Урок по литературе Раздел «Н.А. Некрасов. Лирика. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» Тема: «Горькая доля народа пореформенной России (по поэме «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасова)»


Урок по литературе Раздел «Н.А. Некрасов. Лирика. Поэма «Кому на Руси жить хорошо»
Тема: «Горькая доля народа пореформенной России (по поэме «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасова)»

Цели:
Образовательная: создать необходимый эмоциональный настрой, помочь ученикам пробудить интерес к поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
Развивающая: проанализировать главы «Счастливые», «Поп», из части «Крестьянка» главы: «Песни», «Демушка», «Трудный год»; почувствовать социальную трагедию крестьянства.
Воспитательная: воспитывать чувство собственного достоинства.
КМО урока: тексты поэмы-эпопеи Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»; презентация к уроку по теме «Горькая доля народа пореформенной России (по поэме «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасова)»; доклады по поэме «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасова: «Исторические сведения о крестьянской реформе», «Образ Матрены Тимофеевны», «Савелий – богатырь святорусский».
Тип урока: лекция с элементами беседы (с применением ИКТ)
Ход урока
I.Запись темы, эпиграфа, плана урока (Слайд 1)
Эпиграф:
Зрелище бедствий народных
Невыносимо, мой друг...
НА. Некрасов
План
Исторические сведения о крестьянской реформе 1861 г.
Несчастливая жизнь многомиллионного русского крестьянства после «освобождения».
Жанр, композиция поэмы.
II.Историческая справка. Слово ученика (Слайд 2)
19 февраля 1861 г. Александр II издал Манифест и Положение, отменявшие крепостное право. Что же получили мужики от господ?
Крестьянам обещали личную свободу и право распоряжаться своим имуществом. Земля признавалась собственностью помещиков. Помещикам вменялось в обязанность выделить крестьянам приусадебный участок и полевой надел.
Крестьяне должны были выкупать у помещика землю. Переход к выкупу земельного надела зависел не от желания крестьян, а от воли помещика. Крестьяне, перешедшие с его разрешения к выкупу земельных наделов, назывались собственниками, а не перешедшие на выкуп - временнообязанными. За право пользоваться полученным от помещика наделом земли до перехода на выкуп они должны были исполнять обязательные повинности (платить оброк или отрабатывать барщину).
Установление временнообязанных отношений сохраняют феодальную систему эксплуатации на неопределенный срок. Стоимость надела определялась не действительной рыночной стоимостью на землю, а доходами, получаемыми помещиком с имения при крепостном праве. При выкупе земли крестьяне платили за нее вдвое и втрое выше действительной стоимости. Помещикам же выкупная операция давала возможность сохранить в полном размере тот доход, который они получали до реформы.
Нищенский надел не мог прокормить крестьянина, и ему приходилось идти к тому же помещику с просьбой принять на испольщину: обрабатывать господскую землю своими орудиями и получать за труд половину урожая. Закончилось это массовое закабаление крестьян массовым разорением старой деревни. Ни в одной стране мира крестьянство не переживало и после «освобождения» такого разорения, такой нищеты, как в России. Вот почему первой реакцией на Манифест и Положение стало открытое сопротивление основной массы крестьянства, выразившееся в отказе принять эти документы.
Литература того времени имела бурный характер. Сами за себя говорят произведения, написанные в то время - это и «Что делать?» Чернышевского, и «Отцы и дети» Тургенева, а также произведения Лескова, Писемского и других русских писателей.
Как же воспринял Н.А. Некрасов реформу, которая не дала народу желаемого освобождения? (Слайд 4).
Поэт переживал события тех лет трагически, о чем свидетельствуют, в частности, воспоминания Н.Г. Чернышевского: «В день объявления воли я пришел к нему и застал его в кровати. Он был крайне подавлен; кругом на кровати лежали разные части «Положения» о крестьянах». «Да разве это настоящая воля! - говорил Некрасов. - Нет, это чистый обман, издевательство над крестьянами». Так что мне пришлось успокаивать даже его».
III. Сообщение о жанре, композиции поэмы «Кому на Руси жить хорошо»
Поэма А.Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» создана в последний период жизни поэта (1863-1876 гг.). Идейный замысел поэмы обозначен уже в заглавии, а затем повторяется в тексте: «Кому на Руси жить хорошо?».
