Занятие по развитию речи во второй младшей группе Тема: как спасаются звери от стужи зимой


Технологическая карта организованной учебной деятельности во 2 младшей группе
Образовательная область: «Коммуникация», «Познание»
Раздел:«Развитие речи»
Тема: «Как спасаются звери от стужи зимой»
(Составление короткого сюжетного рассказа)
Цель:Учить составлять предложения по вопросам воспитателя.
Программные задачи:
Учить составлять рассказ по вопросам воспитателя.
Формировать умение образовывать уменьшительно-ласкательные названия детёнышей в единственном и множественном числе,активизировать прилагательные.
Закрепить правильное произношение звуков(ч),(ф).
Развивать: речь, память, мышление, умение внимательно слушать воспитателя, выполнять поставленную задачу
Активизация словаря: заросли, логово, дупло, берлога, нора, теплее, пушистее, бельчата, зайчата, волчата, медвежата, лисята, стужа.Воспитывать отзывчивость; интерес и любовь к животным, доброжелательное отношение к ним; любознательность.
Оборудование:Фланелеграф,картинки диких животных и их детёнышей,картинки изображения дупла,логова,берлоги,кустов,норы,мяч.
Этапы деятельности Действия воспитателя Деятельность детей
Мотивационно-побудительный Воспитатель рассаживает детей полукругом.Говорит:Ребята,далеко в лесу живут наши друзья –дикие звери.Интересно,как они холодную зиму провели.Давайте,вспомним их. Дети сидят на стульчиках.
Организационно-поисковый Воспитатель читает загадки о зверях: (белка, лиса, волк, заяц,медведь).
              Хожу в пушистой шубе, 
              Живу в густом лесу.
              В дупле на старом дубе 
             Орешки я грызу.
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый - краса!
А зовут её - .....
Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный?
По полю скачет - 
Ушки прячет, 
Встанет столбом  -  
Ушки торчком.  
Летом ходит без дороги             
Возле сосен и берёз,  
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. Молодцы, все загадки отгадали про зверей.
- Ребята, зимой холодно всем зверятам в лесу. Что же помогает им согреться?
- У лисы и белки какого цвета шубки? (рыжие).
(Воспитатель демонстрирует детям картинки летнего периода).
- А у зайца и волка какого цвета шубки?
- У медведя какого цвета шубка?
- Это было летом, а зимой произошла вот какая история. Встретились как – то под ёлкой в морозный день белка и заяц. (воспитатель выкладывает  фигурки на мольберте).  Белка говорит:  «Здравствуй, ты кто такой? – Я – заяц. А ты кто такая?»
- А я белка.  А почему ты стал другого цвета? Я тебя совсем не узнала.
Заяц говорит: «Я поменял свою серую шубку на белую, теперь меня на снегу не видно, лиса пройдёт мимо, не заметит.  А ты, организационно-поисковыйбелка, почему стала другого цвета?» - Я тоже к зиме приготовилась. Летом я была рыжая, меня в листве деревьев не было видно. А зимой деревья голые, серые, вот я променяла свою шубку на серую, теперь меня среди веточек не видно,  куница не заметит.
Воспитатель продолжает:
- Все зверята поменяли летние шубки на зимние, а зимние шубки теплее, пушистее, теперь зверята не замёрзнут. А теперь,вы расскажите про зверей.Даша ,расскажи что зайчик поменял?Опрашивает несколько детей.
Стало им весело, стали они песни петь, да кружиться.Воспитатель предлагает детям петь песенки вместе с животными.
Чук – чук – чук – слышно зайчика.
Тяф – тяф – тяф – поёт лисичка.
У – у, уу,уу – подвывает волк.
Уф, уф, уф – храпит медведь в своей берлоге, тепло ему.
Но иногда бывают такие сильные метели, вьюги, снегопады, что и шубки не спасают зверят, хочется в домике спрятаться. Вот просят зверята ребят: «Спрячьте нас в наши домики».
- Куда спрячем  лису?
- Куда спрячем зайца?
- Куда спрячем волка?
- Куда спрячем медведя?
- Куда спрячем белку?
- Вот молодцы, ребята, спасли всех зверят. Все до весны дожили, перенесли холод и стужу. А весной у всех зверей детёныши появляются. Угадайте какие?
У белки?...У лисы?...У зайца?...У медведя?...У волка?....В: - Молодцы, ребята! Правильно угадали у кого какие детёныши! Ребята, скажите, какие шубки у зверей зимой?В: - У зайца летом шубка какая?В: - А зимой?В: - Правильно! А у белки летом какая шубка?.В: - А зимой?В: - Правильно, молодцы! А теперь давайте поиграем.Проводится игра «У кого какой детёныш» с мячом. Дети становятся в круг, воспитатель задаёт вопрос и бросает мяч ребёнку, который отвечает на вопрос. Ответы детей:белкаЛиса
Волк
Зайчик
Медведь
(шкура, мех, шуба, пух и т.д) .
(рыжие)
(серые).
(коричневая).
Дети пытаются воспроизвести рассказ воспитателя.
Дети пропевают звуки вместе с воспитателем.
(В нору).
(В заросли).
(В логово).
( В берлогу).
(В дупло).
Отвечают:
(бельчата).
(лисята).
( зайчата).
(медвежата).
(волчатаД: - Тёплые, пушистые.
Д: - Серая.
Д: - Белая.
Д: - Рыжая.
Д: - Серая.
Дети с радостью играют в мяч,вспоминают названия детёнышей,называют в единственном числе.
Рефлексивно-корригирующий В процессе игры дети вспоминают пройденное на занятиях.Затем воспитатель усаживает детей на стульчики,хвалит их за работу на занятии. Вместе с воспитателем вспоминают,что делали.
Ожидаемый результат:
Знать:,Называть и различать по внешнему виду диких животных и их детёнышей.
Иметь:Представление о том,как звери зимой меняют шубки,как спасаются от зимней стужи.
Уметь:Составлять предложения по вопросам воспитателя,образовывать уменьшительно-ласкательные названия детёнышей.