Урок литературного чтения для учащихся 1 класса. Тема «Подготовка к чтению по ролям стихотворения Н.А.Некрасова «Крестьянские дети»


План-конспект литературного чтения для учащихся 1 класса.
Тема «Подготовка к чтению по ролям стихотворения
Н.А.Некрасова "Крестьянские дети"».
Цели: познакомить со стихотворением Н.А.Некрасова "Крестьянские дети"(отрывок). Познакомить с понятиями слова автора и слова героев. Учить находить их в тексте, учить читать по ролям.
Планируемые результаты.
Предметные: продолжить формирование представления о поэзии как особом взгляде на мир, развивать внимание к авторскому слову, к точности слов в поэтическом тексте; обогащение словарного запаса учащихся, работа над выразительностью речи.
Метапредметные: внимательно слушать своих одноклассников, строить понятные всем  высказывания; анализировать свою работу и исправлять свои ошибки.
Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание, удивление, желание больше узнать, оценивать свою учебную деятельность.
Оборудование: учебник В.А. Лазаревой «Литературное чтение» 1 класс, 2 часть, презентация.
Технологическая карта.
Этапы Деятельность учителя и учащихся УУД
1.Организационный момент
-Вот опять звенит звонок, начинается урок.
На уроке не хихикай,
стул туда-сюда не двигай, педагога уважай
и соседу не мешай.
Здравствуйте, ребята. Регулятивные:
-волевая саморегуляция
2.Актуализация знаний
Ребята, а кто помнит, какие произведения вы читали на прошлом уроке? (Берестов Валентин Дмитриевич «Заяц-барабанщик»).
Какое настроение у зайца в этом стихотворении? Какое слово помогает нам это понять (ворчит). Громко или тихо будем читать слова зайца? Почему?
Откройте учебники на странице 32. Найдите в стихотворении слова зайца. Попробуйте прочитать слова зайца , передавая его настроение.
-Ребята, а какое стихотворение И. Токмаковой вы читали на прошлом уроке? (стихотворение «Крокодилы») А почему оно так называется? От чего предостерегает автор? С какого слова начинается стихотворение?
Что же нужно передать при чтении стихотворения? (настоятельную просьбу)
Откройте стихотворение на странице 33.
Попробуйте прочитать, показывая голосом, мимикой или жестами, что вы просите.
-Ребята, а как вы думаете, кто из ваших одноклассников прочитал точнее и ярче, а также передал при чтении характеры героев? (дети отвечают) Регулятивные:
-сохранять учебную задачу;
-строить высказывания в устной форме.
Коммуникативные:
-использовать речь для регуляции действий.
3.Этап подготовки школьников к восприятию литературного произведения.

-Ребята, скажите мне, а кто любит лето? Чем вы любите заниматься летом? (Ответы детей)
-А сейчас, ребята, рассмотрите картинку?
Какое время на ней изображено? (далёкое прошлое)
Поэт, стихотворение которого будем сегодня читать, жил в 19 веке. А мы в каком веке живём? (21)
На картине художник К.Е. Маковский изобразил жизнь детей в 19 веке.
Где происходят события? Опишите дом, который вы видите. Какой он?
Кто изображён на первом плане?
Посмотрите, ребята, а как одеты дети? Есть ли у них обувь на ногах? Почему?
- Чем занимаются дети на этой картинке? ( играют )
-А как вы думаете, какое настроение у героев? (дети очень радостные, веселые)
-Ребята, а сейчас мы познакомимся со стихотворением, которое написал поэт Николай Алексеевич Некрасов. (портрет) Оно называется "Крестьянские дети". Своё детство будущий поэт Николай Алексеевич Некрасов провёл в селе Грешнево, на берегу Волги. В детстве будущий поэт часто тайком убегал к крестьянским ребятишкам. Они вместе ходили на Волгу, в лес, собирали грибы и ягоды. О своей встрече с крестьянскими ребятишками он рассказал в стихотворении «Крестьянские дети». О детях поэт пишет с любовью и нежностью
Став известным писателем, Некрасов часто приезжал в свое имение, встречался с друзьями детства и с интересом и радостью наблюдал за детворой.
Личностные:
-проявлять интерес к новому материалу, формировать способность к самооценке.
Коммуникативные:
-слушать и понимать речь других;
-использовать речь для регуляции своих действий.
Познавательные:
-поиск и выделение информации
4.Этап первичного восприятия Отрывок «Крестьянские дети» Н. А. Некрасова читает учитель.
