Методическая разработка Технология работы с песней на уроках иностранного языка (французский язык)

Рассмотрено
на заседании методического объединения учителей иностранных языков
МКОУ Калачеевская СОШ № 6
___________Овсянникова Л.А.
Протокол № 1 от 27.08.2014
Принято
на заседании
педагогического совета
МКОУ Калачеевская СОШ № 6
Протокол № 1 от 28.08.2014

Утверждено
директор
МКОУ Калачеевская СОШ № 6
______________Кузнецова Г.П.
Приказ по школе
№ 141-ОД от 29.08.2014








Методическая разработка
«Технология работы с песней на уроке французского языка»
учителя французского и английского языков
высшей квалификационной категории
Аникиной Юлии Валентиновны,
МКОУ Калачеевская СОШ №6












МКОУ Калачеевская СОШ № 6
2014-2015 учебный год

Введение

Данная разработка может использоваться как самостоятельный план урока или как методическая технология применительно ко всем блокам в разных классах, где изучается тема «Музыка, исполнители»

Цели:
1)      Образовательные:
-обучение аудированию аутентичных текстов на французском языке;
- формирование коммуникативных компетенций учащихся в различных аспектах языка;
- формирование социокультурных знаний и умений;
2)    Воспитательные:
- повышение культуры речевого общения в процессе овладения аутентичных песен на французском языке;
- формирование уважительного отношения к национальным традициям;
3)     Развивающие:
- развитие навыков самостоятельной, коллективной и индивидуальной работы;
- формирование готовности к познавательно-поисковой деятельности;
- повышение мотивации к изучению иностранного языка путем применения ИКТ при подготовке и проведении урока.
Задачи:
1)      активация лексического и грамматического  материала;
2)      совершенствование  речевых навыков и умений в монологическойи диалогической речи.
3)      Контроль знаний, умений и навыков учащихся извлекать страноведческую информацию, работать с ИКТ.

Оборудование: электронное сопровождение  урока в виде презентации, созданной в программе MicrosoftPowerPoint, тестовые игры, раздаточный материал.

План-конспект урока с использованием данной технологии:

I Организационно -вводная часть:
-Bonjour, mes amis! Je suis content de vous voir et j’espиre que notre travail d’aujourd’hui soit bienfasant, pas fatiguant mais intйressant.
Aujourd’hui nous avons une leзon de franзais extraordinaire. Nous allons travailler avec la chancon francaise.

II Основная часть.
Представленная ниже методика работы с песней "Mon mec a moi" (Patricia Kaas) может быть использована для работы с любым аудиотекстом. Мы предлагаем подробнее рассмотреть работу над одним из куплетов данной песни.
1) Прослушивание песни бeз зрительной опоры (текста песни).
Следующие вопросы помогают определить тематическое наполнение текста. Учащиеся сообща отвечают на них, при этом обосновывая свои ответы, указывая, какие ориентиры в тексте позволили им прийти к такому выводу.
I. L'ecoute active.
1. Peut-on dire qui sont les personages ct les caracteriser?
2. Peut-on dire a quel moment se passe Taction?
3. Peut-on situer le lieu d'action?
4. Peut-on dire ce qui se passe? (Paction est-elle passec. presente? future?)
Затем учитель спрашивает, какие другие слова или группы слов запомнились им в тексте.
Для определения чувств, эмоций, впечатлений, вызванных после прослушивания текста, предлагается заполнить следующую таблицу, обосновывая свои ответы.

Таблица 1. La grille de sentiments.

1. La plainte.
II joitavec mon coeur, il triche avec ma vie

2. La melancolie.
Cest comme les bonbons menth

3. Le mensonge.
II dit des mots menteurs, ces pas vrai ces histories

4. La tristese.
Ca fait du bicn quand il pleut, je me raconte des histoires

5. L'espoir.
Je crois tout ce quil me dit, mais


в следующей схеме предлагается выбрать из предложенных тем те, что встречаются в тексте.

Таблица 2. La grille thematique.


Oui
Non

L'aventure.
+


La perte de Г amour.



La jeunesse.
+


La guerre.



