«Методические основы использование мультимедийных образовательных технологий на учебных занятиях в системе СПО».


А. П. Воронин
преподаватель истории
ГБОУ «Волгоградский индустриальный техникум»
Другие методические материалы
«Методические основы использование мультимедийных образовательных технологий на учебных занятиях в системе СПО».
Мультимедийные технологии интенсивно вторгаются в нашу жизнь. Для современного студента мультимедийные технологии становятся неотъемлемой частью его жизни, а использование мультимедийных образовательных технологий в учебном процессе - актуальной проблемой. Современные педагоги должны уметь квалифицированно выбирать и применять из них те, которые в полной мере соответствуют содержанию и целям конкретной дисциплины, способствуют гармоничному развитию студентов с учетом их индивидуальных особенностей.
Вместе с тем, для использования мультимедийных образовательных технологий в жизни требуется новое мышление, которое необходимо развивать у ребенка с младших классов. Сегодня простого сообщения знаний педагогом - студентам уже недостаточно. Делается акцент на собственную деятельность студентов по поиску, осознанию и переработке новых знаний. Студенты должны уметь находить информацию, анализировать, обобщать, структурировать и передавать ее другим, осваивать новые технологии. Большую помощь в развитии этих способностей оказывают уроки с использованием мультимедийных образовательных технологий
Применение этих технологий в обучении истории и обществоведению объясняется также необходимостью решения проблемы поиска путей и средств активизации познавательного интереса студентов, развития их творческих способностей, стимуляции самостоятельной умственной деятельности. Основная идея самообразования: повысить положительную мотивацию студентов к изучению предметов история и обществоведения, а также качество знаний через использование мультимедийных образовательных технологий.
Перспективы использования мультимедийных образовательных технологий на уроках очень разнообразны и безграничны. Существует масса технологий, которые, выполнив свою миссию, ушли в прошлое. Мультимедийные образовательные технологии к таким технологий не относятся, так как за ними - будущее. Они будут видоизменяться: расширяться, углубляться, модернизироваться, но останутся в образовательных учреждениях навсегда. В настоящее время расширение информационного пространства - основная тенденция общественного развития, соответствующая социальному заказу. Использование мультимедийных образовательных технологий отвечает данным требованиям. Поэтому нужна постоянная их модернизация и поиск более эффективных методов использования в образовании.
Проведение уроков с использованием мультимедийных образовательных технологий - сильный стимул в обучении. При помощи таких уроков активизируются психические процессы студентов: восприятие, внимание, память, мышление; наиболее активно и быстро происходит развитие познавательных интересов. Человек по своей природе больше доверяет глазам, и более 80% информации воспринимается и запоминается им через зрительный анализатор. Дидактическая ценность уроков с использованием информационных технологий - создание эффекта присутствия "Я это видел, я с этим работал!", У студентов появляется интерес, желание узнать и увидеть больше.
Методические аспекты применения мультимедийных образовательных технологий позволяют по-новому использовать текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию, так как:
во-первых, имеют в своей основе строгий алгоритм действий студентов (использование алгоритмов, схем-карт, таблиц упорядочивает процесс обучения); во-вторых, в связи с острой проблемой экономии времени в ходе учебного процесса стоит задача - найти средство и приемы обучения, которые позволяют максимально экономить время на уроке. Использование мультимедийных образовательных технологий на уроке является одним из таких средств.
в-третьих, обучение с использованием мультимедийных образовательных технологий, - это и уровневая дифференциация, потому что в условиях этой технологии ученик имеет право на выбор содержания своего обучения, уровня усвоения. При этом, деятельность преподавателя должна обеспечить возможность каждому студенту овладеть знаниями на обязательном или более высоком уровне (1, с.23).
Сам факт проведения урока с использованием мультимедийных образовательных технологий, Интернета, интерактивной доски интригует студентов, у них появляется дополнительная мотивация. От внешней мотивации появляется интерес к изучению предметов. Мультимедийные образовательные технологии присутствуют на разных этапах уроков: начиная с проверки домашнего задания и заканчивая рефлексией. Формы и место использования компьютера, Интернета, интерактивной доски зависят от содержания этого урока, от поставленной цели.
Можно выделить следующие функции мультимедийных образовательных технологий; а) инструментальная (изготовление наглядных пособий); б) демонстрационная (показ готовых демонстрационных программ, слайдов, презентаций), в) учебная, г) контролирующая.
Возможны различные виды уроков с применением информационных технологий:- уроки изучения новой темы с использованием компьютера как наглядного средства;
- уроки-исследования с использованием Интернета для самостоятельного поиска дополнительной информации;
- уроки практической работы с использованием компьютера и интерактивной доски для составления тестов, кроссвордов и т.п. упражнений;- уроки-зачеты с использованием мультимедийных образовательных технологий как контролирующего средства
- интегрированные уроки (1, с.45).
