Общеразвивающая программа по учебному предмету Музицирование (фортепиано)


Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Чердаклинская детская школа искусств
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«МУЗИЦИРОВАНИЕ (ФОРТЕПИАНО)»
Чердаклы 2014
Структура программы учебного предмета
I.Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;
- Сведения о затратах учебного времени;
- Форма проведения учебных аудиторных занятий;
- Цели и задачи учебного предмета;
- Структура программы учебного предмета;
- Методы обучения;
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.
II.Содержание учебного предмета
-Учебно-тематический план;
- Годовые требования.
III.Требования к уровню подготовки обучающихся
-Требования к уровню подготовки на различных этапах.
IV.Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки.
V.Методическое обеспечение учебного процесса
VI.Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
- Нотная литература;
- Методическая литература.
Пояснительная записка
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Музицирование (фортепиано)» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учётом многолетнего педагогического опыта в области исполнительства на фортепиано в детских школах искусств.
Перемены, происходящие в общественной жизни нашей страны, в значительной степени затронули систему образования и культуры. Стала очевидной возрастающая роль развивающих моделей обучения, способствующих воспитанию устойчивого интереса учащихся к обучению в системе детских музыкальных школ и детских школ искусств. Реальный путь повышения качества музыкального образования – это интенсификация обучения за счет внедрения новых методов, переосмысления целей и содержания образования. Данная программа использует развивающую модель обучения, обеспечивает активную деятельность детей в сфере искусства, способствует воспитанию устойчивого интереса учащихся к обучению.
Музицирование предполагает: чтение с листа, транспонирование, игру в ансамбле. Музицирование – одна из составляющих комплексного подхода в воспитании юного музыканта. Уроки музицирования позволяют приобрести новые исполнительские навыки, расширить репертуарные рамки, познакомиться с лучшими образцами русской и зарубежной музыки. Навыки музицирования могут пригодиться в повседневной музыкальной практике (художественная самодеятельность, домашний досуг и т.д.) как музыканту- профессионалу, так и музыканту-любителю. Развитие различных форм музицирования (ансамбль, аккомпанемент, чтение нот с листа и т.д.) особенно востребовано в настоящее время.
Музицирование использует и развивает базовые навыки, полученные на занятиях в классе по специальности, составляет единый комплекс с учебным предметом «Музыкальный инструмент (фортепиано)», а также предметами музыкально-теоретического цикла.
Основным, ведущим предметом данной образовательной программы является коллективное музицирование. Для ученика-пианиста коллективное музицирование - это игра в ансамбле, чаще всего в дуэте. Дуэт, прежде всего, может быть фортепианным. Может быть дуэт с вокалистом или с другим музыкальным инструментом. Фортепиано в таком дуэте - в качестве аккомпанемента.
Актуальность этой образовательной программы состоит в том, что юный музыкант имеет возможность применять и совершенствовать навыки ансамблевой игры, полученные в дуэте с педагогом на начальном этапе обучения, и далее, навыки ансамблевой игры, полученные в фортепианном дуэте со сверстниками, а на следующем этапе обучения - в дуэте с другим инструментом или вокалистом, аккомпанируя солисту, приобретая начальные концертмейстерские навыки.Чтение с листа имеет важное значение как один из факторов, стимулирующих стремление учащихся к музицированию. О пользе чтения с листа в музыкальной педагогике известно с давних пор. Чтение с листа открывает самые благоприятные возможности для всестороннего развития и широкого ознакомления учащихся с музыкальной литературой. Чтение с листа способствует расширению общемузыкального кругозора учащихся, формированию у них представлений о разнообразии жанров, видов, форм музыкального искусства, способствует формированию исполнительской самостоятельности.
Подбор по слуху. Для подбора по слуху нужно следить, чтобы
диапазон пьес соответствовал тесситуре голоса ребёнка. Очень полезно петь песни в различных тональностях и подбирать их на фортепиано.
Транспонирование является продолжением подбора по слуху знакомых мелодий от разных звуков, активизирует слух ученика и координацию движений на фортепиано. Уже на первых уроках, начиная с подбора простейших мелодий, ученик приобретает первые опыты транспонирования.
Предлагаемая программа рассчитана на трёхлетний срок обучения.
Возраст детей, приступающих к освоению программы, 6,6 – 14 лет.
Данная программа предполагает достаточную свободу в выборе репертуара и направлена, прежде всего, на развитие интересов самого учащегося.
Недельная нагрузка по предмету «Музицирование (фортепиано)» составляет 1 час в неделю. Занятия проходят в индивидуальной форме.
Срок реализации учебного предмета
При реализации программы учебного предмета «Музицирование (фортепиано)» со сроком обучения 3 года, продолжительность учебных занятий с первого по третий годы обучения составляет 35 недель в год.
Сведения о затратах учебного времени
Вид учебнойработы,
нагрузки,
аттестации Затраты учебного времени Всего часов
Годы обучения 1-й год 2-й год 3-й год Полугодия 1 2 3 4 5 6 Количество
недель 16 19 16 19 16 19 Аудиторные
занятия 16 19 16 19 16 19 105
Самостоятельная
работа 16 19 16 19 16 19 105
Максимальная
учебная нагрузка 32 38 32 38 32 38 210
Объём учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета
Общая трудоёмкость учебного предмета «Музицирование (фортепиано)» при трёхлетнем сроке обучения составляет 210 часов. Из них: 105 часов – аудиторные занятия, 105 часов – самостоятельная работа.
Форма проведения учебных занятий
Занятия проводятся в индивидуальной форме, возможно чередование
индивидуальных и мелкогрупповых (от 2-х человек) занятий. Индивидуальная и мелкогрупповая формы занятий позволяют преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов. Уроки проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность урока – 45 минут.
Цель и задачи учебного предмета
приобщение ученика к различным видам музыкального творчества (подбору по слуху, импровизации, сочинению).
развитие внутреннего слуха как фундамента творческой деятельности учащегося.
воспитание и развитие метроритмического чувства.
развитие ладогармонического мышления.
формирование навыков чтения с листа, способствующих быстрому и грамотному разбору текста.
развитие таких личностных качеств как воображение, увлеченность, активность, трудолюбие, инициативность, самостоятельность.
осознание учащимся ценности своей музыкально-творческой деятельности для окружающих.
Структура программы
Программа содержит следующие разделы:
сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
распределение учебного материала по годам обучения;
описание дидактических единиц учебного предмета;
требования к уровню подготовки учащихся;
формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация;
методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
словесный (объяснение, беседа, рассказ);
наглядно-слуховой (показ, наблюдение, демонстрация пианистических приемов);
практический (работа на инструменте, упражнения);
аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);
эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Материально-техническая база образовательного учреждения должна
соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Учебные аудитории для занятий по предмету " Музицирование
(фортепиано)" должны быть оснащены роялями или пианино и должны иметь площадь не менее 6 кв. метров.
