Календарно-тематическое планирование. Поурочное планирование. Физика 7 класс


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №3
Петроградского района Санкт-ПетербургаРекомендована к использованию
Педагогическим советом ГБОУ школы №3
Петроградского района Санкт-Петербурга
Протокол от 29.08.2016 № 1 «Утверждаю»
Приказ от 29.08.2016 № 363-О
И.о.директора ___________Л.В.Сунцова
Рабочая программа
по курсу физики
 для 7 класса (базовый уровень)
на 2016-2017 учебный год
Разработчик программы
учитель Головина Лариса Александровна
 
г.Санкт-Петербург
2016 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Значение физики в школьном образовании определяется ролью физической науки в жизни современного общества, ее влиянием на темпы развития научно-технического прогресса. Обучение физике вносит вклад в политехническую подготовку путем ознакомления учащихся с главными направлениями научно-технического прогресса, физическими основами работы приборов, технических устройств, технологических установок.
Рабочая программа, тематическое и поурочное планирование изучения физики в 7 классе составлена по программе А.В.Перышкин, Е.М.Гутник для основной общеобразовательной  школы с учетом образовательного стандарта. Изучение учебного материала предполагает использование учебника А.В.Перышкин «Физика-7»
Поурочное планирование изучения физики в 7 классе рассчитано на 68 часов – 2 часа в неделю. Планирование составлено на 68 часов.
Рабочая программа по физике для 7 класса составлена в соответствии со следующими нормативными документами:
О преподавании учебного предмета “Физика” в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования. Физика в школе. - 2004. –  № 6. - С. 18.
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования по физике. Физика в школе. -2004. - №4. С.19.
Примерная программа основного общего образования по физике. VII-IX классы. Физика в школе. - 2004. - № 6. - С. 27.
Сборник нормативных документов. Физика / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007.
 Программой  для общеобразовательных учреждений автор Гутник Е. М., Пёрышкин А. В. «Дрофа» 2009.
Учебным планом школы на 2016-2017 учебный год.
Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.
1.1. Обоснование актуальности программы.
         Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
Изучение физики в школе составляет неотъемлемую часть среднего образования. Место курса физики в школьном образовании определяется не только значение науки в жизни современного общества, её решающим влиянием на развитие всех естественнонаучных дисциплин. Физика как учебный предмет относится к интеллектообразуюищим  дисциплинам. Поэтому обучение физике должно служить в первую очередь целям развития, образования и воспитания полноценной гармоничной личности, обеспечивая функциональную грамотность всех учащихся, способность ориентироваться в окружающем мире, подготовить их к активной  безопасной жизни в обществе, сформировать и поддержать познавательный интерес.
Физика ― экспериментальная наука, изучающая природные явления опытным путем. Построением теоретических моделей физика дает объяснение наблюдаемых явлений, формулирует физические законы, предсказывает новые явления, создает основу для применения открытых законов природы в человеческой практике. Физические законы лежат в основе химических, биологических, астрономических явлений. В силу отмеченных особенностей физики ее можно считать основой всех естественных наук. Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.  
В современном мире роль физики непрерывно возрастает, так как физика является основой научно-технического прогресса. Использование знаний по физике необходимо каждому для решения практических задач в повседневной жизни. Устройство и принцип действия большинства применяемых в быту и технике приборов и механизмов вполне могут стать хорошей иллюстрацией к изучаемым вопросам.
Курс физики в примерной программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни
1.2. Ведущая идея курса физики в основной школе - изучение на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.
1.3 Изучение физики в основной школе направлено на достижение следующих   целей:
освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира.
овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять научные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач.
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий.
воспитание убеждённости в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как элементу общечеловеческой культуры.
применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природоиспользования и охраны окружающей среды.
            Задачи курса физики
1. Развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления.
2. Овладения знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии.
3. Усвоение идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, понимание роли практики в познании физических явлений и законов.
4. Формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:
сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметными результатами обучения являются:
овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Общими предметными результатами обучения являются:
знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы,;
умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;
умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;
коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п Название темы Количество часов по рабочей программе 1чет 2 чет 3 чет 4 чет
1 Введение 3 3 2 Первоначальные сведения о строении веществ 6 6 3 Взаимодействие тел 18+3 9 12 4 Давление твердых тел, газов, жидкостей 25 2 20 3
5 Работа и мощность. Энергия 12 12
6 Резервное время 1 1
Итого 68 18 14 20 16

Поурочное планирование по физике в 7классе на 2016-2017 учебный год
по учебнику “Физика 7 класс” авторы: Перышкин А.В.
