М.Ю.Лермонтов Поэма «Мцыри». История Создания поэмы, тема и идея произведения, значение эпиграфа. Композиция.

М.Ю.Лермонтов Поэма «Мцыри».
История Создания поэмы, тема и идея произведения, значение эпиграфа. Композиция.

Цели: 1) познакомить учащихся с историей создания поэмы, выявить структурные особенности произведения;
2) формировать чувство прекрасного, постигать настроение поэта, другого человека;
3) развивать эмоциональную восприимчивость, навыки выразительного чтения, анализа лирического стихотворения

ХОД УРОКА

Организационный момент.
Формулировка темы урока (запись на доске темы урока и эпиграфа ).
Я мало жил, и жил в плену.
Таких две жизни за одну,
Но только полную тревог,
Я променял бы, если б мог.
М.Ю.Лермонтов «Мцыри»
История создания поэмы. Слово учителя.
В 1837 году Лермонтов задумал написать « записки молодого монаха 17-ти лет.С детства он в монастыре; кроме священных , книг не читал. Страстная душа томится». От этой записи до появления «Мцыри» прошло 8 лет. За это время Лермонтов несколько раз возвращался к задуманному сюжету. Сперва он пишет поэму «Исповедь», действие которой происходит в Испании в середине века. Герой «Исповеди»- монах, нарушивший обет, полюбивший монахиню и осужденный за это на смерть. В 1835-1836 годах появляется поэма «Боярин Орша», герой которой, Арсений, бесправный раб могущественного боярина, воспитанный в монастыре, влюбляется в барышню и также предан суду монахов, но ему удаётся бежать. В этих двух произведениях, где большое место занимают монологи-исповеди, есть строки, которые позже вошли в поэму «Мцыри», написанную в 1839 году. Именно в.ней замысел Лермонтова нашёл наиболее совершенное воплощение.
Действие поэмы происходит в Грузии, которую Лермонтов хорошо знал. Возникновение замысла биограф поэта П.А.Висконтов связывает с путешествием по Военно-Грузинской дороге. Тогда Лермонтов посетил древнюю столицу Грузии, город Мцхета (рядом с Тбилиси), расположенную в месте слияния рек Арагвы и Куры; собор Светицховели, где находятся могилы последних грузинских царей Ираклия 2 и Георгия 12. Там,по свидетельству родственников поэта А.П. Шан- Гирея и А.А.хастатова, Лермонтов встретил одинокого монаха, который рассказал ему свою историю. Горец по рождению, он ребёнком был взят в плен генералом Ермоловым. В дороге мальчик заболел, и Ермилов оставил его в монастыре. Маленький горец долго не мог привыкнуть к монастырской жизни, тосковал и делал попытки убежать на родину. Последствием одной такой попытки была долгая тяжёлая болезнь, едва не убившая его. Однако в конце концов он смирился со своей долей и провёл жизнь в стенах древней обители.
Прообразом описанного в поэме монастыря стал монастырь Джвари, стоящий на горе напротив Свети Цховели, на другой стороне реки.
Выразительное чтение поэмы учителем (если класс неподготовленный, в
сильном классе поэма читается дома самостоятельно).
Беседа по прочитанной поэме.
Цель - выявить отношение учащихся к произведению Лермонтова.
- Какое впечатление произвело произведение Лермонтова на вас?
- Какие сцены в поэме наиболее запомнились?
- Каким вы представляете себе главного героя?
- Какие чувства вызывает у вас герой поэмы? Менялись ли они в процессе чтения?
- Каким вы назовёте главное настроение поэмы?
(Грустное, печальное, тяжёлое, безысходное; свободное и грустное одновременно; появляется ощущение одиночества и счастья, веры в победу.)
Определение темы и идеи произведения.
Перечитаем эпиграф к поэме. Он взят из библейской легенды об израильском царе Сауле его сыне Ионафане, юноше «негодном и непокорном», как в пылу гнева назвал его отец.
-Первоначально эпиграфом к поэме Лермонтов хотел избрать французское изречение «Родина бывает одна». Почему, по-вашему, поэт отказался от такого эпиграфа и обратился к Библии («Вкушая, вкусил мало мёда, се аз умираю»)?
-Как эпиграф связан с темой и идеей произведения?
Тема «Мцыри» - изображение сильного, смелого, мятежного человека, взятого в плен, выросшего в сумрачных стенах монастыря, страдающего от гнетущих условий жизни и решивший ценой риска для собственной жизни вырваться на волю в тот самый момент, когда это было всего опасней:
И в час ночной, ужасный час.
Когда гроза пугала вас,
Когда, толпясь при алтаре,
Вы ниц лежали на земле,
Я убежал.
Идея - лучшие 3 дня настоящей жизни на воле, чем многолетнее заключение в стенах монастыря. Где человек не живет полноправно, а существует. Для героя смерть лучше, чем жизнь в монастыре.
Сюжет и композиция поэмы.
1) Группа вопросов, преследующая цель обеспечить усвоение школьниками содержание поэмы:
-Что видел Мцыри на свободе?
-Что делал он, вырвавшись из монастыря?
-Что узнал о себе герой за три блаженных дня?
-Почему так кратко изложение жизни Мцыри в монастыре?
