План — конспект мастер – класса по лепке из глины по теме: «Петушок»

План - конспект мастер – класса по лепке из глины по теме: «Петушок»

МБУДО города Иркутска Центр детского творчества
Педагог дополнительного образования Огнева Нина Владимировна

Тема: «Петушок» 
Цели и задачи: Формировать знания об анималистическом жанре и скульптуре. Знакомить с разными способами лепки. Развивать способность к формообразованию, творческое воображение, воспитывать любовь к животным и птицам. Учить детей передавать в лепке образ петушка: овальное туловище, изогнутый хвост. Упражнять в лепке основной формы из целого куска с использованием усвоенных ранее приёмов лепки. Развивать эстетическое восприятие. Воспитывать интерес к глиняной игрушке.
Материал: вылепленные  игрушки. Образец, глина, салфетка, стека, доска для лепки.
Предварительная работа: лепка птиц, рассматривание глиняных  игрушек.
Ход занятия:
-Сегодня мы с вами совершим путешествие в страну народного творчества.
-Ребята, у вас дома есть игрушки? Из чего они сделаны? (Резины, пластика, меха, поролона).
-Правильно, современные игрушки сделаны из искусственных материалов. Посмотрите на поднос, что вы видите? ( игрушки)
- Из чего они сделаны? (Из глины)
-Кто придумал глиняные игрушки? (Народ)
- Много труда надо вложить, чтобы игрушки появились на свет. Чтобы она была яркой, красивой, привлекательной. Рождается игрушка три раза. Первый раз игрушку лепят. Потом – обжигают, а затем расписывают. Спрос на игрушки очень велик. И сейчас эти игрушки пользуются спросом. Их покупают на сувениры, они дорого стоят.
- Предлагаю, сегодня превратиться в народных умельцев и слепить для ярмарки игрушку «Петушка».
Вот петух нарядный
Весь такой он ладный,
У большого петушка
Все расписаны бока.
Посмотрите, пышный хвост
У него совсем не прост –
Точно сказочный цветок
Да алеет гребешок.
Рассматривание петушка.
Во время рассматривания петушка медленно поворачиваем образец, чтобы дети видели его со всех сторон. Обращает их внимание, что вместо ножек мы будем лепить подставку для устойчивости фигурки.
- А теперь я приглашаю вас вылепить точно такого же петушка.
Дети садятся за столы.
А теперь, ребята, прежде чем вы начнете лепить, разомнем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика:

Я красавец петушок!
Создан для парада!
Перья пух! Перья пух!
Гребешок? Что надо
Глазки-щелки! Очи зорки!
Голосок соловушки.
Полюбуйтесь! Полюбуйтесь!
На цветные перышки.

-Прежде чем лепить, согреем глину теплотой своих рук, разомнем ее. Глина к работе готова.

-А какие приемы лепки мы знаем? Давайте, повторим их: раскатывание, скатывание, сплющивание, защипывание, прищипывание, вдавливание. Для соединения деталей, смачиваем их водой.
- Вы уже лепили птиц, скажите с чего надо начинать?
-Как мы с вами будем лепить петушка? Посмотрите, какой он и скажите, из каких частей состоит петушок.
-Дети: туловище, шея вытянутая, голова, гребешок, бородка, хвост.
-Вот какой петушок. Лепить мы будем по схеме-рисунку (показываю способ лепки). Сначала скатываем шар из комка глины, теперь раскатываем прямыми движениями ладоней, сглаживаем и округляем края.
Вытягиваем шею петушка, слегка наклоняем небольшую голову. Заострим клювик, прищипываем пальчиками бородку и гребешок.
Лепим хвостик, вытягивая часть глины,  формируем пальцами
Теперь лепим детали: гребешок, украшение для хвоста и крыльев, подставку.
-Украсить хвост и крылья каждый может по-своему, используя стеку.
Самостоятельная работа.
В ходе работы педагог побуждает их чаще всматриваться в образец, чтобы добиться большего сходства с ним. Поворачивает время от времени игрушку разными сторонами к детям. Напоминает о необходимости хорошо примазать отдельные части к туловищу петушка.
Выставка и анализ работ. Находим в каждой работе что-то интересное, отмечаем детскую выдумку и фантазию.
Обобщение темы мастер – класса.
- Какие способы лепки вы сегодня применяли?
-Что нового сегодня узнали?

-Ребята, посмотрите на своих  петушков. Какие они красивые. А вам нравятся ваши работы. Какой петушок самый красивый? Расскажите, чем вам понравилась работа. Какими элементами украшен петушок?
Итог. - Молодцы, ребята. Сегодня на занятии мы еще раз встретились с глиняными игрушками, побывали мастерами, вы очень хорошо справились с этой работой! Наша мастерская закрывается. Вот сколько ярких, веселых игрушек получилось.

Приложение :
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]


схема лепки петушка
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
15