«Кому на Руси жить хорошо» нельзя назвать поэмой в обычном смысле, но это также и не роман в стихах, это, скорее всего народная эпопея, впитавшая в себя наследие древнерусского былинного эпоса. Герои «Кому на Руси жить хорошо» наделены исконно русскими чертами характеров, они переживают народное горе и народное счастье.
Начало поэмы «Кому на Руси жить хорошо» - со знаменательными названиями губернии, уезда, волости, деревень – приковывает внимание читателя, прежде всего, к бедственному положению народа. Очевидно, горькая доля встретившихся на столбовой дороженьке временнообязанных мужиков и оказывается исходной причиной возникшего спора о счастье как материальном благополучии.
Поспорив, семь крестьян отправляются в дорогу по России в поисках счастливого человека. Отправимся и мы с ними.
Образ широкой дороженьки открывает первую главу поэмы. (Слайды № 5, №6)
IV. Выразительное чтение начала главы «Поп» (до слов «…Какое счастье тут?..)
Беседа. Ответы на вопросы.
Какими художественными средствами пользуется Некрасов, рисуя деревенский пейзаж?
В чем особенности авторской речи в поэме?
(Противопоставления: широкая дороженька, но песчана и глуха; хороша весенняя природа, но невесело глядеть на поля с бедными всходами. Возникают с первых строк тревожные мысли о народной судьбе, которая переходит в предчувствие надвигающейся беды и неблагополучия. Не случайно картина заканчивается горьким риторическим вопросом: «Какое счастье тут?..»)Авторская речь сливается с крестьянской («Недаром в зиму долгую...»), встречаются просторечные формы, характерные для народной поэзии, - дороженька, березками, копеечка; искажения - далеко протянулася; повторы - стоят деревни старые, стоят деревни новые...; краткие прилагательные - нарядны, песчаны, глуха; фольклорные приемы - олицетворения (обращение к избам как к живому существу); устойчивые синтаксические формы - «как им легко ли, трудно ли...»; включаются малые фольклорные жанры: загадки - «пришла весна - сказался снег...», поговорки: «солдаты шилом бреются...». Авторская речь близка к народной и по интонации, и по синтаксическому строю.) Связь с народным творчеством и живой крестьянской речью придает стихам подлинно народное звучание, делает поэму близкой и доступной пониманию не только интеллигента, но и слушателя-крестьянина.)
Сопоставьте строки, где о весне говорит автор, и стихи, где она воспринимается глазами странников-правдоискателей:
Пришла весна - сказался снег!
Вода - куда ни глянь!
Поля совсем затоплены,
Навоз возить - дороги нет,
А время уж не раннее –
Подходит месяц май!
Луга, леса поемные,
Ручьи и реки русские
Весною хороши.
Но вы, поля весенние!
На ваши всходы бедные
Невесело глядеть!
(Сопоставление говорит о том, что сам автор смотрит на мир глазами народа, думает его думами.)
С особой силой звучит этот мотив и в описании деревни Клин - «селенья незавидного»: (Слайд № 7)
Что ни изба - с подпоркою,
Как нищий с костылем;
А с крыш слома скормлена скоту.
Стоят, как остовы,
Убогие дома.
Ненастной, поздней осенью
Так смотрят гнезда галочьи,
Когда галчата вылетят
И ветер придорожные
Березы обнажит...
То же самое в описании «богатого», «торгового» села Кузьминского с его грязью, училищем, «пустым, забитым наглухо», избой «в одно окошечко, с изображеньем фельдшера», «лавками», питейными заведениями.) Какую роль играет в поэме описание деревень, природы?
(Авторское описание природы, сел, деревень, через которые идут странники (пейзаж из второй главы) дается в неразрывном единстве с жизнью крестьянина («жаль бедного крестьянина»), В воображении читателя возникает образ земли, лишенной жизни, - «зелени ни травки, ни листа», «лежит под небом пасмурным», «как мертвец без савана», «чернехонько», «печальна и нага». Пейзаж рождает ощущение крестьянской обездоленности, горя.
V. Творческая работа по главе IV «Счастливые» (чтение до слов «А вам бы други милые, спросить Ермилу Гирина…) (Слайды № 8, № 9)
Задание. Чтение главы, поиск портрета «счастливого» и в чем «счастье» рассказчика, формулирование вывода. Работа по таблице.
Портрет «счастливого» В чем «счастье» рассказчика?
«…дьячок уволенный,
Тощой, как спичка серная…» «В благодушестве!»
