Конспект урока по чтению и развитию речи на тему Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество поэта


Румянцева Е.В.
Конспект урока по чтению и развитию речи. 8 б класс.
На тему: «Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество поэта»
Цели урока: знакомство с творчеством и жизнью М.Ю. Лермонтов, , развитие жизненных компетенций.
Задачи урока:
Образовательная – познакомить учащихся с жизнью и творчеством поэта М.Ю. Лермонтова, знакомство со стихотворениями поэта «Смерть поэта», «Парус», «Утёс»
Коррекционная - развивать у учащихся умение сравнивать, выделять из общего закономерности, развивать слуховую и зрительную память, внимание.
Воспитательная – развивать жизненные компетенции (знакомство с различными болезнями – чахотка, ревматизм - куда нужно обращаться при различных заболеваниях, зачем нужен здоровый образ жизни).
Ход урока
Организационный момент.
Работа над темой урока.
Слово учителя.
Сегодня на уроке мы познакомимся с жизнью и творчеством поэта Лермонтов М.Ю. 1814 – 1841 (1 слайд)
Родители М.Ю. Лермонтова. М.Ю. Лермонтов родился 3(15) октября 1814 г. в семье армейского капитана Юрия Петровича Лермонтова и Марии Михайловны Лермонтовой (урожденной Арсеньевой). Юрий Петрович пленил свою богатую невесту внешней красотой и редким добродушием. Мария Михайловна вышла замуж, несмотря на протесты своей матери. (2 слайд)
В 1817 г. Мария Михайловна заболела скоротечной чахоткой и умерла в возрасте 21 года, оставив своего единственного сына сиротой. «Когда я был трёх лет, то была песня, от которой я плакал…Её певала мне покойная мать»,- записал позднее Лермонтов в своём дневнике. (3 слайд)
Что обозначает заболевание «чахотка»?
Бабушка Лермонтова, Елизавета Алексеевна Арсеньева, человек строгий и властный, решительно отказала Юрию Петровичу в желании оставить сына у него, ссылаясь на бедность армейского капитана. Она увезла внука в своё имение Тарханы в Пензенской губернии. Семейная драма наложила отпечаток на характер Лермонтова. Сердце мальчика разрывалось между доброй бабушкой и любимым отцом. (4 слайд)
Тарханы…Половина жизни поэта прошло в этом имении. После смерти дочери Елизавета Арсеньевна велела сжечь дом, а на его месте построила новый, где, по ее мнению, должно быть счастье. (5-6 слайд)
Бабушка окружила внука заботой и лаской, не жалела средств для развития многообразных талантов мальчика, рано проснувшихся в нём. Она наняла учителей, и Лермонтов на дому получил образование, не хуже столичного. С детских лет он писал стихи, рисовал, увлекался музыкой. В детстве Лермонтов много болел. Тяжелый ревматизм надолго приковывал мальчика к постели, приучал к задумчивости и одиночеству. Когда Лермонтову исполнилось 10 лет, бабушка увезла мальчика на Кавказ лечить ревматическую болезнь. (7 слайд)
Что означает заболевание «Ревматизм»?
Какие еще вам известны заболевание?
Куда нужно обращаться, если человек заболел?
Как важен для человека здоровый образ жизни?
