Программа развития кадетского класса Я — кадет

Министерство образования и науки Российской Федерации


Рассмотрено на Утверждено на заседании
на открытом заседании методического совета школы
педагогического Совета
школы № 5
30 августа 2009 года 8 сентября 2009 года







ПРОГРАММА
развития кадетского класса «Я - кадет»
Срок реализации 2009 - 2014 гг.





Автор: И.В. Гонтар




г. Пыть-Ях,
2009г.

Информационная карта программы развития кадетского класса «Я - кадет»

1
Полное название программы
Программа развития кадетского класса «Я - кадет»

2
Автор программы
И.В. Гонтар, классный руководитель кадетского класса

3
Руководитель программы
Себова Светлана Гавриловна, заместитель директора по воспитательной работе

4
Территория
г.Пыть-Ях, муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 5

5
Юридический адрес учреждения
628383, ХМАО-Югра, г. Пыть-Ях,
5 микрорайон, дом 5А

6
Телефон
8-346- 42-48-77

7
Цель программы
Формирование образованной и воспитанной личности на принципах гражданственности и патриотизма.

8
Срок реализации
2009-2014 учебные годы.

9
Место проведения
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 5

Аннотация к программе

Краткое содержание программы
Обеспечение гражданско –патриотического воспитания на основе программно- целевого подхода через создание образовательной модели, интегрирующей в себе урочную и внеурочную деятельность, а также сферу дополнительного образования.

История осуществления программы
Программа рассчитана на пять лет:
2009-2000 (5 класс) – «Я и моя семья»,
2010-20101(6 класс)- «Я и мой класс, я и моя школа»,
2011-2012 (7 класс)- «Я личность»,
2012-2013 (8 класс)- «Я гражданин»,
2013-2014 (9 класс)- «Я и моя профессия»

Общее количество участников программы
Всего: 100
19 учащихся,
1 классный руководитель,
37 родителей,
19 учителей-предметников,
1 педагог-организатор,
1 психолог,
1 социальный педагог,
1 руководитель ОБЖ,
1 педагог дополнительного образования,
1 куратор кадетских классов.

География участников программы
г. Пыть-Ях, Тюменская область,
ХМАО - Югра

Условия участия в программе
Организован внутренний распорядок, определяемый воинскими уставами, с учетом возрастных особенностей и возрастной психологии детей.



Концептуальные подходы, обоснование социальной значимости, актуальности программы развития кадетского класса «Я - кадет»

Наверное, каждый из вас согласится с тем, что в жизни   нашей страны поменялось очень многое! А патриотизм? Может ли он стать иным? Нельзя не заметить, как существенно изменились наши дети за последние десять лет колоссальной «перестройки» жизни всей страны. Сегодняшний всплеск патриотических настроений. Что это? Некая компания, часть выстраданной национальной  идеи? Всегда спрашиваю себя, о чем же следует рассказывать школьникам? О том ли, что Россия самая большая, самая богатая, самая сильная страна в мире? Или сделать акцент на любви к малой Родине, к родному дому, детскому саду, привычному для нас пейзажу?
Задач и вопросов, связанных с патриотическим воспитанием, очень много. Мы воспитываем гражданина, от которого будет зависеть наше будущее.
Легко ли быть сейчас патриотом? Как привить человеку чувство любви к Родине? Каким должно быть патриотическое воспитание поколения, родившегося на изломе эпох, не знающего, что такое пионерия и комсомол? Какую роль в этом процессе играют ветераны, представители вооруженных сил, общественных организаций, образовательных учреждений, музеев, государственной власти?
В работе с кадетским классом мною были созданы условия для создания развития у учащихся чувства любви к своему Отечеству, причастности к его судьбе, ответственности за его состояние и развитие.
Патриотическое воспитание - систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у граждан чувства любви к Отечеству, причастности к его судьбе, ответственности за его состояние и развитие. Воспитание учеников я веду в военно-патриотическом, гражданском, духовно-нравственном и историко-краеведческом направлении.









Цели и задачи программы развития кадетского класса «Я - кадет»


Цель: формирование образованной и воспитанной личности на принципах гражданственности и патриотизма.