«…старуха старая,
Рябая, одноглазая…» «Родилось реп до тысячи
На небольшой гряде»
«…солдат с медалями,
Чуть жив…» «…в двадцати сражениях
Я был, а не убит!
…………………………..
Ходил ни сыт, ни голоден,
А смерти не дался!»
«Каменотес - оло´нчанин,
Плечистый, молодой…» «Не знаем мы нужды!..
……………………………..
Коли проснусь до солнышка
Да разогнусь о полночи,
Так гору сокрушу!»
«…мужик с одышкою,
Расслабленный, худой…» «Из Питера, расслабленный,
Шальной, почти без памяти……………………………………..
И я добрел на родину,
А здесь, по Божьей милости,
И легче стало мне…»
«…разбитый на ноги,
Дворовый человек» «У князя ПереметьеваЯ был любимый раб»
«Желтоволосый, сгорбленный…
…………………………………….
Крестьянин-белорус…» «Досыта у Губонина
Дают ржаного хлебушка…»
Мужик с скулой свороченной,
Направо все глядит…» «Хожу я за медведями,
И счастье мне великое:
Троих моих товарищей
Сломали мишуки,
А я живу, Бог милостив!»
VI. Итог урока
Докажите, что Н.А. Некрасов показывает горькую долю народа пореформенной России в поэме «Кому на Руси жить хорошо»?
Вывод: Перед нами возникает живая картина, помогающая остро почувствовать, как бедна, бесправна и в то же время талантлива крестьянская Русь! Самый облик крестьян, а еще более - их рассказы, убеждают, что счастье мужицкое – «дырявое с заплатами», «горбатое с мозолями», и что после реформы жизнь крестьянина-труженика лучше не стала. В кругу счастливцев следует выделить каменотеса-олончанина. Он выгодно отличается от всех других рассказчиков: «плечистый», «молодой», не знает нужды. Его облик и слова вызывают мысль о нравственной и физической красоте человека, любящего труд и умеющего трудиться:
А вот гляди (и молотом,Как перышком, махнул);Коли проснусь до солнышка
Да разогнусь о полночи,
Так гору сокрушу!..
Но замечание Пахома:
Ну, веско! А не будет ли
Носиться с этим счастиемПод старость тяжело?..
а также слова «мужика с одышкой», который тоже был « не хуже каменщик», а теперь «зачах», заставляют задуматься о том, что даже богатырский труд не приносит крестьянину счастья, напротив, и он к концу жизни оборачивается трагедией.
Перед нами проходят крестьяне разного возраста и положения, из разных мест – питерский каменотес, белорусский крестьянин, деревенская старуха. Эти географические приметы раздвигают границы действия до широких пределов.
VII. Чтение и анализ глав «Песни», «Демушка», «Трудный год» из части «Крестьянка» (если останется резерв времени)
Задание.
Рассказать о жизни Матрены Тимофеевны (чтение доклада подготовленным учащимся).
Чтение глав «Песни», «Демушка», «Трудный год».
Ответы на вопросы
Какие фольклорные жанры используются в рассказе Матрены Тимофеевны о жизни? Почему к ним обращается Некрасов?(Фольклорные жанры - песни, плачи, причитания - усиливают эмоциональное впечатление, помогают выразить боль и тоску, ярче показать, как горька жизнь Матрены Тимофеевны. Песни, которые поет Матрена Тимофеевна, воспринимаются как общеизвестные, повсеместные. Их знают и «хором» подхватывают странники-правдоискатели. Голос Матрены Тимофеевны - это голос самого народа. Рассказ Матрены Тимофеевны о своей жизни - это и рас-сказ о судьбе любой крестьянки, многострадальной русской женщины-матери, которая в пореформенную эпоху осталась столь же угнетенной и бесправной, это и до 1861 г.)
Какова женская доля крестьянки-труженицы в пореформенной России (по поэме «Кому на Руси жить хорошо»)?
Итак, в народе живет убеждение:
Ключи от счастья женского,
От нашей вольной волюшки
Заброшены, потеряны
У Бога самого!..
(Подневольное положение женщины в семье, вечные унижения, деспотизм семейных отношений, постоянная разлука с мужем, вынужденного уходить на заработки, страдания матери, потерявшей сына-первенца, материальная нужда: пожары, падеж скота, неурожаи; угроза остаться солдаткой - самым бесправным и несчастным человеком. Вся история жизни Матрены Тимофеевны доказывает справедливость ее слов: Не дело между бабами Счастливую искать!..)Что же открывается в народе мужикам-правдоискателям и стоящему за ними автору? - ответим на этот вопрос на следующем уроке.
