Развитие познавательной самостоятельности учащихся на уроках русского языка

































Учитель высшей категории Тимкина Л.В.











Оглавление

13 TOC \o "1-2" 14I. СУЩНОСТЬ ОПЫТА 3
2. ОБОСНОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 4
3. СУЩНОСТЬ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ БАЗЫ
3.1.ТЕСТ 5
3.2. ТИПЫ ЗАДАНИЙ ТЕСТА 6
3.3. ТИПЫ ЗАКРЫТЫХ ЗАДАНИЙ 6
3.4.ТИПЫ ОТКРЫТЫХ ЗАДАНИЙ 7
3.5.ТРЕБОВАНИЯ К ФОРМУЛИРОВКЕ ЗАДАНИЙ 7
3.6. НАЗНАЧЕНИЕ ТЕСТОВ 8
4. ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
4.1. ОБУЧАЕМОСТЬ 10
4.2. ОБУЧЕННОСТЬ 11
4.3. КАЧЕСТВО ЗНАНИЙ 12
4.4. ОБУЧАЕМОСТЬ.13
4.5. ОБУЧЕННОСТЬ..14
Приложение 1 13 PAGEREF _Toc31393411 \h 141515
Приложение 2 13 PAGEREF _Toc31393412 \h 141615
Приложение 3 13 PAGEREF _Toc31393413 \h 141815
Приложение 4 13 PAGEREF _Toc31393414 \h 142015
Приложение 5.22
Приложение 6.24
Приложение 7.25
Приложение 8.27
Приложение 9.28
Приложение 10...30
ЛИТЕРАТУРА 13 PAGEREF _Toc31393415 \h 143315
15
I. СУЩНОСТЬ ОПЫТА

Сущность опыта заключается в использовании технологии тестирования на уроках русского языка в начальных классах для отслеживания уровня обученности, что позволяет учителю осуществлять самоконтроль за своей педагогической деятельностью, повышать качество обучения.
В систему работы учителя входит мониторинг достижений обучения (ЗУН). Оптимальное сочетание разнообразных форм контроля повышает эффективность учебного процесса, прочное усвоение языкового материала.
В основе педагогического опыта лежит развивающее обучение в начальной школе. Оно ориентировано на реализацию потенциальных возможностей каждого ученика. Наиболее признанными и обоснованными являются теории Выгодского Л.С., Эльконина Д.Б., Леонтьева А.Н., Давыдова В.В., Занкова Л.В., Менчинской Н.А. В частности, работа учителя по программе Л.В.Занкова вызывает у учащихся потребность в овладении прочными знаниями и навыками, необходимыми для поиска новых способов действий.
Новизна опыта. В современной науке под дидактическим тестом понимается набор стандартизированных заданий по определенному материалу, устанавливающий степень усвоения его учащимися. Это сравнительно новый и более качественный метод проверки результатов обучения, характеризующийся такими параметрами, как надежность, валидность, объективность.
Результативность. Система работы позволяет:
осуществлять подробный анализ результатов обучения, как класса, так и каждого ученика в отдельности; создать полную картину результатов обучения, что помогает учителю объективно оценивать работу;
проводить своевременную корректировку в ходе педагогической деятельности;
повышать интерес к контролю знаний и предмету в целом;
создавать условия для овладения умением самоконтроля, повышения объективности оценки.
Трудоемкость заключается в разработке тестовых заданий, в систематической обработке и анализе результатов тестирования; в недостатке разработанных пособий по тестовому контролю.
Доступность. Опыт может быть использован учителями начальной школы, как на уроках русского языка.

2. ОБОСНОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Основная задача уроков русского языка – развитие устной и письменной речи учащихся в единстве с развитием их мышления.
2. Результативность процесса обучения во многом зависит от тщательно отработанной методики контроля знаний. Проверка и оценка знаний – важное звено учебно-воспитательного процесса. Необходимость контроля объясняется потребностью в получении информации об эффективности функционирования системы обучения.
Поскольку в классно-урочной системе учитель не имеет возможности уделять каждому ученику достаточно внимания, то дети находятся на разных уровнях обученности. Задача состоит в определении этого уровня. Для этого наиболее технологичным, эффективным и объективным является тест.
Основная цель тестирования – получение достоверной и объективной информации об уровне обученности школьников.
Тестовый контроль – это оперативная проверка качества усвоения, немедленное исправление ошибок и восполнение пробелов. Использование тестов для проверки знаний учащихся повышает объективность оценки, позволяет определить уровень самостоятельной работы.
Задания для проверки знаний должны составляться с максимальным использованием проблемного подхода – взаимосвязью между поставленными вопросами, не нарушающими логику сравнения бессмысленными ответами. Правильно составленные задания и умелое их применение на занятиях, а именно в сочетании тестового контроля с традиционными методами, приучают детей к логике мышления, активной творческой работе, вырабатывают внимательность. Тестовые задания вызывают интерес, следовательно, оказывают стимулирующее влияние.
Дети приучаются рассуждать, сопоставлять, анализировать, самостоятельно добывать знания.
Тестовый контроль помогает:
реализовывать самоконтроль;
самостоятельно совершенствовать и углублять знания;
способствует систематической подготовке к урокам;
позволяет проверить свои знания по широкому спектру вопросов;
исключает субъективизм в оценивании результатов.
Следовательно, эта форма контроля активизирует познавательный интерес.
Но нельзя не учитывать, что при всех положительных моментах, тестовый контроль имеет ограничения:
во-первых, с его помощью можно проверять в большей степени теоретический материал, в меньшей - практические навыки;
во-вторых, чистое применение тестов ограничивает возможность ученика в общении с учителем, тормозит умение логично и последовательно излагать свои мысли, видеть главное, мало развивает речь.
Учитывая в работе эти минусы, можно добиться хороших результатов.
Педагогический анализ результатов тестирования помогает увидеть результаты не только учащихся, но и деятельности учителя.
В большинстве случаев, как показывает практика, сильные ученики при выполнении тестовых работ подтверждают свои результаты, а слабые хуже справляются с заданиями.
Таким образом, тесты школьных достижений проверяют исключительно конкретные знания и наряду с другими методами являются эффективным средством контроля.
3. СУЩНОСТЬ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ БАЗЫ

Мониторинг обучения – это система отслеживания (сбора, хранения, обработки показателей) состояния педагогического процесса, обеспечивающая прогнозирование и развитие уровней учебных достижений учащихся.
Для систематического и качественного отслеживания результатов обучения на каждом этапе с целью проведения современной коррекции учебного процесса в системе мониторинга используются наиболее современные дидактически обоснованные и объективные формы контроля. Одной из таких форм в настоящее время признается тестирование.
Инструментом тестирования, а, следовательно, и педагогического мониторинга является тест – особым образом разработанная форма контрольного задания.


