Адаптированная рабочая программа по деловому письму для 10 класса


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ г. МОСКВЫ
СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА VIII вида №309
129327,Москва, ул. Коминтерна, д.16, с.1 Тел/Факс: 8-499-184-37-03 ; 8-499-184-39-41; 8-499-185-87-74; Email:sch309@yandex.ru
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДЕЛОВОЕ ПИСЬМО
10 КЛАСС
Учитель Щербакова Т.Н.
2013 г.
Содержание программы:
TOC \o "1-3" \h \z \u I. Пояснительная записка. PAGEREF _Toc183757302 \h 2II. Общая характеристика учебного курса. PAGEREF _Toc183757303 \h 3III. Календарно-тематическое планирование PAGEREF _Toc183757304 \h 5IV. Ожидаемый результат. PAGEREF _Toc183757305 \h 10V. Литература………………………………………………………………………………………12

I. Пояснительная записка.
Обучение учащихся специальной (коррекционной) школы ведется по «Программе специальной (коррекционной) школы VIII вида 5 -9 кл. Сборник 1 под редакцией В.В.Воронковой, М.: Гуман. Изд. центр. Владос, 2001год.

Учащиеся с интеллектуальной недостаточностью испытывают значительные трудности при общении, в работах творческого характера, при оформлении деловых бумаг. Эти трудности являются причиной недостаточной самостоятельности, неумения применять на практике полученные знания.
Учитывая сложный состав учеников специальной (коррекционной) школы, программы по всем учебным предметам указывают на разноуровневые требования к овладению знаниями: 1-й — базовый уровень, 2-й — минимально необходимый. Это дает возможность учителю практически осуществлять дифференцированный подход к обучению ребенка с нарушенным интеллектом.
Целями курса «Делового письма» являются:
Закрепление умения использовать полученные знания в практической деятельности.
Закрепить навык четкого, правильного, логического изложения своих мыслей в устной и письменной форме при написании деловых бумаг: автобиографий, заявлений, объявлений, расписок; заполнение бланков бытового обслуживания, трудового договора и др.
Коррекционные задачи курса:
Тренировка письменной речи как средства социальной и профессиональной компетентности учащихся.
На уроках делового письма решаются задачи социальной адаптации и профессионально-трудового обучения.
Средства связи. Уметь пользоваться услугами различных сервисных служб и служб быта. Уметь вступать в беседу, находить помощь, вступать в социальное взаимодействие. (Бланки, квитанции. Адрес. Имена собственные).
Культура общения. Уметь регулировать меру и тип взаимоотношений, уметь выделять сверстников и общаться с ними, развивать чувство любви и дружбы. (Словарь нежных слов. Поздравительные открытки, телеграммы. Юбилей. Торжество. Родственные связи).
Профориентация. Трудоустройство. Формировать навыки, связанные с возможностью получить работу; уметь делать выбор и объяснять его; уметь понять информацию и действовать в соответствии с предъявленными требованиями. (Заявление: на получение документа, на утерю документа в милицию. Документы. Бланки и их заполнение. Словарь: паспорт, удостоверение, заявление, личность, гражданин, свидетельство о рождении, дата, номер, милиция, паспортный стол. Заявление в ПТУ).
Заполнение анкет. Словарь: ПТУ, трудоустройство, профессия, специальность, выбор, способности, возможности, отдел кадров, администрация, директор, работодатель, хозяин, частное предприятие, приемная комиссия, анкета, рекомендательное письмо.
Объявление. Подходящая работа. Неподходящая работа. Заработная плата. Словарь: квалификация, образование, местонахождение, инвалидность, подросток, несовершеннолетие, перерыв.
Заявление. (о приеме на работу, об увольнении, об очередном отпуске, по повестке в суд, по семейным обстоятельствам). Словарь: трудовая дисциплина, трудовая книжка, трудовой стаж, сберегательная книжка, сберегательный банк.
II. Содержание программы. Содержание программы отобрано таким образом, чтобы закрепить у умственно отсталых учащихся знания, умения и навыки, необходимые в жизни и самостоятельной трудовой деятельности.

