Открытый урок на тему «Оптические разъемы, сростки и пассивные оптические устройства»


Арнайы пәндер оқытушысы/ преподаватель спецдисциплин Ткаченко Н.И. _______________
Ашық сабақ\ Открытый урок
Пәні бойынша\ по предмету: ««Цифрлық және талшықты оптикалық жүйелер»/ «Цифровые и волоконно-оптические системы»
№_ Сабақ\Урок № _ Топ/ Группа С- 3
күні/Дата_____
Сабақтың такырыбы\Тема: « Оптические разъемы, сростки и пассивные оптические устройства.» Сабақтың түрі:
Тип урока: Урок проверки и оценки знаний.

Вид урока: Урок-беседа.
Сабақтың максаттары/Цели урока:
1.- Әдістемелік/ Методическая:
Учащиеся должны уметь воспроизводить по образцу оптические разъемы, сростки и пассивные оптические устройства.
- Дидактикалық/ дидактическая: объяснить назначение, классификацию, конструкцию оптические разъемы, сростки и пассивные оптические устройства.
2. Дамытушылық\развивающие
- развивать учебно-организационные умения, навыки(работа с книгой, постановка цели и задач, умения планировать свой труд)
3. Тәрбиеліқ\воспитательные
- направленные на воспитание личностных качеств: стремление к самообразованию;
чувств, психоэмоциональных качеств, эстетических взглядов.
Қөрнекі кұрал және техникалық құрал – жабдықтар:
Оборудование и оснащение урока:\
Мультимедийная система (компьютер)
Выносной (настенный) экран.
Компьютерная презентация
Планшет.
Видео.
Методические указания.
Карточки-задания.
Опросно-оценочная карта учащегося.
Межпредметные связи: Линейные сооружения связи. Физика. Схемотехника и радиоэлектроника. Современные виды связи.
Негізгі әдебиет
Основная литература
1.Типовая учебная программа для средних профессиональных учебных заведений. Алматы, 2003
2.Д.т.н., проф. Г.Н. Попов. Телекоммуникационные системы передачи PDH и SDH. Часть II. «Основы построения SDH./Учебное пособие – Новосибирск. Издание «ВЕДИ», 2007. 2-е издание, исправленное и дополненное»
Скляров О. К.
«Волоконно-оптические сети и системы связи»: Учебное пособие. 2-е изд., стер. — СПб.: Издательство «Лань», 2010. — 272 с.: ил. — (Учебники для вузов. Специальная литература).
Қосымша әдебиет
Дополнительная литература
Р Фриман «Волоконно-оптические системы связи» перевод с английского. Под редакцией Н.И. Слепова. «Техносфера». Москва 2003г.
Эйрих, Боженко «Цифровые и волоконно-оптические системы передачи» «ФОЛИАНТ» Астана 2010г.
Заславский К.Е..Учебное пособие. Волоконно-оптические системы передачи. Часть 3.-Н.:СибГАТИ, 1997 –61с.
Самоанализ открытого урока
по дисциплине «Цифровые и волоконно – оптические системы»
Дата проведения________
Группа С- 3
Ф.И.О. преподавателя Ткаченко Николай Иванович
Количество учащихся по списку –
Количество присутствующих –
Место проведения – каб№ ___
Тема:«Оптические разъемы, сростки и пассивные оптические устройства »
Цель: Учащиеся должны уметь воспроизводить по образцу оптические разъемы, сростки и пассивные оптические устройства
Тип урока: Изучение нового материала.
Методы и формы обучения: В ходе занятия были использовоны методы: – взаимопроверка; - поисковая беседа; -объяснительно-иллюстративный ; - репродуктивный. Все методы способствуют развитию навыков креативного мышления и усвоению учащимися нового материала. Урок построен в соответствии с програмными требованиями в технологии проблемно-диалогического обучения с использованием приёмов развития критического мышления учащихся.
На сегодняшний день современный урок не мыслим без «тактики сотрудничества: ученик-преподаватель-ученик», что было продемонстрировано в ходе данного занятия. Такая форма повышает мотивацию учения, эффективность и продуктивность деятельности педагога, обеспечила работу всей группы, позволила учащимся раскрыть свои способности, «раскрепостить» их мышление.