Необходимо наличие концертного зала с концертным роялем,
библиотеки и фонотеки. Помещения должны быть со звукоизоляцией и своевременно ремонтироваться. Музыкальные инструменты должны регулярно обслуживаться настройщиками (настройка, мелкий и капитальный ремонт).
Содержание учебного предмета
Учебно-тематический план
Первый год обучения
Календарные сроки Темы и содержание Количество часов
теория практика
1 четверть - чтение с листа;
- подбор и транспонирование;
- работа над произведениями (ансамбли).
0,5
0,5
0,5
1
1
4,5
Всего 1,5 6,5
2 четверть - чтение с листа;
- подбор и транспонирование;
- работа над произведениями (ансамбли);
- контрольно-зачётные мероприятия.
0,5
0,5
0,5 1
1
3,5
1
Всего 1,5 6,5
3 четверть - чтение с листа;
- подбор по слуху, транспонирование;
- работа над произведениями (ансамбли);
- публичные выступления.
0,5
0,5
0,5
1,5
1
6,5
0,5
Всего 1,5 9,5
4 четверть - чтение с листа;
- подбор по слуху, транспонирование;
- работа над произведениями (ансамбли);
- контрольно-зачётные мероприятия.
0,5
0,5
0,5 1
1
3,5
1
Всего 1,5 6,5
Итого 6 29
Второй год обучения
Календарные сроки Темы и содержание Количество часов
теория практика
1 четверть - чтение с листа;
- подбор и транспонирование;
- работа над произведениями (ансамбли).
0,5
0,5
0,5
1
1
4,5
Всего 1,5 6,5
2 четверть - чтение с листа;
- подбор и транспонирование;
- работа над произведениями (ансамбли);
- контрольно-зачётные мероприятия.
0,5
0,5
0,5 1
1
3,5
1
Всего 1,5 6,5
3 четверть - чтение с листа;
- подбор по слуху, транспонирование;
- работа над произведениями (ансамбли);
- публичные выступления.
0,5
0,5
0,5
1,5
1
6,5
0,5
Всего 1,5 9,5
4 четверть - чтение с листа;
- подбор по слуху, транспонирование;
- работа над произведениями (ансамбли);
- контрольно-зачётные мероприятия.
0,5
0,5
0,5 1
1
3,5
1
Всего 1,5 6,5
Итого 6 29
Третий год обучения
Календарные сроки Темы и содержание Количество часов
теория практика
1 четверть - чтение с листа;
- подбор и транспонирование;
- работа над произведениями (ансамбли).
0,5
0,5
0,5
1
1
4,5
Всего 1,5 6,5
2 четверть - чтение с листа;
- подбор и транспонирование;
- работа над произведениями (ансамбли);
- контрольно-зачётные мероприятия.
0,5
0,5
0,5 1
1
3,5
1
Всего 1,5 6,5
3 четверть - чтение с листа;
- подбор по слуху, транспонирование;
- работа над произведениями (ансамбли);
- публичные выступления.
0,5
0,5
0,5
1,5
1
6,5
0,5
Всего 1,5 9,5
4 четверть - чтение с листа;
- подбор по слуху, транспонирование;
- работа над произведениями (ансамбли);
- контрольно-зачётные мероприятия.
0,5
0,5
0,5 1
1
3,5
1
Всего 1,5 6,5
Итого 6 29
Содержание изучаемого курса
Программа «Музицирование» состоит из теоретической и практической
частей, взаимодополняющих друг друга.
Теоретическая часть программы с первых месяцев обучения предполагает приучать учащегося перед исполнением незнакомой пьесы определить её текст, определить метроритм, ладо-тональность, характер мелодического и гармонического развития, общие контуры формы, темп. Постараться себе представить все эти элементы целостно, в развитии, как единый поток звучащей музыки. Следует знакомить учащегося с автором, эпохой, содержанием, формой и стилем данного произведения.
Практическая часть занятия строится с учётом возрастных особенностей детей. Изучаемый материал должен соответствовать технической подготовке и музыкальному развитию ученика. Большое значение имеет работа над качеством звучания, осмысливанием музыкальных построений, выразительностью исполнения. Для этого надо внимание ученика постоянно обращать на то, чтобы он слушал свою игру, замечал недостатки в своём исполнении. От этого зависит результат и эффективность его работы.
«Музицирование» включает в себя освоение комплекса различных видов музыкальной деятельности, что ведет их к взаимному обогащению и развитию:
Игра (подбор) по слуху и транспонирование
Подбор по слуху и транспонирование детских песен или попевок одной рукой (в ансамбле с педагогом), затем двумя руками.
Игра гармонических цепочек, построенных на основных функциях лада с обращениями аккордов (или без обращений).
Заучивание произведений наизусть методом подбора.
Транспонирование по нотам мелодии (одной рукой), затем музыкального фрагмента (двумя руками).
Игра в ансамблеИгра в ансамбле с преподавателем простых обработок детских песен, произведений популярной классической и современной музыки.
Игра в ансамбле с другим учащимся произведений для фортепиано в 4 руки.
Чтение с листа в ансамбле.
Чтение с листа. Формирование и развитие навыков чтения с листа
Восприятие нотного текста.
Воспроизведение нотного текста.
Способность предвосхищать, предугадывать развертывание музыкального текста.
Установка на неожиданное.
Упрощение нотного текста.
Годовые требования
Настоящая программа отражает разнообразие репертуара, его академическую направленность, а также возможность индивидуального подхода к каждому ученику. Количество музыкальных произведений, рекомендуемых для изучения в каждом классе, дается в годовых требованиях.
Вся работа над репертуаром фиксируется в индивидуальном плане ученика. Репертуарный план требуется составлять на каждое полугодие. В течение года изучить 4-10 произведений (ансамбль), в том числе в порядке ознакомления. Главный критерий подбора произведений – индивидуальный подход к способностям и возможностям каждого ученика на основе дифференцированного определения объёма и сложности учебных задач, темпа развития и методов работы.
Первый год обучения
1.Подбор по слуху и транспонирование (в 1-2 тональности)
несложных мелодий или попевок (в пределах пятипальцевой позиции), начинающихся с I (III, V) ступени одной рукой в ансамбле с педагогом.
2.Чтение с листа. За урок необходимо освоить 1 – 2 произведения:
- чтение с листа на основе «графического видения» текста (когда уже закончен донотный период обучения) мелодий поступенного движения;
- отрабатывание ритмических блоков, чтение с листа ритмических структур.