Обучение навыков оформления деловых бумаг осуществляется по двум направлениям: учащиеся получают образцы и упражняются в оформлении деловых бумаг (бланки, квитанции, анкеты и т.д.) и в то же время формируются навыки четкого, правильного и логичного изложения своих мыслей (автобиография, расписка, заявление).
Одним из методов обучения остается дифференцированный и индивидуальный подход для компенсации и исправления психофизических дефектов в развитии учащихся.
С целью усиления познавательной мотивации на уроках, на вводных, практических, обобщающих уроках используются цифровые образовательные ресурсы и возможности сети Интернет, слайды, таблицы, схемы, презентации по темам, фотографии, видеосюжеты.
Учащиеся должны знать и уметь оформлять все виды деловых бумаг. В конце каждой четверти спланированы уроки – повторения, на которых рассматривается материал, изучаемый в четверти.
Тематическое планирование
деловое письмо
I ЧЕТВЕРТЬ
10 класс
№ Тема урока Кол.час Дата
1. Речь. Для чего нужна людям речь? Главные члены предложения. 1 3.09.
2. Речь. Как различают формы речи? Предложение просто и сложное. 1 4.09.
3. Речь. Что такое диалог и монолог? Сложные предложения с союзами и-а-но и без них. 1 10.09.
4. Речь. Как вести беседу? Однородные члены предложения с союзом И. 1 11.09.
5. Что такое текст. Обращение. Знаки препинания. 1 17.09
6. Как связать предложения в тексте. Состав слова. Однокоренные слова. 1 18.09
7. Стили речи. Правописание предлогов со словами. 1 24.09
8. Разговорный стиль речи. Различие приставки и предлога. 1 25.09
9. Книжный стиль речи: научный. Сложные слова. Соединительная гласная-0-. 1 1.10
10. Книжный стиль речи: художественный. Сложные слова. Соединительная гласная –е-. 1 2.10
11. Книжный стиль речи: официально – деловой. Части речи. Имя существительное. 1 8.10
12. Жанры деловой речи. Деловое общение. Грамматические категории имени существительного. 1 9.10
13. Собеседование. Заполнение анкеты. Имя существительное. Имя собственное. 1 15.10
14. Ролевая игра. Собеседование при приёме на работу. Существительные единственного числа с шипящей на конце. 1 16.10
15. Контрольный диктант на тему «Сложные слова». 1 22.10
16. Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте. 1 23.10
17. Культура телефонного разговора. Склонение имени существительного в единственном числе. 1 29.10
18. Коммуникативная игра «Алло, здравствуйте!» 1 30.10

