Интегрированное занятие по развитию речи с элементами физкультуры в средней группе на тему Зимующие птицы


Конспект занятия по ОУД
Интегрированное занятие по развитию речи с элементами физкультуры в средней группе на тему: « Зимующие птицы»
Образовательные области: «Коммуникация», «Здоровье»
Материал: Картинки зимующих птиц, мнемотаблица, сенсорная коробка, разрезные картинки, конверт, загадки, сугроб, дождик-новогодний, шнур,кормушка,аудиазапись «Зимнее утро» Чайковский.
Предварительная работа: . Занятия по теме «Птицы»;чтение произведений .Бианки ;разучивание стихотворения, работа с мнемотаблицой,игра «Воробей»
Билингвальный компонент:
Зима- қыс
Птицы- құстар
Снег- қар
Ворона- қарғ
Цель Развивать связную монологическую речь. Продолжать учить рассказывать стихотворение с опорой на  мнемотаблицу  «Снегири».
·        Уточнить и расширить представление о зимующих птицах, их строении. Формировать понятие зимующие птицы.
·        Ввести в активный словарь существительные, прилагательные и глаголы по теме «Зимующие птицы»,закрепить предлоги на, под,за учить сохранять устойчивое равновесие на уменьшенной площади опоры; упражнять в энергичном отталкивании двумя ногами от пола и мягком приземлении при подпрыгивании.
·        Воспитывать бережное отношение к птицам, желание помогать им. приучать детей ответственно относиться к нужному делу – изготовлению кормушек для птиц. Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности
·        Воспитывать интерес к языку, желание говорить правильно.
Организационный момент. Ребята, сегодня к нам пришли гости, чтобы посмотреть наше занятие
Воспитатель:  Глаза закрываем и представляем,
                           Здесь и сейчас себя представляем,
                           Что было вчера, мы забываем,
                           Думаем только о том, что сейчас.
                           Хороший, красивый каждый из вас,
                           Вы самое лучшее, что есть на свете.
                           Глаза открываем,
                           Здравствуйте дети!
Воспитатель: Ребята, а вы любите гулять?Дети: Да.Воспитатель: Скажите, ребята, где вы любите гулять?Ответы детей (на улице, в д/с, на катке и др.)Воспитатель: Сегодня я приглашаю вас на прогулку в зимний лес. Но прежде чем отправиться в зимний лес как вы думаете, что нам нужно сделать?Дети: Одеть тёплую одежду.Одеваем воображаемые шубку. рукавички, шапку.Звучит музыка П. Чайковского «Зимнее утро».
Воспитатель:В зимний лес на прогулку приглашаю вас пойти,Интересней приключений, нам ребята не найти.Друг за другом становитесь, крепко за руки беритесь.По дорожкам, по тропинка, не спешим, не отстаёмВ лес мы дружно все пойдём.( Дети берутся за руки и за воспитателем идут «змейкой»)Воспитатель: Ребята посмотрите как красиво в лесу! Слайд №2 с показом «Зимнего леса)Воспитатель: Какое сейчас время года?
Дети: Зима.
Воспитатель: Давайте скажем на казахском языке слово зима- қыс
Дети: қыс
Воспитатель: С наступлением зимы выпадает много снега
Воспитатель: На казахском языке снег- қар
Дети: повторяют қар-снег
Воспитатель: Мы с вами поиграем в игру «Хорошо или плохо»?
Воспитатель: Много снега – это хорошо. Почему?
Дети: Можно играть в снежки, кататься на санках, лыжах, коньках.
Воспитатель: Много снега – это плохо: Почему?
Дети: Холодно, тяжело ходить, животным и птицам трудно добраться до корма.
Воспитатель: Как вы думаете, почему так тихо в лесу?
Дети: Птицы не поют.
Воспитатель: Посмотрите, кто это сидит на ёлочке?
( сидит птичка – ворона)
Дети: Это ворона
Воспитатель: Послушайте и повторите на казахском языке ворона- қарғаДети : повторяют қарға-ворона
Воспитатель: Она не случайно здесь появилась у неё в лапках что-то лежит, давайте скорей посмотрим (конверт с письмом от Короля зимующих птиц)
Дети: Соглашаются посмотреть.
Воспитатель: Это письмо написал и прислал Король-Птиц. Послушайте, что он пишет.
Ох, я бедный, и несчастный. Я – Король зимующих птиц, злая Баба-Яга украла и заколдовала моих подданных – птичек. Она оставила записку, где пишет вот что : “Помочь могут только маленькие, умные, смелые и добрые дети”. Где же мне их найти я не знаю? Может, вы подскажете?
Воспитатель: Мы не только подскажем, но и поможем Королю Зимующих Птиц.
Дети: Хором отвечают да, что помогут в поиске птиц.
Воспитатель: Значит, наше занятие - путешествие сегодня будет о зимующих птицах
Воспитатель: На казахском языке птицы это - құстар.
Дети: повторяют құстар- птицы
Воспитатель: Король Птиц, он хочет Вас попросить и отгадать загадки:
Выносливая птица,
Усердно ищет корм,
И крошки подбирает,
Воркуя под окном! ( голубь)
Прилетели на зимовку
Птицы, что в морозы ловко
Скачут по деревьям, веткам
В красно-огненных жилетках.
Не узнать нам их нельзя -
Любим птичку - .(снегиря).
Непоседа, невеличка,
Жёлтая почти вся птичка,
Любит сало и пшеницу.
Кто узнал её? (Синичка)
Маленький мальчишка,
В сереньком пальтишке,
По дворам шныряет,
Крошки собирает. (Воробей)
Любит мошек, крошки, сало,
Вкус имеет без изъяна,
Угадайте, что за птица,
Желтогрудая …
(Синица)
Воспитатель: Как мы назовем ,одним словом этих птиц?