3.1.ТЕСТ
Тест учебных достижений – это система педагогических тестовых заданий.
Педагогическое задание – задача, предполагающая определенный вид деятельности.
Тестовое задание – это задание, отвечающее определенным правилам и критериям качества измерителя.
Системообразующие свойства:
определенный отбор содержания, позволяющий отразить определенную информацию;
целостность – каждое задание связано с другим определенной логикой и содержанием теста;
структура теста – каждое задание имеет определенное место в тесте;
соотношение параметров – число заданий, количество баллов, форма заданий, время на выполнение, соотношение заданий разного типа, связанных между собой.
Тест, как и всякая письменная работа, по которой делается вывод об учебных успехах ученика, должен обладать такими качествами: валидностью, надежностью, объективностью, эффективностью и приемлемостью.
Валидность – это качество, которое обозначает его пригодность для измерения того свойства (в данном случае – уровня подготовки по русскому языку), для измерения которого он предназначен.
Надежность теста состоит в том, что при достаточно большой случайной выборке школьников данного коллектива применение его будет давать один и тот же результат. Надежность теста – это условие, которое необходимо для валидности. Надежность теста может быть достоверно установлена только на практике.
Объективность теста – это качество, которое обеспечивает получение однозначного результата независимо от того, кто проводит испытание, т.е. субъективных взглядов экзаменатора. Объективность больше относится не к содержанию тестовых заданий, а к инструкции по применению теста и оцениванию результатов. Для всех испытуемых должны быть созданы одинаковые условия.
Эффективность теста подразумевает проверку большого объема информации за короткий срок.
Приемлемость – все участники воспринимают проверку адекватно ее значимости.
Цели создания теста.
Стратегические:
объективизация оценки достижения;
повышение качества обучения;
индивидуализация обучения;
оценка эффективности работы учителя.
Тактические:
выявление пробелов и их коррекция;
диагностика (изучение структуры усвоения информации);
оценка деятельности;
мониторинг качества обучения.
Тесты учебных достижений:
Суммативный тест – тест, проверяющий системное знание (итоговый).
Задачи:
оценивание уровня обученности;
контроль качества знаний;
сертификация (по теме, за год, за курс обучения).
Формативный.
Задачи:
текущий контроль;
коррекция;
диагностика.
В зависимости от места и цели проведения теста выделяют:

Название
Цель
Место в учебном процессе

1
Базовый
Выявление усвоения ключевых понятий, алгоритмов
Начало изучения

2
Диагностический
Выявление пробелов
Середина изучения

3
Итоговый
Выявление уровня усвоения, оценка
Конец изучения темы



3.2. ТИПЫ ЗАДАНИЙ ТЕСТА


Тип задания
Плюсы
Минусы

1
Закрытый тип (с вариантами ответов)
Быстрота выполнения;
Быстрота проверки;
Объективность проверки.
Возможность угадать;
Не видно логики;
Исключается частично правильный ответ.

2
Открытый тип (без вариантов ответов)
Позволяет проверить логику;
Исключает возможность угадывания;
Возможность частично правильного ответа, вариативности решения.
Большое время на выполнение;
Большое время на проверку;
Субъективность оценки.



3.3. ТИПЫ ЗАКРЫТЫХ ЗАДАНИЙ

Верно-неверно.
Пример: верно ли утверждение (да/нет)
Ограничения:
а) цель не предполагает изучение творческих возможностей;
б) задания доступны и легки для восприятия;
в) число заданий не меньше 10;
г) время ограничено.
На завершение.
Пример: закончить предложение, фразу.
Ограничения:
а) один-два знака (символа, слова, словосочетания) в ответе;
б) часть задания больше, чем ответ.
Задания на однородные правила (касающиеся событий, явлений одного рода, вида) и разнородные задания (явления, величины из разных тем в одном задании).
Пример: выбери верные:
13 EMBED Equation.3 1415 члены предложения
ограничения:
а) 2-3 задания из 24;
б) снижают диагностическую способность.
На восстановление последовательности.
На установление соответствий.

3.4.ТИПЫ ОТКРЫТЫХ ЗАДАНИЙ

На установление соответствий (без вариантов ответов).
На восстановление последовательности.
На классификацию.
На завершение.
С коротким ответом.
С развернутым ответом.

3.5.ТРЕБОВАНИЯ К ФОРМУЛИРОВКЕ ЗАДАНИЙ

Разделяйте задания на информативную часть и вопрос.
Задания должны исключать двусмысленность.
Формулировки – короткие, логичные, не должны содержать лишней информации.
Информации должно быть достаточно для ответа на вопрос.
Используйте ограничения для конкретизации.
Формулировки должны быть привычными.
Избегайте подсказок, ключевых слов.
Применяйте как можно меньше отрицаний (вопросы с частицей не, на поиск ошибки, неверного утверждения). Таких заданий должно быть 2-3 в тексте из 24 заданий. Задания на отрицание используются в том случае, когда верных ответов больше, чем неверных.
Не используйте оценочные суждения (по вашему мнению).
Избегайте категорических суждений (всегда, никогда, все).
Вопрос формулируйте одновременно с моделью ответа.

Требования для закрытых заданий.
Альтернативы должны быть правдоподобны.
Альтернативы должны быть ярко различимы.
Все альтернативы должны быть одной длины.
Не должно быть частично верных ответов.
Число альтернатив 3-5.
Вопрос и варианты ответов согласуются по роду, числу, падежу.
Подход к формулировке альтернатив одинаковый.
Альтернативы располагать по ранжиру.
Не используйте альтернатив типа «нет верного ответа», «другой ответ».
Верный ответ только один.
Нет случайных ответов.
Каждая альтернатива должна прогнозировать какую-либо ошибку.

