подъезда"). Изображая господствующие классы (попа, помещика) Некрасов прежде всего акцентирует внимание на том, что реформа ударила не столько "одним концом по барину", сколько "другим по мужику".
Историческая справка.
19 февраля 1861 года Александр издал Манифест и Положение, отменявшее крепостное право. Что же получили мужики от господ?
Крестьянам обещали личную свободу и право распоряжаться своим имуществом. Земля признавалась собственностью помещиков. Помещикам вменялось в обязанность выделить крестьянам приусадебный участок и полевой надел.
Крестьяне должны были выкупать у помещика землю. Переход к выкупу земельного надела зависел не от желания крестьян, а от воли помещика. Крестьяне, перешедшие с его разрешения к выкупу земельных наделов, назывались собственниками, а не перешедшие на выкуп — временнообязанными. За право пользоваться полученным от помещика наделом земли до перехода на выкуп они должны были исполнять обязательные повинности (платить оброк или отрабатывать барщину).
Установление временнообязанных отношений сохраняют феодальную систему эксплуатации на неопределённый срок. Стоимость надела определялась не действительной рыночной стоимостью на землю, а доходами, получаемыми помещиком с имения при крепостном праве.
При выкупе земли крестьяне платили за неё вдвое и втрое выше действительной стоимости. Помещикам же выкупная операция давала возможность сохранить в полном размере тот доход, который они получали до реформы.
Нищенский надел не мог прокормить крестьянина, и ему приходилось идти к тому же помещику с просьбой принять на испольщину: обрабатывать господскую землю своими орудиями и получать за труд половину урожая. Закончилось это массовое закабаление крестьян массовым разорением старой деревни. Ни в одной стране мира крестьянство не переживало и после «освобождения» такого разорения, такой нищеты, как в России. Вот почему первой реакцией на Манифест и Положение стало открытое сопротивление основной массы крестьянства, выразившееся в отказе принять эти документы.
Литература того времени имела бурный характер. Сами за себя говорят произведения, написанные в то время. Роман Чернышевского «Что делать?», Тургенева «Отцы и дети» и т.д.
Как же воспринял Н. А. Некрасов реформу, которая не дала народу желаемого освобождения? Поэт переживал события тех лет трагически, о чём свидетельствуют, в частности, воспоминания Н.Г.Чернышевского: «В день объявления воли я пришёл к нему и застал его в кровати. Он был крайне подавлен; кругом на кровати лежали разные части «Положения» о крестьянах». «Да разве это настоящая воля! — говорил он. – Нет, это чистый обман, издевательство над крестьянами».
2. История создания поэмы.
Вскоре после Крестьянской реформы, в 1862 году возник замысел поэмы.
Её целью Некрасов считал изображение обездоленных крестьянских низов, среди которых – как и во всей России – нет счастливого. Поэт работал над поэмой с 1863 по 1877год,т.е. около 14 лет. За это время замысел менялся, но поэма так и не была закончена автором, поэтому в критике нет единого мнения о её композиции. До сих пор не решён вопрос о порядке расположения её частей. Наиболее аргументированным можно считать порядок расположения частей по хронологии их написания.
«Пролог» и 1 часть — 1868 г.
«Последыш» — 1872 г.
«Крестьянка» -1873 г.
«Пир – на весь мир» Некрасов писал уже находясь в состоянии смертельной болезни, но он не считал эту часть последней, намереваясь продолжить поэму изображением странников в Петербурге.
Литературный критик В.В.Гиппиус в статье «К изучению поэмы «Кому на Руси жить хорошо» ещё в 1934 году писал: «Поэма осталась незавершённой, замысел поэта не прояснённым; отдельные части поэмы следовали друг за другом в разное время и не всегда в последовательном порядке. Два вопроса, первоочередные при изучении поэмы, остаются до сих пор спорными: 1) о взаимном расположении дошедших да нас частей и 2) о реконструкции частей ненаписанных и, прежде всего, развязки. Оба вопроса, очевидно, теснейшим образом связаны, и решать их приходится совместно».
Именно В.В.Гиппиус нашёл в самой поэме объективные указания на последовательность частей: «Время расчислено в ней «по календарю»: действие «Пролога» начинается весной, когда птицы вьют гнёзда и кукует кукушка. В главе «Поп» странники говорят: «А время уж не раннее, подходит месяц май».В главе «Сельская ярмонка» есть упоминание: «Лишь на Николу вешнего погода поуставилась»; видимо, в день Николы(9 мая по старому стилю)проходит и сама ярмарка. «Последыш» также начинается точной датой: «Петровки. Время жаркое. В разгаре сенокос.» В «Пире на весь мир» сенокос уже кончается: крестьяне едут на базар с сеном. Наконец, в «Крестьянке» — жатва. События, описанные в «Пире на весь мир», относятся к ранней осени (Григорий собирает грибы), а задуманная, но не осуществлённая Некрасовым «петербургская часть» должна была происходить в зимнее время, когда странники придут в Петербург икать доступа «к вельможному боярину, министру государеву». Можно предположить, что петербургскими эпизодами и могла завершиться поэма. В современных публикациях главы располагаются по времени их написания.
3. Жанр, композиция поэмы.
Сам Некрасов называл «Кому на Руси жить хорошо» поэмой, однако ни на одну из поэм, известных в русской литературе до Некрасова, его произведение в жанровом отношении не похоже. Содержание «Кому на Руси жить хорошо» требовало для своей реализации какой-то новой жанровой формы, и Некрасов создал её.
Поэма (от греческого «творить», «творение») — большое эпическое стихотворное произведение.