3. Развитие первоначальных ансамблевых навыков:
-введение в дисциплину « ансамбль»;
-посадка четырёхручного дуэта;
-солирование (когда нужно ярче выявить свою партию);
-аккомпанирование (умение отойти на второй план ради единого целого);
-индивидуальное разучивание каждой партии;
-работа над совместным исполнением.
Изучить 4-5разнохарактерных произведений.
4.Самостоятельная работа над любым понравившимся видом деятельности.
Рекомендуемые ансамбли:
Витлин В.«Дед Мороз»
Грегори Л.«Чакона»
Калинников В.«Тень, тень»
Крылатов Е.«Колыбельная медведицы» переложение Л.ЖульевойМоцарт В.«Тема из вариаций До мажор»
Русская народная песня «Ходила младёшенька по борочку»
Украинская народная песня «Казачок»
Украинская народная песня «Подороге жук» в обр. Л.ЖульевойШаинский В.«Песенка о кузнечике». Переложение Л.ЖульевойШуберт Ф.«Швейцарская песня»
Второй год обучения
1.Подбор по слуху и транспонирование:
- подбор по слуху несложных песен с простым аккомпанементом и игра их в 1-2 тональностях;
- подбор небольших попевок после двух-трёхкратного проигрывания преподавателем;
- транспонирование по нотам в ближайшие тональности пьес, позволяющих не менять позицию рук.
2.Чтение с листа. За урок необходимо освоить 1 – 2 произведения:
- чтение с листа (двумя руками) несложных пьес;
- развитие навыка чтения на один такт вперёд;
- отрабатывание ритмических блоков, чтение с листа ритмических структур.
3. Развитие навыков ансамблевой игры:
- работа над текстом каждой партии отдельно, проработка штрихов,
фразировки, динамики;
- работа над соединением обеих фортепианных партий, ритмическойсогласованностью обеих партий;
- выработка умения слушать друг друга, единство фразировки,
интонационная стройность;
- работа над формой произведения, целостностью, художественнымобразом, характером, единством темпа.
Изучить 4-5 разнохарактерных произведений.
4.Самостоятельная работа над любым понравившимся видом деятельности.
Рекомендуемые ансамбли:
Бизе Ж.«Хор мальчиков» из оперы «Кармен»
Брамс И.«Петрушка»
Гладков Г.«Песенка львёнка и черепахи». Переложение Л.ЖульевойГречанинов А.«На зелёном лугу»
Моцарт В.«Ария Папагено» из оперы «Волшебная флейта»
Русская народная песня «Здравствуй, гостья зима» в обр. Н.Римского-Корсакова
Савельев Б.«Песенка Леопольда». Переложение Л.ЖульевойСтарокадомский М. «Весёлые путешественники». Переложение Л.ЖульевойУкраинская народная песня «Журавель»
Флис Б.«Колыбельная»
Чайковский П.«Осень»
Третий год обучения
1.Подбор по слуху и транспонирование:
- подбор по слуху несложных песен с простым аккомпанементом и игра их в 1-2 тональностях;
- подбор небольших попевок после двух-трёхкратного проигрывания преподавателем;
- транспонирование по нотам в ближайшие тональности пьес, позволяющих не менять позицию рук.
2.Чтение с листа. За урок необходимо освоить 2 – 3 произведения:
- чтение с листа (двумя руками) несложных пьес;
- развитие навыка чтения на один такт вперёд;
- отрабатывание ритмических блоков, чтение с листа ритмических структур.
3. Дальнейшее развитие навыков ансамблевой игры:
- работа над текстом каждой партии в отдельности, проработка
штрихов, фразировки, динамики;
- работа над соединением обеих фортепианных партий, ритмическойсогласованностью обеих партий;
- работа над синхронностью, согласованностью, динамикой обеих
партий;
- работа над художественным образом;
- работа над концертным исполнением репертуара.
Изучить 4-5 разнохарактерных произведений.
4.Самостоятельная работа над любым понравившимся видом деятельности.
Рекомендуемые ансамбли:
Агафонников В.«Вальс»
Гайдн Й.«Серенада»
Гретри А.«Кукушка»
Гречанинов А.«Пьеса» Соч.99 № 2
Леонтович М.«Щедрик» в обр. Л.ЖульевойРазорёнов С.«Танец маленьких мышек»
Русская народная песня «Я на горку шла» в обр. Н.ГолубовскойСонни Роллин«Святой Томас»
Чайковский П.«Танец маленьких лебедей» из балета «Лебединое озеро». Переложение Л.ЖульевойШуберт Ф.«Немецкий народный танец»

III.Требования к уровню подготовки учащихся
Окончив курс обучения, ученик должен:
- читать с листа произведения различной стилевой направленности (классические, джазовые, эстрадные);
- подбирать по слуху понравившуюся мелодию с аккомпанементом, используя различные варианты фактуры;
- иметь разнообразный репертуар для досуговых мероприятий;
- иметь хороший музыкальный вкус, любить и понимать музыку;
- уметь рассказывать о музыкальных произведениях и композиторах, поддерживать беседу на музыкальные темы.
Ожидаемые результаты на различных этапах обучения.
1-й год обучения:
-развитие навыков быстрого чтения с листа, уметь читать вперёд на такт;
- развитие внутреннего слуха, памяти, ритма;
- развитие навыков ансамблевого мышления;
- правильное понимание функций своей партии;
- ритмическое и темповое единство.
2-й год обучения:
- дальнейшее развитие навыков беглого чтения с листа (быстрое чтение рельефа в мелодических линиях, чтение вертикали);
- умение целостно воспринимать музыкальное произведение;
- умение слышать и «выстраивать» фактуру, уметь согласовывать свою
партию с партией партнёра;
- научиться разбираться в стилевых и жанровых особенностях музыки
для фортепианного ансамбля.
3-й год обучения:
- уметь самостоятельно разбирать нотные тексты;
- овладение ансамблевой техникой, а именно:
особенности посадки и педализации при четырёхручномисполнении на одном фортепиано;
способы достижения синхронности исполнения;
соразмерность в сочетании нескольких голосов, исполняемых разными партнёрами;
соблюдение общности ритмического пульса;
понимание жанровых особенностей художественных задач исполняемого произведения.
- приобщение учащихся к лучшим образцам классической музыки, приобретение навыков музицирования, развитие общей музыкальной эрудиции.
Формы и методы контроля. Критерии оценок.
Формы и методы контроля.
Контроль успеваемости учащихся проводится в форме зачётов и контрольных уроков.
Проверка чтения с листа проводится на технических зачётах один раз в год в 1-м полугодии, где главным критерием является грамотное и достаточно беглое исполнение незнакомого нотного текста учеником (уровень сложности - на 1-2 класса ниже).
