Доклад «О формах и методах обучения, применяемых на занятиях по экономическим дисциплинам»

Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования Московской области
«Московский геологоразведочный техникум»








«О формах и методах обучения, применяемых на занятиях по экономическим дисциплинам»















р.п. Решетниково
2013 г.



Содержание

1.Введение 3
2.Формы и методы обучения 4
3.Заключение 8
4.Список литературы 9











































1.Введение

Предназначение учебной деятельности состоит как в усвоении специально отобранных знаний, опыта, так и в совершенствовании знаний, умений и навыков. С целью рационализации приемов образовательной деятельности, поиска наилучших способов решения образовательных проблем разрабатываются инновационные методики преподавания. 
Наиболее востребованы инновационные методические разработки преподавания экономических дисциплин. Это связано, прежде всего, с достаточно обширным предложением экономических специальностей учебных учреждений. От педагогов преподавателей экономических дисциплин требуется целенаправленное использование инновационных методик обучения.
Методика преподавания экономических дисциплин исследует совокупность взаимосвязанных средств, методов, форм обучения экономическим дисциплинам. Отличие данной методики в том, что обучение тесно связано с экономической жизнью общества. Правильно отобранная методика преподавания позволяет наращивать знания, расширять понятийный аппарат, выявлять новые принципы и законы в экономике.  В экономических дисциплинах разный уровень сложности материала, что позволяет использовать различные способы учебной познавательной деятельности. 
Экспериментально установлено, что при равных условиях в памяти студента запечатлевается 10% того, что он слышит, 50% того, что он видит, и более 90% того, что он делает. Отсюда следует, что наиболее эффективной формой обучения является форма, основывающаяся на активном включении студента в действие, связанное с самостоятельным поиском знаний. Изучая факты, цифры, студенты могут раскрывать не только отдельные стороны экономических процессов и явлений, но могут и увидеть в целом развитие и функционирование экономического механизма.
Поэтому здесь наиболее ценно, чтобы студенты получали знания не в готовом виде, а сами приходили к нужным выводам в процессе активных творческих поисков, самостоятельном анализе экономического материала. Достижение подобной результативности обучения зависит непосредственно от методики преподавания и использование таких приемов преподнесения материала, которые были бы направлены на всемерное развитие мыслительной творческой деятельности студентов. 