(2 часа в неделю всего 68 часа)
№ Дата Тема урока Демонстрации Домашнее задание
ТЕМА 1 «ВВЕДЕНИЕ» 4 часа
1/1 Что изучает физика. Наблюдения и опыты. Примеры физических явлений
§ 1 – 3, Л.: №5; 12
2/2 Физические величины. Измерение физических величин. Точность и погрешность измерений. Измерительная линейка, секундомер, термометр, амперметр, транспортир § 4,5, упр. 1, Л.: №25
3/3 Л/р № 1 «Определение цены деления измерительного прибора» Л.: №31, 32, 37
4/4 Физика и техника Современные электронные устройства
§ 6, задание 1
ТЕМА 2 «ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИИ ВЕЩЕСТВА» 6 часов
5/1 Строение вещества. Молекулы Опыты по рис 16, 17, 18, 19 учебника.
Модели молекул.
Модель хаотического движения молекул § 7,8 Л.: №53, 54, 42
6/2 Л/р № 2 «Измерение размеров малых тел» Измерение малых тел
Л.: №23, 34
7/3 Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах Опыт по рис 23 учебника.
Модель хаотического движения молекул
Мех модель броуновского движения
Диффузия газов § 9, задание 2 (1), Л.: №66
8/4 Взаимное притяжение и отталкивание молекул Разламывание и соединение куска мела, деформация резины, сваривание в пламени стела, соединение кусков пластилина
Сцепление свинцовых цилиндров
Отрывание стеклянной пластины от воды § 10, упр 2 (1), Л.: № 74,80,83
9/5 Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов. Объем и форма твердого тела, жидкости, газа
Опыт по рис 30 учебника § 11, 12, задание 3 Л.: № 84
10/6 Повторительно-обобщающий урок по теме Л.: № 65, 67,77-79,81,82
ТЕМА 3 «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТЕЛ» 21 час
11/1 Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение Относительность движения
Различные виды движения
Траектория § 13, 14, задание 4, Л.:. № 99, 101, 103
12/2 Скорость. Единицы скорости Движение игрушечного автомобиля (демонстрация-задача) § 15, упр 4 (1,4), Л.: № 137
13/3 Расчет пути и времени движения. Решение задач.
§ 16, упр 5 (2, 4), Л.: № 128
14/4 Явление инерции. Решение задач. Опыт по рис 41 учебника
Колебания маятника
Явление инерции § 17. Составить 2 задачи на расчет пути и времени движения
15/5 Взаимодействие тел Опыты по рис 42, 43 учебника
Взаимодействие подвижного тела с неподвижным § 18, Л.: № 207,209,212
16/6 Масcа тела. Единицы массы. Измерение массы тела на весах. Опыт по рис 46 учебника
Взвешивание на рычажных весах § 19, 20, упр 6 (1, 3), Л.: № 213
17/7 Л/р № 3 «Измерение массы тела на рычажных весах» Л.: № 223, 217
18/8 Л/р № 4 «Измерение объема тела» Л.: № 127, 219
19/9 Плотность вещества Опыт по рис 50 учебника
Сравнение объемов мелких гвоздей и кусочков бумаги равных масс
Демонстрация твердых тел одинаковых объемов, но разных масс § 21, упр 7 (1,2), Л.: № 26 № 265
20/10 Л/р № 5 «Определение плотности вещества твердого тела» § 21, упр 7 (4,5), Л: № 269
21/11 Расчет массы и объема тела по его плотности Измерение объемов алюминиевого цилиндра и стального бруска, вычисление их масс § 22
22/12 Решение задач. Подготовка к контрольной работе Упр 8 (3, 4)
23/13 Контрольная работа № 1 24/14 Сила, явление тяготения. Сила тяжести. Опыты по рис 55, 56 учебника
Падение тела после перерезания нити
Движение тела, брошенного горизонтально § 23, 24
25/15 Сила упругости. Закон Гука Виды деформации
Колебания пружинного маятника
Лабораторный динамометр
Закон Гука § 25
26/16 Вес тела § 26
27/17 Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела. § 27 упр 9 (1, 3)
28/18 Динамометр.