Во 2-м полугодии проводится контрольный урок, на котором учащийся должен исполнить 1-2 ансамбля.
По окончанию учебной четверти преподаватель на основании учёта знаний выставляет итоговую оценку успеваемости. Выступления на конкурсах, фестивалях, концертах и т. д. зачитывается как сдача контрольного уроках.
Критерии оценок.
При оценивании учащегося, осваивающего общеразвивающую программу, следует учитывать:
- формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к занятиям музыкой;
- наличие исполнительской культуры, развитие музыкального мышления;
- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-исполнительской деятельности: сольном, ансамблевом исполнительстве;
- степень продвижения учащегося, успешность личных достижений.
По итогам исполнения программы на зачете, контрольном уроке выставляется оценка по пятибалльной шкале:
Оценка Критерии оценивания выступления
5 («отлично») технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения
4 («хорошо») оценка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном)
3 («удовлетворительно») исполнение с большим количеством недочетов, а именно: недоученный текст, слабая техническая подготовка, малохудожественная игра, отсутствие свободы игрового аппарата и т.д.
2 («неудовлетворительно») комплекс серьезных недостатков, невыученный текст, отсутствие домашней работы, а также плохая посещаемость аудиторных занятий
«зачет» (без оценки) отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения
Методическое обеспечение учебного процесса.
Методические рекомендации преподавателям.
Полноценным музыкантом может стать лишь тот, кто будет заниматься музыкой комплексно: одновременно и теорией, и исполнительством, и композицией. Эти три вида музыкальной деятельности в старые добрые времена были связаны между собой так, что каждый музыкант был «един в трех лицах»: и теоретик, и композитор, и исполнитель. Однако, начиная с середины 19 века, произошло разделение труда: одни стали главным образом сочинять, другие – исполнять, третьи – анализировать. Такое положение вещей пагубно отразилось на воспитании юных музыкантов, поскольку одно из главных предназначений сферы дополнительного образования – предоставить детям возможность творить, созидать, развиваться, формировать свою индивидуальность.
Содержание данной программы опирается на методику комплексного интенсивного музыкального воспитания, в которой нашли отражение достижения прогрессивной музыкальной педагогики XX века. В России еще в 20-е годы Борис Владимирович Астафьев и Болеслав Леопольдович Яворский заложили основы системы музыкального воспитания, неотъемлемой частью которой явилось детское творчество как путь к наиболее естественному овладению музыкальной речью. Аналогичные педагогические принципы вызревали и в других странах. Широкую популярность получили, в частности, музыкально-педагогические системы Карла Орфа (Германия), Белы Бартока и Золтана Кодая (Венгрия), труды известных педагогов Мориса Мартено (Франция), Мюррея Шафера (Канада), опыт японской и других школ музыкального воспитания.
Предлагаемая методика обучения обеспечивает разностороннее, гармоничное музыкальное развитие ребенка, фундаментом которого является воспитание слухового восприятия. Единый курс обучения охватывает все направления – исполнительство, теорию, творчество. В области исполнительства приобретается умение не только выучить и сыграть пьесу, но и самостоятельно разобраться в ней, понять ее строение, определить аппликатуру и т.д. Развиваются также навыки аккомпанемента, игры в ансамбле, умение подбирать по слуху, транспонировать. Психологи определяют творческость как мощный фактор развития личности, определяющий ее готовность изменяться, отказываться от стереотипов, что ведет к новым способам решения проблемы или новому способу выражения. Издавна известно, что научить творчеству невозможно, но научить творчески работать – вполне выполнимая задача. Творческое начало органически присуще детям в различной степени. Задача педагога – поддержать и развить эти задатки.
Взаимосвязь практикуемых на занятиях различных видов музыкально-творческой деятельности ведет к их взаимному обогащению и развитию. Так развитие навыков чтения нот с листа будет способствовать более быстрому разбору текста. Гармонический анализ, ведущий к развитию ладогармонического мышления и развитию внутреннего слуха, облегчит задачу приобщения ученика к импровизации и элементарному сочинению, позволит ему быстрее заучивать текст наизусть, опираясь не только на двигательную, но и на ладогармоническую память, ускорит формирование умения подбирать по слуху. Анализ музыкальной формы, анализ типов развития тематического материала расширит представление ученика о содержании музыкального произведения и, тем самым, заложит основу для поиска индивидуальной трактовки. Всесторонне развитый в процессе музицирования музыкальный слух обогатит восприятие музыки и сделает ее интерпретацию более тонкой, эмоциональной и артистичной. Всесторонний музыкальный анализ изучаемых произведений, выполненный учеником, позволит освоить теоретические знания через практическую деятельность – что, в свою очередь, приведет к более осознанной работе над произведениями и повысит профессиональный уровень исполнительства, научит анализировать, обобщать, понимать закономерности и особенности музыкального языка.
Постоянной заботой должны быть окружены ученики со скромными музыкальными способностями, не склонные к профессиональной деятельности в музыкальной сфере. Особое внимание следует обратить на то, чтобы у менее способных детей не возникло ощущения своей неполноценности, так как это будет тормозить их развитие и может привести к утрате веры в себя. Вне зависимости от того, насколько одарен ребенок, обстановка поиска и открытий на каждом уроке вызовет у него желание действовать самостоятельно, искренне и непринужденно. Это не только позволяет сохранить интерес к занятиям (потеря интереса нередко связана с чисто исполнительской направленностью обучения), но и значительно повышает эффективность учебного процесса, который становится более разносторонним и интенсивным.
Систематическое воспитание в атмосфере музыкального творчества накладывает отпечаток и на исполнительство: дети играют более осознанно, так как сами умеют сочинять, анализировать, придумывать варианты, то есть им знакома «музыкальная кухня». В то же время их игра отличается и большей непринужденностью. Ученики музицируют с искренним удовольствием, свободнее оперируют музыкальными образами и настроениями. Наконец, они совсем иначе слушают музыку – активно и заинтересованно.
Ребенок девяти лет имеет достаточно высокий уровень сознания, а изучение учебного материала ему приходится начинать с тех же азов, что и детям младшего возраста. Через средства массовой информации (телевидение, радио, кино, звукозапись и пр.) он уже накопил в своей памяти довольно большое количество музыкальных представлений. Поэтому задача педагога – найти оптимальное соотношение индивидуальных особенностей развития учащегося и предлагаемого к обучению материала.