3.6. НАЗНАЧЕНИЕ ТЕСТОВ

Назначение тестов не только и даже не столько контроль и оценка знаний и практических умений младших школьников как итоговых результатов, сколько диагностика состояния и проблем работы учащихся с программным материалом на каждом этапе его изучения: выявление возможных затруднений, связанных с приемами лингвистического анализа, пробелов, смешения понятий, знания правил орфографии, пунктуации и умения их применять. Особое место занимают тесты, диагностирующие готовность учащихся к «переносу» знаний и умений по грамматике, орфографии и пунктуации в нестандартные ситуации.
Тесты предоставляют учащимся возможность проявить самостоятельность, индивидуальность, способствуют обучению детей процессуальному самоконтролю.
Решающее значение для успешного формирования орфографических навыков имеет такая организация учебного процесса, которая обеспечивает неуклонное продвижение учащихся в освоении норм правописания.
В период начального обучения учащиеся осваивают грамоту и важнейшие орфографические нормы. Решить эти задачи помогает тестовый контроль.
Практика подтверждает: нельзя достигнуть высоких результатов, Не изучив предварительно предпосылки, обеспечивающие успех.
Постоянный анализ достижений учеников – обязательное условие моей работы. Изучение достижений каждого ребенка на конкретном учебном материале позволяет мне определить, правильно ли я реализую принцип ведущей роли теоретических знаний.
Система опроса в начальной школе играет важную роль. Чем большее количество учащихся удается опросить на уроке, тем лучше. Частый опрос помогает не только более объективно выставлять итоговый оценки, но и позволяет учителю своевременно реагировать на пробелы в знаниях учащихся.
Я имею возможность осуществлять дифференцированный подход в обучении, индивидуальную работу со слабоуспевающими учениками и с сильными.
При помощи тестов может осуществляться тематическая проверка знаний и умений учащихся, при которой оценивается сформированность различных компонентов знаний и умений у каждого ученика. Тем самым складывается объективная картина освоения учебного материала в процессе изучения конкретной орфографической темы. Это позволяет эффективно планировать изучение каждого раздела, своевременно вносить коррективы в содержание и выбор формы проведения каждого урока, регулировать дозировку различных типов упражнений в соответствии с индивидуальными достижениями учащихся.

Итоговые тестовые работы помогают учителю объективно оценить знания и умения учащихся.
Материал для тестов охватывает все разделы курса русского языка в 3-4 классах



4. ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

4.1. ОБУЧАЕМОСТЬ

Обучаемость – восприимчивость к обучению (по И.И.Третьякову)
III уровень – высокий;
II уровень – средний;
I уровень – низкий.
Обучаемость – показатель изменчивый, может определяться несколько раз.
По уровню обучаемости формируются переменные уровневые группы.
Тестовая работа была проведена при изучении темы «Управление – связь слов в глагольных словосочетаниях»:
Что такое управление?
а) Влияет ли глагол на падеж существительного?
б) Какого падежа требует глагол в предложении от существительного?
3. Составить словосочетания
зашел
пишет
узнал
4. Выписать словосочетания со связью управление
Стучат по стволу дятлы. У куста заяц грызет кору.

III уровень – 3 человека;
II уровень – 13 человек;
I уровень – 9 человек.

4.2. ОБУЧЕННОСТЬ

Обученность – реально усвоенные знания, навыки. Существует пять уровней обученности (различие, запоминание, понимание, умений и навыков и перенос).
После изучения темы «Управление – связь слов в глагольных словосочетаниях» была проведена тестовая работа:
Найди лишнее:
а) в зеленую траву
б) упал в траву
в) на зеленой траве
Что такое управление?
Подчеркни глаголы вместе с теми существительными, которыми они управляют.
Капли дождя барабанили по крыше.
Дорожка привела ребят к озеру.
Мальчик подошел к окну.
4. Выпиши предложения с глагольными словосочетаниями.
Сухое жаркое лето предвещает морозную малоснежную зиму.
Если осень стоит ненастная, будет дождливая весна.
Осенью лес сбрасывает летний наряд
Появились опенки, отщебетали пичужки – лето кончилось.
5. Запиши три глагольных словосочетания.

Работа показала, что из 25 учащихся:
III уровень – 16 человек;
II уровень – 9 человек;
I уровень – нет.

Эти результаты подтверждают, что в структурном отношении развивающее обучение представляет собой цепь усложняющихся предметных задач, которые вызывают у школьников потребность в овладении специальными знаниями. При этом важным этапом является актуализация ранее усвоенных знаний и сформировавшихся способов действий для организации дальнейшего общеличностного развития учащихся. Для более быстрой и качественной диагностики этих процессов служат дидактические тесты или тесты школьных достижений.

4.3. КАЧЕСТВО ЗНАНИЙ


Сентябрь – 87,5%
Декабрь – 91,7%
Январь – 92%

4 класс
4. 4. ОБУЧАЕМОСТЬ



Обучаемость- восприимчивость к обучению (по И. И. Третьякову)
Тестовая работа была проведена при изучении темы «Обстоятельства места».
1.Что такое обстоятельство места?
2.а) На какие вопросы отвечает обстоятельство места?
б) Какими частями речи могут быть выражены обстоятельства места?
3.Спишите предложения. Подчеркните обстоятельства места, укажите, какими частями речи они выражены.
Лебедь рвётся в облака, Рак пятится назад, а Щука тянет в воду. Плутовка к дереву на цыпочках подходит. Ягнёнок в жаркий день зашёл к ручью напиться.

4.Выписать словосочетания с обстоятельствами места:
В лес дремучий я пойду, зайца серого найду.
Котик ниток клубок укатил в уголок.
Шлёпают гуськом гусак с гусаком.









уровень-8 человек;
уровень-12 человек;
уровень-8 человек.




4. 5.ОБУЧЕННОСТЬ
Обученность- реально усвоенные знания, навыки.
После изучения темы «Обстоятельства места» была проведена тестовая работа:
1.Найди лишнее:
а) работали в поле
б) длился недолго
в) поехал на курорт
2.Что такое обстоятельство места?
3.Укажите предложения с обстоятельствами места.
а) У него сегодня много писем в сумке на боку.
б) Ветер гудел в вершинах деревьев.
в) Библиотека работает с утра и до вечера.
4.Сравни, какой частью речи и каким членом предложения являются выделенные слова.
а) У этой неглубокой речки дно было очень вязкое.
б)Водолазы опустились на самое дно реки.
5.Придумайте и запишите 2предложения,где обстоятельства места были бы выражены существительным и наречием.