Задачи:
использовать личностно – ориентированные воспитательные технологий и методические приёмы для воспитания патриотизма, гражданственности,
воспитать и формировать нравственные качества личности,
формировать и развивать физическое и психическое здоровье учащихся,
создать условия для мотивации учебной деятельности,
разработать и реализовать траекторию профессионального развития и адаптации в социуме.

































Этапы, сроки и место реализации программы
развития кадетского класса «Я - кадет»

Этапы программы:
1 этап – подготовительный, он реализуется через аналитико-диагностическую деятельность, применение форм, методов и способов воспитания с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся, определение стратегии и тактики деятельности;
2 этап – основной, реализуется через организацию работы по следующим направлениям: учебно-познавательный, учебно-познавательное, культурно-просветительское и эстетическое, нравственно-правовое, гражданско-патриотическое, спортивно-оздоровительное, экологическое и профориентационное;
3 этап – заключительный, реализуется через проведение мониторинга по реализации программы за 3 года, соотношение результатов с поставленными целями и задачами, определение дальнейших перспектив развития.

Воспитательная программа рассчитана на пять лет:

2008-2009 (5 класс) - «Я и моя семья»,
2009-2010 (6 класс) - «Я и мой класс, я и моя школа»,
2010-2011 (7 класс) - «Я личность»,
2011-2012 (8 класс) - «Я гражданин»,
2012-2013 (9 класс) - «Я и моя профессия».

Содержание программы: формы работы, механизм реализации, количество детей, план – график мероприятий.

Воспитательная программа кадетского класса реализуется с учетом общешкольных воспитательных этапов и основных принципов кадетского воспитания, начиная с 5 класса, с этапа становления гражданственности и до 9 класса – предпрофильной подготовки. В дальнейшем учащиеся должны определиться с выбором профиля обучения и на этом этапе потребуется определение новых целей и задач.
Отличием кадетских классов является структура самоуправления в классе и выполнение определенных норм.
в системе самоуправления кадетского класса помимо общепринятой в школе структуры вводится должность командира класса и командиров отделений,
внутри социально-педагогической структуры кадетского класса во взаимоотношениях учащихся кадетского класса, администрации школы и педагогического коллектива действуют особые правила, построенные на основе Уставов Российской Армии,
продолжительность учебного времени, его распределение, время отдыха и дополнительных занятий определяются распорядком дня кадетского класса, который устанавливает директор школы на весь учебный год,
для кадет в период нахождения в школе обязательно ношение установленной администрацией формы одежды.


Тематика классных часов, проводимых по плану воспитательной работы, разнообразна: «Приоритеты национальной политики», «Здоровый образ жизни: что это?», «Правила дорожного движения», «Кадеты России: история движения и современность», «С чего начинается Родина», «Герб моей семьи», «Я – человек, я – гражданин» и др. Первостепенное место в организации воспитательной работы уделяется гражданско-патриотическому воспитанию.
Механизм реализации осуществляется через работу

С учащимися кадетами:
совместное планирование деятельности;
уроки и занятия по специальным предметам (строевая и огневая подготовка, плаванье, хор отделение, историко бытовой танец, история кадетского движения),
использование интерактивных методик в работе с органами ученического самоуправления;
проектная деятельность учащихся («Шаг в будущее», «Ветеран - кадету» и т.д);
профессиональная ориентация учащихся в условиях современного рынка труда (занятие в УПК);
участие в конкурсах и олимпиадах различного уровня;
диагностика учащихся кадет по различным направлениям гражданско-патриотического воспитания;
С родителями:
работа родительского комитета класса;
участие родителей в классных и общешкольных праздниках и трудовых операциях;
участие в социально значимой деятельности кадетского класса (организация выезда в Ханты-Мансийск, Нефтеюганск, Москву, слет кадет на ВПК «Витязь»).
С учителями-предметниками:
сотрудничество в использовании современных информационных технологий, коммуникативных и интерактивных методик обучения в образовательном процессе для повышения качества образования и во внеклассной работе;
организация совместной работы участников образовательного процесса;
психологическое и социально-психологическое сопровождение учащихся кадет;
совместная работа по формированию ценностного отношения к здоровью.
С социальными партнерами:
реализация мероприятий военно-патриотического направления и оказание помощи ветеранам войны, тыла и ветеранам труда, проживающим в микрорайоне школы, участие в праздничных поздравлениях, встречи с ветеранами, совместное участие в социальных проектах города; участие в муниципальных и всероссийских слетах кадет.



