Ядрышников К.С., Рудницкая А.А. К вопросу об использовании в проектной деятельности обучающихся, на занятиях по правовым дисциплинам, кейс-метода

К вопросу об использовании в проектной деятельности обучающихся, на занятиях по правовым дисциплинам, кейс-метода.
Ядрышников К.С., преподаватель ГБОУ СПО “Нижегородский колледж малого бизнеса”
Рудницкая А.А., студентка ГБОУ СПО “Нижегородский колледж малого бизнеса”

Проектная деятельность является одним из наиболее востребованных методов формирования у обучающихся общих и профессиональных компетенций. В основе данного метода лежит развитие у обучающихся креативности, критического мышления, способности работать, как индивидуально, так и в группе. Отсутствие у выпускников образовательных организаций среднего профессионального образования указанных компетенций делает невозможным здоровую конкуренцию молодых специалистов на рынке труда.
Федеральные государственные образовательные стандарты предполагают формирование у студентов образовательных организация среднего профессионального образования общих и профессиональных компетенций, однако, методика их формирования не всегда отражает современные социально-экономические реалии развития общества.
Так, студенту среднего профессионального образования, при изучении правовых дисциплин достаточно сложно овладевать теми или иными компетенциями на основании только учебных пособий, которые, к слову сказать, содержат в себе достаточный уровень теоретического материала, однако он довольно условно связан с повседневной и практической деятельностью студентов, достаточно быстро устаревает. В этой связи, на преподавателя ложится достаточно серьезная нагрузка по адаптации учебного материала к требованиям современной жизни, выполняя при этом требования ФГОС по формированию у обучающихся тех или иных компетенций.
Ориентация процесса обучения на использование только традиционных методов, затрудняет овладение профессиональной компетентностью в любой сфере, что предопределило задачи поставленные Председателем Правительства Российской Федерации Д.А.Медведевым в утвержденной государственной программе «Развитие образования» на 2013-2020 [1].
Одним из основных аспектов решения, отмеченных в государственной программе «Развитие образования» на 2013-2020 годы, задач является обеспечение более высокого уровня преподавания учебных дисциплин правовой направленности, чему должно способствовать совершенствование методов обучения, в частности, активное применение кейс-метода, метода проектной деятельности, являющихся универсальным инструментарием для освоения обучающимися навыков индивидуального и коллективного анализа и самостоятельного принятия решения.
Таким образом, необходимость формирования у обучающихся средних профессиональных образовательных учреждений (не юридического профиля) общих компетенций в сфере защиты прав потребителей состоящих в умении грамотно использовать полученные правовые знания в повседневной жизни и профессиональной деятельности, в способности разбираться в различных спорных ситуациях посредством всестороннего анализа норм гражданского права, регулирующих правоотношения в сфере защиты прав потребителей, является одной из приоритетных задач в образовании.
В виду того, что метод проектов всегда предполагает наличие какой-либо проблематики [2], нам кажется, достаточно интересным рассмотреть его в симбиозе с кейс-методом, являющимся универсальным инструментом не только активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач - ситуаций, но и как эффективную методику формирования у студентов среднего профессионального образования общих и профессиональных компетенций (на примере студентов ГБОУ СПО “Нижегородский колледж малого бизнеса”).
В качестве примера рассмотрим проект студентки ГБОУ СПО “Нижегородский колледж малого бизнеса” (соавтора данной статьи) - «Права потребителя в ситуационных задачах (кейсах)».
Целью данного проекта являлось самостоятельное формирование студентами среднего профессионального образования (не юридического профиля) общих и профессиональных компетенций на занятиях по правовым дисциплинам, используя кейс-метод.
Задачи были поставлены следующие:
Определение возможностей участников проекта;
Привлечение наиболее активной части обучающихся к реализации проекта;
Образовательная подготовка обучающихся;
Привлечение к совместной творческой и аналитической работе;
Методическое обобщение опыта, полученного в результате реализации проекта.
Форма проекта – кейс (ситуационная задача) составляемая обучающимся (группой обучающихся) на основании личного (потребительского) опыта. Преподаватель выступает как модератор.
Механизм реализации проекта можно представить в виде следующей таблицы:
Участники проекта

Функции участников проекта



Преподаватель правовых дисциплин
1.Разрабатывает проект;
2.Администрирует деятельность обучающихся, при составлении кейсов;
3.Ведет мониторинг;
4.Методическое обобщение опыта, полученного в результате реализации проекта

Обучающиеся
1.Определяют конкретную ситуацию в сфере защиты прав потребителей на предмет составления кейса;
2. Составляют кейс (индивидуально либо в группах);
3.Анализируют кейс, предлагают варианты решения.