Работа показала, что из 28 учащихся:

уровень – 2 человека;
уровень – 9 человек;
уровень – 17человек;

Тест-тот инструмент, который не только позволяет проверить сформированность знаний, умений и уровень логического мышления, но и определяет характер затруднений.
Наряду с диагностическими он выполняет и развивающие функции. В результате тестирования ученик осознаёт свои сильные и слабые стороны, включается самоанализ. С помощью учителя намечается программа коррекционных мероприятий и ликвидация пробелов.




Приложение 1
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Экспресс-тест №1 (х, о)
Тема «Сложные предложения»
Однородными могут быть только главные члены предложения.
Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос.
Однородные члены предложения всегда отделяются запятыми.
Части сложного предложения всегда отделяются запятыми.
Сложное предложение не может быть без союзов.
В сложном предложении может быть несколько основ.
Союз является в предложении второстепенным членом.


Тест №2
Тема «Сравнение сложных предложений и предложений с однородными членами»
Распределить предложения на 2 группы (предложение не записывать, указать номер предложения)
В лесу мы собирали грибы и ягоды.
Мальчик играл и нечаянно разбил дорогую вазу.
Дети соревновались, и Коля занял первое место.
Бежит лиса по снегу, хвостом следы заметает.
Утром светило яркое солнце, но к вечеру небо заволокли свинцовые тучи.
Кот еще сильнее выгнул спину, зашипел и ударил Каштанку лапой по голове.
Жилин ехал верхом, а телега с его вещами шла в обозе.
Мама поставила на стол пирожки, конфеты и варенье.

Приложение 2
МЕСТОИМЕНИЕ
Тест №1
Тема «Местоимение – часть речи»
Выбери ответ:
а) местоимение – это часть речи, которая называет предмет, признак, количество;
б) местоимение – часть речи, которая указывает на предмет, признак, количество.
Выбери ответ:
а) у местоимения 3 лица всегда можно указать род;
б) у местоимения 3 лица род определяется не всегда.
Выпиши личные местоимения:
Он, около, вы, кто-то, мы, здесь, свой, я
Определить число у данных местоимений.
Составьте и запишите по 1 предложению с местоимениями 2, 3 лица в единственном числе.

Тест №2
Тема «Предлоги перед местоимениями:
Выбери местоимения, где нужно вставить букву «н»:
Дать ·ему
Играть с ·им
Знать ·ее
Покормить ·их
Ухаживать за ·ей
Звать ·его
Думать о ·ей
Расти с ·им
Растить ·его


Тест №3
Тема «Склонение личных местоимений»
Каким членом предложения может быть местоимение:
а) только подлежащим
б) только второстепенным членом предложения
в) подлежащим или второстепенным членом предложения.
Укажи, где написаны местоимения второго лица:
а) я, он б) ты, вы в) мы, они
Какие местоимения изменяются по родам:
а) местоимения 1 лица
б) местоимения 2 лица
в) местоимения 3 лица единственного числа
У какой из трех частей речи не бывает приставки:
а) местоимение
б) существительное
в) глагол
Как местоимение пишется с предлогами:
а) слитно
б) раздельно
в) не употребляется с предлогами.
Указать, в какой строке все местоимения в дательном падеже:
а) мной, нами, тобой, вами, ими, им, ею, ей
б) мне, тебе, ему, ей, нам, вам, им
в) меня, тебя, его, ее, нас, вас, их.
Указать строку, в которой местоимения 2 лица единственного числа в винительном падеже:
а) ее, нас, вас, тебя
б) меня, его, нас, их
в) его, ему, нам, им.
Указать предложение, в котором местоимение является главным членом предложения:
а) Однажды я с мамой пошел на фабрику.
б) На фабрике ее ценят и уважают коллеги.
в) На фабрике мама показала мне много интересных машин.
Указать предложение, в котором местоимение является второстепенным членом предложения:
а) В газете мы прочитали статью о маме.
б) О ней уже раньше писали.
в) Я люблю маму.

Приложение 3
ГЛАГОЛ
Тест №1
Глагол – это
а) часть слова
б) часть речи
в) член предложения.
Глагол обозначает:
а) предмет
б) действие предмета
в) признак предмета.
В предложении чаще всего является:
а) подлежащим
б) сказуемым
в) вторым членом.
С какой из данных частей речи не употребляется глагол:
а) с существительным
б) с предлогом
в) с местоимением.
В каком времени глагол изменяется по родам:
а) в прошедшем
б) в будущем
в) в настоящем.
Можно ли определить время глагола по неопределенной форме:
а) Да. Это зависит от вопроса, на который он отвечает.
б) Нет. Неопределенная форма не указывает на время.
Глаголы с возвратным значением имеют суффикс:
а) –ся
б) –сь
в) –ся, -сь.

Тест №2
Глагол отвечает на вопрос что сделает? Определите его время:
а) настоящее
б) прошедшее
в) будущее.
Вставьте нужные слова. Глагол отвечает на вопрос что сделать? Значит, он стоит
а) в будущем времени
б) в настоящем времени
в) в неопределенной форме.
Как правильно?
Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением
а) настоящего и прошедшего времени
б) будущего и прошедшего времени
в) настоящего и будущего времени.
Укажите строчку, в которой все глаголы стоят во 2 лице единственном числе настоящего времени.
а) пишешь, смотрит, держишь
б) играешь, прыгаешь, держишь
в) посеешь, упустишь, поймаешь.
В каком времени глаголы изменяются по родам
а) в прошедшем
б) в будущем
в) в настоящем.
Укажи предложение с глаголом, в котором пропущена буква «и»
а) Усердным трудом все получишь, а лениться будешь – все потеря·шь.
б) Кто се·т мир, пожнет счастье.
в) Крепкую дружбу и топором не разруб·шь
Найди строчку, в которой есть глагол 2 спряжения:
а) думать, краснеть, тянуть;
б) решать, встречать, запрещать;
в) сеять, полоть, смотреть.

