Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Прогулка в зимний, волшебный лес.

Конспект НОД в старшей группе по развитию речи .
Тема:«Прогулка в зимний, волшебный лес».
Воспитатель Арчугова Татьяна Александровна.
Цель : углубить и закрепить знания о диких животных зимой,сформировать представления об особенностях приспособления животных к окружающей среде.
Задачи:
Развивающие:
1.Расширить умение грамматически правильного употребления предлогов в, под; 2.Закрепить в речи детей название диких животных;
3. Расширять словарный запас;
4. Развитие связной речи;
Образовательные:
1.Уточнять и расширять словарь детей по теме " Дикие животные";
2.Систематизировать знания детей о жилищах , местах зимовки дикмх животных,их пищи;
Воспитательные:
1.Прививать любовь к природе, животным.
Средства:
Наглядные: снежинка, сюжетные картинки диких животных.
Мультимедийные:интеррактивная доска с изображением "Пейзаж зимы",диких животных.
Музыкальные:музыкальное произведение "Зима" Астор Пьяццола.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций диких животных и беседа по ним.
Рассказы: Л.Н. Толстой «Ягнята и волк», В. Бианки «Купание медвежат», А.К.Толстой «Лиса Патрикеевна», Е. Чарушин «Медведица и медвежата», Н. Сладков «Лиса и заяц», Г. Снегирев «Медвежонок».
Сказки: «Козлятки и волк», «Три медведя» (Обр. Л. Толстого), «Лиса, заяц и петух», «Волк и семеро козлят».
Дидактические игры: «Чей этот домик?», «Кто чем питается?», «Отгадай, кто это?».
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, давайте соберемся все в кружок.
Собрались все дети в круг
Я – твой друг! И ты – мой друг!
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Воспитатель: я вам улыбнулась и вы улыбнитесь друг другу, чтобы поднялось настроение у всех.
Напомните мне пожалуйста, какое у нас сейчас время года? (Зима).
Назовите по порядку все звуки в слове зима(дети называют). А кто может изобразить схему к слову зима? (ребенок выходит к доске и изображает мелом схему-четыре кружка,проговаривая слово зима). Хорошо, молодцы!
- Посмотрите ребята, у меня в руках такая красивая снежинка! Сейчас мы будем передавать ее друг другу, и каждый, кто возьмет эту снежинку будет называть слово о зиме (снежинка, лед, снег, сугроб, метель, вьюга, мороз и т.д.)
Воспитатель: Вот сколько вы знаете слов о зиме. Давайте поудобнее присядем на палас (дети усаживаются).А сейчас я вас хочу пригласить на прогулку в зимний лес. Для этого я попрошу вас закрыть глаза (звучит музыка, выставляется зимния картина леса).
- Вот мы и в лесу. Посмотрите, как красиво и тихо в нем.Дышится чистым и свежим воздухом.
- Ребята, а что видите вы в этом волшебном лесу?Ответы детей полными распространенными предложениями.
- А кто же живет в этом замечательном лесу? (лесные животные)
- А как можно назвать этих животных одним словом? (дикие). А почему?
- Как вы думаете, как выживают дикие животные зимой в лесу?
А сейчас я хочу предложить вам разгадать загадки:
Длинные ушки, быстрые лапки.
Серый, но не мышка.
Кто это?
(зайчишка)
Рыже-огненный комочек,
С хвостиком как парашют,
По деревьям быстро скачет,
Был он там…
Теперь уж тут.
Быстрый он как стрелочка.
Так ведь это…(белочка)
Рыжая плутовка
Спряталась под ёлкой.
Зайца ждёт хитрюга та.
Как зовут её?..(лиса)
Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки не одной.
(ёж)
Косолапый и большой,
Спит в берлоге он зимой.
Любит шишки, любит мёд,
Ну-ка, кто же назовет?
(медведь)
Словно царскую корону,
Носит он свои рога.
Ест лишайник, мох зеленый.
Любит снежные луга.
(олень)
Серый, страшный и зубастый
Произвел переполох.
Все зверята разбежались.
Напугал зверят тех…
(волк)
Воспитатель: Молодцы ребята, отгадали всё. Про каких зверей мы разгадывали загадки? (про диких).
- Ну а теперь мы, чтобы не замерзнуть, сделаем с вами физминутку.
Мы ладошки выставляем, (Дети выставляют руки вперёд ладошками вверх)
Ловить снежинки начинаем! (Дети выполняют хватательные движения руками – «ловят» снежинки». Если разминка выполняется стоя, то можно «ловить» снежинки с лёгкими подпрыгиваниями или потягиваниями)
Раз, поймали, два, поймали! (дети «ловят» снежинки)
Не устали? Не устали!
Раз, поймали, два, поймали! (дети «ловят» снежинки)
И конечно, не устали!
А снежинок много-много! (дети выполняют руками «волны», при этом ладошки «смотрят» вниз)
И растут везде сугробы. (дети показывают руками с растопыренными пальцами «растущие сугробы»)
Снег в ладошки наберём (дети показывают, как они набирают двумя руками пригоршню снега)
И лепить снежки начнём! (начинают «лепить» снежки)
Лепим, лепим, лепим ком (дети продолжают «лепить» снежки)
И бросаем вверх потом! (мнимый снежок подбрасывается вверх)
Поиграли без заботы,
А теперь спешим к работе! (все возвращаются к работе) .
Ребята, давайте прогуляемся по лесу,вот по этой узкой тропинке, может кого-нибудь встретим на пути.Вот только везде сугробы , чтобы нам не провалиться в снег я предлагаю прогуляться на лыжах, вы согласны со мной? Да!
Одеваем лыжи, берем палки (имитируем).Смотрим внимательно по сторонам и отправляемся! Кого встретим ,вы должны будите назвать животное, где оно живет, его дом.
(дети друг за другом имитируют катание на лыжах ,воспитатель на экран интеррактивной доски выставляет по очереди картинки с дикими животными, ребята останавливаются ,называют животное и его дом, волк живет в логове, лиса живет в норе и т.д, затем едут дальше).
- Ну вот какие молодцы.
- Какие молодцы ребята и отгадали загадки, и поиграли,и погуляли, но пора нам возвращаться обратно в детский сад, у нас с вами еще там много дел.Давайте закроем глаза. (звучит музыка, убираются картины)
- Ну вот мы опять в саду. Я попрошу вас присесть за столы и в наших рабочих тетрадях(рабочие тетради по развитию речи, программа "Преемственность")выполнить задание " Кто чем питается?"(соединить линиями животное и его пищу).
Молодцы! Все справились!
Ребята,где мы были сегодня? Кого встретили? О чем Говорили? Во что играли?
(Отметить детей, кто активно участвовал, не перебивал, и слушал).Вам понравилась прогулка по лесу? Мне тоже очень понравилось с вами гулять.