Личностные:
-проявлять интерес к новому материалу. Познавательные:
-поиск и выделение информации
5.Этап выявления специфики восприятия.
Словарная работа.
Подготовка к чтению. Вам понравилось стихотворение? Что вы запомнили?
О чьих забавах рассказывает автор?
Как называется стихотворение? (Крестьянские дети)
Какие слова в стихотворении отмечены звёздочкой? (слайд) Где нужно прочитать значение этих слов? (В словаре)стр112
-Ребята, кто мне прочитает значение этих слов? (читает)
Дети читают, затем учитель выясняет, что они узнали.
-Ребята, а кто знает что такое гурьба? (шумливая группа людей, группа людей)
-А кто мне скажет что же означает слово полуденным? (в полдень, в 12 часов дня, когда солнце стоит над головой)
-Ребята, (на слайде цепочки слов или в учебниках на странице 34-35) давайте прочитаем хором эти цепочки слов, а затем каждый индивидуально. Личностные:
-сформировать потребности в самовыражении и самореализации.
Регулятивные:
-выделение и осознание качества и уровня усвоения темы.
Познавательные:
-постановка и решение, формулирование проблем и самостоятельное создание способов решения.
Коммуникативные:
-формирование навыков различать информацию;
-умение слушать и вступать в диалог;
-умение выражать свои мысли.
6.Физкультминутка
Демонстрация физкультминутки.
Раз - подняться, подтянуться
Два - согнуться, разогнуться
Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре - ноги шире.
Пять - руками помахать
Шесть - за стол тихонько сесть.   Личностные:
-сформировать потребности в самовыражении и самореализации.
Коммуникативные:
-слушать и понимать речь других.
7. Этап перечитывания анализа художественного произведения
-Ребята, прочитайте стихотворение про себя.
Все ли слова вам понятны?
Ребята, до сих пор мы читали стихи, в которых только одна ведущая интонация — либо радостная, хотя и с разными оттенками, либо грустная. Сегодня мы пронаблюдаем, как в тексте интонация может меняться: от унылых чувств — к более радостным и наоборот.
-Ребята , начнем читать.
1часть. Читают первые 6 строк (2-3 ученика читают).
-Скажите мне, а в какое время происходили события, описанные автором? (летом, в августе).
Что делали дети?(собирали грибы).
Как вы думаете, они устали? Какие слова нам это показывают?( ух, жарко!)
А как вы думаете, кто произносит эти слова: автор или дети? (дети).
Покажите, как дети произносят эти слова, Какое у них состояние? (усталое) Почему? (до полдня грибы собирали)
Что увидели дети, когда вышли из леса? Что почувствовали?( радость) Какая она была? С чем сравнивает её автор? Прочитайте.
Что нужно сделать при чтении, когда мы видим тире или двоеточие?(остановиться, помолчать немного, сделать паузу)
- Давайте попробуем прочитать правильно 2,3,4 строчку.
Как вы понимаете выражение спрыгнули гурьбой (все вместе прыгнули в речку) Какое настроение у детей?( игривое, восторженное)
Рассмотрите иллюстрацию. В чем автор рисунка не прав?
С чем сравнивает головки детей автор? Прочитайте. (что белых грибов на полянке лесной)
Тренировка в выразительном чтении.
2 часть. Читают 7,8,9,10строки (2-3 ученика читают).
-Ребята, а как вы понимаете выражение: река огласилась и криком и воем. Представьте себе эту картину. Что же происходило на берегу реки? (игра, ребята игрались веселились) Опишите.
-Что мы можем сказать о настроении у детей, если вся река огласилась смехом, воем? (веселое, радостное, ликующее, бодрое) Какие еще слова это показывают?
-Как вы думаете, кому принадлежат слова: Домой, ребятишки! обедать пора. С каким настроением их произносят? ( призывное, обеспокоенное)
Тренировка в выразительном чтении.
3 часть. Читают с 11 до конца (2-3 ученика читают).
Что вы можете сказать о состоянии детей? (дети переполнены эмоциями, восхищением)
На слайде:
Успокоенное
Радостное
Испуганное
Тревожное
Страх
Спокойное
Уважительное
Удивление, беспокойство
Прочитайте слова. Что они обозначают? (настроение и состояние человека)
Давайте дочитаем стихотворение до конца и определим, какое настроение передал автор в каждой строчке.