Родители
1.Могут являться источниками ситуационных задач (кейсов)

Говоря о результатах, отметим «многослойность» результатов любой проектной деятельности, которые носят предметный, деятельностный, личностный, коммуникативный характеры [3].
Реализация проекта «Права потребителя в ситуационных задачах (кейсах)» показала следующие результаты у участников проекта:
Обучающиеся:
Обучающиеся продемонстрировали сформированность:
Информационной, социальной, коммуникативной компетенции:
умение понимать поставленную задачу, суть проблематики, характер взаимодействия с другими студентами и преподавателем, требования к представлению выполненной работы;
умение дискуссировать в группах, выражать свою точку зрения, слушать других;
умения работать с законодательством Российской Федерации;
умение анализировать и сопоставлять факты;
умение оценивать результаты своей работы и работы группы;
умение поиска и нахождения необходимой информации самостоятельно;
умение конструктивно обсуждать результаты и проблемы каждого этапа деятельности.
Предметной, познавательной компетенции:
подтверждение имеющихся у обучающихся базовых знаний в соответствии с тематикой;
понимание прикладного значения полученных знаний;
возможность самостоятельного принятия решений в подобной ситуации.
Преподаватель:
Создает условия для формирования информационной, коммуникативной, социальной, познавательной и предметной компетентностей у обучающихся;
Помощь обучающимся в целях заинтересовать их дисциплиной, ее прикладным характером;
Овладение кейс-методом, при преподавании дисциплины;
Усовершенствование профессионального мастерства через подготовку, организацию проектной деятельности обучающихся.
Родители:
1. Сформированность мотивации к сотрудничеству с колледжем;
2. Высокая степень включенности родителей в учебную деятельность обучающегося;
3. Повышение коммуникативной культуры.
Помимо этого, стоит отметить ресурсную базу, для реализации проекта:
Обеспечение организационных условий (создание творческой группы по реализации проекта, разработка методики составления ситуационной задачи (кейса) и приемов работы с новым содержанием);
Обеспечение информационных условий (сбор, обработка, анализ информации, нужной для реализации проекта, инструктирование обучающихся по реализации проекта);
Обеспечение мотивационных условий (действия, призванные сформировать заинтересованность в решении задач у обучающихся);
Обеспечение нормативно-правовых условий (подготовка преподавателем контрольно-измерительных материалов, для оценки кейсов).
Обеспечение научно-методических условий. Создание научно-методического обеспечения реализации проекта:
5.1.различных методических памяток и рекомендаций;
5.2.примеры ситуационных задач;
Обеспечение рефлексивного пространства для участников проекта.
Обеспечение материально-технических условий (наличие кабинетов с современным рабочем местом преподавателя).
Наличие у преподавателей педагогических компетенций.
Финансовых затрат не требуется.
Подводя итог, можно отметить, что применение в проектной деятельности кейс-метода (при преподавании правовых дисциплин) показало достаточно хорошие результаты, что говорит о перспективности данного направления.
В виду того, что юриспруденция охватывает все сферы жизни общества, правовая проблематика, как на бытовом уровне, так и в профессиональной сфере, безусловно, актуальна для обучающихся, членов их семей. Возможность самостоятельно разобраться в решении конкретной правовой проблемы, не просто вызывает интерес к дисциплине, но и формирует общие и профессиональные компетенции у обучающихся, мотивируя их на применение полученных навыков на практике.
Для реализации проекта, не требуются специальное оборудование и определенные аудитории.
Самое главное, обучающиеся самостоятельно используют метод, способствующий формированию у них самих общих и профессиональных компетенций. Преподаватель же исполняет роль модератора, лишь координирует деятельность обучающихся, но, не вмешиваясь в нее.
В целом, перспективы использования кейс-метода в проектной деятельности обучающихся среднего профессионального образования при преподавании правовых дисциплин будет актуальна не только в учебной, но и воспитательной деятельности обучающихся (сценарий кейса позволяет формировать уважительное отношение к закону, институтам семьи и брака, воспитывать неприятие коррупционных проявления, иных форм нарушения закона).


Список литературы

Распоряжение Правительства РФ от 22.11.2012 N 2148-р Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы. // "Собрание законодательства РФ", 26.11.2012, N 48, ст. 6735.
Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей редакцией В.С.Кукушкина. – М.: ИКЦ «МарТ»: - Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2006. – 336 с.
Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И.А.Колесникова, М.П.Горчакова-Сибирская; Под ред. И.А.Колесниковой. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 288 с.
















13PAGE \* MERGEFORMAT14415