график мероприятий

Подпрограмма
Название мероприятия
Цель
Задачи
Результат

«Я и моя семья»

«Я и мой класс, я и моя школа»
Классный час «Дерево знаний», «Классное Древо», «Герб моей семьи»,
Проведение «зеркальных» пятниц (изучение психологических особенностей учащихся методом тестирования)
Проведение диспутов: «Ответственность», «Страна закония», участие в проекте «Хор отцов и кадетов».
Кадетские слеты, походы, зарницы.
Формировать у детей понятий «друг», «дружба».
Работать над развитием доброжелательных отношений; стимулирование внутригруппового общения; сплочением класса; определить место семьи для каждого из ребят в жизни, воспитывать уважение к семье.
Помочь детям почувствовать и раскрыть свою собственную уникальность.
Помочь осознать изменения, произошедшие при переходе на вторую ступень обучения.
Формировать умение высказывать свою точку зрения и отстаивать свое мнение.
Помочь осознать свою индивидуальность в коллективе.
Сплочение коллектива,
Формирование ребенка как самостоятельной, развитой личности способного нести ответственность перед собой, семьей и обществом


13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
Анализ полученных результатов работы в течение 2009-2010 учебного года проводится в соответствии с критериями оценки эффективности.
Из представленной диаграммы видно, что уровень воспитанности изменился практически у каждого кадета и в целом по классу.
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
Из диаграммы видно, что качество успеваемости значительно увеличилось, это является следствием заинтересованности учащихся и их родителей, а так же хорошим показателем адаптации учащихся в вновь сформированном классе.
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
В сравнении с результатами тестирования в 5 классе уровень патриотической культуры учащихся значительно возрос на фоне проведенных мероприятий.
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415

















Результатом работы по физическому формированию личности кадетов стало повышение числа учащихся класса в спортивных мероприятиях школы, города и района.

Подпрограмма
Название мероприятия
Цель
Задачи
Результат

«Я личность»
Классный час «Я и мой класс», «Я и мои поступки», «Долг Отчизне», диспут «Толерантность- как оно есть», участие в спортивных соревнованиях, научных проектах, выступлениях сводного хора, участие в параде, патриотических акциях, митингах, экскурсии в Пожарную часть, милицию, дом ветеранов, библиотеку, Москву, Ханты- Мансийск, Нефтеюганск.
создание условий для осознания себя как члена коллектива, как часть общества
-сформировать ключевые понятия: коллектив, общество, дружба, ЗОЖ, достоинство, родословная, поколение, потомки;
создать условия для развития личностных качеств учащихся: коллективизма, толерантности, сотрудничества, коммуникативные и лидерские качества;
обеспечить участие учащихся в творческих конкурсах различного уровня;
узнать больше о семье и своей родословной
Сформированность социально-активную позицию учащихся











Анализ полученных результатов за 2011-2012 учебный год.
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
Из представленной диаграммы видно, что уровень воспитанности изменился практически у каждого кадета и в целом по классу.
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
Данная диаграмма показывает рост качественной успеваемости учащихся 7 класса.















Мониторинг участия в спортивных соревнованиях

13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415

13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415















В течение года проводились мероприятия, направленные на изменение толерантного поведения учащихся, поэтому есть значительные сдвиги в результатах по сравнению с началом года.

Подпрограмма
Название мероприятия
Цель
Задачи
Результат

«Я гражданин»
Участие в социальных проектах города
«Хор Ветеран + кадет», участие в региональном конкурсе духовно- патриотического воспитания «Димитриевская суббота», участие во Всероссийском слете кадетских классов г.Москва.
Классный час «Герои ВОВ», «Гавроши войны», разработка и проведение внеклассного мероприятия «Битва на Чудском озере», «Подвиг героев молодогвардейцев»
Осознать себя гражданином своей республики, своей страны.
Сформировать ключевые понятия: патриот, гражданство, гражданин, Россия, национальность, столица;
- создать условия для развития личностных качеств учащихся: патриотизма, национальной гордости, активности, интернационализма, чувства долга, терпимости, дисциплинированности;
-обеспечить участие учащихся в конкурсах различного уровня патриотической направленности;
- узнать больше о ХМАО, о России.
Сформированность гражданской позиции.
Сформированность патриотических качеств


