Поиски утраченной гармонии с миром, борьба добра и зла в душе главного героя поэмы М.Ю. Лермонтова Демон

Конспект урока по русской литературе 9 класс.
Тема. «Поиски утраченной гармонии с миром и борьба добра и зла в душе главного героя поэмы М.Ю. Лермонтова «Демон».
Цели. Познакомить учащихся с сюжетом и идейно-художественными особенностями поэмы М.Ю. Лермонтова «Демон». Проследить, как происходят поиски утраченной гармонии и борьба добра и зла в душе главного героя.
Учить понимать авторскую позицию по отношению к добру и злу.
Развивать умение работать со статьей учебника, с текстом произведения, анализировать, делать выводы, давать монологический ответ.
Развивать коммуникативную культуру учащихся, умение высказывать собственную точку зрения, создавать иллюстрации к произведению.
Способствовать воспитанию нравственности, любознательности, ответственности.
Предупреждать переутомление учащихся. Следить за соблюдением санитарно-гигиенических норм.

Ход урока.
I. Организационный момент. Цель – создание положительного настроя. Осмысление темы, постановка целей.
- Здравствуйте. Сегодня мы продолжаем знакомство с творчеством М.Ю. Лермонтова и тема нашего урока «Поиски утраченной гармонии с миром и борьба добра и зла в душе главного героя поэмы М.Ю. Лермонтова «Демон». Прочитайте внимательно тему, определите ключевые слова и задайте вопрос, на который мы должны будем ответить.
Почему Демон ищет утраченную гармонию с миром?
Как происходит борьба и зла в душе Демона?
Удается ли Демону обрести гармонию с миром? Почему?
Словарная работа. Цель – объясняем значение ключевого слова.
Гармония – согласие, взаимопонимание.
II. Подготовка к усвоению новой темы, активизация знаний учащихся.
Давайте вспомним, был ли сам М.Ю. Лермонтов в гармонии с окружающим миром? Назовите характерные черты личности поэта.
(Тоска, одиночество, разочарованность, жажда любви, взаимопонимания, гордость, беспокойство, насмешливость).


Слово учителя.
М.Ю. Лермонтов в течение всей своей жизни стремился к обретению гармонии с миром. Это нашло отражение в его творчестве (вспомните программное стихотворение Лермонтова «Выхожу один я на дорогу»). Один из современников Лермонтова отмечал, что было в поэте что-то демоническое. И это не случайно. Образ Демона – любимый образ Лермонтова. Он занимался его разработкой в течение всей своей жизни. Вопросы жизни и смерти, добра и зла всегда волновали поэта.
В его душе постоянно жило стихотворение А.С. Пушкина «Демон», опубликованное в литературном альманахе «Мнемозина», в 1824 году. У Пушкина Демон – «злобный гений» навещал его (уже в прошлом), н лово учителя.отравил. Пушкин видел в нем врага и не попыталсяприблизиться к не. пушкина жны будем ответить.
егой ответо перестал. И души его не отравил. Пушкин видел в нем врага и не попытался приблизиться к нему, понять его. Лермонтов не отпустил его просто так. Ведь если это и враг, то особенный. Поэта волновал вопрос: Только ли ненависть стоит за таким страшным всеотрицанием? Лермонтов размышлял о том, как страшно быть изгнанным на землю, навек, и ничего не любить на ней. Образ Демона стал его двойником, частью его самого.
Составление кластера.
Давайте и мы определим для себя: кто такой Демон? Какие ассоциации у вас вызывает это понятие.
злой дух ад падший ангел рай зло
( ( ( ( (
дьявол ( Демон ( коварство
( ( ( ( (
власть разрушение небо искушение Бог
Таким образом, наши представления о Демоне связаны с такими понятиями, как .
Познакомившись с поэмой, мы сравним, как представил и развил образ Демона М.Ю. Лермонтов.

