Конспект непрерывной образовательной деятельности по составлению рассказа о зиме с элементами ТРИЗ в средней группе

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида №108










Конспект
непрерывной образовательной деятельности
по составлению рассказа о зиме с элементами ТРИЗ
в средней группе.








Составила воспитатель
Мартыновская Светлана Николаевна.





















Ноябрь 2016г.
Цель: Развитие воображения, творческой речевой фантазии.
Задачи:

1.Образовательные:
Систематизировать представления детей о сезонных изменениях в природе и в нахождении противоположных понятий через сравнение сезонов зимы и лета; в подборе прилагательных  (признаков зимы) с опорой на зрительные ориентиры;
Развивать умение самостоятельно составлять рассказы, используя схему, с опорой на иллюстрации. Закреплять навыки составления рассказа из простых распространенных предложений с опорой на наглядность.

2.Развивающие: Развивать творческую фантазию через ТРИЗ – игру «Хорошо-плохо», ТРИЗ – упражнение «Фантастические гипотезы». Формировать основы логического анализа в категориях противоречивости (умение выделять в предметах положительные и отрицательные стороны) и сравнения.

3.Воспитательные: Воспитывать умения выслушивать сверстников, радоваться успехам других

Интеграция образовательных областей: Речевое развитие. Познавательное развитие.

Атрибуты:
1.Демонстрационный материал: игрушка – медведь, схема рассказа о зиме, иллюстрации на тему «Зима»

Предполагаемое время – 20 мин.

Предшествующая работа:
Социально – коммуникативное развитие
1.Разучивание игры из цикла «Утро радостных встреч» «Здравствуйте»

Познавательное развитие
1.Рассматривание иллюстраций и репродукций картин на темы: «Зима», «Лето».
2.Беседа: «Как животные к зиме готовятся»

Речевое развитие
1.Д.И. «Что бывает» 
2.Д.И. «Какой, какая, какие»
3.Отгадывание загадок о животных, о признаках зимы.
4.Д.И. по ТРИЗ «Хорошо – плохо» (разнообразное содержание)

Художественно –эстетическое развитие
1.Разучивание В. Орлов «Почему медведь зимой спит».
2.Чтение сказок «Зимовье зверей», «Заюшкина избушка»
3.Чтение стихотворений:Я. Аким. «Первый снег»; С. Есенин. «Поет зима аукает...»; Н. Некрасов. «Не ветер бушует над бором...» (из поэмы «Мороз, Красный нос»); И. Суриков. «Зима».

Физическое развитие
1.Разучивание физ. минутки «Солнце землю греет слабо».



Индивидуальный подход: Сильные дети составляют весь рассказ, дети среднего и слабого уровня составляют часть рассказа.





Ход:

Организационный момент.

Дети заходят в группу, их встречает воспитатель.
Воспитатель: - Ребята, давайте поздороваемся через игру «Здравствуйте»!
Дети:
Здравствуй, солнце! (очерчивают круг над головой обеими руками)
Здравствуй, небо! (поднимают обе руки вверх)
Здравствуй, вся моя Земля! (руки на поясе, повороты туловища вправо и влево)
Мы проснулись очень рано, (потягивание)
И приветствуем тебя! (наклон туловища вперед, руки разводят в стороны)

Воспитатель: - Прислушайтесь, по-моему, кто-то сопит за дверью, пойду посмотрю. Воспитатель выходит в коридор и заходит с корзинкой, в которой спрятан игрушечный медвежонок.

Воспитатель: - Ребята, послушайте загадку и отгадайте, кто к нам пришел.
Летом ходит без дороги возле сосен и берез, А зимой он спит в берлоге, от мороза прячет нос. (Медведь)
Воспитатель: - А что делают медведи зимой? (Ответы детей.)
Воспитатель: - Медвежонок, а ты почему еще не спишь?
Воспитатель от имени медвежонка:- Я не знаю что такое зима, очень хочу узнать, мама уснула и не успела мне рассказать, вот я и пришел к вам, вы ведь знаете, что такое зима?
Воспитатель: - Ребята расскажем медвежонку про зиму?
- Садитесь на стульчики, и ты садись, медвежонок и послушай, что дети расскажут о зиме.


II. Основная часть.

1. Игра «Хорошо – плохо» (ТРИЗ)
Воспитатель: - Ребята, за что вы любите зиму, что в ней хорошего?
Предполагаемые ответы детей: - Можно на санках и на лыжах кататься. Можно в снежки играть. Можно крепость из снега строить. Лепить снежную бабу. Наблюдать за снегопадом.
Воспитатель: - Неужели все хорошо зимой? А что плохо зимой?
Предполагаемые ответы детей: - Плохо, когда сильные морозы, можно замерзнуть. Когда гололед можно поскользнуться, упасть и повредить себе что-нибудь. Очень опасно, когда сильные снегопады.
Воспитатель:- Значит, выходит, что зимой тоже есть и хорошее и плохое.

