Кроссворды к урокам русского языка Изобразительно-выразительные средства языка и Лингвистические термины


Лингвистические термины


По горизонтали:
1. Раздел языкознания, изучающий морфемную структуру слов и законы их образования.
2. Область лингвистики, изучающая устойчивые обороты речи.
3. Раздел грамматики, изучающий слова как часть речи, способы выражения
грамматических значений.
4. Прикладная область языкознания, устанавливающая состав начертаний, употребляемых на письме, и звуковые значения букв, то есть соотношения между буквами алфавита и звуками речи.
5. Раздел языкознания, занимающийся изучением нормативного произношения.
6. Раздел языкознания, изучающий способы образования и акустические свойства звуков человеческой речи.
7. Раздел лингвистики, содержащий учение о слове как о части речи, о видах словосочетаний и типах предложений.
8. Раздел языкознания, изучающий происхождение и историю отдельных слов.
9. Раздел грамматики, изучающий строй связной речи и включающий в себя две основные части: учение о словосочетании и учение о предложении.
По вертикали:
3. Учение о значимых частях слова – морфемах.
10. Раздел языкознания, изучающий различные стили языка и речи.
40011359188450011. Система правил о написании слов и значимых частей (морфем); о слитном, дефисном и раздельном написании слов; об употреблении прописных и строчных букв; о переносе слов с одной строки на другую.
12. Наука о языке, языкознание.
13. Словарный состав языка; определенные пласты словарного состава языка.
14. То же, что лингвистика.

Изобразительно-выразительные средства языка


По горизонтали.
1. Оборот, состоящий в замене названия предмета либо явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты: автор "Героя нашего времени", царь зверей (лев)
3. Употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки: «Отколе, умная, бредешь ты голова?» (Крылов) - обращение к ослу
4. Сопоставление двух явлений, с тем чтобы пояснить одно из них с помощью другого: «Под ним Казбек, как грань алмаза, снегами вечными
сиял» (Лермонтов)
5. Соединение двух понятий, противоречащих друг другу: горькая радость, красноречивое молчание
7. Образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера,
силы, значения: «В сто сорок солнц закат пылал» (Маяковский)
8. Перенесение свойств человека на неодушевленные предметы и
отвлеченные понятия: «Утешится безмолвная печаль и резвая задумается
радость» (Пушкин)
9. Слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе связи между содержимым и содержащим («Я три тарелки съел»); между автором и его произведением (Читал Тургенева и Достоевского); между действием и орудием этого действия («Их села и нивы за буйный набег обрек он мечам и пожарам»); между предметом и материалом («Не то на серебре - на золоте едал»); между местом и людьми, находящимися в этом месте («Все поле охнуло»)
10. Образное определение: «А волны моря с печальным ревом о камень
бились» (Горький)
11. Иносказательное изображение отвлеченного понятия с помощью
жизненного образа: хитрость - лиса, жадность - волк, коварство – змея
13. Оборот, в котором для усиления выразительности речи противопоставляются противоположные понятия: богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет
14. Слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений: «В саду горит костер рябины красной» (Есенин)
15. Повторение отдельных слов или оборотов в начале отрывков, из которых состоит высказывание: «Клянусь я первым днем творенья, клянусь его последним днем» (Лермонтов)
16. Расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем
обычный: не понравились они мне
По вертикали.
1. Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи: Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почет (Лебедев-Кумач)
2. Выражение, содержащее непомерное преуменьшение размера, силы, значения и т.д. какого-либо явления: Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить... (Некрасов)
6. Перенесение значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними: употребление единственного числа вместо множественного (Все спит: и человек, и зверь, и птица); множественного числа вместо единственного («Мы все глядим в Наполеоны»); части вместо целого, родового названия вместо видового;видового названия вместо родового
10. Повторение слов или выражений в конце смежного отрывка: «Мне бы
хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный
советник?» (Гоголь)
12. Стилистическая фигура, состоящая в таком расположении слов, при котором каждое последующее содержит усиливающееся или уменьшающееся значение, благодаря которому создается нарастание или ослабление производимого ими впечатления: «Приехав домой, Лаевский и Надежда вошли в свои темные, душные, скучные комнаты» (Чехов)