III. Изучение нового материала.
1. Работа со статьей учебника.
- Давайте сначала познакомимся с историей создания поэмы. Задание: прочитать статью учебника, заполнить таблицы.
1829
1837 ....
1838
·
Фольклорные мотивы (источники).
( ( (
. ..
(Легенда о злом духе Гуда). (Легенда о прикованном к скале Амирани). (История с Храмом Святой Троицы).
2. Ответы учащихся.
3. Сообщение ученика об истоках сюжета. Учебник стр. 121-122.
Библейский миф.
Произведение «Каин» Д.Г. Байрона.
«Фауст» Гете.

Лермонтов развивает тему, рисует свой образ Демона.
4. Работа с текстом произведения. (Реализация домашнего задания).
Дать характеристику Демону, рассказать об его истории.
Где обитает Демон? О чем вспоминает? Каковы его занятия? Ч 1 (1, 2) стр. 183-184.
Как Демон относится к природе? Ч1 (3, 4) стр. 184 – 185.
История Демона Ч 2 (10) стр. 201 «какое горькое томление»
Опишите портрет героя Ч 1 (16) стр. 193, Ч 2 (16) стр.210.
(В поэме нет прямой портретной характеристики демона, в тексте лишь рассыпаны отдельные детали, подчеркивающие его фантастичность, растворенность в мире природы и выделяющие какие-то человеческие черты).
Нарисуйте иллюстрацию, которая позволила бы представить место обитания Демона. Используйте ту цветовую палитру, которую создает в поэме автор.
Особая цветовая палитра космического фона: синева вечного эфира, лиловая чернота громовых туч. Доминирующие цвета – черный (20 употреблений), красный (20 употреблений), синий (20 употреблений). Синий уравновешивает черный и красный, обозначает пространство, где происходит столкновение добра и зла.
5. Ответы учащихся, представление творческих работ.
6. Представление слайд-шоу.
.Многие художники иллюстрировали произведение М.Ю. Лермонтова «Демон», но наиболее известны работы Михаила Александровича Врубеля. Посмотрите, каким он представил Демона
Физминутка. Встать, обратить глаза вверх, потянуться и представить, что вы часть огромной Вселенной.
Беседа.
- Почему же Демон ищет утраченную гармонию с миром?
(Демон отвергнут Богом, обречен на вечное одиночество. В его душу вошло зло и стало им управлять. Демон хочет вернуть гармонию, избавиться от одиночества).
Какое чувство может возродить Демона? (Вспомните Евгения Онегина).
Любовь – самое естественное и гармоничное чувство.
Демон влюбляется в Тамару, начинается борьба добра и зла. Как это происходит? Что побеждает?
Работа с текстом произведения. Самостоятельная работа.
Проследить, как происходит борьба зла и добра на протяжении следующих сюжетных событий.
Демон видит Тамару. Ч 1 (9) стр.188.
«Коварная мечта Демона» Ч 1 (11) стр. 189 – 190
Демон утешает Тамару, описывает природу. Ч 1 (15) стр. 192 – 193.
Как Демон влияет на Тамару? Ч 1 (16) стр. 193, Ч 2 (1,2,5, 7).
Сразу ли Демон решается забрать душу Тамары? Ч 2 (9).
Может ли Тамара возвратить демона небесам? Как он об этом говорит? Верит ли в это? Думает ли при этом о Тамаре? Ч2 (10) «О1 выслушай», «Зачем, красавица» Сочувствует ли ему Тамара? Чего требует от Демона?
В чем состоит обещание Демона, его клятва?
Какова была бы жизнь Тамары, если бы она осталась с демоном? Что он ей обещает?
Каким предстал Демон перед ангелом и Тамарой? Какие чувства охватывают его? Почему Тамара не осталась с Демоном? Ч 2 (11, 14).
Мог бы Демон изменить свое существование? Что побеждает в его душе?
Можно ли обрести гармонию с миром, причиняя другому Зло?

Написание эссе.
Мы проследили, как происходит борьба добра и зла в поэме. Нам предстоит ответить еще на один вопрос: Почему Демону не удается обрести гармонию с миром?
Зачитывается 1- 2 работы.
IV. Обобщение, подведение итогов. Выставление оценок.
- Достигли ли мы поставленной цели? Ответили на вопросы, обозначенные в начале урока?
V. Домашнее задание. Выучить наизусть понравившийся фрагмент произведения.











15