2. Формы и методы обучения

Одним из давно известных способов усвоения человеком знаний и умений является игра, используемая в качестве средства и метода обучения и воспитания, а также имеющая специфическое содержание и целевую направленность.
Помимо игровых методов обучения эффективно применяются и урок изучения нового (традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный практикум), урок закрепления знаний (экскурсия, практическое занятие работа, собеседование, консультация), урок комплексного применения знаний (практикум, тренинги, семинар и т.д.), урок обобщения и систематизации знаний (семинар, конференция, круглый стол и т.д.), урок контроля, оценки и коррекции знаний (контрольная работа, зачет, смотр знаний и т.д.) 
Нам важно дать тем, кто пришел к нам учиться, такой багаж теоретических и практических знаний, который помог бы им уверенно ориентироваться в жизни и иметь профессиональные успехи. С учетом этой тенденции мы и координируем свою деятельность.
Преподавание экономических дисциплин носит инновационный и интегрированный характер, последовательно логически объединяя лекционный материал, практические занятия, самостоятельную работу студентов и внеклассную работу. Для этого разработано и применяется в учебном процессе имеющееся в наличии методическое обеспечение: рабочие программы, учебно-методические комплексы, как в текстовом, так и в электронном варианте, по дисциплинам: 
«Экономика отрасли»
«Основы экономики»
«Основы микроэкономики, менеджмента и маркетинга»
методический комплекс для написания курсовых проектов
Для выполнения практических занятий по всем дисциплинам разработаны инструкционно-технологические карты, контрольно-оценочные средства (КОС) по дисциплинам, компьютерные презентации, индивидуальные задания для студентов. 
На первом курсе обучения студенты знакомятся с основами экономики, терминами, понятиями. Для понимания и восприятия теоретического материала на уроках применяются различные методы обучения: урок самостоятельного поиска знаний – темы: «Деньги», «Безработица», «Безработица в России» (использование учебной литературы, Интернет- ресурсов), уроки-рассказы, уроки-семинары, уроки-зачеты.
Для выполнения практических занятий студенты используют рабочие тетради, где имеются различные варианты для выполнения: тесты, задачи, ситуации, поисковые задания.
На практических занятиях применяется игровой характер: направленность составьте, покажите, расскажите, ставятся и проблемные вопросы, применяются и проблемные задания: «Семейный бюджет»; «Рынок и факторы производства», «Занятость, безработица». 
В качестве наглядного инструмента используется система «Мультимедиа», компьютерные презентации носят характер анимационных моментов, рисунков, игровых схем. Студенты самостоятельно прорабатывают термины, составляя глоссарий, работают индивидуально, разрабатывают тесты, составляют кроссворды. В качестве самостоятельной работы разрабатывают доклады, носящие познавательный характер, предоставляют сочинения, прозу, басни, театрализовано проигрывают фрагменты: «Как заинтересовать людей трудиться», «Невидимая» рука рынка, «Страницы экономической истории человечества» по темам учебной дисциплины «Основы экономики». Это первый этап познания и изучения дисциплин экономического цикла. 
На четвертом курсе при преподавании экономических дисциплин происходит переход к изучению более сложного материала по дисциплинам «Экономика отрасли», «Основы микроэкономики, менеджмента и маркетинга».
На теоретических уроках используются более сложные методы познавательной деятельности: урок с элементами опережающего обучения – тема: «Предприятие, как хозяйствующий субъект», «Основные средства предприятия», «Оборотные средства предприятия». Используется метод с элементами кейс-метода и информационных технологий тема: «Кадры предприятия и производительность труда», «Цена и ценообразование», бинарный урок «Производственные и экономические показатели деятельности предприятия», элементы деловой игры, ставятся и более сложные проблемные вопросы, проводятся тренинги, практикумы. Компьютерные презентации носят более усложненный характер: текстовый вариант, фотографии, схемы. Студенты используют на уроках калькуляторы для расчета показателей, представляют и графический расчет показателей, делают вывод, стараются представить и факторы, влияющие на тот или иной показатель. 
На практических занятиях используют необходимые документы, нормативный материал: Законы «О занятости населения», «Об обществе с ограниченной ответственностью», Федеральный закон «О приватизации», Земельный Кодекс РФ, Конституция РФ, ГК РФ, Трудовой кодекс РФ, уставы, применяют годовые отчеты организаций для расчета технико-экономических показателей, обязательное пояснение и умение делать выводы по динамике показателей. 
Для самостоятельной работы выполняют тестовый контроль знаний по темам, проблемные, а иногда и «парадоксальные» решения задач, работают и составляют компьютерные презентации. 
Доклады носят более глубокий и сложный характер, требующий от студентов и небольшого пояснения к докладу. На основании контрольно-оценочных средств студенты выполняют самостоятельные работы, контрольные работы «среза» знаний по темам или разделам. На данном этапе преподавания студенты опираются на полученные раннее знания на первом курсе по дисциплине «Основы экономики», оперируя соответствующими понятиями, терминами, применяя экономическую терминологию, умения работать с персональными компьютерами, интерактивной доской, делать выводы, соответствующие пояснения, выискивать «зерно» правильного пояснения или понятия. 
В основном весь курс дисциплины построен на самостоятельной, познавательной и творческой деятельности студентов. Студенты самостоятельно готовят и теоретические вопросы, составляют компьютерные презентации, работают с персональными компьютерами, используют Интернет-ресурсы.
В подготовке высококвалифицированных специалистов важная роль принадлежит курсовым проектам по дисциплине «Экономика отрасли». 
Курсовой проект выявляет общий уровень подготовки студента, его теоретические знания и практическое умение выполнять самостоятельно расчеты.Целью курсового проекта является определение уровня теоретической и практической подготовки студента, выявление практических навыков при изучении им теории и практики экономической работы на предприятии. Качество и содержание курсового проекта позволяет выявить общую теоретическую подготовку студента и уровень владения им специальными знаниями и навыками, необходимыми для эффективного осуществления своей будущей профессиональной деятельности. 
Написание курсового проекта это творческий и потому индивидуальный процесс, студенты самостоятельно работают с учебной литературой, нормативно-справочным материалом, рассчитывают аналитические показатели, делают выводы и пояснения, логически увязывают теоретический материал, делают обоснованные заключения и выводы, представляют в полной мере не только полученные общие компетенции, но и развитие профессиональных компетенций. 
Условно выделяем следующие формы и методы проведения: соревновательные, средства массовой информации, культурно-массовые, научно-массовые. 
Каждая группа указанных форм предусматривает конкретные мероприятия. Мероприятия соревновательного характера: конкурсы, олимпиады, викторины и прочие. Студенты самостоятельно разрабатывают задания для проведения олимпиады, самостоятельно проверяют и делают краткое резюме. Средства массовой информации стенгазета, объявление, бюллетень, пресс-листы, рекламные листки. Мероприятия культурно-массового характера: вечер-встреча с интересными людьми; со специалистами – производственниками. Мероприятия научно-массового характера: учебно-практические, учебно-исследовательские конференции, пресс-конференции. 
Важнейшей чертой методики преподавания экономических дисциплин является взаимосвязь образовательных технологий с ролью знаний в экономическом развитии. Неотъемлемой частью инновационной методики преподавания является интегированность не только взаимоувязанных форм обучения: лекций, практических занятий, самостоятельной работы студентов, внеклассной работы студентов, но и интегрированность дисциплин учебного курса. Дисциплины «Экономика отрасли», «Основы экономики» увязываются с такими дисциплинами как «История», «Обществознание», «Философия», «Математика», практически взаимосвязаны со всеми дисциплинами учебного курса, что позволяет студентам более глубоко применять знания. 