II ЧЕТВЕРТЬ
10 класс
№ Название темы Кол. час Дата
1. Деловые бумаги. Заявление. Безударные падежные окончания существительных. 1 14.11
2. Деловые бумаги. Объяснительная записка. Правописание падежных окончаний имён существительных во множественном числе. 1 15.11
3. Расписка. Существительные с шипящей на конце. 1 21.11
4. Доверенность. Имя прилагательное как часть речи. 1 22.11
5. Составление акта, договора. Согласование прилагательных с существительными. 1 28.11
6. Характеристика. Родовые окончания прилагательных. 1 29.11
7. Протокол. Безударные окончания прилагательных. 1 05.12
8. Отчёт. Признак принадлежности у прилагательных. 1 06.12
9. Докладная записка. Склонение прилагательных мужского рода. 1 12.12
10. Объявления: афиша. Склонение прилагательных среднего рода. 1 13.12
11. Объявления: реклама. Склонение прилагательных женского рода. 1 19.12
12. Приглашение. Склонение прилагательных во множественном числе. 1 20.12
13. Поздравление. 1 26.12
14. Обобщающее занятие по теме «Поздравление». 1 27.12
III ЧЕТВЕРТЬ
10 класс
№ Название темы Кол.час. Дата
1. Автобиография. Личные местоимения. 1 16.01
2. Заявление об увольнении с работы. Лицо и число местоимений. 1 17.01
3. Заявление об очередном отпуске. Местоимения 3-го лица единственного числа. 1 23.01
4. Заявление о внеочередном отпуске. Склонение местоимений 1-го лица. 1 24.01
5. Заявление на получение документов при их утере. Склонение местоимений 2-го лица. 1 30.01
6. Анкета. Склонение местоимений 3-го лица. 1 31.01
7. Объяснительная записка. Глагол как часть речи. 1 06.02
8. Объявление о найме на работу. Неопределённая форма глагола. 1 07.02
9. Расписка. Правописание шипящих на конце слова. 1 13.02
10. Виды деловых бумаг: трудовая книжка. Изменение глаголов по временам. 1 14.02
11. Виды деловых бумаг: трудовой договор. Прошедшее время глагола. 1 20.02
12. Квитанции за электроэнергию. Род и число глагола. 1 21.02
13. Речевые обороты приветствия и прощания. 1 27.02
14. Речевые обороты приветствия и прощания. 1 28.02
15. Речевая организация просьбы-согласия-несогласия. 1 06.03
16. Речевое обращение поздравлений и пожеланий. 1 07.03
17. Практическое занятие. Встреча с партнерами. 1 13.03
18. Контрольная работа по разделу речевого этикета. 1 14.03
19. Обогащение словарного запаса фразами. 1 20.03
20. Обобщающее занятие по разделу. 1 21.03
IV ЧЕТВЕРТЬ
10 класс
№ Название темы Кол.час. Дата
1. Оформление официально-деловых документов. 1 03.04
2. Требования к лексико-грамматическому и орфографическому оформлению деловых документов. 1 04.04
3. Как оформить и вести портфолио. 1 10.04
4. Деловая переписка. 1 11.04
5. Деловые письма. Виды писем. 1 17.04
6. Правила оформления конверта и письма. 1 18.04
7. Наш помощник –толковый словарь. 1 24.04
8. Для чего нужны антонимы и синонимы. 1 25.04
9. Построение предложений в тексте. 1 08.05
10. Оформление официально-деловых документов. 1 15.05
11. Требования к лексико-грамматическому и орфографическому оформлению деловых документов. 1 16.05
12. Контрольная работа по пройденным темам. 1 22.05
13. Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. 1 23.05
14. Требования к лексико-грамматическому и орфографическому оформлению деловых документов. 1 29.05
15. Контрольный итоговый диктант. 1 30.05
IV. Ожидаемый результат.Выпускник ГБОУ СКОШ – это социально адаптированный человек, соблюдающий нормы общественного поведения, владеющий коммуникативными навыками. Это профессионально – определившаяся личность с развитыми творческими способностями: личность, умеющая принимать решения с учетом жизненных обстоятельств и реализовывать свои способности наиболее эффективными для себя и окружающих способами, ведущими к постоянному успеху, самореализации и самоактуализации.
1. Осмысленность личной жизни, целеустремленность. Сформированность представлений о смысле жизни, счастье.
Активная профессиональная подготовка.
Стремление к материальному благосостоянию и готовность экономически самостоятельно себя обеспечивать.
Желание создать крепкую, благополучную, счастливую семью.
Понимание жизненной целеустремленности.
2. Мировоззрение Понимание и принятие прав и свобод человека.
Патриотизм.
Правовая культура.
Жизненный социальный оптимизм.
Способность сделать правильный нравственный социальный выбор.
3. Интеллектуальное развитие. Потребность применять знания на практике.
Умение обобщать, анализировать, делать выводы.
Умение и желание организовать себя.
4. Отношение к труду, деятельности, обязанностям. Добросовестность.
Старательность.
Настойчивость.
Самостоятельность.
5. Личностные качества (черты характера). Сознательная дисциплинированность.
Стойкость умение переносить трудности.
Решительность, смелость, умение преодолевать неуверенность, страх.
Честность, правдивость.
Развитие чувства достоинства (самоуважение).
Социально закаленный негативным воздействием социальной среды.
Устремленный к расширению границ своих возможностей, т.е. преодоление собственной ограниченности.
6. Отношение к окружающим. Гуманность, уважение прав, свобод и достоинств других людей.
Бескорыстная забота о других.
Интерес к людям, общительность.
Доброжелательность, склонность не к конфликтам, а к сотрудничеству.
Терпимость, уступчивость.
Умение постоять за себя.
7. Человек – творец самого себя. Объективная самооценка, умение видеть свои недостатки.
«любящий себя» - значит уважающий себя, верующий, в себя, в свое предназначение.
Стремиться к саморазвитию, самовоспитанию, самоизменению.
8. Культура поведения. Умение жить вместе с другими.
Умение контролировать себя
Сдержанность.
Тактичность.
Чувство меры в общении.
Умение соблюдать дистанцию.
Умение приветствовать.
Культура речи.
9. Здоровый образ жизни. Относится к своему здоровью, как к важной личной и общественной ценности.
Знать механизмы и способы поддержания здоровья.
Стремиться к физическому совершенствованию.
Не иметь вредных привычек.
Знать и владеть приемами и способами оздоровления своего организма.
10. Семья, брак, любовь. Отношение к браку как важнейшему жизненному выбору.
Уважительное отношение к женщине, девушке.
V. Учебно-методический комплексУчебники:
Н.Г. Галунчикова, Э.В.Якубовская «Русский язык» 8 кл. Учебник допущен Мин. Образования Российской Федерации, М. «Просвещение», 2004 год.
Н.Г. Галунчикова, Э.В.Якубовская «Русский язык» 9 кл. Учебник допущен Мин. Образования Российской Федерации, М. «Просвещение», 2006 год.
Методические пособия:
Учебное пособие для педагогических институтов под редакцией А.К.Аксеновой «Методика обучения русскому языку в коррекционной школе VIII вида».
«Уроки русского языка в коррекционной школе» под редакцией Н.Н. Бебешиной, Ф.И.Самсоновой.
« Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания» под редакцией А.К.Аксеновой, Н.Г. Галунчиковой, М. «Просвещение», 2004 год.
Дидактический материал:
Образцы заполнения деловых бумаг;
Словарные слова.