Дети: Зимующие
Воспитатель: Почему?
Дети: Они не улетают в теплые края, а остаются зимовать у нас.
Воспитатель: Но в этих загадках есть птица, которые прилетают, к нам только с первым снегом назовите её.
Дети: Это снегирь
Воспитатель: Правильно, а теперь в путь. Всех птиц Баба-Яга спрятала, чтобы их освободить, надо разгадать ее секреты, пойдем по ее следу.
Дыхательная гимнастика
Дети и воспитатель идут по импровизированным следам Бабы-Яги.
Воспитатель: мы с вами будем, нюхают воздух как это делают дикие животные, например лиса? Мы сейчас попробуем ,как лисичка определить, в какую сторону направить поиск.
Дети произносят текст:
Раз-два-три-четыре-пять
Где же птичек нам искать?
Может, справа под кустом? (Вдох носом 2–3 раза, поворачивая голову сначала в одну сторону.)
Может, слева под бревном? (Вдох носом 2–3 раза, поворачивая голову в другую сторону.)
Дети и воспитатель идут по “следам” Бабы-Яги.
Развитие ротового выдоха. На уровне роста детей расположен сугроб, на нем предметная картинка с изображением птицы, прикрытые новогодним “дождиком”. Необходимо подуть на “сугроб” так, чтобы от выдоха мишура раскрылась, и дети смогли увидеть птиц.
Воспитатель: Следы привели нас к сугробу. Может, кто-то из птиц успел спрятаться от Бабы-Яги? Давайте подуем на него.
Воспитатель следит за правильностью ротового выдоха.
Дети: Успел спрятаться снегирь
Воспитатель: Правильно ( показ картинки снегиря) Слайд №3
Воспитатель: Давайте расскажем про снегиря стихотворение по мнемотаблицы.
(сначала все рассказывают его хором, затем 1-2 ребенка индивидуально)Слайд№ с мнемотаблицей
Вот на ветках посмотри
В красных майках снегири,
Распушили перышки,
Греются на солнышке.
Воспитатель: Молодцы ,внимательно посмотрите и скажите:
( картинка снегиря)
В: Какой он по размеру?
Дети: маленький
В:Какого цвета его грудка?
Дети: Красная
В:Сколько у снегиря лапок?
Дети: Две
В:Для чего нужны лапки ?
Дети: Прыгать
В:Чем питаются снегири?
Дети: Едят семена, ягоды рябины.
В:Давайте покажем, как могут ходить эти птицы.
Имитируют движения: ходьба обычная, на носках, с высоким подниманием колен, мелким и широким шагом, сопровождая различными движениями рук.
В: Теперь все вместе по прыгаем как птички . (Дети показывают.) Прыжки на двух ногах, руки на поясе. Прыгают, как снегири.
Воспитатель: Как птички сидят на ветке, как они по ней передвигаются
Шаги по веревочке приставными шагами, руки на поясе.
Воспитатель: Молодцы первую птицу мы нашли, теперь следующие задание
Воспитатель: Мы с вами тихонько пройдем за столы.
Дети садятся за столы. Делятся на 3 подгруппы и собирают свою картинку при соединении которой получается целое изображение.
Игра «Собери птицу»
Воспитатель: Ребята, зимующие птицы боятся холодов?
Дети: Нет
Воспитатель: Король пишет, что Баба-Яга не смогла их заморозить, но разделила их ,вам нужно соединить картинки и назвать какая птичка получилась.
Воспитатель: Какую птицу вы “ собрали”?
Дети: Синицу. ( т.д.)
Воспитатель: Мы собрали синичку, воробья, ворону, а теперь давайте посмотрим вот на эти картинки и скажем, кто, где находится. Слайды №5,6,7,8
Смотрят на картинки и называют:
–Голубь  сидит под елочкой– Ворона сидит  за елочкой– Синичка сидит в кормушке. - Снегирь сидит на ветке.
Воспитатель: Ребята, мы должны зимой помогать птицам? А как?
Дети: Строить кормушки и ложить туда корм
Воспитатель: Воспитатель: Злая Баба-Яга даже корм спрятала от птиц в кормушку-ловушку.
А вот чем мы будем угощать наших птичек, узнает только смелый ребенок, который не побоится достать из кормушки-ловушки корм.
На столе стоит сенсорная коробка с отверстиями, вставляя в них руку, ребенок на ощупь определяет корм.
Воспитатель: Какой корм спрятала Баба-Яга?
Дети: Семечки. (Кусочки сала, хлебные крошки, кедровую шишку, ягоды рябины, зерно.)
На картинку посмотри – предложение скажи: Кто любит семечки?
Дети: Семечки любят голуби.
Синичка любит сало, снегирь ягоды рябины и т.д.
Воспитатель: Гуляя на прогулке мы тоже кормили птиц сыпали им корм вот в такую кормушку( показ кормушки)
Воспитатель: С этим заданием мы справились, и предлагаю послушать стихотворение Александра Яшина « Покормите птиц зимой» показ картинок Слайды № 9-10
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна —
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Воспитатель: У нас осталась последняя птичка которую надо отыскать, а по может нам в этом игра малой подвижности «Воробей» При помощи считалочки выбираем водящего.
Дети поговаривают: Среди белых голубей
Скачет шустрый воробей.
Воробушек-пташка,
Серая рубашка.
Откликайся, воробей,
Вылетай-ка, не робей.
Дети :Идут по кругу, заложив руки за спину.
В центре скачет на корточках один ребенок.
Встают лицом в круг, берутся за руки, идут приставным шагом.
«Воробей» пытается «вылететь», а «голуби» его не пускают.