3.Заключение
Инновационная форма преподавания от «простого» к «сложному», т.е. последовательно проходя все курсы обучения экономических дисциплин, делает их более совершенными, более востребованными в современных условиях. В рыночной экономике возрастает значение практического интеллекта, в структуру которого входят следующие качества ума: предприимчивость, экономность, расчетливость, умение быстро и оперативно решать возникающие задачи. Формированию этих качеств уделяется особое внимание. Для развития предприимчивости студентами предлагается больше самостоятельности, познавательной активности, расширения своего кругозора, понимания основных явлений и процессов, возникающих в современном обществе. Прививаются такие качества как: 
-экономность как качество практического ума, проявляется в умении обучаемых самостоятельно производить расчеты материальных затрат, себестоимости, смет доходов и расходов.
- расчетливость проявляется в умении заглядывать вперед, предвидя последствия тех или иных решений и действий, точно определять их результат и оценивать, чего он может стоить.
Выработка умения оперативно решать поставленные задачи зависит от темперамента обучаемого. Одинаково быстро думать и действовать всех у студентов научить невозможно, но каждому предлагается руководствоваться в практических делах общим правилом: как только проблема возникла, необходимо сразу же приступать к ее решению. 
Поэтому методика изучения курса опирается на данный подход в обучении студентов экономическим дисциплинам, суть которого состоит в том, что студенты должны вовлекаться в сам процесс обучения.
Сегодня никого не нужно убеждать, что успешная карьера начинается с хорошего образования. Не секрет, что рынок труда сегодня чрезвычайно подвижен. Поэтому востребованными становятся люди, которые способны мобильно менять профессию, быть готовыми к самообразованию, саморазвитию. Одним из путей достижения обществом этих важных социально-образовательных и культурно-нравственных целей является модернизация содержания и технологий образования, в том числе применение инновационных методов обучения. 




4.Список литературы

Козырева К.Л. Компетентностный подход в педагогическом образовании. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004.
Маликов Л.А. Методика опережающего обучения как фактор формирования профессиональной компетенции студентов. Ж. «Специалист» № 4, 2010.
Панфилова А. П. Инновационные педагогические технологии: активное обучение. М.: Академия, 2009.
Роганина Ю.А. Метод проектов как способ повышения мотивации при обучении. Ж. «Специалист» № 4, 2010.










13PAGE 15


13PAGE 14815




15