Занятие ко дню космонавтики по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе с использованием ТРИЗ


Детский центр «Акварель»
Занятие ко дню космонавтики
по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе с использованием ТРИЗ
Тема: «Большое космическое путешествие»
подготовили воспитатели
Бахарева Юлиана Владимировна
Бездетко Татьяна Михайловна
2016 г.
г. Новосибирск
Тема: «Большое космическое путешествие»
Цель: расширять знания детей о космонавтике и космосе.
Задачи: использовать ТРИЗ технологию, познакомить детей с планетами солнечной системы, кометами и астероидами, рассказать о Белке и Стрелке и о первом человеке в космосе – Ю. Гагарине, рассказать о подготовке к полёту, о космической еде и невесомости.
Оборудование: плакат «Планеты Солнечной системы», скафандры из ватмана по количеству человек в подгруппе, картинки по теме «Космос», звёздочки для награждения, тюбик со сгущенным молоком, одноразовые ложечки, морфтаблица, планшет для составления вопросов, карточки с изображением комет и астероидов.
Ход занятия
Организационный момент.
Воспитатель приглашает ребят выйти из группы в приёмную, чтобы посмотреть свои рисунки и поделки ко дню космонавтики. Напоминает детям, что сегодня 12 апреля – день первого полёта человека вокруг Земли.
–Ребята, мы хотим вас пригласить в большое космическое путешествие. А в путешествие отправятся те, кто ответит на следующие вопросы:
Кто первый полетел из людей в космос? Солнце планета или звезда? Что летает вокруг Земли и может быть полной, неполной или вообще невидимой? Какие планеты вам известны? На чём полетел Юрий Гагарин в космос? Почему после полёта космонавтам тяжело на Земле ходить? Нужны ли космонавтам в полёте ложки и вилки? Какие животные помогли учёным изучать полёты в космос? В каком месяце совершил свой полёт Ю. Гагарин?
(дети, ответившие на вопрос, проходят на стульчики у доски, на ней плакат с планетами солнечной системы)
Повторение планет солнечной системы.
Воспитатель:
–Посмотрите на плакат, кто назовёт звезду нашей системы. (Солнце)
Давайте повторим все планеты солнечной системы с помощью пальчиковой игры:
Андрей Усачев
На Луне жил звездочёт (смотрим в воображаемую трубу)
Он планетам вёл учёт: (пальчиком показываем на планеты по плакату)
МЕРКУРИЙ - раз, (по порядку разгибаем пальцы кулачков)
ВЕНЕРА - два-с,
Три - ЗЕМЛЯ,
Четыре - МАРС,
Пять - ЮПИТЕР,
Шесть - САТУРН,
Семь - УРАН,
Восемь - НЕПТУН,
Девять - дальше всех ПЛУТОН,
Кто не видит - выйди вон!(сначала руками закрываем глаза, потом указательными и средними пальцами показываем шаги по бедру)
Воспитатель:
–Ой, смотрите, какой-то конверт?! (читает)
Это письмо от учёных, в котором содержится просьба сфотографировать кометы и астероиды, чтобы узнать, насколько они далеко или близко от Земли.
–Что ж, нас просят о помощи. Поможем учёным? Мы отправимся в космическую экспедицию. Проходите на медосмотр. Наш врач проверит ваше зрение, мышление и знания.
(подготовлен стенд с иллюстрациями о космосе и дети называют изображение и рассказывают, что им известно)
Дети:
–Это Юрий Гагарин. Он первый полетел в космос.
–Это Белка и Стрелка. Они помогли учёным.
–Это ракета, Восток-1, на ней летал Гагарин.
–Это наша Земля и Луна.
–Это скафандр для космонавта.
–Это космодром.
–Это космонавты в состоянии невесомости.
–Это космическая еда.
–Это космонавты в открытом космосе.
