Проблемное обучение на уроках математики.


Проблемное обучение на уроках математики.
Давлятшина Рафиля Мингалеевна
учитель математики
МКОУ СОШ № 24 г.Удачный Мирнинского района РС(Я)

Профессия учителя не имеет предела в совершенстве, хочется объять необъятное. С одной стороны важно, чтобы знания, полученные на уроках, пригодились в жизни, с другой их должно быть достаточно для поступления в вуз. А еще хочется, чтобы на уроках не было пассивных слушателей, а все думали, творили, а учение было бы радостным процессом.
В качестве интегрирующего звена, а также одним из ключевых факторов повышения интереса и мотивации учеников к занятиям математики я открыла для себя личностно-ориентированное обучение. Стержнем в системе комплекса личностно-ориентированных технологий рассматривается технология проблемного обучения, которая основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Дж. Дьюи. Мне близки идеи проблемного обучения, педагогические технологии на основе системы эффективных уроков, педагогика сотрудничества. В течение последних лет я убедилась в возможности использования этой технологии в преподавании математики в 8-х классах по учебнику Макарычева Ю.Н., Миндюк Н.Г., Нешкова К.И., Суворовой С.Б. «Алгебра 8» Я считаю, что главная задача учителя показать значимость математических знаний , показать возможность применения знаний математики в жизни, научить по возможности самостоятельно добывать знания на уроке. Для этого надо разбудить в каждом ребенке природную любознательность сформировать общие умения, постоянно стимулируя познавательную активность и самостоятельность. Хочется чтобы каждый ученик поверил в себя в свои силы и по возможности, чтобы испытывал радость общения, творчества, почувствовал удовольствие от интеллектуального напряжения, ощутил вкус победы. В этом поможет использование проблемного обучения на уроках.
Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную, самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитием мыслительных способностей.
Современная теория проблемного обучения различает два вида проблемных ситуаций: психологическую и педагогическую. Первая касается деятельности учеников, вторая организации учебного процесса. Успех учащегося в самостоятельном решении проблемы зависит «включенность» ученика в проблемы. Недостаточно просто привлечь внимание ученика к вопросу, вызвать интерес нужно пробудить у ученика, потребность думать над проблемой, а значит создать у него особое состояние, которое называют психологи проблемной ситуацией. Что это такое? Это особое психологическое состояние интеллектуального затруднения человека, возникающее в случае, когда последний не может достичь цели (объяснить явление, решить задачу и т.п.) известными ему способами и вынужден искать новые пути. Если это состояние интеллектуального затруднения сопровождается появлением желания разобраться в непонятном вопросе, проблеме, задаче можно говорить о возникновении у человека проблемной ситуации. Создание проблемной ситуации в отличие от ее возникновения имеет отношение к учителю. В ходе обучения можно создать ситуацию затруднения. При этом у ученика потребность разобраться в проблеме может возникнуть и не возникнуть. В последнем случае говорят ученик, созданную проблемную ситуацию «не принял».
Понять природу «запуска» мышления помогает модель зоны ближнего развития, предложенная Л.С. Выготским. У ребенка два уровня развития: актуальный и возможный. Под актуальным развитием понимается уровень, который ребенок достиг в ходе своего развития. Его можно определить с помощью задач, решаемых ребенком самостоятельно. Под уровнем возможного развития, которое определяется с помощью задач решаемых под руководством взрослого или сотрудничества с более развитыми товарищами.
Расстояние между уровнем актуального и возможного развития и является зоной ближнего развития ребенка. Эта зона зависит от интеллекта человека и его творческих возможностей. Интерес новизны возникает только там, где новое может вступить в связь с прошлым опытом, т.е. находиться в зоне ближайшего развития ребенка. Это согласуется с другим важным условием возникновения, у учащегося потребности разобраться в проблеме, о наличии у него определенной базы знаний о поставленной проблеме.
Проблемное обучение активизирует внимание учащихся, способствует сознательному усвоению материала, свободному оперированию полученных знаний развивает самостоятельность, творческую активность, инициативу. Познавательная и самостоятельная деятельность во многом зависит от типа уроков от видов учебной деятельности учащихся работа с книгой, практическая работа, эксперимент, наблюдение, беседа, лекции, диспуты, семинары, где применяются проблемные методы. Я стараюсь, чтобы учащиеся нашей школы получали глубокие знания по математике. Об эффективности работы говорят результаты олимпиад по предмету, поступление учащихся в высшие учебные заведения, где профилирующим предметом является биология.


Заголовок 1 Заголовок 215