С точки зрения использования мультимедийных образовательных технологий уроки можно разделить на 4 группы:
- демонстрационного типа (информация демонстрируется на интерактивной доске или любом экране и может быть использована на любом этапе урока);- компьютерного тестирования (тестовые программы позволяют быстро оценить результат работы, определить темы, не до конца освоенные учащимися, закрепляют обратную связь в системе педагог - учащийся);- тренинга или конструирования (на таком уроке студенту индивидуально или в группе работают с информационной средой с целью создания определённого электронного продукта)
- интегрированные уроки (проводят учителями-предметниками и учитель информатики). (5, с.144)
Применение мультимедийных образовательных технологий на уроках истории и обществоведения несёт в себе ряд преимуществ. Выполнение заданий осуществляется самостоятельно самими студентами и при этом сопровождается внешним комментарием для них. У учителя нет необходимости постоянно объяснять и отвечать на вопросы, внимание студентов направлена на ориентирующее схемы, в которых они находят все, что нужно знать по существу вопроса, тем самым воспитывается самостоятельность. Роль учителя в таком обучении - индивидуальная помощь конкретным студентов. (4, с.59)
С методической стороны целесообразно через каждые 10 - 15 минут осуществлять смену формы работы, чтобы студенты не заскучали (письменные упражнения за рабочим столом, работа с интерактивной доской, выполнение творческой работы с применением Интернета и т. д.). Из выше сказанного следует, что в ходе применения на уроке мультимедийных образовательных технологий знания усваиваются студентами благодаря их собственной деятельности, организуемой и направляемой так, чтобы они имели перед собой реальные ориентиры, позволяющие совершать все действия правильно и одновременно контролируя себя.
Для оптимизации процесса обучения целесообразно использование на практике следующих стандартных программ и в частностипрограммы Power Point. Она обладает большим потенциалом создания наглядно - образного представления исторического прошлого. С помощью этой программы возможно создание презентаций для проведения учебных занятий или использование уже готовых, находя их в Интернете.
Текстовый редактор Microsoft Word используюется для создания простых дидактических раздаточных печатных материалов, предлагаемых студентам для самостоятельной работы на уроке. Также студенты самостоятельно с помощью редактора Word могут создавать собственный интеллектуальный продукт, например реферат, доклад, сообщение и др.
Hot Potatoes - это более сложная программа. Она позволяет создать тестовые задания пяти видов: кроссворд, поиск соответствия, восстановление последовательности, заполнение пропусков, выбор ответа. Последний вид теста можно использовать даже с очень слабыми учащимися или при изучении нового материала, так как он содержит целую систему подсказок и соответствующую систему проверки знаний студентов с коррекцией на пользование подсказками.
Программа easy Quizzy - простая в использовании, гибкая и эффективная программа для создания тестов различных конфигураций. Конечным результатом работы программы является полностью автономный файл с расширением exe, который может быть скопирован по локальной сети, отправлен по электронной почте или записан на любой носитель. Каждый тест может иметь неограниченное количество вопросов разных типов: альтернативный выбор, выбор одного правильного ответа, выбор нескольких правильных ответов, установление правильной последовательности, установление соответствия или свободный ответ. При этом можно настроить программу таким образом, чтобы она показывала все вопросы теста или некоторое их количество в произвольном порядке. Ответы также могут предлагаться в порядке, использованном вами при создании теста, или в произвольном порядке. Можно установить ограничение каждого теста по времени, а также удерживать окно результатов на экране в течение определенного периода, после чего будет сформирована детальный отчет по сеансе тестирования. easyQuizzy поддерживает вставку рисунков, формул и специальных символов. Здесь можно настроить различную систему оценивания: от 5- до 12-балльной (5., 134). Компьютерное тестирование дает возможность за короткий промежуток времени фиксировать, анализировать результат проделанной работы, возвращаться к выполненного задания, работать над ошибками. В это время происходит формирование навыков самоконтроля и самооценки. Если студент имеет серьезные трудности, на помощь приходит преподаватель - совершается индивидуальный подход в обучении. Во время такого вида деятельности студенты закрепляют знания, проверяют себя и при этом совершенствуют навыки работы на компьютере. (5, с.156)
Программа AutoPlay Media Studio - мощный визуальный пакет для быстрого и качественного создания интерактивных презентаций, мультимедийных приложений. Работа с этой программой занимает очень много времени, но с ее помощью можно создать все необходимые файлы для автозапуска и их графическую оболочку.