Проверка домашнего задания проходила в виде теста, которая способствует выработке навыков контроля усвоения материала у обучающихся. Была проведена поисковая беседа при актуализации знаний обучающихся. Данный метод позволяет настроить обучаемых на качественное усвоение нового материала. На этапе изучения нового материала применён метод –«объяснительно-иллюстративный». Цель метода – восприятие и запоминание информации. На занятии использовались формы проверки знаний у обучающихся: - фронтальная; - индивидуальная; - работа в малых группах(парах). В ходе заняти использовались мультиедийные средства обучения, рабочая техдокументация, слайды, технические средства обучения. Активность учащихся была на высоком уровне (около 100 процентов); обусловлена тем, что структура урока, его содержание, методы и приёмы обучения соответствовали данному типу урока. Всё что планировалось, было усвоено учащимися. Результаты оптимальны. Урок поставленной цели достиг.
Изложение нового материала начиналось с объяснения содержания новой темы, увязки с ранее пройденным материалом. На уроке решались задачи: - образовательные; - воспитательные; - развивающие.
Первичное закрепление знаний является, как правило, обязательной частью урока. Оно стимулировало мыслительную деятельность учащихся. Закрепление материала шло в форме беседы(преподаватель задавал вопросы практического характера, давал задание и предлагал обнаружить возможные ошибки и пути исправления ошибок). При закреплении пройденного материала учащиеся самостоятельно работали с карточками-заданиями. При проверке преподаватель выяснил, насколько правильно они поняли новый материал, указал на допущенные неточности; показал пути решения. При этом использовались фрагменты видео. Кабинет подготовлен к проведению занятия -мультимедиа, видео, учебная доска, мел, раздаточный материал , карточки-задания. Выделен объект прочного усвоения, т.е. из всего расказанного ясно и чётко выделено главно, чтобы обучаемые не потерялись в объёме второстепенного. Домашнее заданиие было выдано в устной форме с записью на доске мелом. Цель его – закрепить знания учащихся путём организации самомтоятельной работы во внеурочное время. Преподаватель объяснил учащимся способы выполнения домашнего задания и определить материал для конспектирования из учебника.
Психологическая атмосфера на уроке поддерживалась на должном уровне(творческая), так как преподаватель путём правильной организации занятия – по этапам, с закреплением, работы (индивидуально и «в парах»). На занятии удалось реализовать все поставленные задачи урока.
Контроль усвоения знаний: была организована самомтоятельная работа по индивидуальным заданиям. Результаты работы были оценены. Преподаватель аргументировано подвёл итог, на основе вклада каждого учащегося.
Главная цель проведённого занятия: Сформировать у учащихся устойчивые знания о оптических разъемах, сростках и пассивных оптических устройствах.
Преподаватель:_________ Н.И. Ткаченко
Схема самоанализа урока
Какого место данного урока в теме, разделе, курсе? Связан ли он с предыдущими, на что в них опирается? Как этот урок работает на последующие уроки? В чём его специфика?
Какова характеристика реальных учебных возможностей обучающихся данной группы? Какие особенности студентов были учтены мною при планировании урока? Опиралась ли на диагностику общеучебных специальных умений?
Какие задачи я решаю или решала на уроке:
- образовательные;
- воспитательные;
- развивающие?
Почему выбранная структура урока была рациональна для решения этих задач? Рационально ли выделено время для опроса изученного нового материала, закрепления, разбора домашнего задания (если урок комбинированный)? Существовала ли логическая связь мезжду различными этапами урока.
На что делается главный акцент на уроке и почему? Выделен ли объект прочного усвоения, т.е. из всего расказанного ясно и чётко выделить главное, чтобы дети не потерялись в объеме второстепенного?
Какое сочетание методов обучения выбрано для раскрытия главного материала? Дайте обоснование выбору методов обучения.
Какое сочетание форм обучения было выбрано для раскрытия нового материала и почему? Необходим ли дифференцированный подход к обучающимся ? Что положено в основу дифференциации? Что дифференцировалось: только объем, или только содержание, или степень помощи, оказанной учащимся или всё в совокупности?
Как был организован контроль усвоения знаний, умений, навыков студентов? В каких формах и какими методами он осуществлялся?
Как использовался на уроке учебный кабинет? Целесообразно ли использовались средства обучения?
За счет чего погддерживалась высокая работоспособность учащихся в течении всего урока?