VIII. Домашнее задание
Читать первую часть глав «Пьяная ночь», «Последыш», «Крестьянка».
Подготовить сообщение «Образ Савелия - богатыря святорусского».
Ответить на вопрос: «Почему рассказ о Савелии ведет Матрена Тимофеевна, и почему в него, в свою очередь включен рассказ самого Савелия о его жизни?
Найдите в части «Крестьянка» рассуждения, которые свидетельствуют о противоречивости характера Матрены Тимофеевны.
Дополнительный материал о Матрене Тимофеевне
Изображение судьбы русской женщины в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Поэму «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасов посвящает символичным поискам счастливого человека на Руси. Семеро главных героев, странствуя, узнают о жизни разных слоев населения России: духовенства, помещиков, крестьян. Но особой темой некрасовского произведения является судьба русской крестьянки.
Некрасов показывает жизнь русской женщины во всей полноте - с детства до того момента, когда она встречается с искателями счастья. Так, крестьянка Матрена Тимофеевна рассказывает все без утайки о своей жизни.
Начинается этот долгий рассказ с описания беззаботного детства. Матрена родилась и росла в хорошей семье. Родители ее понимали и жалели, братья будили песней и помогали в работе, чтобы любимая сестренка могла поспать подольше:
Спи, милая касатушка,
Спи, силу запасай!
Этому описанию безоблачного девичества автор противопоставляет тяжелую долю женщины-крестьянки на Руси.
Следующая глава не случайно названа «Песни», так как именно песни играют особую роль в описании жизни русской женщины. Песни, которые здесь поются, -народные, люди вкладывают в них свои мысли и чувства. Поэтому именно в них наглядно отражена вся трагичность жизни крестьянок.
Матрена Тимофеевна была наделена сдержанной красотой, чувством собственного достоинства, пользовалась всеобщим уважением. Однако, несмотря на это, жизнь ее была типична для большинства крестьянок. И Некрасов показывает, насколько ужасна была эта доля.
О Демушке.
Матрена вышла замуж и стала жить в доме мужа, где на ее плечи легла вся тяжесть крестьянского труда: уборка в доме, прислуживание сестре и родителям, работа в поле, воспитание детей. Когда пришла пора и родился ее первенец, он стал помехой для работы. Тогда свекровь потребовала, чтобы Матрена оставила сына со старым дедом Савелием. А дед задремал да и проглядел, как свинья загрызла маленького Демушку. Это случилось не по злому умыслу, поэтому Матрена и простила деда, и они вместе горевали на могиле мальчика.
Но бедной крестьянке пришлось смириться не только с гибелью сына, чья смерть была ужасна и мучительна! Ей также пришлось присутствовать на вскрытии ребенка: несчастная мать умоляла не терзать тельце Демушки, но не имела права на свое мнение, и ее лишь привязали. Чтобы не мешала.
О Федотушке.
Однако и на этом испытания Матрены не закончились, ей пришлось преодолеть еще несколько довольно трудных моментов, которые ясно дают нам понять, что жизнь ее была далеко не счастливая.
Однажды второй сын Матрены пожалел голодную волчицу и бросил ей уже загрызенную овцу. За это староста решил наказать маленького Федотушку, но его мать, не унизившись до просьбы о прощении, вынесла всю боль публичного наказания, которому должен был подвергнуться ее сын. И лишь на следующий день она выплакала. свое горе над речкой.
Трудный год.
Когда же пришел «трудный год». Матрена пережила не только голод и физические страдания, но и весть о том, что ее мужа забирают на военную службу. Ей, соответственно, не хотелось становиться «солдаткой», и на этот раз Матрена решила бороться за свое счастье: она обратилась за помощью к жене губернатора, и та помогла бедной крестьянке и вскоре даже стала крестной матерью ребенка Матрены Тимофеевны. После этого случая Матрену и стали называть счастливой.
Но разве же это счастье - сносить все тяготы и унижения, находить в себе силы на то, чтобы обратиться за помощью?
Для Некрасова русская женщина - символ жизни и национального самосознания. Его муза - «родная сестра» крестьянки, поэтому в поэме «Кому на Руси жить хорошо» судьба русской женщины развернута в целую повесть. Образ Матрены Тимофеевны занимает достойное место среди портретов русских женщин, изображенных поэтом.