Конспект урока на тему«Словари русского языка. «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля»


Урок – семинар в 10 классе
Тема: «Словари русского языка. «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля»
Цели урока:
обучающие: обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Лексика»;
знакомство с особенностями строения и содержания « Толкового словаря живого
великорусского языка» В.Даля;
развивающие: развитие навыков самостоятельной работы с различными источниками по теме урока- семинара (подготовка сообщений и докладов);
воспитывающие: воспитание у учащихся любви к слову,стремления постоянно работать с
словарями с целью повышения филологической культуры.
Оборудование: различные типы лингвистических словарей,
Энциклопедический словарь юного филолога, «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И.Даля, распечатки статей из Словаря Даля.
Оформление: план подготовки и проведения урока – семинара на стенде «Сегодня на уроке»;
на доске – портрет В.И.Даля,
эпиграф – слова В.В. Виноградова:
«Как сокровищница
меткого народного слова, Словарь Даля
будет спутником не только литератора,
филолога, но и всякого образованного,
интересующегося русским языком
человека».
Ход урока
1. Вступительное слово учителя по теме урока.
1) Чтение фрагмента статьи из «Энциклопедического словаря юного филолога» (стр. 146). Беседа по содержанию.
- Однажды молодой (а впоследствии знаменитый) Шарль Бодлер пришел к другому поэту, маститому Теофилю Готье. Готье спросил его: «Читаете ли вы словари?»
Бодлер ответил, что да, читает охотно. И Готье стал говорить ему, как необходимо это занятие писателю, сколько полезного можно почерпнуть из словарей.
Читать словари?! Что за странность! Ведь это не роман, не детективная повесть. Как же можно их читать?
И все — таки Готье был прав: без постоянной работы со словарями у писателя не может быть подлинной филологической культуры. И такая работа необходима не только писателю: каждый культурный человек постоянно обращается к словарю.
2) Словарно- орфографическая работа
Филология (дословно любовь к слову) – совокупность наук (языкознание, литературоведение, фольклористика) изучающих культуру народа, выраженную в языке и в литературе народа. (Словарь Ожегова).
Филология как наука предусматривает научную любовь к слову, требующую предельной точности, документированности и достоверности и изучение слова во всех его проявлениях – в языковом (значение слова, произношение, формы его образования, употребления в речи), в литературном (язык художественной литературы, стиль того или иного писателя), в фольклорном (УНТ)
-Как вы понимаете слова «филологическая культура», которой, по мнению автора статьи, должен обладать каждый образованный человек?
(Филологическая культура подразумевает хорошее знание родного языка, свободное владение его литературной нормой.)
- Какую роль в формировании филологической культуры играют словари?
(Именно в словарях закреплены нормы литературного языка, постоянное обращение к лингвистическим словарям способствует повышению филологической культуры, что в с вою очередь положительно сказывается на грамотности и развитии устной речи)
2. Сообщение учащегося: « Лингвистические словари русского язык».
3. Самостоятельная работа
Задание: определите, из какого словаря данная статья, обоснуйте ответ. (Раздаются листы с распечатками словарных статей из разных словарей).
4. Презентация Словаря В.И.Даля-На сегодняшнем уроке в центре нашего внимания будет один из словарей, а какой именно – подскажет эпиграф. Прочитаем его.
- Что же это за словарь?
(«Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля)
- Связано ли понятие «филологическая культура» с эпиграфом, каким образом?
- Сегодня на уроке мы попробуем установить:
1) чем интересен Словарь Даля с филологической точки зрения;
2) действительно ли Далев Словарь должен быть спутником всякого образованного человека.
- Но прежде, чем мы обратимся к материалам Словаря послушаем сообщения об истории создания словаря, а также о том, каков его объем и состав, как построены словарные статьи.
1) Сообщения учащихся:
«История создания Словаря Даля»
«Объем и состав Словаря Даля»
«Построение Словаря Даля»
«Этнографические сведения в Словаре Даля»
5. Практическая работа со словарными статьями Словаря Даля.
- Каково же основное назначение данного словаря?
(Это толковый словарь).
Какие же способы использовались Далем для толкования слов?