Тест №3
Выбери глаголы II спряжения:
дымить
бежать
держать
собирать
видеть
петь
терпеть
дышать
печатать
Выбери слова с буквой «и» в окончании:
дар·шь
игра·шь
верт·шь
дыш·шь
подбира·шь
свет·шь
смотр·шь
рису·шь
гон·шь

Приложение 4
ИТОГОВЫЕ ТЕСТОВЫЕ РАБОТЫ
/апрель, май/
Тест №1
(1 балл) Укажи предложение с однородными второстепенными членами:
а) Солнце весной дольше остается на небе и греет с каждым днем все сильнее.
б) Вода ручейками сбегает в реки и озера.
в) Начинают показываться зеленая травка и первые цветы.
(1 балл) В какой строчке к словам не нужно подбирать проверочные:
а) трос·ник, ненас·ный, ярос·ный, поез·, мя·кий;
б) см·льчак, пл·чистый, м·лчит, оши·ка, в·лчица;
в) п·бежал, з·скрипел, д·гадался, н·ступил,· тправить.
(1 балл) Укажи предложение, в котором подлежащим является существительное 2 склонения:
а) Солнце с трудом пробивалось между листьями на черную дорожку.
б) С боков дорожки росла сирень.
в) В глубине сада стояла беседка.
(2 балла) Укажи предложение с определением в винительном падеже:
а) Тишина царила в дремучем лесу.
б) Только изредка свежий ветерок шумел листвой.
в) Через час мы въехали на широкий луг.
(1 балл) Укажи предложение, в котором местоимение употреблено с предлогом:
а) Я люблю в дождливый день бродить по лесу.
б) Вы идете по мягкому ковру из сухих листьев и игл.
в) Празднично и радостно вокруг нас.
(1 балл) В каком времени глагол не изменяется по лицам:
а) в настоящем;
б) в будущем;
в) в прошедшем.
(2 балла) Указать предложение с однородными сказуемыми, стоящими в единственном числе 3 лица:
а) Ты пробираешься по узкой тропинке, обходишь мелкую поросль, идешь в дубняк.
б) Выспится Саша, поднимется рано, черные косы завяжет и убежит.
в) Хлопочут на ветках пичуги, свистят от зари до зари.
(2 балла) Указать строчку с «лишним» глаголом (по типу спряжения):
а) убрать, успеть, полоть, сеять, тянуть;
б) наблюдать, шагать, укрыть, доверять, видеть;
в) строить, простить, учить, хранить, слышать.
(1 балл) Указать предложение с глаголом в прошедшем времени:
а) Земля обсохла, душистые березовые почки распустились.
б) Вспахиваются поля, вскапываются огороды, кругом кипит работа.
в) Сколько выползает разных червяков, жучков и личинок!

Оценка результатов теста:
12 б – «отлично»
9-11 б – «хорошо»
6-8 б – «удовлетворительно»
меньше 6 б – «плохо», тема не усвоена.

Тест №2
(1 балл) Выберите существительные 3 склонения:
на плошадк·
у деревн·
из-под кроват·
на скатерт·
по тропинк·
в тетрад·
(1 балл) Выберите существительные с окончаниями «е»:
спал в кроватк·
идет по дорог·
лежит в портфел·
отметки в тетрад·
куст сирен·
(1 балл) Указать предложение с однородными членами:
а) Дедушка с внуками идет на рыбалку.
б) Дедушка и внуки идут в лес.
(2 балла) Вставить в окончания пропущенные буквы:
пиш·ш·, чита·ш·, рису·ш·, крас·ш·, танцу·ш·, смотр·ш·, слуша·ш·
(2 балла) Подумай, сколько групп однокоренных слов.
Вода, водица, водитель, водник, наводнение, проводы, проводница, водянистый, поводырь, выпроводить, водяной.
2 группы
1 группа
3 группы
(1 балл) Выбери верный ответ:
Прилагательное всегда связано:
с глаголом;
с существительным
(1 балл) Выбери глаголы I спряжения:
бре·т
гон·т
мысл·т
ненавид·т
стел·т

Оценка результатов теста:
9 баллов – «отлично»
8 баллов – «хорошо»
7-6 баллов – «удовлетворительно»
менее 6 баллов – «плохо»
Приложение 5
4 класс
Входной тест.
1.Укажите имя прилагательное.
а) дело; б) поделки; в) деловой; г) переделать
2.Найдите существительное среднего рода.
а) верность; б) удивление; в) вещи; г) у берега
3.Найдите глагол настоящего времени.
а) сверкала; б) чернеть; в) залает; г) замечаем
4.Укажите слово с разделительным мягким знаком.
а) мурав. и; б) за. езд ; в) пред. явить; г) в. юн
5.Выберите слово, которое нельзя переносить.
а) пальцы; б) струйка; в) лисья; г) юная
6.Найдите слово, в котором звуков больше, чем букв.
а) листья; б) лейка; в) мебель; г) яблочный
7.Какое из слов в предложении может быть подлежащим?
а) из норы; б) сучья; в) осенью; г) листву
8.Найдите группу слов с безударной гласной в корне, проверяемой ударением.
а) костёр, певунья; б) пастух, косилка; в) топор, кровать
9.Закончите группу слов:
бездел .е , в . юн ,медал . ю ,
а) с . ест ; б) за . езд ;в) с . едобный ; г) ул . и
10.Выбрать имя прилагательное с непроизносимой согласной в корне слова.
а) громоз . кий; б) пас . бище; в) ужас . ный; г) взгрус . нуть
11.Мальчик задумал однокоренное слово к слову ИЗВЕСТИЕ. Приставка в нём такая же, как в слове ПОЛЯНА, суффикс, как в слове ВАЗОЧКА, окончание, как в слове ПРИШЛА. Укажите это слово.
а) извёстка; б)повестка ; в)весточка
12.Найдите неоднокоренное слово.
а) деловой; б) изделие; в) делить; г) поделка
13.Выберите глагол, в котором все звуки твёрдые.
а) красота; б) тушил; в) скучает; г) называй
14.В корне какого слова пишется гласная И:
а) св . сает с забора; б) пос . деть от горя;в) прим . рять платье; г)прож . вать мясо
15.Определите сколько предложений в тексте.
До чего же хорошо было на лугу ветерок шутил с колосками у ручейка зеленела зелёная травка между листьями выглядывали жёлтыми глазками весёлые лютики у пригорка росли пышные кустики лугового василька.
а) 4; б) 5; в) 6; г) 7
16.Укажите предложения, где главные члены предложения выделены неверно.
а) Первый снег раскрывал тайны ночной жизни зверей.
б) В конце марта чернеют первые проталины.
в) Сухая степь просторно раскинулась под палящим солнцем.
17.Составьте из слов предложения, запишите.
Берёзу, серёжки, и, утром, тетерева, на, клюют, ранним, бурые, прилетают
18.Запишите слова и разберите по составу.
Верхушка, добренький, проводник, самокаты.



