Урок литературы. А.Блок. Проблематика и поэтика поэмы Двенадцать


Министерство образования и науки Челябинской областигосударственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Челябинский государственный промышленно-гуманитарный техникум имени А.В. Яковлева»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
УРОКА
по дисциплине «Литература»
для специальности: 230103.04 «Наладчик программного и аппаратного обеспечения»
Тема: А.Блок. Поэт и революция. Проблематика и поэтика поэмы «Двенадцать»

Разработчик: Лавриненко С.Ф,
преподаватель ГБПОУ «ЧГПГТ им. А.В.Яковлева»
2015

Тема занятия
А.Блок. Поэт и революция. Проблематика и поэтика поэмы «Двенадцать»
Тип урока:
Урок совершенствования знаний, умений и навыков
Вид: Урок – беседа
Цели:
1. Дидактические:
- закрепление и систематизация знаний по творчеству писателя;
- показать полемический характер поэмы А. А. Блока «Двенадцать», её художественные особенности;
- повторение понятий: стиль, жанр, композиция, символ.
2. Развивающие:
- развитие умения анализировать поэтический;
- совершенствовать выразительное чтение;
- совершенствовать умение студентов делать самостоятельные выводы после знакомства с произведением поэта.
3. Воспитательная:
- воспитание интереса к творчеству А. А. Блока, к русской литературе.
Формирование общих компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2.Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и
способов ее достижения, определенных преподавателем.
ОК 3. … анализировать рабочую ситуацию, итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения учебных задач.
Средства обучения:
ТСО: экран, проектор, компьютер.
Учебно-наглядные пособия: текст поэмы «Двенадцать»; иллюстрации к поэме; различные издания поэмы «Двенадцать», учебники.
ЦОР: презентация по теме занятия.
Эпиграфы (отзывы о поэме)
1. «Двенадцать» - первая крупная русская поэма, в которой народ выступает как творец истории… Благодаря своей социальной значительности и художественному совершенству поэма принадлежит к вершинам русской литературы…» (Из учебника «Русская советская литература», 1983)
2. «Блок вторично распял Христа и еще раз расстрелял государя». (Н.Гумилев)
3. «Блок честно и восторженно подошел к нашей великой революции, но тонким, изящным словам символиста не под силу было выдержать и поднять ее тяжелые, реальнейшие образы… Блок надорвался». (В.Маяковский)
Методы: репродуктивный, поисковый и частично исследовательский методы работы, метод творческого чтения, метод художественной интерпретации, метод самостоятельной работы.
Методические приемы:
подбор материала из произведения и других источников, монологический рассказ по предложенному плану, анализ образа-персонажа, эпизода, слушание, беседа и учебный диалог, рассматривание иллюстраций, выразительное чтение, комментирование, постановка учебной проблемы.
Формы работы обучающихся: индивидуальные, групповая, фронтальная.

Информационное обеспечение обучения:
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:
1. Блок А. А. Стихотворения. Поэмы / А. А. Блок. – М.: Советский писатель, 1982. – 506с.
2. Долгополов Л. К. Александр Блок: Личность и творчество / Л. К. Долгополов. – Л.: Наука, 1980. – 246с.
3.Егорова Н. В., Золотарёва И. В. Поурочные разработки по русской литературе ХХ века. 11 класс. – М.: ВАКО, 2002 год. – 304 с.
4. Ломтев С. В., Терновский А. В. А. А. Блок. Стихотворения. Поэма. – М.: Дрофа, 2001. – 208с.
5.Русская литература ХХ века. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / Л. А. Смирнова, О. Н. Михайлов, А. М. Турков; Под ред. В. П. Журавлёва. – М.: Просвещение, 2005. – 399с.
6.Турков А. М. Александр Блок / А. М. Турков. – М.: Просвещение, 1981. – 280с.
4.http://www.russofile.ru
5.http://www.litera.ru/stixiya/articles/18.html
6.http://www.kostyor.ru/biography/
7.http://litera.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=12446&ob_no=12720
8. http://www.peoples.ru/art/literature/poetry/oldage/blok/