2. Воспитатель: - Ребята, сможете ответить, чем зима отличается от лета?
Сейчас мы поиграем с медвежонком. Упражнение «Противоречия» (ТРИЗ).
Воспитатель:- Медвежонок будет говорить, что бывает летом, а вы ребята, будете называть, что наоборот бывает зимой (на каждый ответ выставляется схема будущего рассказа)
Воспитатель от имени медвежонка: - Летом – небо голубое, чистое, а зимой (небо серое, хмурое).
Воспитатель от имени медвежонка: - Летом идет дождь, а зимой - (идет снег).
Воспитатель от имени медвежонка: - Летом солнце светит и греет, а зимой – (солнце светит, но не греет).
Воспитатель от имени медвежонка: - Летом дует теплый ветерок, а зимой - (дует холодный ветер).
Воспитатель от имени медвежонка: - Летом люди одеты легко, а зимой - (люди одеты в теплую одежду).
Воспитатель от имени медвежонка: - Летом деревья стоят в зеленой листве, а зимой - (деревья стоят голые, без листвы).
Воспитатель от имени медвежонка: - Летом заяц серый, а зимой - (заяц белый).
Воспитатель от имени медвежонка: - Летом медведь бодрствует, а зимой - (медведь спит в берлоге).
Воспитатель от имени медвежонка: - Летом дети катаются на роликах и велосипедах, а зимой - (дети катаются на коньках и санках).

3. Воспитатель выставляет картины зимы.
Воспитатель: - Какое время года на картинах?  - Как вы догадались? (Дети называют, что увидели.)
Воспитатель: - А как можно сказать про зиму, она - какая? (Предполагаемые ответы: морозная, холодная, вьюжная, метельная и т.д.)

4. Воспитатель: - Давайте встанем на ковре и покажем медвежонку зиму.
Физминутка «Солнце землю греет слабо».

Солнце землю греет слабо, (Руки вверх и вниз.)
По ночам трещит мороз, (Руки на пояс, наклоны в стороны.)
Во дворе у Снежной Бабы (Руки на пояс, поворот вокруг себя.)
Побелел морковный нос. (Дети показывают нос.)
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда, (Прыжки на месте.)
Вьюга злится,
Снег кружится, (Дети кружатся.)
Заметает все кругом
Белоснежным серебром. (Имитируют движения руками.)

5. Воспитатель от имени медвежонка: - Ребята, какие вы молодцы! Вы очень многое знаете о зиме. Но мои друзья – медвежата никогда не видели зиму, а я не знаю, как им о зиме  рассказать. Вы ребята, поможете мне?
Воспитатель: - Присаживайтесь на стульчики, поможем медвежонку составить рассказ о зиме. А помогут нам картинки, чтобы мы ничего не забыли.
(На доске - схема рассказа о зиме. 4 ребенка составляют рассказ: 1 – ребенок сильного уровня составляет весь рассказ, 2- ребенок со средним уровнем начинает рассказ, 3 - ребенок со слабым уровнем заканчивает, 4 - ребенок сильного уровня составляет весь рассказ.)
Примерный рассказ детей:
Зимой небо серое, хмурое. Часто идет снег. Солнце светит, но не греет. Дует холодный сильный ветер. Люди одеваются тепло. Деревья стоят голые. Заяц надел белую шубу, теперь лиса и волк не увидят его на снегу. Медведь спит в берлоге. Дети катаются на лыжах, на санках, лепят снеговиков.
Воспитатель анализирует рассказы детей.

6. Воспитатель: - Ребята, что было бы, если бы медвежонок не уснул и остался зимой в лесу?
Придумайте: что могло бы с ним произойти, приключиться; с кем бы он познакомился; кто бы ему помог перезимовать? Об этом расскажите нам. (Упражнение «Фантастические гипотезы» (ТРИЗ)


III. Заключительная часть.

Медвежонок: - Спасибо большое, ребята! Вы мне очень помогли!
- А на память о себе я хочу оставить вам раскраски. Это , она хороший рассказ составила, это , он полными предложениями отвечал и т. д.
Воспитатель: - И тебе спасибо, Мишка, тебе пора в лес, засыпай и спи до весны. Приходи к нам ещё весной.
Медвежонок: - Побегу к маме. До свидания, ребята.