Воспитатель:
–Чтобы полететь в космос, космонавты проходят специальную подготовку в центре по подготовке космонавтов. Сейчас посчитаем наш пульс в покое. Нам нужно укрепить свой организм и поможет в этом весёлая зарядка.
Физминутка(под фонограмму «Если очень захотеть – можно в космос полететь»
дети повторяют ритмичные движения).
Дети считают пульс и сравнивают с нормой для детей за 10 секунд.
Строительство ракеты.
Воспитатель:
– Ребята, мы прошли подготовку к полёту, теперь нам нужно дружно построить ракету.
(дети ставят стульчики друг за другом по два, впереди ставится рисунок ракеты «Восток-1»)
–А без чего космонавт не может лететь, ведь в космическом пространстве нет воздуха.
Дети: без скафандра.
–Надеть скафандры, экипажу занять свои места!
Полёт и выполнение съёмки объектов.
(дети надевают подготовленные из ватмана имитацию скафандров и под фонограмму со звуком взлетающей ракеты «отправляются в полёт»)
–Мы вышли на орбиту и состыковались с космической станцией, можно сделать снимки комет и астероидов. Кометы – это ледяное тело в виде звезды с хвостом. Астероид – это космическое тело, в виде огромного камня. В слоях атмосферы маленькие астероиды сгорают, оставляя огненный хвост.
– Сделайте свои снимки (дети передают игрушечный фотоаппарат друг другу и выполняют «съёмку», воспитатель в это время раскладывает под стульчики иллюстрации комет и астероидов).
–Работа закончена – пора на Землю! (звучит гул ракеты, затем дети снимают скафандры)
Работа с морфтаблицей (ТРИЗ)
Воспитатель:
–Дорогие космонавты, сдайте свои снимки в архив. Чтобы помочь учёным, распределите снимки в соответствии с цветом (верхний ряд занимают карточки с цветами, во второй ряд дети ставят снимки комет и астероидов соответственно цвету), давайте проверим всё ли верно.
Отдых после путешествия.
Воспитатель:
–Спасибо вам за помощь, теперь учёные уверены, что кометы и астероиды пролетят мимо и нашей планете ничто не угрожает! Ребята, после полёта вам нужно отдохнуть. Проходите к доске и садитесь по-турецки, закройте глаза и послушайте спокойную музыку
(в это время воспитатель на доске магнитами прикрепляет картинки двух разных ракет).
–Давайте вспомним стихотворение Юрий Гагарин В. Степанова
Юрий Гагарин В. Степанов
В космической ракете (держат руки над головой, имитируя острый нос ракеты)
С названием «Восток»
Он первым на планете (поднять один палец вверх)
Подняться к звездам смог (тянемся за руками вверх, став на носки). Поет об этом песни (дирижируем руками)
Весенняя капель:
Навеки будут вместе (руки над головой держим в замке)
Гагарин и апрель!
Игра «Найди пять отличий»–Давайте поиграем – возьмите подзорные трубы и найдите отличия у ракет (ТРИЗ – называют объекты, которые отличаются по цвету, размеру, месту нахождения и по количеству).
–А теперь пора подкрепиться, получите космические ложки. Отгадайте, пожалуйста, какая космическая еда в тюбике (тюбик со сгущёнкой заклеен бумагой, имитируя еду для космонавтов).
(ТРИЗ – Технологическая карта по обучению формулировке вопросов)
–Прочитайте вопрос и дайте ответ.
–Какая еда в тюбике по вкусу?
–Еда в тюбике по вкусу похожа на сгущёнку.
–Правильно!
Итог.
Воспитатель:
–Ребята, что мы делали на занятии?
Дети:
–Делали космическую зарядку, летали в космос, фотографировали кометы и астероиды, ели космическую еду, надевали скафандры, играли.
Воспитатель:
–Вы справились с заданием и заслужили звёздочки героев. Сохраните их и вечером расскажете родителям о нашем большом космическом путешествии!