Конспект урока в 6 классе: Умножение обыкновенных дробей через проблемное обучение


Конспект урока по математике в 6 классе «Умножение обыкновенных дробей»
Математика. 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций/
И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович. – 14-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2014. –
264 с.: илл.
Цели урока:
Образовательные
формирование умения выполнять умножение обыкновенных дробей;
формирование умений решать задачи, используя умножение обыкновенных дробей.
Развивающие:
развитие умения анализировать, выделять главное;
развитие навыка объяснения своего решения;
развитие самостоятельности;
развитие интереса к математике.
Воспитательные:
воспитание культуры общения, умения слушать друг друга, уважать мнение каждого;
Тип урока: урок формирования нового действия.
Метод урока: проблемный.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, мел, доска.
Ход урока:
Этап урока Деятельность
учителя учащихся
1.Организационный момент.
(1 мин) «Здравствуйте ребята, садитесь. Староста, скажите, кого нет сегодня». Отмечает отсутствующих. Учащиеся приветствуют учителя. Староста говорит, кого нет на уроке.
2.Проверка домашнего задания.
(1-2 мин) «Дома вам необходимо было выполнить упражнения 434, 437(в, г). У кого возникли затруднения? Поднимите руки. Подойдите после урока за консультацией». Поднимают руки, если остались вопросы.
3. Постановка проблемы.
(5 мин) «Обратите внимание на слайд. Необходимо решить вот такую задачу. Кто знает, как ее решить? Давайте решим ее у доски».
Учитель спрашивает желающих или же спрашивает учеников на свое усмотрение.
«Открываем тетради и записываем свое решение. Старайтесь решить это самостоятельно».
«У кого получился другой ответ? Поднимите руки. Кто думает иначе?»
«Давайте повторим правило умножения обыкновенной дроби на натуральное число. Кто может его сказать?»
«А сейчас решим вторую часть задания самостоятельно в тетради.
«Ну что, кто нашел площадь прямоугольника? А почему вы не смогли найти площадь, формулу ее нахождения вы знаете…
Вы столкнулись с какой-то проблемой?
Как вы думаете, нужно ли нам вообще знать, как перемножаются дроби? А почему вы так считаете?
Конечно, нужно. Очень часто приходится иметь дело с вычислениями, где целых чисел нет.
Как вы думаете, какова цель нашего урока?
А что нужно знать для этого?
Ученики поднимают руки.
Ученик выходит к доске и решает задачу. Класс решает в тетрадях.
Учащиеся поднимают руки и отвечают на вопросы, дополняют решение друг друга.
Ученики поднимают руки. Отвечают.
Ученики пытаются решить задание.
Ученики отвечают, что не смогли; не знают, как умножить дробь на дробь.
Ученики отвечают, что нужно.
Аргументируют свои ответы.
«Научиться умножать дроби»
«Правило умножения» или «Формулу»
4. Актуализация знаний (5 мин)
«По традиции проведем математический диктант. Кто пойдет к доске?
А все остальные выполняем задания со слайда самостоятельно в тетрадях. Ответы потом сверим.
«У всех такие ответы? У кого иначе? Поднимите руки. Может кто-то другим способом решал?»
Учитель оценивает работу ученика у доски и ставит отметку в журнал. Учащиеся поднимают руки.
Один ученик решает у доски.
Ученики проверяют свои ответы и обсуждают решение.
5.Изучение нового материала. Решение проблемы
(23-25 мин) «А теперь вернемся к решению нашей задачи.
Необходимо перемножить две дроби, как вы думаете, как это можно сделать?»
Учитель прописывает предложенные решения у доски с комментариями.
«Скажите, что означает черта дроби?
Давайте попробуем по шагам это проделать. Сначала умножим дробь на числитель, а мы знаем правило, как это делать, а потом разделим на знаменатель, что мы тоже умеем делать»
Учитель записывает на доске решение, не выполняя само перемножение в числителе и знаменателе дроби.
«Внимательно посмотрите на получившуюся дробь.
Может кто-то заметил закономерность?
Выскажем предположение о том, как можно умножить обыкновенные дроби. Кто может это сделать? Сформулируем правило умножения?
А теперь откройте учебник на странице 105 и проверьте, верно ли мы сказали правило.
Что еще нам понадобится, чтобы быстрее запомнить правило умножения обыкновенных дробей? Верно. Давайте посмотрим на слайде, как символами можно представить правило и запишем в тетрадь»
(Использована анимация для того, чтобы сначала дети еще раз сказали, как нужно умножить, а только потом по шагам на слайде это демонстрируется).
«Осталось теперь научиться применять эту формулу. Открываем учебник на странице 105 №446.
Под а) мы решим все вместе, а остальные буквы вы пойдете к доске».
(Под б) необходимо обратить внимание на сокращение дробей; под г) – обратить внимание на знак результата; под д) и то, и другое)
«Ребята, в учебнике есть замечание после упражнения, что там сказано? Кто прочитает вслух?» Учащиеся предлагают различные версии.
«Что число, стоящее в числителе, делят на число, стоящее в знаменателе».
Ученики записывают в тетради решение с доски.
Ученики явно заметят закономерность, так как числитель и знаменатель будет разложен на множители, присутствующие в исходных дробях.
Ученики отвечают.
Ученики отвечают и дополняют ответы друг друга.
Сверяют с учебником.
«Формула»
Смотрят на слайд и записывают формулу в тетрадь.
Учащиеся решают в тетрадях.
Читают, что числа, произведение которых равно 1, называются взаимно обратными.
6. Постановка домашнего задания. (1 мин) «К следующему уроку вам нужно выучить правило умножения обыкновенных дробей , читать стр.104-105 ученика и выполнить упражнения 447 письменно и 448 устно» Записывают задание в дневник.
7. Подведение итогов. (2 мин) «Итак, кто подведет итог нашего урока? Чем мы занимались?
Вы сегодня очень плодотворно потрудились Спасибо. Особенно хочу отметить …
Всем спасибо за урок. До свидания!
Поднимают руки. Отвечают.
До свидания!