За счет чего на уроке поддерживалась психологическая атмосфера, в чем конкретно проявилась культура вашего общения с группой? Как преподаватель поведет себя в критической ситуации? Как было реализовано воспитательное влияние личности преподавателя?
Как и за счет чего обеспечивались на уроке рациональное использование времени, предупреждения перегрузки?
Какие бвли продуманы запасные ходы для непредвиденной ситуации? Были ли предусмотрены иные методические варианты проведения урока?
Удалось ли полностью реализовать все поставленные задания? Если не удалось, то почему? Какие? Когда планируем выполнение нереализованных заданий?
САБАҚТЫН ҚУРЫЛЫМЫ
СТРУКТУРА УРОКА
ЭТАПЫ УРОКА ЗАДАЧИ ЭТАПА СОДЕРЖАНИЕ ЭТАПА СРЕДСТВА МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ
1
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ 1.Заполнить учебный журнал.
2.Проверить посещаемость учащихся.
3. Проверить готовность учащихся к уроку Заполнение журнала, отметка отсутствующих в учебном журнале ВзаимообщениеСловесный
2
ФОРМУЛИРОВКА ТЕМЫ, ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ УРОКА Мотивация и стимулирование познавательной деятельности при подготовке к уроку Сообщение темы и целей урока Мультимедийный проектор Репродуктивный
3
Актуализация знаний по теме:
3.1. Повторение и проверка опорных тем, необходимых для урока Ответить на вопросы:
1.Мультимедийный проектор, плакаты.
1.Фронтальный опрос с использованием слайдов
2.Просмотр видеофильма
3.Практические
4.Наглядный
4
ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧАЕМОГО МАТЕРИАЛА с записью опорного конспекта и первичного закрепления изучаемого материала по теме: «» 4.1.Изложение нового материала с записью опорного конспекта.
4.2. Первичное закрепление знаний.
4.3. Изложение нового материала
4.4.Первичное закрепление знаний 1.
2.
3.
Ответить на вопросы.
- Конструкция главной части.
Работа с карточками. Проверка карточек.
1.Мультимедийный проектор
2. Методические указания
Карточка с вопросами.
Опросно-оценочная карта учащегося
.
1.Мультимедийный проектор
2. Методические указания
1.Мультимедийный проектор
2. Методические указания
3.Карточка с вопросами
4.Опросно-оценочная карта учащегося
Словесный
Наглядный
Работа с методическими указаниями.
Демонстрация слайдов. Словес-ный.Наглядный. Работа с методи-ческими указа-ниями. Работа в парах.
Словес-ный.Наглядный. Работа с методи-ческими указа-ниями.
5
Закрепление материала Закрепить изученный материал Задание –домино.Сопоставьте части схемы и узлы Методические указания Наглядный.Словес-ный6.
Подведение итогов урока Анализ усвоения материала Проанализировать результаты урока.
Выставить оценки в журнал 1.Мультимедийный проектор
2. Методические указания
3.Карточка с вопросами
4.Опросно-оценочная карта учащегося
Словесный. Письменный
Павлодар көлік және коммуникациялар колледжі
Павлодарский колледж транспорта и коммуникаций
Ашық сабақ өткізуінің №_____ хаттамасы
Протокол №___
Проведения открытого урока
Оқытушының А. Ж. Т. / Ф.И.О. преподавателя : Ткаченко Николая Ивановича
Өткізу датасы/ Дата проведения:
Пән/Дисциплина: «Цифровые и волоконно-оптические системы»
Сабақ тақырыбы/ Тема урока: Оптические разъемы, сростки и пассивные оптические устройства.
Материалдар, оқу-әдістемеліқ әдебіет, анықтамалық әдібиет/ Материалы, учебно-методическая литература, справочная литература:
Д.т.н., проф. Г.Н. Попов. Телекоммуникационные системы передачи PDH и SDH. Часть II. «Основы построения SDH./Учебное пособие – Новосибирск. Издание «ВЕДИ», 2007. 2-е издание, исправленное и дополненное»
2. Скляров О. К. «Волоконно-оптические сети и системы связи»: Учебное пособие. 2-е изд., стер. — СПб.: Издательство «Лань», 2010. — 272 с.: ил. — (Учебники для вузов. Специальная литература). 3. Р. Фриман «Волоконно-оптические системы связи» перевод с английского. Под редакцией Н.И. Слепова. «Техносфера». Москва 2003г.