1) Работа с распечаткой (лист 1)
-Какие же способы толкования слов использует Даль?
(Описание отличительных признаков предмета, названного словом
(1а), подбор синонимов (1б), описание и синонимы (1в), определение слова через антоним (1г), указание на происхождение слова (1д), рисунок (1е).
2) Сравнение толкования слов в Словаре Даля и Словаре С.И.ОжеговаРезультаты наблюдения: некоторые слова стали многозначными (имя), значение некоторых стало уже (медведь), некоторые слова вообще ушли из языка (врахиграфия), вместо этого слова – стенография, нет рисунков.
Конечно, словарь, созданный более 100 лет назад, уже не отражает состояния современного русского языка, но информация, по крохам собранная Далем является интересной, а некоторые элементы Словаря Даля стали основой других, не толковых словарей.
3) Работа с распечаткой (лист 2)
-Прообразом каких других словарных статей является фрагменты 2а б, в каких словарях можно найти подобные сведения?
(Словообразовательном, орфографическом)
4) Сравнение данных фрагментов с аналогичными материалами современных орфографического и словообразовательного словарей
Вывод: Словарь Даля представляет особый интерес с филологической точки зрения, т.к. рассматривает слово с различных сторон.
5) Работа с распечаткой (лист 3)
-Что представляют собой фрагменты словарных статей, представленные на этом листе? Какие материалы использует автор для иллюстрирования значений слова?
(фразеологизмы(3а), загадки (3б), пословицы (3в), приметы (3г), потешки (3д), считалки (3е), присказки (3ж), докучная сказка (3з)).
- В Словаре Ожегова такого материала нет.
Вывод: Словарь Даля – это кладезь народной мудрости. Одних только пословиц – свыше 30 тысяч.
Помимо этого некоторые из словарных статей позволяют назвать Даля настоящим энциклопедистом.
6) Работа с распечаткой (лист 4)
Едва ли в каком — либо неспециализированном словаре есть такие обширные сведения.
- Вместе с тем Даль, составляя свой словарь, выступил и как блестящий знаток народной жизни, настоящий этнограф. В словарных статьях содержатся разнообразные сведения о жизни народа: о жилище, о способах ведения хозяйства, орудиях труда, быте, одежде, утвари, пище, семейном укладе, религии, суеверии, приметах, мифологии, обрядах, обычаях, нравах и т.д.
7) Чтение словарной статьи слова ИЗБА
- Из данной словарной статьи можно получить исчерпывающие сведения о устройстве и убранстве избы как жилища русского человека.
При описании многих реалий (предметов) Даль выступает как знаток народного быта. Так из словаря можно узнать не один десяток названий для ручки: топорище — у топора, дужка – у ведра, черен – у ножа, метловище – у метлы, грабловище – у граблей, скоба – у сундука, цепник – у цепы, косовище – у косы, древко – у стяга, пики.
Великое множество лексического материала, связанного с промыслами и ремеслами, получили отражение у Даля: рыболовство, охота, маслобитье, сыроварение, пивоварение, кожевенное, слесарное, плотницкое, сапожное дело, торговля, ткацкое, портновское ремесло, изготовление лаптей, ложек, шапок, корзин, различные игры… Вот почему Словарь Даля называют энциклопедией народной жизни 19 века.
6. Выводы по теме урока
Действительно ли Словарь Даля должен быть спутником каждого образованного человека? Почему?
(Да, так как Словарь Даля – «сокровищница меткого народного языка» для всех, кому интересен язык русского народа, его культура и история.)

ПРИЛОЖЕНИЯ
Лист 1.
1а. Квас – русский напиток из квашеной ржаной муки или из печеного хлеба с солодом; различные квасы приготовляются на разной муке и солодах.
Комета – небесное тело, сравнительно с прочими огромной величины, но редкое или жидкое, сквозящее; иногда в нем заметно ядро, а окруженная среда образует как бы хвост, бороду или космы.
1б. Имя – название, наименованье, слово, которым зовут, означают особь, личность.
Караван – толпа или ватага, сборище на ходу; поезд, обоз; сборище путников.