Методика обучения исполнительскому мастерству часто направлена на быстрое овладение инструментом в техническом плане. При этом формирование слуховых навыков может не успевать за техническими, что мешает творческому самовыражению ученика в исполняемой им музыке. С этой точки зрения принципиально важен вопрос, следует ли с самого начала учить ребенка играть по нотам. Ответ должен быть отрицательным. Сложная система знаков, пока еще ничего не говорящих маленькому ученику, может отвлечь его от музыки, увести от творчества, затруднить координацию моторных и слуховых навыков. Недаром такие крупные музыканты-педагоги прошлого, как Леопольд Моцарт и Фридрих Вик, начинали занятия со своими учениками, пользуясь слуховым методом, а не на основе нотной записи. В XX веке подобный подход получает все большее признание. В соответствии со слуховым методом ученик уже на самых первых порах руководствуется принципом «слышу – пою» или «слышу – играю» (точнее, подбираю). Чем скромнее данные ученика, тем дольше и настойчивее следует работать с ним таким образом. К нотному периоду лучше всего идти, постепенно формируя у ученика зрительные ориентиры в нотном тексте («графическое» восприятие), без монотонного заучивания. Отдавая предпочтение слуховому методу, в программе предусмотрена также возможность работы по более традиционной методике, ею могут пользоваться педагоги, с самого начала обучающие игре на инструменте по нотам.
Предмет «Музицирование» включает в себя освоение комплекса различных видов музыкальной деятельности, что ведет их к взаимному обогащению и развитию. Поэтому разделение содержания урока на «чтение с листа», «подбор по слуху» и «транспонирование», «игра в ансамбле» и др. является условным и разработано с целью методических рекомендаций для поэтапного освоения каждого из вышеперечисленных навыков.
Современное развитие педагогики убедительно доказывает, что без хорошего знания детской психологии достичь высоких результатов в обучении невозможно. Именно ученик и его возрастные особенности диктуют применение конкретных методических приемов в обучении. Перед начинающим нельзя ставить сразу большое количество задач. Это нарушает основной дидактический принцип доступности и последовательности в обучении и приводит к отрицательным эмоциям со стороны обучающихся.
Игра (подбор) по слуху и транспонирование
Развитие навыков звуковысотного ощущения требует подготовительных упражнений. Сначала ученик показывает рукой движение мелодии (исполняемой преподавателем) и комментирует: вверх, вниз, через клавишу, стоит на месте, скачок вверх, скачок вниз. Затем поет (или играет) попевки на заданное «направление» мелодии (ученик и педагог могут поменяться ролями). Предлагая первые песенки для подбора и транспонирования, следите, чтобы мелодия была поступенной (в пределах 5-8 нот), с терцовыми ходами, затем – со скачком на квинту с заполнением, по звукам трезвучия, со скачками на 6, 7, 8. Подбор басовой линии – начало формирования аккомпанемента гармонического вида (когда мелодия и сопровождение звучат на фортепиано). Варианты аккомпанемента в левой руке усложняйте постепенно (исходя из индивидуальных особенностей ученика):
- основной тон;
- квинта или терция;
- квинта или октава в разном ритмическом оформлении в зависимости от размера, жанра, стиля.
- трезвучия главных ступеней;
- обращения трезвучий;
- чередование баса и аккорда (например, основной тон и терция);
- септаккорды и их обращения;
- различные виды арпеджио;
- аккомпанемент смешанного типа.
Не ограничивайте детей в подборе всего, что им нравится. Для того чтобы подобрать аккомпанемент к любой песне, необходимо:
- хорошо выучить мелодию, несколько раз проиграть и пропеть ее;
- играя мелодию, определить, какие ее звуки аккордовые, требующие гармонической поддержки, а какие – неаккордовые;
- подобрать аккорды. Если возникнет трудность с каким-либо звуком, найти аккорды, имеющие его в своем составе, и выбрать из них наиболее подходящий;
- обратить внимание на альтерированные звуки, они могут быть признаком отклонения или модуляции;
- секвенция в мелодии может указывать на отклонения;
- при подборе аккордов используются не только основные виды, но и
обращения, чтобы смена аккордов выглядела плавной и естественной.
Познакомьте ученика с необходимыми правилами гармонизации:
- смена аккордов происходит не слишком часто, обычно на сильных долях такта;
- в очень медленных темпах смена гармонии в мелодии возможна на каждую долю;
- затакт чаще всего не гармонизуется;
- по возможности следует избегать параллельных квинт и октав.
Следующий этап работы проводится с использованием любых детских сборников. Правая рука играет по нотам, левая рука – по буквенным обозначениям аккордов. Возможно применение клавишного синтезатора.
Как показывает практика, ученики быстрее запоминают обозначения аккордов, опираясь на порядок букв английского алфавита:
эй би си ди и эф джи
А В С D E F G
ля си до ре ми фа соль
То есть «отсчет» начинаем не с традиционного С (До мажора), а с А (Ля).
С самого начала обучения ребенку необходимо давать теоретические знания о гармонии в объеме разучиваемых произведений, чтобы он хорошо понимал, как образуется музыкальная ткань.
Гармонические сетки усложняйте постепенно, исходя из целесообразности данного этапа обучения и индивидуальных способностей учащегося:
- трезвучия (трех-четырехголосные);
- трезвучия главных ступеней (I, IV, V);
- обращения трезвучий;
- секстаккорды главных ступеней;
- доминантовый септаккорд и его обращения;
Желательно, чтобы гармонические цепочки с применением новых для ученика аккордов были функционально схожими с аккомпанементом песен, которые поет или играет ребенок.
Для того, чтобы ученик лучше слышал аккорды как созвучия и легче ориентировался в подборе аккомпанемента, ему полезно привыкать к игре трезвучий, септаккордов и их обращений четырехголосно двумя руками, сначала в тесном, а затем в широком расположении (2 класс).
Следует специально поработать над воспитанием у учащихся ощущения тяготения к тонике (за роялем или без рояля – мысленно). Например, окончание учащимся незавершенного музыкального примера, данного педагогом. Тонику ученик может пропеть или сыграть. Чтобы выработать у ученика ощущение тяготения доминантсептаккорда в тонику, можно транспонировать предлагаемый оборот в разные тональности (ученик играет начальный мелодический оборот и тонику, а педагог – доминантсептаккорд).
Необходимость в развитии гармонического слуха с самого начала обучения вызвана не только тем, что гармонический слух медленно развивается. Внутренний мелодический слух (хотя бы в незначительной степени) имеет каждый учащийся, а гармоническим обладают немногие. Весь процесс развития гармонического слуха способствует одновременно развитию и мелодического, а изолированное развитие мелодического слуха развитию гармонического почти не помогает.
Говоря о развитии навыков подбора по слуху, необходимо остановиться и на таком методе как заучивание произведений наизусть. Рекомендуется с первых уроков предлагать ученику выучивать какую-либо мелодию наизусть методом подбора: сыграл одну фразу – подбери ее, сыграл одно предложение – подбери. По мере усложнения пьес (игра одной рукой, затем – двумя) будет развиваться и мелодический, и гармонический слух.