Эпопея (от греческого «собрание песен, сказаний») — наиболее крупная монументальная форма эпической литературы, которая даёт широкую, многогранную, всестороннюю картину мира, включающая глубокие раздумья над судьбами мира и интимные переживания личности. Своеобразие поэмы заключается в том, что это произведение реалистическое – по художественному методу, народное – по своему значению и тематике, эпическое – по широте изображения действительности и героическому пафосу.
В жанровом отношении поэма представляет собой народную эпопею, которая по замыслу поэта должна была в завершённом виде включить в себя жанровые особенности всех трёх видов некрасовских поэм: «крестьянской», сатирической, героико-революционной.
Использованная в произведении форма путешествия, встреч, расспросов, рассказов, описаний была очень удобной для того, чтобы дать всестороннее изображение жизни.
Сюжет.Семь временнообязанных мужиков путешествуют по стране в поисках ответа на твопрос : кому живётся весело,вольготно на Руси? Это и есть сюжетная линия поэмы.В рукописях Некрасова сохранился план, согласно которому герои должны были встретиться с министром и увидеть царя.Об этом свидетельствует спор странников:
Роман сказал : помещику,
Демьян сказал : чиновнику,
Лука сказал: попу.
Купчине толстопузому! –
Сказали братья Губины,
Иван и Митродор.
Старик Пахом потужилсяИ молвил, в землю глядючи:
Вельможному боярину,
Министру государеву.А Пров сказал : царю.
.
2.Анализ стихотворения «Ночь. Успели мы всем насладиться…» и поэма «Кому на Руси жить хорошо»
Ночь. Успели мы всем насладиться.Что ж нам делать? Не хочется спать.Мы теперь бы готовы молиться,4Но не знаем, чего пожелать.
Пожелаем тому доброй ночи,Кто все терпит, во имя Христа,Чьи не плачут суровые очи,8Чьи не ропщут немые уста,Чьи работают грубые руки,Предоставив почтительно намПогружаться в искусства, в науки,12Предаваться мечтам и страстям;Кто бредет по житейской дорогеВ безрассветной, глубокой ночи,Без понятья о праве, о боге,16Как в подземной тюрьме без свечи... (1858)
Стихотворение Н. Некрасова «Ночь. Успели мы всем насладиться…» перекликается с замыслом всей поэмы «Кому на Руси жить». Народ обездолен и в нищете. Нужны такие люди , которые выведут народ из этой тяжёлой ситуации.
Стихотворение построено по принципу контраста. Начало стихотворения первые четыре строки) рисует конкретную картину позднего вечера, ночи после насыщенного событиями дня. Последующие пять строк – пожелание доброй ночи тому, «кто всё терпит»,» чьи не плачут … очи»,» чьи не ропщут…уста», «чьи работают грубые руки»…
Кто это? Это терпеливый, покорный, молчаливо переносящий тяготы народ – труженик.
Это он, бедный народ, предоставляет право богатым, помещикам наслаждаться искусством, наукой, погружаться в праздную, исполненную ленью и сибаритством жизнь.
Если в начале стихотворения автор даёт право народу на христианское терпение, то в конце стихотворения он отказывает ему даже в представлении о боге, поскольку участь его безнадёжна и беспросветна.
Какая может быть речь о счастливой доле?
3. Задания для учащихся.
Карточка №1
Замысел поэмы.
Что дала реформа крестьянам?
В каких обстоятельствах оказались крестьяне?
Крестьянская реформа 1861 года
Для помещиков Для крестьян
Карточка №2
История создания поэмы.
1.Как , в какой последовательности происходят события в поэме?
Хронология событий поэмы.
Название главы Время (цитата из текста)
«Пролог» «Поп» «Сельская ярмонка»
(Когда на Руси отмечали Николу Вешнего?) Карточка №4
Жанр, сюжет, композиция поэмы.
1.Почему поэма написана в форме путешествия?
2.Как связано название произведения с темой и идеей произведения?
3.С кем должны были встретится мужики и чем должна была закончиться поэма по замыслу художника?
Карточка №5
Стихотворение «Ночь.Успели мы всем насладиться…»
1.Как тема и идея стихотворения перекликается с идеей и замыслом поэмы?
2.По какому принципу построено стихотворение?
3.Какой рисует поэт жизнь богатых и жизнь простых людей?
4. Может ли быть счастливым народ, по мнению поэта? Даёт ли ответ на этот вопрос поэт?
4. Выводы. В Некрасове всю жизнь как бы жило два человека: один, обладающий поэтическим талантом, способный воспевать тончайшие движения человеческой души, и другой, кому долг и совесть не позволяли «красу долин, небес и моря и ласку милой воспевать». Поэтому его угрюмая муза им самим была обречена стать музой мести и печали, музой, которую ударами кнута поэт заставлял изображать картины горя народа и звать к борьбе за его освобождение. Отвергая «искусство для искусства» с его воспеванием эстетического чувства и будучи сознательным защитником сатирического «гоголевского направления», Некрасов считал истинными поэтами тех, кто служит народу, истинными гражданами тех, кто не стремится писать стихи, а своим образом жизни содействует борьбе за освобождение угнетенного народа. Стихотворение «Отрывок» («Ночь. Успели мы всем насладиться…», 1858) звучит как молитва за русский народ, пребывающий в рабском труде и долготерпении. За тот народ, «чьи работают грубые руки, предоставив почтительно нам погружаться в искусства, в науки, предаваться мечтам и страстям». Некрасов всю жизнь упрекал себя в недостаточно активном служении народу, поэтому и учил свою музу петь пламенные песни борьбы. Предназначение поэта, по Некрасову, — беззаветно служить народу, даже если сам темный и забитый народ этого никогда не узнает и не оценит.