Лермонтов, получив прекрасное домашнее образование, подготовился для поступления в Московский университетский пансион, куда был зачислен 1 сентября 1828 года в четвёртый класс. (8 слайд)
Лермонтов учился прилежно и был не однажды награждён призами, чем очень гордился. Выйдя из пансиона в 1830 г., он сразу же подал прошение о приёме его студентом в Московский университет. (9 слайд)
Через год, в 1832 году, Лермонтов ушёл из университета и выехал в Петербург. Там он поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, где также отличился, успешно выдержал экзамен при переходе в старший класс и по окончании был произведён в корнеты лейб-гвардии Гусарского полка. Портрет кисти Ф. Будкина (10 слайд)
В 1837 году имя Лермонтова стало известно всей образованной России благодаря стихотворению «Смерть поэта», написанному по поводу кончины А.С. Пушкина. Это стихотворение вызвало неудовольствие царского двора. Лермонтов вскоре был арестован, а потом переведён в Нижегородский драгунский полк, располагавшийся на Кавказе. Весной 1838 г. , благодаря хлопотам бабушки, Лермонтова возвратили в гвардию, в тот же лейб-гвардейский гусарский полк. (11 слайд)
В Петербурге Лермонтов сразу вошёл в свет, его видели во многих аристократических домах. Он входит в пушкинский круг писателей и знакомится с Жуковским, Вяземским, Плетнёвым, Баратынским. Поэта снова отправили на Кавказ, в действующую армию. Он участвовал в боевых действиях, проявил себя исключительно храбрым и блестящим офицером, был награждён золотой саблей с надписью «За храбрость». (12 слайд)
«Вид Тифлиса» «Вид Пятигорска». В апреле 1841 г. Лермонтов пытался выйти в отставку. Не получив положительного ответа, опять вынужден был уехать на Кавказ. Здесь произошёл конфликт Лермонтова с Мартыновым, переросший в дуэль. Лермонтов считал ссору незначительной, а примирение необходимым, но Мартынов считал по-другому. 15 июля 1841 г. состоялась дуэль. Лермонтов был убит. (13 слайд)
Современный вид г. Тифлиса и г. Пятигорска, их достопримечательства. (14-17 слайд)
За свои вольнолюбивые, бунтарские стихи, за резкий характер М.Ю. Лермонтова недолюбливали в обществе. Вокруг него, особенно в последний год жизни, все туже затягивалась петля интриг-гнусных, страшных. Подножие горы Машук хранит страшную тайну: в сильный дождь состоялась дуэль между Мартыновым и Лермонтовым. Великий поэт был убит. А он даже не выстрелил, подняв вверх дуло пистолета, тем самым показав, что стрелять не намерен. «Туда ему и дорога» - сказал император, узнав о гибели поэта. (18-19 слайд)
Место захоронения М.Ю. Лермонтова (20 слайд)
Бабушка обратилась к Николаю І с просьбой перевезти тело Лермонтова из Пятигорска в Тарханы. Поэт был погребён в фамильном склепе Арсеньевых в Тарханах, где он покоится и сейчас. (21 слайд)
Два поэтических мира «Нет двух поэтов столь существенно различных, как Пушкин и Лермонтов. Пушкин – поэт внутреннего чувства души; Лермонтов – поэт беспощадной мысли, истины» В.Г. Белинский (22 слайд)
Утёс
Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя;
Но остался влажный след в морщине
Старого утеса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне. (23 слайд)

Парус
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..
Играют волны - ветер свищет,
И мачта гнется и скрипит...
Увы! он счастия не ищет
И не от счастия бежит!
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой...
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой
(24 слайд)
Смерть поэта
Погиб Поэт! - невольник чести-Пал, оклеветанный молвой,С свинцом в груди и жаждой мести,Поникнув гордой головой!..Не вынесла душа ПоэтаПозора мелочных обид,Восстал он против мнений светаОдин, как прежде... и убит!Убит!.. к чему теперь рыданья,Пустых похвал ненужный хорИ жалкий лепет оправданья?Судьбы свершился приговор!Не вы ль сперва так злобно гналиЕго свободный, смелый дарИ для потехи раздувалиЧуть затаившийся пожар?Что ж? веселитесь... он мученийПоследних вынести не мог:Угас, как светоч, дивный гений,Увял торжественный венок…. (25 слайд)
Подведение итогов.
Сегодня на уроке мы познакомились с творчеством и жизнью поэта М.Ю. Лермонтовым.
Познакомились с различными заболеваниями, которые могут появиться у человека, и поняли, куда нужно обратиться, если человек заболел, для чего нужен здоровый образ жизни.
Домашнее задание – выучить наизусть стихотворение М.Ю. Лермонтова «Утёс».