L'amour.
+


La solitude.
+


Для работы с лексикой песни учащимся предлагается таблица, в которой есть слова, близкие по смыслу, измененные или придуманные. Учащиеся отмечают только реально услышанные слова.
Так, например, предлагается перечень утверждений по содержанию текста песни, будь то:
-характеристика персонажей (I'homme est menteur, la femme croit ses mots); -действия персонажей (I'homme joue avec le coeur de la femme. la femme
chante, elle ecoute I'homme); -место действия;
-время, в которое происходят события (il/elle parle du passe, de ce qu'il en visage de faire dans l'avenir, il/elle raconte un evenement present).
Учащимся предлагается отметить, правильно ли данное утверждение, используя таблицу, построенную по принципу Vrai ou faux.
Таблица № 3. Vrai ou faux.



Vrai
Faux

1.
Les reves qu'il fait pour deux est comme les bonbons menth.
+


2.
Il dit les mots menteurs.
+


3.
С est pas vrai ces histories
+



2. Le reparage des mots.
Этот этап предполагает, что после первого прослушивания учащиеся называют все слова, которые они отчетливо и ясно слышали. Их записывают, пытаясь восстановить контекст, в котором встречались эти слова.
Второе прослушивание отдельно каждого куплета и припева позволит создать полную структуру песни.
Такая работа представляется интересной, что повышает мотивацию учащихся в аудировании.
1. Учащимся раздастся незаполненная схема песни (в виде прямоугольников и квадратов) и на отдельном листочке слова песни, расположенные в беспорядке (текст песни разрезается на фразы и смысловые части). Учащиеся сначала, без сомнения, составят припев песни, затем попытаются восстановить текст куплета. Результаты сравниваются и обсуждаются. Первое прослушивание песни позволит сравнить созданную учащимися версию с оригиналом.
2. Поиск незнакомых слов.(La recherche des inconnus).
Учащимся раздаются листочки с текстом песен и просят сначала найти все
знакомые слова. Затем учитель просит найти незнакомые слова. Они выписываются на доску, и учащимся предлагается, исходя из контекста, дать им приемлемые объяснения.
3. Текст с пропусками.(|le texte lacunaire).
Учащимся раздается текст песни, в котором отсутствуют:
- предполагаемая незнакомая лексика (il triche, des mots menteurs);
- грамматические явления, на которые учащиеся должны обратить внимание и найти их в тексте: pronoms personnels, verbes conjuguees, pronoms relatifs, prepositions (mon, ma, moi, il, avec, ct, mais);

Работа с текстом песни (6ез звукозаписи). Заполнение схемы песни. (Le reparage dc la structure vide.)
- маркированная лексика, принадлежащая к определенному уровню языка-lexque correspondent an niveau de la langue relachce. argotique. populaire
Затем учащихся просят заполнить пропуски, исход, и, контекста. Первое прослушивание текста позволит уточнить, насколько правильно заполнены пропуски в тексте песни, выявить их лексические эквиваленты. 4. Le lexique eparpille.
каждая строфа может быть представлена в виде таблицы с пустыми клетками, которые нужно заполнить (в каждой строфе оставляя лишь несколько слов).

Таблица .№ 4.
il
joue

I




il
triche






il
dit






est
moi



ce
qu

les

qu

me
chante


en







С'est
pas






mais

J у
crois





Эту таблицу раздают учащимся вместе с листком с лексикой классифицированной по грамматическим категориям. Таблицу необходимо заполнить, используя предложенные слова.
Таблица № 5.

Adverbes et prepositions.
Pronoms
personnels,
possessifs.
Substantias.
Articles.
Adjectifs.
Verbes.

avec
mon
Coeur
des
menteurs
je crois

avec
ma
vie
les
vrai
il dit


sa
mots
des
J

il fait


moi
chansons


il pleut



reves


ecoutant



bonbons


J'y crois



menthe










Заполненные таблицы сравниваются до прослушивания песни.
Transcription:
II joue avec mon coeur II triche avec ma vie II dit des mots menteurs Et moi je crois tout ce qu'il me dit Les chansons qu'il me chante Les reves qu'il fait pour deux C'est comme les bonbons mcnthc 9a fait du bien quand il pleut II mc raconte des histoircs En ecoutant sa voix C'est pas vrai ccs histoires Mais moi j'y crois.
Patricia Kaas. "Mon mec Ј moi".