Уделите особое внимание обучению транспонированию по нотам. Именно транспонирование способствует закреплению навыка чтения с листа методом «графического восприятия», развивает все виды памяти (слуховую, зрительную, пальцевую и др.), совершенствует слух, при этом осваиваются теоретические знания по гармонии в практической деятельности, появляются навыки свободного владения инструментом, без чего невозможно перейти к сочинению и импровизации.
Освоение навыка транспонирования по нотам начинайте с игры уже знакомых, выученных учеником пьес или песенок (в 2-3-х тональностях). Сначала мелодии должны быть простыми, с поступенным движением вниз или вверх в пределах пятипальцевой позиции. При транспонировании в другие тональности аппликатуру желательно не менять. Ученик может вначале транспонировать одной рукой, а педагог одновременно с ним будет играть партию другой руки.
Параллельно включайте в работу выученные по нотам песни и транспонируйте их в хорошо проработанные тональности. Ключевые и случайные знаки на начальном этапе обучения можно подсказать. Перед началом работы обязательно следует сделать гармонический анализ песни (пьесы) и подписать карандашом буквенные обозначения аккордов новой тональности.
Игра в ансамбле
Изучение искусства совместной игры начинается с первых занятий. Игра даже одной ноты или исполнение метрической пульсации (ладошками, шагами, используя шумовые инструменты) вовлекает ученика в процесс совместного музицирования.
Начинать работу следует с простых обработок детских песен, пьес популярной, классической и современной музыки. То, что ученик играет песню или пьесу, которая у него «на слуху», побуждает его как можно лучше выполнять музыкальные задачи (подбор по слуху, чтение с листа, импровизация и т. д.). Ученик испытывает радость открытия, чувство удовлетворения от преодоления трудностей и достигнутого результата, что повышает его самооценку и желание самоутвердиться как личность в творческой музыкальной деятельности.
При игре в ансамбле развивается такое важное качество как умение слышать не только себя, но и партнера, а также общее звучание всей фактуры пьесы; активизируются фантазия и творческое начало; воспитывается умение увлечь своим замыслом товарища, или, когда это необходимо, подчиниться его интересам.
На начальном этапе обучения учащийся осваивает навыки ансамблевого музицирования в паре с педагогом. Затем, со второго класса – в коллективной игре. Игра в ансамбле в рамках предмета «Музицирование» представляет собой интересную форму учебной деятельности, открывающую благоприятные возможности для творческой активности, как ученика, так и преподавателя. Это может быть (помимо произведений для фортепианного ансамбля) и чтение с листа, подбор по слуху в ансамбле; и аккомпанирование учащимся вокального, струнного или народного отделений, и постановки совместных музыкальных представлений, и многое другое.
Глубокая заинтересованность учащихся и возникающий в результате положительный эмоциональный фон обеспечивают при творческом характере педагогического воздействия большие успехи и в чисто пианистической области.
Чтение с листа
Величайшие музыканты прошлого и современности придавали огромное значение чтению нот с листа. В своих воспоминаниях А.Буасье неоднократно упоминает о настойчивых рекомендациях Ф.Листа в этой области, а знаменитый афоризм Иосифа Гофмана – «Лучший способ научиться быстро читать - это как можно больше читать» – произносится как напутствие всем начинающим музыкантам. Действительно, ни один навык не может быть приобретен без постоянной тренировки. С психологической точки зрения, развитый навык игры с листа представляет собой сложную высокоорганизованную систему, основанную на теснейшем синтезе зрения, слуха и моторики. Действие этой системы осуществляется при активном участии внимания, воли, памяти, интуиции и творческого воображения исполнителя. Навык чтения с листа складывается из нескольких основных моментов.Восприятие нотного текста:
- ускоренное («графическое») чтение;
- структурно-смысловая логика (восприятие по горизонтали и по вертикали);
- метроритмические и звуковысотные (внутренний слух) ощущения;
- зрительная память, развитие навыка чтения с листа на один такт вперед.
Воспроизведение нотного текста:
- мгновенная двигательная реакция;
- ориентировка рук и пальцев на клавиатуре («слепой метод» игры);
- аппликатурная техника: аппликатурная реакция на горизонтальные (гаммообразные) и вертикальные (интервалы и аккорды) комплексы.
Способность предвосхищать, предугадывать развертывание музыкального текста:
- структура текста (чем проще текст, тем легче предугадать его продолжение);
- музыкально-исполнительский опыт учащегося.
Установка на неожиданное, психическая и физическая готовность к внезапным изменениям (ритмическим, фактурным, регистровым, ладотональным и т.д.) в развитии текста.
Упрощение нотного текста.
Как правило, элементы, составляющие навык чтения с листа, развиты неодинаково, что обусловлено индивидуальными особенностями ребенка. Однако гибкость и пластичность человеческой психики обеспечивают функциональной системе возможность саморегуляции, при которой недостаточно развитые элементы компенсируются за счет других.
В настоящее время создано много методик развития навыков чтения с листа. Кратко остановимся на основных принципах его формирования и авторах методик развития того или иного навыка.
Графическое восприятие нотной записи конкретно и очень последовательно изложено в методических рекомендациях Л.М.Баренбойма и Т.И.Смирновой. Навык структурного зрительно-слухового восприятия текста одновременно по нескольким параметрам не возникает сам собой, а требует направленного педагогического воздействия. Исполнению пьесы с листа обязательно должен предшествовать предварительный анализ: ладовая и метроритмическая основа произведения, аппликатура, штрихи, динамика, точные или варьированные повторы, вопросо-ответное соотношение фраз и т.д. Чтобы четко обозначить границы синтаксического членения, можно использовать вспомогательные знаки: запятые, фразировочные лиги и т.д.
Воспитанием такого умения как ориентировка рук и пальцев на клавиатуре целесообразно заниматься заблаговременно, еще до того, как ученик встречается с нотными обозначениями. Выдающиеся педагоги XVIII столетия – Ф.Куперен, Ф.Марпург, Ф.-Э.Бах, Д.Тюрк – предлагали приемы, помогающие выработать свободную, независимо от зрения, осязательную ориентировку рук. Это разучивание и исполнение пьес со скрытой от глаз исполнителя клавиатурой, игра выученных наизусть пьес с закрытыми глазами и в темноте. Для ориентировки на клавиатуре очень полезны упражнения В.Кайльмана, аппликатурные упражнения Л.А.Баренбойма и Т.И.Смирновой.