4. Эйрих, Боженко «Цифровые и волоконно-оптические системы передачи» «ФОЛИАНТ» Астана 2010г.
Оқытушының сабаққа дайындыгы/ Подготовка преподавателя к занятию:
-Теориялық оқуды есепке алу журналының бар болуы/наличие чурнала теоретического обучения: Журнал в наличии.
-Сабақ жоспарының бар болуы/наличие плана-конспекта урока: представлен.
- Сабақтын әдістемеліқ дайындагы (көрнекты құралдар нұсқауларжәне т.б.)/ Методическая подготовка урока (наличиенаглядного материала, пособий и т.д.): критерии оценки знаний обучающихся: 1. Компьютер.2. Мультимедийная доска.3.Экран.
4.Тренажер.5.Компьтерная презентация.6.Планшет.7. Методические указания по теме.8.карточки-задания.9. Опросно-оценочная карта учащегося.
Межпредметные связи : Физика,основы радиотехники и антенны.современные виды связи,радиотехника.
Жумыс орның үйымдастыру/ Организация рабочего места:
Для преподавателя – организация индивидуального рабочего места и подготовка к методу фронтального опроса, объяснению материала –Выполнены.
Для учащихся – соответствие оформления кабинета теме занятия, Б и ОТ организация рабочего места учащегося – организовано.
Сабақтың максаттары/Цели урока:
1.- Әдістемелік/ Методическая:
Учащиеся должны понимать использование современных технологий и технических средств обучения для подготовки специалистов, востребованных на рынке труда.
- Дидактикалық/ дидактическая: объяснить назначение, классификацию,конструкцию оптические разъемов, сростков и пассивные оптические устройства.
2. Дамытушылық\развивающие
- развивать учебно-организационные умения, навыки(работа с книгой, постановка цели и задач, умения планировать свой труд).
3. Тәрбиеліқ\воспитательные
- направленные на воспитание личностных качеств: стремление к самообразованию;
чувств, психоэмоциональных качеств, эстетических взглядов.
Сабақ мазмұны/Содержание урока: Преподаватель объявляет цели и задачи урока , проверяет домашнее задание – в форме тестирования, что способствует выработке навыков контроля усвоения материала у обучающихся. Поисковая беседа при актуализации знаний обучающихся, даёт возможность настроить учащихся на усвоение нового материала. Метод «Объяснительно-иллюстративный», применён с целью восприятия и запоминания задания готовой информации. «Репродуктивный метод», использован для выполнения индивидуального задания учащимися по образцу и самим решать в объёме, согласно РУП, КТП познавательные задачи.
Оқытушы жұмысының сипаттамасы, үсыныстар / Характеристика работы преподавателя рекомендации: Преподаватель, ставя перед собой задачи по закреплению пройденного материала, по теме : «Оптические разъемы, сростки и пассивные оптические устройства» разработал задания, которые способствовали успешному усвоению учебного материала. Прреподаватель способен создать на уроке рабочую обстановку, которая воспитывает серьёзное и ответственное отношениек избранной срециальности. Все полученные знаия могут быть использованы в практической деятельности. Эффективно, на должном уровне, объяснялся учебный материал в виде иллюстраций.
Сабақты талдау, корытынды жасау / Анализ урока и выводы: План урока, ход занятия четко структурированы по основным методологическим принципам. Определена и гармонично найдено соотношение между фундаментальной и прикладной частью темы занятия. Внимания, заслуживает проведение поисковой беседы, что способствовало успешно завершить боъяснение материала .Итоги проведённого занятия показали всокий профессиональный уровень преподавания, умении повысить мотивацию обучающихся при изучении учебного материала, что в свою очередь повышает качество учебного процесса.
На всех этапах занятия использовались технические средства, ТОК как средство применения информационных технологий обучения в процессе развития творческого мышления.
Сабақка катыскан тулгалар/ лица, посетившие занятие:
№ А.Ж.Т./Ф.И.О. Лауазымы/ должность Колы/ Подпись
1. Алпыспаева М.Ж. Методист 2. Бралинова С.О. Зав. Отделения 3. Зинченко Е.С. ПЦК отделения 4. Сербен М.А. Преподаватель спецдисциплин5. Волченко Л.Я. Преподаватель спецдисциплинПредседатель ЦМК «Радиоэлектроника и связь» __________Е.С. Зинченко