Различные вилы работы после прослушивания текста.

1) Создание новой песни.
Используя схему песни с первыми словами в первой строке, можно создать новую песню. При этом желательно употреблять слова с противоположным значением слов текста песни.(l е Malheur-le bonheur. la tristesse-la joie. la premiere fois-la derniere fois).
2) Реклама.
Если у учителя есть несколько номеров молодежных журналов, посвященных певцам, композиторам, песням, то можно, используя статьи из них как образец, составить рекламу, представляющую выбранную учащимися песню.
3) Телеграмма.
Когда работа над песней закончена, можно представить ее содержание кратко, в телеграфном стиле (т.е. заполнить бланк телеграммы).
4) Телефонный разговор.
Он проводится в виде ролевой игры и записывается на пленку.
Ситуация: Vous appelez un ami pour lui demander s'il connait la chanson que vous venez d'entendre. II vous fait une reponse negative. II vous demande de lui raconteur de quoi elle parle.
III Итоги.
Данный тип упражнения может быть использован как схема для самостоятельного анализа любой другой песни на выбор (задание на дом)
5) L analyse d'une chanson (на основе этих вопросов можно составить полный анализ песни) Notre leзon finis. Aujourd’hui vous avez travaillй trиs bien, surtout Pour le devoir je vous propose de faire l analyse de votre chancon preferee en utilisent ce plan. Au revoir. Bonne chance et merci pour votre travail.
1. Quel est le sujet de la chancon ?
2. Y a-i-il allusion A des references precises (lieux, etres, etc.)?
3. Quelle relation existe-t-il entre le titre et le contenu de chanson ?
4 Trouvez un autre litre a cettr chanson (II serait interressent aussi de demander aut eleves d'invinter un titre sans suvoir encore celui qu'a effectivement chotsi I'auteur).
5 Pouvezvous identifier qui - dit . le message ? qui fail l action ?
II est important de faire comprendre aux eleves que le - je - de chanson n'est pas forrtment identique a I'auteur : ce - je » est Invente comme le - je - d'un roman ou d'un poeme
6. A qui s'adresse-t-on dans la chanson ?
7. Comment s'organisela chanson (son plan)
8. I'xpliquer l idee ou l action principale de chaque couplet ou strophe ?
9 Relevez le vocabulaire qui est relie au theme (sujet) de chanson:
noms
verbes
adjectifs
adverbes



10. Faites le tableau des verbes Quels sont les temps et modes dominants ? Quelle personne du verbe est employee principalement? Que pouvons-nous en conclure ?
Ce tableau peut etre revelateur du sens de la chanson
11. Y a-t-il presence des caracteristiques de la langue parlee ? Ont elles une fonction speciale ?
12- Trouvez. chez un autre auteur une chanson qui traite du meme sujet. En connaissez-vous dans votre langue maternelle? Comparez Ies differentes facons d'aborder le meme sujet.

Список литературы
Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М., Просвещение, 1991.
Карамышева Т.В., Иванченко А.И. «Уроки французского языка» С.-П. «КАПО» 2001.
Комарова Ю.А., Бирюлина А. Использование современного песенного материала в обучении иностранным языкам учащихся старших классов / Ю.А.Комарова, А.Бирюлина // Иностранные языки в школе. 2008. № 4. С. 4146.
Комарова Ю.А. Использование современного песенного материала в обучении иностранным языкам учащихся старших классов. ИЯШ №4 2008г. с. 41-44.
Леонтьев А.Н. Потребность, мотивы, эмоции. Конспект лекций. – М. Изд. МГУ, 1971.
Никитенко З.Н., Аитов В.Ф., Аитова В.М. Аутентичные песни как один из элементов национально-культурного компонента содержания обучения иностранному языку на начальном этапе. ИЯШ №4 1996. с.14-21.
Ожиганова Г.В. Играем, рисуем, фантазируем, сочиняем на уроках иностранного языка. Москва-Воронеж Московский психолого-социальный институт. 2002./li>
Шевченко Е.И.Использование музыкального материала на уроках иностранного языка / Е.И.Шевченко // Иностранные языки в школе. 2010. № 2. С. 2729.











15