Тест 2
1.Укажите имя прилагательное.
а) похолодало; б) холодненькая; в) холод; г) холодно
2.Найдите имя существительное мужского рода.
а) белизна; б) ручьи; в) чувство; г) у камыша
3.Укажите глагол в настоящем времени.
а) напишу; б) улетает; в) скрыла
4.Укажите слово с Ъ знаком.
а) обез . яна; б)в . ехал; в) за . явление; г) в . юга; д) под . ход
5.Разберите по составу слова:
записка, свеженький, известный, бензобак, объедки
6.Определи падеж у существительного.
а) выглянул из комнаты; б) постоял на морозе; в)спрятался под лестницей; г) постучал в дверь
7.В каких словах в окончании пишется буква О.
а) мякиш . м; б) продавц . м; в) москвич . м
8.Выберите слова, которые нельзя переносить.
а) мальчик; б) аист; в) урок; г) ребята
9. Найдите слова в разборе, которых допущена ошибка.
а) клетка-6 букв, 6 звуков; б) ноябрь-6 букв,5 звуков; в) сметана-7 букв, 7звуков;
г) ямка-4 буквы,4 звука
10.Какое из этих слов может быть подлежащим.
а) зимой; б)ручка; в) в лесу
11.Указать предложение, где главные члены предложения выделены неверно.
а) Грузовик остановился у покрытой плющом дачи.
б) Скоро птицы улетят в дальние края.
в) Осень пожаловала в леса.
12. Определите сколько предложений, выберите ответ.
Наступила осень в зелёной листве деревьев появились жёлтые пряди ярко краснеют рябины а сколько грибов появилось в лесу очень хороши стройные подберёзовики и нарядные подосиновики
а) 4; б) 5; в) 6

Приложение 6


Наречие

1.Выбери верное утверждение.
а) Наречие – это примыкание.
б) Наречие – это второстепенный член предложения.
в) Наречие – это неизменяемая часть речи.
2.Выбери верное утверждение.
а) На конце наречий после шипящих всегда пишется -о.
б) На конце наречий после шипящих всегда пишется -ё.
в) На конце наречий после шипящих всегда пишется -е.
3.Выбери верное утверждение .
а) В наречиях с приставками с -,до -,из - на конце пишется буква -а.
б) В наречиях с приставками с-, до-,из- на конце пишется буква -о
в) В наречиях с приставками с-, до-, из- правописание на конце буквы о- или а- зависит от ударения.
4.Выбери строчку, где все наречия с суффиксом - о.
а) горяч . , неуклюж ., занов ., могуч ., пахуч .
б) вправ .,насух ., кисл ., бодр ., радужн .
в) жгуч ., блестящ .,вызывающ . ,ловк .,близк .
5.Выбери строчку, где все наречия с суффиксом - а.
а) издавн .,влев ., добел .
б) изредк ., дочист ..слев .
в) начист ., засветл .,накрепк .
6.Найди предложение с наречием образа действия.
а) На берегу синего моря раскинулось кукольное царство.
б) Матросы громко пели.
в) Рано утром Эрик услышал песню, доносившуюся с берега моря.


Обстоятельство
1.Выбери верное утверждение
а) Обстоятельство места может быть выражено только наречием.
б) Обстоятельство места может быть выражено только именем существительным.
в) Обстоятельство места может быть выражено наречием и именем существительным.
2.Найди предложения с обстоятельствами образа действия.
а) Куклы умели жить весело и дружно.
б) Долго они добирались до горного ручья.
в) Весь день лил проливной дождь.
г) Тихонько напевая, девочка шла по тропинке.
3.Найди предложения с обстоятельствами места, выраженными существительными с
предлогом.
а) Жила в избушке Анника со своей мамой.
б) Однажды она взяла корзинку и пошла в лес за черникой.
в) Наверху от куницы пряталась белка.
г) Белка дрожала от испуга.
Приложение 7
Глагол
Тест №1
1.Каким членом предложения чаще всего является глагол?
а) подлежащим
б) сказуемым
в) второстепенным
2.Глагол отвечает на вопрос что сделает? Определи его время.
а) настоящее
б) будущее
в) прошедшее
3.Вставь нужные слова.
Глагол отвечает на вопрос что сделать? Значит, он стоит
а) в будущем времени
б) в неопределённой форме
в) в настоящем времени
4.Можно ли определить время глагола, стоящего в неопределённой форме?
а) да; б) нет
5.Как правильно? Изменение глаголов по лицам и числам называется
а) склонением; б) спряжением
6.Укажи строчку, в которой все глаголы стоят во 2 лице, ед. ч., наст времени
а) пишешь, смотрит, учишь
б) играешь, прыгаешь, держишь
в) посеешь, упустишь, поймаешь
7.В каком времени глаголы изменяются по родам?
а) в прошедшем; б) в будущем; в) в настоящем
8.Укажи предложение с глаголом, в котором пропущена буква –и.
а) Усердным трудом всё получишь, а лениться будешь- всё потеря. шь .
б) Кто се . т мир, тот пожнёт счастье.
в) Крепкую дружбу и топором не разруб. шь .
9.Найди строчку, в которой есть глагол 2 спряжения.
а) думать, краснеть, тянуть
б) решать, встречать, запрещать
в) сеять, полоть, смотреть
















Тест №2
1.Выбери верное утверждение:
а) у глаголов с возвратным значением перед суффиксом -ся всегда пишется –ь
б) у глаголов с возвратным значением перед суффиксом –ся ь знак не пишется
в) у глаголов с возвратным значением в неопределенной форме перед суффиксом –ся пишется –ь знак
2.Укажи строчку, где все глаголы пишутся без ь знака.
а) собират .ся, мыт . ся, состоит . ся
б) радует . ся, одевает . ся,наклоняет . ся
в) укладывает . ся,удивляет . ся, торопят . ся
3.Укажи предложение с глаголами 3 лица.
а) Учит . ся всегда пригодится.
б) Трудно с другом расстават . ся.
в) Скоро сказка сказывает . ся , да не скоро дело делает . ся
г) Смелый к победе стремит . ся.
4.Найди предложения с глаголами в неопределённой форме.
а) У края северной земли маяк встречает корабли.
б) Ягнёнок в жаркий день зашёл к ручью напиться.
в) Мы любим заниматься спортом.
г) Пословица век не сломится.
Приложение 8