На определяющую роль предугадывания в процессе игры с листа указывал И.Гофман: «Чтение с листа в значительной степени сводится к предугадыванию, как вы можете убедиться, проанализировав свое чтение книг». По мере расширения исполнительского опыта, приобретения навыков импровизации, подбора по слуху, в сознании ребенка накапливается сумма встречающихся элементов музыкальной речи (типы мелодического движения, ладовые структуры, наиболее часто встречающиеся ритмические обороты, принципы связи аккордов между собой, типы фактур, элементы жанровой типизации). На основе многократного повторения сходных явлений мозг отмечает и обобщает их типичные связи и отношения.
В эмоционально-волевых моментах процесса чтения с листа приобретают особое значение подвижность и сила нервных процессов исполнителя.
Навык чтения с листа упрощенного нотного текста можно воспитывать. Для этого, прежде всего, необходимо развить чувство дифференцированного подхода к нотному тексту. Ученик должен выделить в нем главное и второстепенное. В выработке этого навыка большую пользу оказывает систематически проводимый анализ фактуры произведения. Ученик должен уметь определять в нотном тексте мелодию, подголоски, аккомпанемент и его составные элементы – сначала в сочинениях, которые он играет, затем (без игры) по одному только нотному рисунку в пьесах, аналогичных тем, что входят в его репертуар. Далее ученику предлагается исполнить тот или иной элемент фактуры. Для этого выбирается произведение со сложной фактурой, и исполняется, например, мелодия в требуемом характере, с указанной артикуляцией. Рабочий принцип здесь таков: чем проще задача в одном отношении, тем она вправе быть сложнее в других отношениях. Например, при сложном ритмическом рисунке – спокойный темп, при сложной фактуре – пьесы с простым ритмом и т.п. Существует несколько типов упрощения. В процессе работы педагог легко найдет оптимальные варианты упрощения фактуры (игра крайних голосов с пропуском средних, исполнение в партии левой руки одних первых долей такта, минуя все остальные, соединение звуков (в «альбертиевых» басах) в единый аккорд).
Домашнее музицированиеИз всех изучаемых с преподавателем произведений (включая собственные сочинения) ученик выбирает наиболее понравившиеся ему и доучивает их самостоятельно. Преподаватель должен постоянно консультировать ученика и контролировать его в данной самостоятельной работе. Нельзя забывать, что в программе обучения, кроме классического репертуара, который формирует грамотного музыканта, должен присутствовать и социально значимый репертуар, т.е. современный музыкальный материал (музыка из кинофильмов и т.п.), востребованный в окружении учащегося. Домашнее музицирование способствует созданию атмосферы любви к искусству в своей семье и у своих сверстников, формирует у ученика чувство ответственности и способности к саморазвитию.
VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
Список рекомендуемых нотных сборников
Ввиду отсутствия комплексного методического пособия по предмету «Музицирование», репертуарный список состоит из сборников авторов, которые уже завоевали популярность среди педагогов и содержат наиболее эффективные в педагогическом отношении пьесы и упражнения. Разумеется, этот репертуар можно и нужно дополнять другими произведениями по усмотрению педагога.
I, II, III классы
Барабошкина А. Сольфеджио. 1 класс ДМШ. М.: «Музыка», 1992.
Барабошкина А. Сольфеджио. 2 класс ДМШ. М.: «Музыка», 1992.
Баранова Г., Четвертухина А. Первые шаги маленького пианиста. М.: «Музыка», 1992.
Баренбойм Л., Брянская Ф., Перунова Н. Путь к музицированию. М.: «Советский композитор», 1981.
Барсукова С. Азбука игры на фортепиано. Для учащихся подготовительного и первого классов ДМШ. Ростов н/Д.: «Феникс», 2001.
Барсукова С. Пьесы для фортепиано. 1-2 классы. Вып. 1. Ростов н/Д.: «Феникс», 2003.
Барсукова С. Пьесы для фортепиано. 1-2 классы. Вып. 2. Ростов н/Д.: «Феникс», 2003.
Барсукова С. Пьесы для фортепиано. 1-2 классы. Вып. 3. Ростов н/Д.: «Феникс», 2003.
Барсукова С. Джаз для детей. Вып. 1. Ростов н/Д.: «Феникс», 2003.
Барсукова С. Джаз для детей. Вып. 2. Ростов н/Д.: «Феникс», 2003.
Батагова А., Орлова Е. Пособие по чтению нот с листа для фортепиано. Вып. 1. М.: «Советский композитор», 1976.
Бриль И. Джазовые пьесы для фортепиано. 1-3 классы ДМШ. М.: «Кифара», 2002.
Булаева О., Геталова О. Учусь импровизировать и сочинять. Творческие тетради I, II, III. СПб.: «Композитор», 1999.
Веселова А. (Проект и составление) Учитель, ученик, рояль. Пособие для начинающих играть и петь. СПб.: «Союз художников», 2002.
Глушенко М. Волшебный мир фортепиано. Тетрадь 1. СПб.: «Композитор», 2003.
Глушенко М. Волшебный мир фортепиано. Тетрадь 2. СПб.: «Композитор», 2003.
Игнатьев В., Игнатьева Л. Я музыкантом стать хочу. Альбом начинающего пианиста. Л.: «Советский композитор», 1986.
Катанский А. В. Учусь играть джаз на фортепиано. М.: Изд-во В. Катанского, 2006.
Королькова И. Крохе-музыканту. Ч. 1. Ростов н/Д.: «Феникс», 2003.
Королькова И. Крохе-музыканту. Ч. 2. Ростов н/Д.: «Феникс», 2003
Лещинкая И., Пороцкий В. Малыш за роялем. – М.: «Советский композитор», 19
Литовко Ю. Музыкальный букварь. Для начинающих пианистов. СПб.: «Союз художников», 2002.
Маевский Ю. Забавные ритмы. Пьесы для фортепиано в 4 руки. СПб.: «Композитор», 2005.
Мануков Р., Манукова М. Лестница познания фортепиано. Репертуарный сборник для ДМШ. Выпуск первый: для 1-2 классов ДМШ. Тетрадь четвертая. Ансамбли и аккомпанемент. М.: «Крипто-логос», 1994.
Майлз Джон С. Азбука игры на фортепиано. М.: «Махаон», 1998.
Милич Б. Маленькому пианисту. М.: «Кифара», 1996.
Николаев А. Фортепианная игра. 1-2 классы ДМШ. М.: «Музыка», 1991.
Перминова М. Волшебный рояль. Сказочная школа игры на фортепиано. Щекино: ГМРИП «Левша», 1995.
Печковская М. Букварь музыкальной грамоты. М.: МПО.1996.
Печковская М. 34 урока музыки. М.: Авваллон, 2004.
Подгорная С. Сборник джазовых пьес и фортепианных ансамблей для детей. Ростов н/Д.: «Феникс», 2010.