Структура и ход  урока
№ Этап Цель Деятельность преподавателя Деятельность
обучающихся Результат
I Вводная часть
1.1 Организационный момент
Проверить готовность студентов к уроку;
организовать группу к восприятию материала. Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку; отмечает отсутствующих; организует внимание и внутреннюю готовность всей группы. Приветствуют преподавателя, проверяют наличие необходимых принадлежностей для работы на уроке. Настраиваются на урок. Готовность группы к работе; быстрое включение студентов в деловой ритм; организация внимания всех.
1.2 Целевая установка - Определить цели и задачи урока; создать мотивацию учебно-познавательной деятельности Сообщает тему урока; формулирует цели. Сообщает значимость для студентов нового учебного материала. Дает обоснование студентам, чему они должны научиться в ходе урока, какими умениями должны овладеть.
Слайд 1,2 Осмысливают цели и задачи урока, план работы. Формулируют тему. Записывают ее в тетрадь. Записывают эпиграф (любой по выбору) в тетрадь и вопросы, поставленные учебной проблемой:
- почему именно эти слова взяты в качестве эпиграфа к уроку Понимание студентами способов действия и получения знаний по теме.
1.3 Актуализация знаний Актуализировать знания: вспомнить материал предыдущего урока, ликвидировать пробелы в знаниях и установить связь с новой темой
Вопросы акцентированы к группе слабых обучающихся с той целью, чтобы более сильные всегда могли дополнить ответ своих товарищей, что позволяет активизировать группу и получить глубокий и полный ответ на вопросы.Вопросы.
Какой видит Блок Россию?
Какое будущее ожидает ее?
Что тревожит поэта?
В случае необходимости учитель дополняет. Задает наводящие вопросы (в зависимости от ситуации).
Слайд 3. Устно отвечают на вопросы, используя знания по истории и по творчеству писателя, дополняют.
Актуализированы знания;
углубили знания, получили эмоциональный настрой на восприятие нового.
Психологически готовы к уроку.
2. Основная часть 2.1 Этап закрепления и систематизации знаний
(Обсуждение вопросов беседы. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1) Выявить уровень владения навыками самостоятельной работы с учебником, текстом и другими источниками по заданной теме; закрепить, систематизировать и углубить знания.
(Формирование ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и
способов ее достижения, определенных преподавателем; ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения учебных задач).(ОК 3. Анализировать ситуацию,
ответственность за результаты своей работы) Организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся; руководит процессом, активизирует деятельность, наблюдает, организует виды деятельности, задает дополнительные вопросы, предлагает обратиться к тексту, напоминает о поставленной учебной проблеме Отвечают на вопросы, слушают, делают пометки в конспекте, дополняют ответы, работают с текстом, воспроизводят содержание произведения, читают эпизоды, анализируют; делают выводы, высказывают и аргументируют свою точку зрения, вступают в дискуссию. Выявлен уровень владения навыками работы с разными источниками и усвоения программного материала
2.2 Самостоятельная работа. Тест по творчеству Блока (ПРИЛОЖЕНИЕ 2) Проверить усвоение материала, определенного программой и Стандартом Организация самостоятельной работы студентов Выполнение тестовых заданий Выявлен уровень знаний обучающихся по теме.
2.3 Выдача домашнего задания Осознание обучающимися содержания и способов выполнения домашнего задания Сообщает и поясняет домашнее задание. Письменно ответьте на один из вопросов:
Как в поэме отразилась революционная эпоха?
Зачем в конце поэмы появляется образ Иисуса Христа?
Записывают домашнее задание, уточняют его выполнение Ответ на вопрос
3. Заключительная часть 3.1 Этап
Подведение итогов Оценить достойно работу обучающихся на занятии и при подготовке к нему, уровень их самостоятельности Учитель отмечает серьезную внеаудиторную самостоятельную работу обучающихся, отмечает их активность на уроке, выставляет оценки, комментирует. Слушают. Помогают преподавателю подвести итоги урока За работу дома и на занятии выставлено много хороших и отличных оценок.
3.2 Рефлексия Выяснение отношения студентов к работе на уроке Проводит экспресс-диагностику (ПРИЛОЖЕНИЕ 3) Отвечают на вопросы рефлексии ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Вопросы к беседе
1 глава.
- С чего начинается поэма? Какая картина рисуется?
- Какие временные реалии помогают определить время действия поэмы?
- В 1 главе Блок изображает «старый мир». Кто его представители и как они изображены?
- Кто говорит: «И у нас было собрание…»? (проститутки). О чем они говорят, что обсуждают?
В конце главы возникает образ ЗЛОБЫ (триединство – грустная, черная, святая – почему?) За что злоба, на кого? (на попа).
- От чего должна очистить революция Россию (по статье в хрестоматии, с.221)?
- Чьими глазами мы видим происходящее? Кто дает оценку персонажам? Кто герой поэмы? 12 красногвардейцев? Или еще кто-то?
- Почему это важно
- Есть ли такой рассказчик в поэме? Кто видит заснеженный ночной город, старушку, буржуя, патруль? Кто слышит выстрелы, крики, погоню, разговор Петрухи с товарищами, его исповедь? Можем ли мы говорить об авторском восприятии происходящего?
2 глава.
- Кто ее герои? Как они изображены герои (каким цветом их можно изобразить)? О чем они говорят? Что мы можем сказать о них? Какие чувства вызывают?
- А что означает восклицание «Эх, эх, без креста!» в начале и в конце главы? Без креста - а еще без чего? Без совести, без нравственности, без границ – свобода, свобода от всего.
- Обращался ли раньше Блок к низам общества? (ст. «Фабрика». «Поднимались из тьмы погребов», «Шли на приступ».) Как он относился к ним?
- В кого стреляет ночной патруль?
3 глава.
- Зачем 12 красноармейцев хотят раздуть мировой пожар революции? Возможно ли такое благословение? Не стремление ли это переложить груз ответственности за убийства на духовную власть (да и на советскую тоже)?
4-7 главы
- Кто такая Катька? За что ее убивают? (Да еще приговаривают: «Эх, эх, согреши! // Будет легче для души!»
- Легче убивать будет? А так сомнения в правильности наказания одолевают.)- Какой диалог происходит между героями? Чем он важен для Блока?
- Кто-нибудь из героев осознает, ЧТО они совершили? Переживал бы Петруха, если бы он не любил Катьку?
8 глава
- Какими словами заканчивается глава? О чем это?
- О гибели чьей души говорит поэт? Почему вы так считаете?
9 глава
- Зачем здесь вновь появляется «старый мир» и почему Блок уделяет ему столько места?
11 глава
-Куда идет патруль? «Вдаль» - это куда? В наше время, в будущее? Что они с собой принесли? Нашли они своего врага? А вьюга все «пылит им в очи дни и ночи напролет». Как эта фраза расширяет временные рамки поэмы?
Работа с иллюстрациями. Какая из иллюстраций (Смирнова или Анненского), по-вашему, наиболее точно отражает мировосприятие Блока? Вспомните, в виде какой стихии поэт представлял революцию. Обратите внимание на композицию рисунков, соотношение величины образов; земной шар на штыке, затмение солнца, лица и фигуры героев и пр.
12 глава
- Какие чувства вызывают у вас герои? Но кто же сделал их такими? Кто виноват в их безнравственности?
- Зачем же появляется вдруг (и «вдруг» ли?) впереди красногвардейцев Иисус Христос?
- Сторонники поэмы Блока, и ее ярые противники были единодушны в своем неприятии этого образа в последней строфе. Почему?

ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Тест по произведениям А. А. Блока.
Задание 1.
К какому направлению относится раннее творчество Блока?
а) футуризм;
б) акмеизм;
в) символизм;
Задание 2.
Найдите соответствие стихотворений А. Блока основным мотивам его лирики:
1) мотив мрачной разочарованности; а) «Фабрика»;
2) мотив назначения поэта и поэзии; б) «К Музе»;
3) мотив «страшного мира»; в) «Осенняя воля»;
4) мотив Родины; г) «Я стар душою…»;
Задание 3.
К какому этапу творчества ( «трилогия вочеловечения» ) Блок отнёс цикл «Стихи о Прекрасной Даме»?
а) теза;
б) антитеза;
в) синтез;
Задание 4.
Из какого произведения Блока эти строки?
В синем сумраке белое платье
За решёткой мелькает резной.
а) «Незнакомка»;
б) «В ресторане»;
в) «Соловьиный сад»;
Задание 5.
Цикл стихотворений «На поле Куликовом» является произведением:
а) на историческую тему;
б) о современности;
в) о неразрывной связи прошлого, настоящего и будущего;
Задание 6.
Какой мелодии не слышно в поэме Блока «Двенадцать»?
а) марш;
б) танго;
в) частушка;
г) романс;
Задание 7.
Какие приёмы использует Блок в следующих примерах?
1) «Весенний и тлетворный дух»; а) метафора;
2) «И очи синие, бездонные / Цветут на дальнем берегу»; б) анафора;
3) «Доколе матери тужить? / Доколе коршуну кружить?»; в) оксюморон.
Правильные ответы: 1)в; 2)1-б, 2-г, 3-а, 4-в; 3)а; 4)в; 5)в; 6)б; 7)1-в, 2-а, 3-б.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Экспресс-диагностика.
Тезисы Да Нет
1. Мысли, прозвучавшие на уроке, противоречат моим прежним представлениям.    
2. Понравилась такая интерпретация блоковской поэмы.    
3.Узнал много нового и интересного о жизни и творчестве А.Блока.    
4.Хочу узнать подробнее о творчестве Блока.    
5. Знакомство с этой поэмой может повлиять на мое мировоззрение.    

Информационное обеспечение обучения:
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:
1. Блок А. А. Стихотворения. Поэмы / А. А. Блок. – М.: Советский писатель, 1982. – 506с.
2. Долгополов Л. К. Александр Блок: Личность и творчество / Л. К. Долгополов. – Л.: Наука, 1980. – 246с.
3.Егорова Н. В., Золотарёва И. В. Поурочные разработки по русской литературе ХХ века. 11 класс. – М.: ВАКО, 2002 год. – 304 с.
4. Ломтев С. В., Терновский А. В. А. А. Блок. Стихотворения. Поэма. – М.: Дрофа, 2001. – 208с.
5.Русская литература ХХ века. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / Л. А. Смирнова, О. Н. Михайлов, А. М. Турков; Под ред. В. П. Журавлёва. – М.: Просвещение, 2005. – 399с.
6.Турков А. М. Александр Блок / А. М. Турков. – М.: Просвещение, 1981. – 280с.
4.http://www.russofile.ru
5.http://www.litera.ru/stixiya/articles/18.html
6.http://www.kostyor.ru/biography/
7.http://litera.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=12446&ob_no=12720
8. http://www.peoples.ru/art/literature/poetry/oldage/blok/