( Жизнь в монастыре не очень красочна. А 3 дня свободы стали целой жизнью. Да о чём
писать - о страданиях? )
2) Каков сюжет поэмы?
( Он прост: история короткой жизни Мцыри, рассказ о его неудавшейся попытке бежать из монастыря. Жизнь Мцыри внешними событиями; мы узнаем лишь, что герой никогда не испытал счастья, с детства попал в плен, перенес тяжёлую болезнь и оказался одиноким в чужом краю и среди чужих ему людей. Монахов. Юноша делает попытку узнать, зачем живёт человек, для чего он создан. Бегство из монастыря и трёхдневное скитание знакомят Мцыри с жизнью, убеждают его в бессмысленности монастырского скитания, приносят ощущение радости жизни, но не приводят к желанной цели - вернуть родину и свободу. Не найдя пути в родную страну, Мцыри снова попадает в монастырь. Смерть его неизбежна; в предсмертной исповеди он рассказывает монаху обо всём, что успел увидеть и пережить за «три блаженных дня».)
3)В поэме такая последовательность в изложении сюжета не выдержана.
- Определите, как построена поэма.
(Композиция очень своеобразна: после небольшого вступления, рисующего вид заброшенного монастыря, в небольшой 2 главе рассказана жизнь героя, его исповедь чернецу. Таким образом, о жизни героя автор рассказал в 2-х главах, а о трёх днях, проведенных на свободе, написана целая поэма. И это понятно, так как три дня вольности дали герою столько впечатлений. Сколько не получал за многие годы монастырской жизни.)
- Почему, по-вашему, повествование передано герою?
( В центре поэмы – образ юноши, поставленного в необычные условия. Монастырское существование бедно внешними событиями, он не приносит человеку радости, но и не может уничтожить его стремлений и порывов. Автор обращает основное внимание на эти стремления, на внутренний мир героя, а внешние обстоятельства его жизни лишь помогают раскрытию характера. Монолог – исповедь позволяет проникнуть в сокровенные мысли и чувства героя, хотя юноша вначале и заявляет, что по рассказу лишь о том, что он видел и что делал, а не что пережил («душу можно ль рассказать? – обращается он к монаху).)
Слово «исповедь» имеет следующее значение: покаяние в грехах перед священником; откровенное признание в чем–нибудь; сообщение своих мыслей, взглядов. В каком значении, по-вашему, употреблено это слово в поэме?
Композиция монолога – исповеди дает возможность постепенно раскрыть внутренний мир героя. Просмотрите текст, определите, как она построена ?
( Главы 3, 4, 5 – Мцыри говорит о своей жизни в монастыре и открывает то, то не было известно монахам. Внешне покорный, «душой – дитя, судьбой – монах», он был одержим пламенной страстью к свободе, юношеской жаждой жизни со всеми ее радостями и печалями. За этими мечтами и стремлениями угадываются те обстоятельства и причины, которые вызвали его к жизни. Возникает образ мрачного монастыря с душными кельями, бесчеловечными законами и атмосферой, где подавляются все естественные стремления.
Главы 6, 7 – Мцыри рассказывает, что он увидел «на воле». Открытый им чудный мир резко контрастирует с мрачным видом монастыря. Юноша так увлекается воспоминаниями о вещных им живых картинах, что как будто забывает о себе, почти ничего не говорит о своих чувствах. В том, какие картины он вспоминает и какими словами рисует, раскрывается его пламенная, цельная в своих устремлениях натура.
С 8 главы Мцыри рассказывает о внешних событиях трехдневного скитания, обо всем, что с ним случилось на свободе, и обо свеем, что перечувствовал и пережил за эти дни своеобразной жизни. Теперь уже последовательность событий не нарушается, мы шаг за шагом движемся вместе с героем, живо представляем окружающий его мир и следим за каждым душевным движением Мцыри.
Главы 25-26 – прощание Мцыри и его завещание. Не сумев вернуться на Родину, Мцыри готов уйти из жизни. Но перед смертью он отказывается признать монастырское существование. Последние его мысли – родине, свободе, жизни.)
Выводы
Из всего сказанного о композиции и сюжете учащиеся усваивают следующее:
Поэма состоит из вступления, краткого рассказа автора о жизни Мцыри и исповеди героя, причем порядок при изложении событий изменен.
Сюжет поэмы составляет не внешние факторы жизни Мцыри, а его переживания.
Все события трехдневных скитаний Мцыри показаны через его восприятия.
Названы особенности сюжета и композиции позволяют сосредоточить все внимание на характере центрального героя.
Домашнее задание:
Подготовить пересказ «Жизнь Мцыри в монастыре. Характер и мечты юноши – послушника.»
Ответить на вопросы:
Какова цель побега Мцыри? (Выписать цитаты в тетрадь.)
Что увидел и узнал Мцыри о жизни во время своих скитаний?
Какие эпизоды трехдневных скитаний Мцыри вы считаете особенно важными? Почему?
Почему погиб Мцыри?


15