Конспект открытого занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром Животные Крайнего севера.



Конспект
открытого занятия
в старшей группе
по ознакомлению
с окружающим миром
«Животный мир Крайнего севера»

Воспитатель
МБОУ «Семибугровская ООШ»
Утепбергенова Р.Ж
«Животный мир Крайнего севера»
Конспект занятия в старшей группе
Цели:
познакомить детей с особенностями природы крайнего севера;
расширить представления детей о внешнем виде, жизни, повадках животных севера;
воспитывать любознательность, интерес к разнообразию природного мира;
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация»,
Содержание организованной деятельности детей
Воспитатель: Ребята, сегодня Я предлагаю вам отправиться в путешествие туда, где царство холода, снега и льда, в Арктику. Но прежде, чем пустится в путь, мы должны узнать, в какой точке земного шара находится это необыкновенное место. (показ на глобусе Арктики).
Арктика находится на севере земного шара в центральной части Северного Ледовитого океана.
Воспитатель: А как Вы представляете себе Арктику? Правильно там очень холодно. Ребята как вы думаете что нам понадобится для путешествия в холодную Арктику. (ответы).
Воспитатель:Как вы думаете среди льдин и снега могут ли расти деревья и кустарники? (ответы детей). А как вы думаете почему? Может кто то думает иначе? Правильно, молодцы! Из растений на скалистых островах могут расти редкие травы, мхи, лишайники; кустарников и деревьев нет так как там слишком холодно .Воспитатель: А теперь посмотрите на эту картинку и назовите что лишнее... (на доске картинки зимней и летней одежды, дети должны выбрать правильно одеждуИтак, давайте мы оденем на себя одежду и отправимся в путь.(имитация одевания с соблюдением последовательности). Все готовы?
Воспитатель:
Мы садимся в самолёт.
Отправляемся в полёт (дети имитируют полёт на самолёте)
Тут – стоп, поворот:
Сядем мы на теплоход.
Теплоход плывёт -
Нас в Арктику везёт. (имитируют передвижение на пароходе)
Воспитатель: Ну вот, ребята, мы с вами и на месте. Кругом большие льдины, плавают айсберги. Каких животных мы можем встретить здесь в таких суровых условиях?(ответы детей)
Воспитатель: Молодцы!
Я Вам сейчас буду загадывать загадки об обитателях Арктики и вы попытайтесь отгадать ее.
Словно царскую корону,
Носит он свои рога.
Ест лишайник, мох зелёный.
Любит снежные луга (Северный олень)
Воспитатель: Северный олень приспособился жить в столь суровом крае. Питается мхом, лишайником, травой. У северного оленя густая шерсть и толстый слой жира под кожей, что помогает ему жить в таком холоде.
Сев на ледяную глыбу,
Я ловлю на завтрак рыбу.
Белоснежным я слыву
И на Севере живу.
А таежный бурый брат
Меду и малине рад. (Белый медведь)
Воспитатель: Белый медведь дикое хищное животное. Питается рыбой, моржами. У него широкие могучие лапы, которые позволяют ему не только передвигаться по суше, но и в воде. Белый медведь – очень хорошо плавает и ныряет. Несмотря на то, что вода в северных морях очень холодная, медведь может находиться в ней очень долго и проплывать большие расстояния потому, что под кожей у него толстый слой жира, который не позволяет замёрзнуть.
Растянулся среди льдин
Толстокожий господин.
В холодину, братцы,
Лезет он купаться.
Проведя в воде часы
Вылез он на льдину,
Важно фыркает в усы,.Чешет ластой спину.
Важен, грозен, толстокож
Господин усатый (Морж)
Воспитатель: Морж - крупное хищное животное. Питается рыбой, охотясь в на неё в море. Посмотрите, ребята, у него нет лап, а есть ласты. Морж прекрасный пловец, не смотря на то, что выглядит неуклюжим и неповоротливым на суше. Его огромные бивни помогают ему не только обороняться от врагов, но и с помощью них он выбирается на сушу.
Воспитатель: В Арктике очень холодно, я замёрзла, а вы? Предлагаю погреться. (Проводится физкультурная минутка)
Физкультурная минутка «Кто на севере живет»
По ледяной пустыне (идут по кругу вперевалочку, медленно)
Медведица идет.
За нею медвежата (убыстряют шаг)
Торопятся вперед.
Трещит мороз жестокий (обнимают себя руками)
Повсюду снег и лед. (повороты с вытянутой рукой вправо-влево)
По полынье холодной
За нерпой морж плывет. (идут, делают гребки руками)
Бегут, спешат олени. (руки скрестно над головой – «рога», бегут
Им виден путь едва высоко поднимая колени)
Над ними тихо кружит (бегут маленькими шажками, руки в стороны)
Полярная сова.
Воспитатель:
Что за чудо чудеса
Загорелись небеса
Ой горит пылает пламя
Над сверкающими льдами!
Кто зажег огонь чудесный
Золотой костер небесный
Никого за тучей нет
Это с неба льется свет (северное сияние)
Воспитатель: Ребята, такое явление неживой природы на территории нашей страны можно наблюдать только на Крайнем севере, в Арктике. Скажите, правда похоже на радугу? (ответы детей).
А теперь давайте немного поиграем, игра «Узнай «северные» слова».
Я буду называть слова, а когда среди них встретятся «северные», вы хлопните в ладоши.
Снег, ледник, жара, морж, пустыня, холод, цветок, льдина, лес, морской котик, снежинка, поле, колокольчик, северный олень, северное сияние, радуга, пляж, (молодцы все внимательно слушали)Как вы думаете все ли справились с заданием?
Воспитатель: Ребята я к нашему путешествию подбирала картинки с изображением животных Крайнего севера, но кто то решил подшутить и перепутал картинки добавив туда других животных. Помогите навести порядок и найти северных животных.
Нужно не просто найти одного животного, но и еще рассказать о нем все что запомнили.
Ребята, все ли справились с заданием? Молодцы.
Воспитатель: Ребята нам уже пора возвращаться в детский сад поэтому сначала мы летели, а потом плыли значит чтобы вернутся нам нужно сначала проплыть, а потом полететь на самолете.
Вот мы и добрались, а сейчас давайте вспомним где мы путешествовали. Понравилось ли вам путешествие? Чем вам понравилось? Где находится крайний север? Какое явление природы вы можете наблюдать в Арктике? Какие животные обитают в Арктике? Как вы думаете почему именно эти животные живут в Арктике? Растут ли в Арктике деревья? Почему?
Воспитатель:На предыдущем занятии мы с вами изготовили с помощью бумаги и ваты белых медведей. А теперь оцените наше занятие. Если вам понравилось наше занятие к животным Крайнего севера, то посадите своих медведей на самые высокие льдины. Ну а если не понравилось, то на низкие льдины.
На этом наше занятие подошло к концу. Спасибо всем. До свидание!