У каждого полно лукошко, ( радостно)
А сколько рассказов! Попался косой, (радостно, счастливо)
Поймали ежа, (радостно, счастливо)
заблудились немножко (тревога)
И видели волка... у, страшный какой! (страх)
Ежу предлагают и мух, и козявок, (спокойное)
Корней молочко ему отдал свое — (уважительное)
Не пьет! (обеспокоенное, удивленное)
отступились...(успокоенное)
Таким образом, вы увидели, как много «рисующих» слов в стихах Н. А. Некрасова о крестьянских детях, какое разнообразное настроение он передал — от восторженно-радостного до испуганно-тревожного. Мы видели, как меняется настроение автора, и это не случайно, — горячо любя крестьянских детей, Некрасов испытывает те же чувства, что и они, переживает вместе со своими героями.
На слайде: радостное, задорное, хорошее, печальное, спокойное, оживленное, восхищенное, уставшее)
Прочитайте слова. Назовите только те, которые описывают настроение детей в стихотворении.
Меняется ли это настроение? Распределите слова в порядке появления и докажите словами из текста. (выборочное чтение)
-Ребята, а сейчас мы с вами прочитаем по ролям стихотворение «Крестьянские дети».
Найдите в стихотворении слова автора и слова героев. Подчеркните простым карандашом слова героев. А каким героям принадлежат слова? знаем ли мы, как их зовут? Да, знаем только одного - Корней, имен других автор не назвал. Зато мы знаем, с каким настроением нужно читать слова за разных героев.
Чтение стихотворения по ролям.
По количеству учащихся в классе дети разбиваются на три группы: одна из них — «артисты», вторая — «зрители» и третья — «критики». После выступления «артистов» «зрители» им аплодируют, а «критики» оценивают выступление — удалось ли участникам сценки передать то многогранное настроение, о котором шла речь на предыдущем уроке. Затем группы меняются своими функциями: «зрители» становятся «критиками», «критики» — «артистами», а «артисты» — «зрителями» и т. д.)
-А чье чтение вам понравилось больше? Почему? ( для зрителей) Что при чтении не удалось передать чтецу? (для критиков) Личностные:
-сформировать потребности в самовыражении и самореализации.
Регулятивные:
-выделение и осознание качества и уровня усвоения темы.
8.Этап обобщения Давайте вспомним стихотворения, при чтении которых вам было весело или грустно.
На слайде: названия стихотворений. Дети читают название и вспоминают настроение.
-Ребята попробуйте вывести второй секрет художественных книг и вспомнить и повторить первый. Ответ на эту задачу мы можем найти на странице учебника 112 ( Вот мы с вами узнали секреты художественных книг. Авторы могут нарисовать словами все, что их окружает.(Первый секрет)
Авторы могут передавать настроение (Второй секрет) Личностные:
-самостоятельное определение качества своей работы;Коммуникативные:
-слушать и понимать речь других.
9. Итог урока. Рефлексия.
- Ребята, мне было очень приятно с вами работать, а вам?
- Что интересного и нового узнали сегодня?
- Ребята, если вам понравился сегодняшний урок, поднимите ручки и улыбнитесь мне, а если нет, закройте голову руками, вот так (показываю).
А когда вернетесь домой, расскажите маме все интересное, что вы узнали на уроке.
Спасибо за урок, до свидания! Личностные:
-самостоятельное определение качества своей работы на уроке;
-принятие целей урока.
Коммуникативные:
-слушать и понимать речь других;
-принимать позиции других людей.
1 чтец. Ух, жарко!..
2 чтец. До полдня грибы собирали.
3 чтец. Вот из лесу вышли —
Автор. навстречу как раз
Синеющей лентой, извилистой, длинной,
Река луговая:
4 чтец. спрыгнули гурьбой,
Автор. И русых головок над речкой пустынной
Что белых грибов на полянке лесной!
Река огласилась и смехом, и воем:
5 чтец. Тут драка — не драка, игра — не игра...
Автор. А солнце палит их полуденным зноем.
6 чтец. Домой, ребятишки! обедать пора.
Автор. Вернулись.
1 чтец. У каждого полно лукошко,
Автор. А сколько рассказов!
2 чтец. Попался косой,
3 чтец. Поймали ежа,
4 чтец. заблудились немножко
5 чтец. И видели волка... у, страшный какой!
Автор. Ежу предлагают и мух, и козявок, (автор)
6 чтец. Корней молочко ему отдал свое —
1 чтец. Не пьет!
Автор. отступились...