Л/р № 6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром» Различные виды динамометров
Определение цены деления
Силомер § 28 упр 10 (1, 3)
29/19 Сложение двух сил, направленных по одной прямой Опыты по рис 74, 76 учебника
Измерение равнодействующей сил, действующих на тело в жидкости § 29, упр 11 (2, 3)
30/20 Сила трения. Трение скольжения. Трение покоя. Силы трения
Измерение силы трения скольжения
Сравнение сил трения скольжения и качения
Зависимость силы трения от веса тела, от шероховатости поверхностей. § 30, 31
31/21 Трение в природе и технике
Кратковременная контрольная работа № 2 Способы увеличения трения
Подшипники § 32
ТЕМА 4 «ДАВЛЕНИЕ ТВЕРДЫХ ТЕЛ, ЖИДКОСТЕЙ И ГАЗОВ» 25 часов
32/1 Давление. Единицы давления. Зависимость давления твердого тела на опору от силы и площади опоры § 33, упр 12 (2, 3)
33/2 Способы уменьшения и увеличения давления § 34, упр 13, задание 6
34/3 Давление газа Опыты по рис 91, 92 ученика § 35
35/4 Закон Паскаля Опыт по рис 95, 96 учебника § 36, упр 14 (2,4), задание 7
36/5 Давление в жидкости и газе
Кратковременная контрольная работа № 3 Опыты по рис 99 – 103, 106 учебника § 37
37/6 Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда § 38, упр 15, задание 8
38/7 Решение задач § 37, 38; § 4 (с 177)
39/8 Сообщающиеся сосуды Равновесие однородной и неоднородной жидкости в сообщающихся сосудах
Модели водомерного стекла, фонтана
Таблица «Шлюз» § 39, задание 9
40/9 Вес воздуха. Атмосферное давление. Почему существует воздушная оболочка Земли. Опыты по рис 115 – 117, 119 учебника
Обнаружение давления внутри воронки § 40, 41, упр 17, 18, задание 10
41/10 Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. Магдебургские полушария
Действие присоски
Таблица «Опыт Торричелли» § 42, упр 19 (4), задание 11
42/11 Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах. Барометр-анероид
Таблица «Устройство барометра» § 43, 44, упр 20, 21 (1, 2)
43/12 Решение задач Упр 19 (3, 5), упр 21 (4)
44/13 Манометры
Кратковременная контрольная работа № 4 Открытый жидкостный манометр
Металлический манометр § 45
45/14 Поршневой жидкостный насос Модель насоса § 46, упр 22 (2)
46/15 Гидравлический пресс Модель пресса § 47
47/16 Действие жидкости и газа на погруженное в них тело Опыты по рис 137, 138 учебника § 48, упр 19 (2)
48/17 Архимедова сила Опыт по рис 139 учебника § 49, упр 24 (3)
49/18 Л/р № 7 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело» § 49, упр 24 (2, 4), § 8 (с 184)
50/19 Плавание тел Плавание тел в жидкостях различных плотностей
Соотношение плотностей тела, плавающего в жидкости, и этой жидкости § 50, упр 25 (3 – 5)
51/20 Решение задач 52/21 Л/р № 8 «выяснение условий плавания тела в жидкости» 53/22 Плавание судов Плавание коробки из фольги
Изменение осадки судна § 51, упр 26 (1, 2)
54/23 Воздухоплавание Подъем в воздухе шара, наполненного водородом § 52, упр 27 (2)
55/24 Повторение темы «Давление твердых тел, жидкостей и газов» 56/25 Контрольная работа № 5 ТЕМА 5 «РАБОТА И МОЩНОСТЬ. ЭНЕРГИЯ.» 12 часов
57/1 Механическая работа Определение работы при подъеме бруска и его равномерном перемещении на то же расстояние § 53, упр 28 (3, 4)
58/2 Мощность Определение мощности, развиваемой при ходьбе § 54, упр 29 (3, 6)
59/3 Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге Простые механизмы
Опыты по рис 149, 150, 154 учебника § 55, 56, задание 18 (2)
60/4 Момент силы
Опыт по рис 154 учебника § 57, упр 30 (2)
61/5 Рычаги в природе, технике и быту.
Л/р № 9 «Выяснение условия равновесия рычага»
Устройство ножниц, кусачек, рычажных весов и т.п. § 58, упр 30 ( 1,3, 4)
62/6 Применение закона равновесия рычага к блоку. Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило» механики.
Неподвижный блок
Подвижный блок
Опыт по рис 83 учебника § 59, 60, упр 31 (5) , задание 19
63/7 Решение задач 64/8 Коэффициент полезного действия механизма.
Л/р № 10 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости» § 61
65/9 Решение задач 66/10 Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия.
Контрольная работа № 6
Опыты по рис 171, 172, 87, 88 учебника
§ 62, 63, упр 32 (1, 4)
67/11 Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии. Опыты по рис 175, 176 учебника
Колебания нитяного маятника
Раскручивание пружины механической игрушки
Движение «сегнерова колеса» 68/12 Повторение пройденного