Поливода Б., Сластененко В. Школа игры на фортепиано. 110 новых пьес. Ростов н/Д.: «Феникс», 2004.
Пилипенко Л. Азбука ритмов. М.: Изд. В. Катанского, 2004.
Симонова Т. Скороговорки для фортепиано. СПб.: «Композитор», 2002.
Симонова Т. Чудесные клавиши. Пособие для начинающего пианиста. СПб.: «Композитор», 2002.
Смирнова Т. Фортепиано. Интенсивный курс. Тетрадь I. М.: «Крипто-логос», 1992.
Смирнова Т. Фортепиано. Интенсивный курс. Тетрадь II. М.: «Крипто-логос», 1992.
Смирнова Т. Фортепиано. Интенсивный курс. Тетрадь III. М.: «Крипто-логос», 1992.
Смирнова Т. Интенсивный курс по фортепиано. Учебное пособие Allegro. Тетрадь X. Издание четвертое, исправленное и дополненное. М., 1993
Смирнова Т. Интенсивный курс по фортепиано. Учебное пособие Allegro. Тетрадь XII. Издание четвертое, исправленное и дополненное. М., 1993.
Смирнова Т. Интенсивный курс по фортепиано. Учебное пособие Allegro. Тетрадь XIII. Вып. 1. Издание четвертое, исправленное и дополненное. М., 1993.
Соколов М. Маленький пианист. М.: «Музыка»,1991.
Тахтарова Н. Сборник пьес для фортепиано. Подготовительное отделение ДМШ. Саратов: «Лицей», 1998.
Тургенева Э., Малюков А. Пианист-фантазер. Ч. 1. М.: «Советский композитор», 1990.
Тургенева Э. Музыкальная поляна. Пособие для начинающих играть на фортепиано. Части I, II. М.: «Владос, 2002.
Цыганова Г. Альбом ученика-пианиста: Учебно-методическое пособие. Подготовительный класс. Ростов н/Д.: «Феникс», 2005.
Цыганова Г. Юному музыканту-пианисту. 1, 2 классы. Ростов н/Д.: «Феникс», 2004.
Шмитц М. MINI JAZZ. 50 легких пьес для фортепиано. Тетрадь 1. М.: «Классика – XXI», 2004.
Шмитц М. MINI JAZZ. 21 легкая пьеса для фортепиано в 4 руки. Тетрадь 2. М.: «Классика – XXI», 2004.
Шмитц М. MINI JAZZ. 13 легких пьес для фортепиано в 6 рук. Тетрадь 3. М.: «Классика – XXI», 2004.
Шмитц М. MINI ROCK. 53 легкие пьесы для фортепиано. Тетрадь 1. М.: «Классика – XXI», 2004.
Шмитц М. MINI ROCK. 19 легких пьес для фортепиано в 4 руки. Тетрадь 2. М.: «Классика – XXI», 2004.
Шмитц М. MINI ROCK. 17 легких пьес для фортепиано в 6 рук. Тетрадь 3. М.: «Классика – XXI», 2004.
Яковлева Т. Легкие пьесы для чтения с листа (для фортепиано в четыре руки). М.: «Советский композитор», 1975.
Список рекомендуемой методической литературы
Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. Издание 3. М.: «Музыка», 1981.
Алексеева Л., Тютюнникова Т. Музыка: Учебно-наглядные материалы для детей старшего дошкольного возраста. М.: «АСТ», 1998.
Баренбойм Л. За полвека. Очерки. Статьи. Материалы. Л.: «Советский композитор», 1989.
Бергер Н. Современная концепция и методика обучения музыке. СПб.: «Каро», 2004.
Бриль И. Практический курс джазовой импровизации для фортепиано. Учебн. пособие. Ред. Ю. Н. Холопова. М.: «Советский композитор», 1987.
Брянская Ф. Формирование и развитие навыка игры с листа в первые годы обучения пианиста. Методические материалы. М., 1971.
Борухзон Л., Волчек Л., Гусейнова Л. Азбука музыкальной фантазии (в 6-ти тетрадях). СПб.: «Композитор», 1996, 1997.
Верхолаз Р. Вопросы методики чтения нот с листа. Изд. Академии педагогических наук РСФСР, 1960.
Галич В. «О развитии внутреннего слуха, творческой инициативы и фантазии на индивидуальных занятиях в фортепианных классах». Вопросы фортепианной педагогики. Вып. 4. М.: «Музыка», 1976.
Гитлиц В. О чтении с листа. Памятка педагогу в «Пособии по чтению нот с листа» (V - VII классы ДМШ). М.: «Музыка», 1967.
Ивэнс Ли. Ритмы джаза в игре на фортепиано. Основы синкопирования и полиритмии. Киев: «Музична Украіна», 1986.
Кешишева А. «Воспитание музыкально-пропагандистских навыков у учащихся ДМШ» // Вопросы методики начального музыкального образования. Ред. В.Натансон, В.Руденко. М.: «Музыка», 1981.
Куус И. «Коллективное музицирование в ДМШ и его значение в музыкальном воспитании учащегося» // Вопросы методики начального музыкального образования». Ред. В. Натансон, В. Руденко. М.: Музыка», 1981.
Макаровская Ф. «Творческое музицирование как метод музыкального воспитания» // Вопросы методики начального музыкального образования». Ред. В. Натансон, В. Руденко. М.: Музыка», 1981.
Максимов С. Упражнения по гармонии на фортепиано. Ч. I. М.: «Музыка», 1968.
Мейлих Е. У истоков музицирования. «Музыка – детям». Вопросы музыкально-эстетического воспитания. Вып. 3. Л.: «Музыка», 1976.
Смирнова Т. Интенсивный курс по фортепиано. Учебное пособие Allegro. Методические рекомендации. М., 2003.
Смолина Е. А. Современный урок музыки. Творческие приемы и задания. Ярославль: Академия развития, 2006.
Тютюнникова Т. Э. Уроки музыки. Система обучения К. Орфа. М.: «АСТ», 2001.
Соловьева Н. Упражнения на фортепиано в курсе гармонии. М.: «Советский композитор, 1989.
Цыпин Г. Формирование музыкально-ритмического чувства у юного пианиста. «Музыкальное воспитание в школе». Сост. О. Апраксина. Вып. 9. М.: «Музыка», 1974.
Чугунов Ю. Гармония в джазе. М.: «Советский композитор», 1985.
Шавкунов И. Игра на синтезаторе. Методика и программа обучения. СПб.: «Композитор», 2001.
Шатковский И. Развитие музыкального слуха. М.: «Музыка», 1996.
Balassa P. Tamás Jazz-zongora iskola. 1961 by Editio Musica, Budapest.