13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415






Мониторинг уровня развития толерантности личности
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415











Мониторинг участия в спортивных соревнованиях различного уровня.
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415

Все мероприятия, проведенные с учащимися дали хорошие результаты это видно по росту показателей на диаграммах.
Подпрограмма
Название мероприятия
Цель
Задачи
Результат

«Я и моя профессия»
Встречи с людьми разных профессий.
Классный час по профориентации.
Анкета по профориентационной проблематике.
Исследование биржы труда города.
Экскурсии на предприятия города.
создание условий для формирования потребности в самосовершенствовании как в личностной сфере, так и в профессиональной
сформировать ключевые понятия: личность, нравственность, творчество, талант, совесть, самореализация, самопознание;
создать условия для развития лидерских качеств и организаторских способностей учащихся
обеспечить участие учащихся в творческих конкурсах различного уровня;
создать условия для профессионального самоопределения учащихся и осознанного выбора профиля обучения.
сформированность социально-активную позицию учащихся



При успешной реализации заявленных воспитательных и образовательных программ предполагается формирование следующей модели выпускника кадетского класса как образованной и социально-активной личности:





13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415




Схема управления программой развития кадетского класса


























Кадровое обеспечение

Предполагаемые и конечные результаты,
их социальная и экономическая эффективность.

Гражданско-патриотическое направление: воздействие через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга.
Военно-патриотическое направление: формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.
Героико-патриотическое направление: пропаганда героических профессий, а также знаменательных героических и исторических дат нашей истории, воспитание чувства гордости к героическим деяниям предков и их традициям. Система мероприятий по патриотическому воспитанию, направленных на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе.

Духовно-нравственное направление: осознание учащимися в процессе патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров.

Социально-патриотическое направление: активизация духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.

Спортивно-патриотическое направление: развитие морально-волевых качеств, воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.














Финансовое обеспечение:


п/п
Наименования мероприятий
(реализация тем плана)
Источник финансирования



Установленная родительская плата
Бюджет
Спонсорские средства

1
Т1. Посещение кинотеатра, музея города.
Оплата билетов

100%

-

-

2
Т.2 Организация экскурсионных поездок, слетов.
Оплата проезда, проживания, экскурсий, питания

20%

20%

60%

3
Т.3 Военно-спортивные соревнования в полевом лагере.
Оплата призов

50%

-

50%

4
Оплата канцелярских товаров, адиовидео записей, наглядных пособий
-
100%
-

Расчет стоимости реализации тем программы на 1 воспитанника в год
( в ценах 2013 года)
Ст1= Т1+Т2+Т3= 200р+5100р+200р = 5500р












Патриотическое сознание
Любовь к Отчизне, готовность к служению Отечеству на гражданском и военном поприще, уважение к традициям города, страны, их истории.

Активное стремление к выполнению социальнозначимых функций в различных сферах общества
Потребность приобретать новые знания и глубоко разбираться в разнообразных процессах, явлениях, умение оценивать обстановку.

Высокая духовность
Способность адекватно реагировать на различные внешние воздействия, развитое чувство эмпатии, любви, уважения; творческое восприятие окружающей действительности, потребность создавать новое.

Качества, присущие выпускнику кадетского класса



Активная гражданская позиция Наличие личной системы ценностей (нормы, правила общения, принципы толерантности, ответственности и обязательности)



Диаграмма 1Root Entry_-* #,##0_р_._-;\-* #,##0_р_._-;_-* "-"_р_._-;_-@_-О{,;
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0.00_р_._-;\-* #,##0.00_р_._-;_-* "-"??_р_._-;_-@_-а14 

·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· Денежный [0]Финансовый [0]Губайдуллин Артур
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Гареев Асхат
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Гаюн Алексей
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Гильмияров Ринат
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Дущук Наталья

·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Задаская Анастасия

·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Казувов Азамат
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Лобко Александр
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Ложкина Александра
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Мамедов Канан