Конспект интегрированного открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром


Денисенко Ю.В.
Цель:
Развитие познавательной активности детей, художественно-эстетических способностей.
Задачи:
Закреплять и систематизировать знания детей о звездах, созвездиях, солнечной системе, планетах.
Активизировать словарь детей : созвездия, вселенная, Солнечная система, названия планет, созвездий.
Воспитывать чувство гордости за свою страну.
Оборудование:
Плакаты с изображением планет, листы с созвездиями на каждого ребенка; глубокая тарелка, наполненная пшеном (звезды), клей, салфетки на каждого ребенка. Ватман для аппликации.
Ход занятия:
Восп.:- Ребята, вы любите смотреть на ночное небо? Что можно на нем увидеть? (звезды, луну). Давным –давно, когда наши предки жили еще в пещерах, они каждую ночь смотрели на небо и удивлялись, над их головами, в бездонной вышине, сверкали бесчисленные точки. Они исчезали к утру, чтобы появиться следующей ночью. И там, где днем сиял диск Солнца, ночью светила Луна, которая периодически меняла свою форму.(картинка) Сколько на небе звезд? Их несчетное количество. Посмотрите на тарелку, видите, сколько здесь крупинок пшена, вот и столько же звезд на небе и все они рассыпаны по небу. Что представляет собой звезда? Это громадные раскаленные газовые шары, похожие на наше солнце. Они находятся далеко от Земли, поэтому кажутся нам такими маленькими.
-Ребята, а что такое Земля?
Д.: Это планета
-Правильно. Земля –это наш родной дом, а Солнечная система –это город, в которой находится наш дом. В этом солнечном городе есть и другие планеты. Они все объединены в Солнечную систему. Как вы думаете, почему эту систему назвали Солнечной?
Д. :потому, что все планеты вращаются вокруг Солнца. Солнце – это большая горячая звезда, она согревает и освещает планеты.
- Кто знает названия этих планет? (рассматривание плаката). Давайте вспомним названия планет астрономической считалкой:
По луне шел звездочет
Он планетам вел подсчет
Меркурий – раз, Венера- два.
Три- Земля, четыре – Марс.
Пять – Юпитер, шесть – Сатурн.
Семь – Уран, восьмой – Нептун.
Девятый дальше всех Плутон,
Кто не видит – выйди вон.
Звезды очень далеки от нас.
Если до ближайшей из звезд лететь на обычной космической ракете, то на путешествие не хватило бы жизни человека. Тут нужен особый космический корабль – звездолет, который летит с очень большой скоростью.
Ребята, давайте попробуем собрать ракету.
Д/и «Собери из частей».
Во Вселенной все звезды, планеты, двигаются строго по своему пути и не сталкиваются. Слово «космос» обозначает порядок.
Человека всегда интересовал загадочный мир космоса. Есть ли воздух на других планетах, есть ли там животные, растения.
-Ребята, какое живое существо первым побывало в космосе?
Д.: Собаки Белка и Стрелка.
-В космической ракете с названием «Восток», кто первый на планете подняться к звездам смог?
Д.: Ю.А.Гагарин.
-Правильно. 12 апреля 1961 года впервые в мире Юрий Гагарин совершил успешный полет вокруг Земли на космическом корабле. Этим подвигом гордится наша страна. Ребята, каким должен быть космонавт? Я буду называть качества, а вы к каждому моему слову подберите другое слово, обозначающее противоположное качество.
Речевая игра «Скажи наоборот».
Ленивый – трудолюбивый; злой – добрый;
Грустный -веселый; слабый -сильный;
Медлительный – быстрый; неряшливый – аккуратный;
Старый – молодой; нервный – спокойный;
Трусливый – смелый; неуклюжий – ловкий.
Все качества, которые вы перечислили, присущи космонавту.
Физкульминутка.
Мы пойдем на космодром (шагают по кругу)
Дружно в ногу мы идем
Ждет нас быстрая ракета (руки над головой, продолжают шагать)
Для полета на планету.
Отправляемся на Марс (руки в стороны)
Звезды неба, ждите нас.
Чтобы сильным стать и ловким
Начинаем тренировку (остановиться и выполнять движения по тексту)
Руки вверх, руки вниз, вправо – влево наклонись.
Головою покрути и лопатки разведи.
Вправо шаг и влево шаг, а теперь прыжком вот так.
-Когда смотришь на звезды, в голове сами собой рождаются всякие сказки. Звездное небо – это целая книга сказок. - Для того, чтобы ориентироваться в звездном небе, люди дали имена некоторым самым ярким звездам и объединили звезды в созвездия, которые можно сравнить с изображением предметов и животных. Но не всегда созвездия похожи на предметы и фигуры птиц и животных, именами которых они названы.
В древности люди верили в богов, живущих на небе. Самым главным из них был бог Зевс. А самой красивой была богиня Гера. Про это созвездие люди придумали сказку. В семье одного царя родилась дочь по имени Каллисто, когда она выросла, то стала красивее самой богини Геры. И тогда богиня рассердилась на нее и превратила красавицу в безобразную медведицу. Жалко стало богу Зевсу Каллисто, он взял ее на небо и превратил в созвездие. Но поднимал он медведицу за хвост, и поэтому она оказалась хвостатой. Хотя созвездие больше похоже на ковш, а не на медведя. (Показ картинки созвездия).
А в малую медведицу богиня Гера превратила любимую служанку Каллисто. В созвездии Малой медведицы самая яркая звезда –Полярная. Она находится на самом конце ручки ковша. Это звезда – компас, потому что она как стрелка на компасе всегда находится на севере. Это важно для моряков, чтобы не заблудиться во время плавания.
-А хотите еще услышать интересную сказку?
В далекой стране жили царь и царица. У них была дочь –прекрасная Андромеда. (Показ созвездия). Царица очень гордилась своей дочерью и говорила, что она самая прекрасная. Морские красавицы услышали об этом и обиделись. Они попросили своего отца приковать Андромеду цепями к скале и отдать на съедение страшному морскому чудищу. чудовище уже собиралось съесть девушку, но в это время появился непобедимый герой Персей. (Показ иллюстрации). Он разрубил мечом цепи и спас Андромеду.
Вот такие интересные сказки. Ребята, как вы думаете, для чего нужны звезды?
Д.: Они указывают путь, украшают небо, для ученых звезды – это тайна, которую нужно разгадать.
-Ребята, я надеюсь, что когда вы вырастете,то откроете новую планету, звезду или разгадаете какую -нибудь космическую тайну.
А сейчас я вас приглашаю за столы, чтобы доделать нашу карту созвездий.
Над Землёю ночью поздней,
Только руку протяни,
Ты ухватишься за звёзды:
Рядом кажутся они.
Можно взять перо Павлина,
Тронуть стрелки на Часах,
Покататься на Дельфине,
Покачаться на Весах.
Над Землёю ночью поздней,
Если бросить в небо взгляд,
Ты увидишь, словно гроздья,
Там созвездия висят.Руки вверх, в стороны вниз
потянулись руки вверх
руки в кулачки сжимать
Руки перед глазами
ноги вместе, руки вверх, покачаться
наклон вниз, руки машут тик-так
присесть руки вперед
Ноги на ширине плеч, руки в стороны покачаться
руки вниз, поднять голову вверх
потянулись вверх, руки вверх
Руками берем созвездия