Предложение.
1.Выбери верное утверждение.
а) если слова автора стоят перед прямой речью, то после них ставится двоеточие, а прямую речь пишем с большой буквы в кавычках;
б) если слова автора стоят перед прямой речью, то прямую речь пишем с большой буквы в кавычках.
2.Найди предложение, в котором допущена ошибка в постановке знаков препинания:
а) Таня сказала, что завтра напишет сочинение.
б) «Таня сказала: завтра напишу сочинение».
в) «Завтра напишу сочинение»,- сказала Таня.
3.Найди предложения с однородными членами предложения.
а) Дедушка с внуками идёт на рыбалку.
б) Дедушка и внуки идут на рыбалку.
в) Дедушка пошёл на рыбалку, и с ним пошли внуки.
4.Выбери верное утверждение:
а) в диалоге каждая реплика говорящего пишется с большой буквы и с новой строки;
б) в диалоге каждая реплика говорящего пишется с новой строки; каждую реплику пишем с большой буквы и перед ней ставим тире





























Приложение 9


Тест №1
1.Укажите строчку ,в каждом слове которой на месте пропуска пишется буква а.
а)уг . сающий, к . мариный, зак . лотить, расспр . сить, запл . тить,пост . рожить,
отк . лоть;
б) назн . чение, нем . щенная, проп . дать, м . лва, заб . вляться, зах . тел;
в) пров . згласить, изл . жжение, з . ря, упр . сить, пох . лодало,барх . тный;
г) т . инственный, прохл . дительный, изд . лека, зак . тился, нав . лишься
2.Укажите слово с ошибкой.
а) безвкусный; б) рассредоточиться; в) бесзащитный, г) обходчик, д) сжимая
3. Укажите слово, которое соответствует данной схеме:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
а) преподнесла, б) извещение, в) призадумался, г) понаставили.
4.Укажите строчку, в которой в глаголах 3 лица, мн. числа пишется у или ю.
Они а) раста . т, дремл . т, высп . тся, пен . тся, пил . т, бре . тся; б) колыш . тся, гон . т, ла . т, вид . т, меч . тся; в) полощ . тся, стел . тся, леле . т, наде . тся, пробормоч . т, раска . тся; г) закле . т, беспоко . тся, защебеч . т, обид . тся, скач . т, стро . тся.
5.Укажите строчку , в каждом слове которой на месте пропуска пишется буква о.
а) карандаш . м, овц . й, борщ . м, куриц . й
б) с душ . й, лапш . й, ключ . м, парч . й
в) за зайц . м, нож . м, овощ . м, плеч . м
6.Укажите предложение , в котором неверно определена грамматическая основа.
а) Белка поедала смолистые семечки.
б) Тарантас въехал во двор и остановился перед крыльцом.
в) В туманной тишине запели птички.
Тест №2
1.Закончи предложение: « Подлежащее - это »
а) второстепенные члены предложения, б) часть речи; в) главный член предложения
2.Укажи имя существительное.
а) посвежело; б) свежо; в) свежесть
3.Подбери слово, соответствующее схеме:
а) мастерил; б) посадка; в) раскрасил; г) светлый
4.Какое слово является однокоренным к слову мышь
а) камыш; б) мышонок; в) мышцы; г) размышления
5.Расположи слова по алфавиту: шуба-1, трактор-2,червяк-3, школа-4
а) 2, 1, 3, 4; б) 3, 2, 4, 1; в) 3, 2, 1, 4; г) 2, 3, 4 ,1
6. Определи падеж имени существительного в сочетании: засеять поля
а) В. п.; б) И. п.; в) П. п. ; г) Р. п .
7.Найди слово с проверяемой безударной гласной в корне:
а) Бер . зовый; б) кв . ртира; в) подт . нул
8.В каком слове согласных звуков больше, чем гласных?
а) огонь; б) около; в) поле; г) якорь
9.Укажи падеж имени прилагательного. С трёх сторон дачный участок обступал лес.
а) В. п.; б) Д . п.; в) И п.; г) П. п.
10.Найди предложение с однородными подлежащими.
а) Запорошила зима снегом поля, луга.
б) За речкой тянутся поля, луга.
в) На полях , лугах лежат снежные ковры.
11.Определи в каком слове все согласные мягкие?
а) апрель; б) печка; в) чаща; г) шинель
12. закончи фразу: предлог ОТ употребляется с падежом.
а) дательным; б) предложным; в) родительным; г) творительным
13. Определи, у какого существительного нет формы единственного числа
а) вагоны; б) книги; в) шахматы; г) яблоки
14. Найди слово, в котором пишется Ь
а) гараж; б) лож; в) молодёж; г) рож
15. Укажи, где пропущена буква Е в окончании прилагательного
а) в утренн . ем (воздухе); б) за высок . м (деревом);
в) за утренн . м (поездом); в) с крепк . м (стволом).
16. К какому типу текста можно отнести этот отрывок:
Ростом оляпка невелика. У неё чёрно-бурая головка, серая спинка, коричневое брюшко.
а) описание; б) повествование; г) рассуждение.
Приложение 10

Обстоятельства образа действия.
Цель: проверка обученности.

1 вариант.
1.Что такое обстоятельство образа действия?
2.а). На какие вопросы отвечает обстоятельство образа действия?
б). Какими частями речи может быть выражено обстоятельство образа действия?
3.Выбери словосочетания с обстоятельствами образа действия:
а). поднялись на вершину
б). поднялись высоко
в). поднялись по трапу
г). поднялись без передышки
4.Укажите предложения с обстоятельствами образа действия:
а). Ребята с радостью отправились на пасеку.
в). Дети быстро добрались до пчельника.
г). Ребят радушно встретил дед Степан.
5.Посхемам составьте предложения с обстоятельствами образа действия:







2 вариант.
1.Что такое обстоятельство образа действия?
2.а). На какие вопросы отвечает обстоятельство образа действия?
б). Какими частями речи может быть выражено обстоятельство образа действия?
3.Выберите словосочетания с обстоятельствами образа действия:
а). шли быстро
б). шли по тропинке
в). шли без остановки
г). шли на юг
4.Укажите предложения с обстоятельствами образа действия:
а). Путники оказались в непроходимой .
б). Они с трудом пробирались сквозь густые заросли.
в). Внезапно полил дождь.
г). Солнце выглянуло неожиданно.
5.По схемам составьте предложения с обстоятельствами образа действия:

Тема урока: «Обстоятельства образа действия».
Тип урока: изучение нового материала.