медведь – на Руси их два вида: белый, ледовитый, Ursus maritimus, и бурый, Ursus fuscus; этому дано много бранных и почетных кличек: бирюк (чаще зовут так волка), зверь, черный зверь, лапистый зверь, лесник, ломака, ломыга, костоправ, Михайло Иванович Топтыгин, косолапый, куцый, куцык, косматый, космач, мохнатый, мохнач, лешак, леший, лесной черт, черная немочь, мишка, мишук, потапыч, сергацкий барин, лесной архимандрит, сморгонский студент (в Сергаче и Сморгонах обучали медведей)
1в. Начало – чем начинается бытие или действие; один из двух пределов, между коими заключено бытие вещественное либо духовное; почин, зачин, искон, источник, корень.
Отец - у кого есть дети; родитель, тятя, тятенька, батюшка, батя, батька, папа, папаша, папенька, папочка, атя.
Врахиграфия – искусство сокращенного письма, которым следуют, поспевают за речью; краткопись, борзопись, стенография.
1г. Низ – противоположн. верх, высота.
Новый – противоположн. старый, ветхий, древний, давнишний, прежний, прошлый.
1д. Регламент – от франц. устав, порядок или правила какой-либо службы, разъяснение на письме.
Юмор – от англ. веселая, острая, шутливая складка ума, умеющая подмечать и резко, но безобидно выставлять странности нравов или обычаев.
1е. Шляпа – [рисунок из Cловаря Даля] мужская головная покрышка, из твердого припаса; кожаная, бумажная, валяная, поярковая и пр. Круглая шляпа, с прямою тульей, стопкою и круглыми полями. Треугольная шляпа, служебная и лакейская. Русские шляпы разных видов: 1) кучерская или прямая, 2)ровная, 3) с подхватом, 4) с переломом, 5)шпилек простой или бурлацкая, 6)шпилек ровный , 7)кашник, 8)верховка, 9)шляпок, ямская , 10)поповская и др.
Лист 2
2а. Бичева (неправильно бечева) – тонкая веревочка для связки, привязки чего; веревочка, ссученная из каболки, из распущенных смоленых ветхих снастей.
2б. (фрагмент словарной статьи).
Гора:
горка; 6) горний;
горный; 7) горник;
гористый, гористость 8) горыня;
гороватый; гороватость; 9) горница;
горский; 10) горенка.
Лист 3
3а.
Горло Нога
драть горло 1) идти нога в ногу
распустить горло 2) легок на ногу
петь во все горло 3) ни ногой туда
брать горлом 4) поставить на ноги
заткнуть горло 5) ноги протянуть
сыт по горло 6) связать по рукам и ногам
наступать на горло 7) отбиваться руками и ногами
8) бежать со всех ног
9) со всех ног
10) сбиться с ног
3б.
Правда
1) Правда – свет разума
2) Не в силе Бог, а в правде.
3) Доброе дело правду говорить смело.
4) Кто правдой живет, тот добро наживет.
5) Правда со дна моря выносит.
Хлеб
Хлеб- всему голова.
Хлеб в пути не тягость.
Без хлеба, без соли никто не обедает.
Хлеба ни куска, так в тереме тоска; а хлеба край, так и под елью рай.
Калач приестся, а хлеб никогда.
3в.
Гриб
На бору, на юру, стоит старичок, красный колпачок.
Маленький, удаленький, сквозь землю прошел, красную шапочку нашел.
Шило, мотовило, под землей ходило, перед солнцем встало и шляпу сняло.
Рыба
Есть крылья, а не летает; ног нет, а не догонишь.
Кину я на палку, убью не галку, ощиплю не перья, съем не мясо.
Звал меня царь, звал меня государь к ужину, к обеду; я человек не такой: по земле не хожу, на небо не гляжу, звезд не считаю, людей не знаю.
3г.
Мышь
Мыши одолевают- перед голодом; мыши из дому бегут- перед пожаром.
Если мыши нагрызут хлеб сверху, то дорог будет.
Если мыши попадут за пазуху, то быть большой беде.
Если мыши во льну гнездо вьют, то в зиму больше снега будет.
Есть то, что мышь нагрызла, зубы окрепнут.
Зима