Дидактическая цель - создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации средствами технологии проблемного обучения.
Цели по содержанию:

Образовательная – способствовать формированию понятия «обстоятельства образа действия», формированию представления, какими частями речи оно выражается.

Развивающая - продолжать развитие умений работать с учебным текстом, отбирать необходимые сведения для решения познавательных задач.

Воспитательная - способствовать воспитанию у школьников культуры учебного труда, уверенности в собственных силах в процессе работы на уроке.

Методы обучения: репродуктивный, частично- поисковый.

Формы организации работы: фронтальная, индивидуальная, парная.

Средства обучения: учебник А.В.Полякова. « Русский язык» 3 класс (1-3), карточки с текстом для самостоятельной работы, карточки с тестовой работой.


Этапы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся

1.Оргмомент
Приветствие. Определяет готовность учащихся к работе.
Проверяют готовность своего рабочего места.

2.Актуализация знаний и умений
Фронтальная беседа по правописанию «не» с разными частями речи с выходом на наречие.
Предлагается для работы группа слов: неуклюжий, неинтересно, неискренний, недоверчивые, ненастные.
Отвечают на вопросы учителя. Вспоминают основные понятия и правила правописания.

3.Целеполагание и мотивация
Предлагает познавательную задачу. Помогает сформулировать тему и цель занятия. Организует работу с учебником.
Используя познавательную задачу, вместе с учителем определяют, чему они могут научиться.

4.Изучение нового материала
Предлагает проблемную задачу для работы в парах. Направляет самостоятельную познавательную деятельность учащихся.
Записывают предложения, разбирают по членам предложения и определяют, в какой столбик записывать данные обстоятельства. Наблюдают, какими частями речи выражены обстоятельства. В парах делают вывод. Знакомятся с правилом.

5.Первичное закрепление
Проводит беседу с целью структурирования и обобщения новой учебной информации:
Что такое обстоятельство образа действия?
Какой частью речи может быть выражено обстоятельство образа действия?
Дает инструктаж к выполнению упражнения 365.
Отвечают на вопросы, закрепляя в нужной последовательности материал. Выполняют упражнение. Проверяют, делают вывод.

6.Осознание и осмысление нового материала
Проводит тестовую работу по вариантам.

Организует проверку работы.
Выполняют тестовую работу.

Взаимопроверка работ.

7.Подведение итогов
Анализирует результаты деятельности учащихся. Предлагает ответить на проблемный вопрос, поставленный в начале занятия.
На какие вопросы отвечают: обстоятельство образа действия?

Участвуют в процессе подведения итогов.

Отвечают на вопросы.

8.Рефлексия
Предлагает определить уровень своих достижений.
Определяют свое отношение к результатам собственной деятельности.

9.Информация о домашнем задании
Дает инструкцию по выполнению домашнего задания:
1.Правило, с.145,146.
2.Из упражнения 366 выписать только обстоятельства образа действия вместе со словами, с которыми они связаны.
Слушают учителя, записывают в дневник.


ЛИТЕРАТУРА

Базарова О.Л., Шниц И.Н. Использование дидактических тестов в условиях развивающего обучения.//Нач. школа, 2001, №3, с.20-23
Ефремова Н.Ф. Тестирование и мониторинг: рекомендации учителю. //Стандарты и мониторинг в образовании, 2001, №3, с.55-60
Качество знаний учащихся и пути его совершенствования. Под ред. М.Н.Скаткина, В.В.Краевского. – М.: Педагогика, 1978
Крамаренко И.С. Прогнозирование уровня учебных достижений учащихся средствами мониторинга. //Стандарты и мониторинг в образовании, 2001, №1, с.37-41
Пономарева Н.Ю. Тесты по русскому языку за курс начальной школы. //Нач. школа, 2001, №5, с.60-61








13PAGE 14115


13PAGE 14315




13PAGE 143115



13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415

13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415

13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415

13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415

13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415

13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415

13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415



Root EntryEquation Native_-* #,##0_р_._-;\-* #,##0_р_._-;_-* "-"_р_._-;_-@_-О{,;
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0.00_р_._-;\-* #,##0.00_р_._-;_-* "-"??_р_._-;_-@_-1" 
·
·Arial Cyr1" 
·
·Arial Cyr1Г
·
·Arial Cyr1" 
·
·Arial Cyr1И
·
·II уровень_-* #,##0_р_._-;\-* #,##0_р_._-;_-* "-"_р_._-;_-@_-О{,;
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0.00_р_._-;\-* #,##0.00_р_._-;_-* "-"??_р_._-;_-@_-1" 
·
·Arial Cyr1" 
·
·Arial Cyr1И
·
·Arial Cyr=
·
·
·
·II уровень15_-* #,##0_р_._-;\-* #,##0_р_._-;_-* "-"_р_._-;_-@_-О{,;
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0.00_р_._-;\-* #,##0.00_р_._-;_-* "-"??_р_._-;_-@_-1" 
·
·Arial Cyr1" 
·
·Arial Cyr1Г
·
·Arial Cyr1"
·
·
·Arial Cyr1"ГArial Cyr1"
·
·
·Arial Cyr1"лArial Cyr1"ҐArial Cyr1И
·
·Качество знаний
·_-* #,##0_р_._-;\-* #,##0_р_._-;_-* "-"_р_._-;_-@_-О{,;
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0.00_р_._-;\-* #,##0.00_р_._-;_-* "-"??_р_._-;_-@_-1" 
·
·Arial Cyr1" 
·
·Arial Cyr1Г
·
·Arial Cyr1" 
·
·Arial Cyr1И
·
·II уровень_-* #,##0_р_._-;\-* #,##0_р_._-;_-* "-"_р_._-;_-@_-О{,;
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0.00_р_._-;\-* #,##0.00_р_._-;_-* "-"??_р_._-;_-@_-1" 
·
·Arial Cyr1" 
·
·Arial Cyr1Г
·
·Arial Cyr1" 
·
·Arial Cyr1И
·
·II уровень