Мультимедийные образовательные технологии позволяют использовать готовые электронные программные продукты. В настоящее время в образовании формируется рынок специальных программ, созданных для использования в качестве средства обучения на уроках истории. Мультимедийные образовательные технологии дают возможность использовать такую форму работы, как опережающее сообщение. Студенты должны самостоятельно найти нужную информацию до нового урока. Одним из главных источников информации, которой рекомендуется использовать при подготовке сообщения, является "Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия". Здесь студенты могут найти разностороннюю информацию, поучаствовать в заочном тестировании, просмотреть видеоролики. Очень удобной для использования является учебная программа "История России с древнейших времен до середины 16-го века". Здесь помещены карты-схемы, географические и исторические словари, биографические сведения об исторических деятелях, логические схемы, тесты, и др. Информацию из данного источника можно использовать на различных этапах урока: при объяснении нового материала, при обобщении и закреплении в конце урока, при проверке домашнего задания.
Использование компьютерного тестирования, благодаря обратной связи, существенно меняет характер самоконтроля. Отвечая на вопросы, студенты могут сравнивать собственные ответы с правильными, а в случае ошибки, обратиться к компьютеру и получить правильный ответ.
Мультимедийные образовательные технологии открывают возможности использование при подготовке к урокам Истории и на уроках информационных ресурсов Интернета. Всемирная сеть даёт возможность для поиска исторических источников, курсов лекций, разнообразных методических материалов, газетных и журнальных статей, рефератов, олимпиад и др. В Интернете есть много сайтов, посвященных отдельным историческим периодом и разделом исторической науки. На этих сайтах представлены не только учебные тексты, но и различные объекты мультимедиа (видео- и звуковые файлы, фотографии, карты, схемы и др.), Всё это открывает огромные возможности по их использованию в педагогическом процессе. Электронные адреса этих сайтов преподаватель может предложить и своим студентами. Использование Интернета на уроках истории и обществоведения значительно увеличивает объем информации, задействованной в историческом образовании, позволяет свободно реализовывать современные интерактивные технологии, в том числе проектные и модульные.
Студенты, которые активно используют мультимедийные образовательные технологии демонстрируют более высокий уровень самообразовательных навыков, умение ориентироваться в потоке информации, выделять главное, делать выводы. Вместе с тем, необходимо учитывать, что информация используемая в рамках мультимедийных образовательных технологий должно быть учебной, специальным образом обработанной, помещенной в определённое программное окружение и только затем предоставленной студенту. Таким образом, становится очевидным то, что работа преподавателя в условиях компьютерного обучения не упрощается, а, наоборот, усложняется: должен уметь квалифицированно выбирать и применять те образовательные технологии, которые в полной мере соответствуют содержанию и целям урока, способствующие гармоничному развитию студентов с учетом их индивидуальных способностей
Мультимедийные образовательные технологии на уроке является средством, позволяющий студентам лучше узнать самих себя, индивидуальные особенности своего обучения, способствует развитию самостоятельности. Знания усваиваются студентами благодаря его собственной деятельности, организуемой и направляемой так, чтобы он имел перед собой реальные ориентиры, позволяющие совершать все действия правильно и одновременно контролируя себя. Опыт работы показывает, что использование информационно-коммуникативных технологий в обучении истории и обществоведения позволяет дифференцировать учебную деятельность на уроках, активизирует познавательную интерес студентов, развивает их творческие способности, стимулирует умственную и исследовательскую деятельность. Однако нельзя забывать о том, что ни компьютер сам по себе, ни мультимедийные образовательные технологии, ни какие-либо другие средства обучения не в состоянии заменить непосредственное общение, живое слово педагога. Информационные образовательные ресурсы должны не заменить их, а помочь быть более действенными и результативными. Также необходимо учитывать, что используемый контент в мультимедийных образовательных технологиях должен быть учебным, специальным образом обработан, помещен в соответствующее программное окружение и только затем предоставлен студенту.
Использование мультимедийных образовательных технологий в большей степени говорит нам о единстве образовательного процесса, поскольку их применение должно быть соотнесено с общей учебной нагрузкой студентов и не нарушать здоровьесберегающих факторов их развития, иначе результативность и их использование будет невысокой. В современном обществе система образования без использования мультимедийных образовательных технологий просто невозможна. На данном этапе развития, это не просто средство повышения эффективности преподавания и улучшению качества знаний, а основа будущих педагогических технологий, основа, которая поможет нашей стране вступить в эпоху постиндустриального общества и оставаться передовой и великой державой.Список используемой литературы
1. Аванесов Д.С. Мультимедиа – технологии в образовании: понятия, средства методы. М. : Издательство ТОЛТО, 2014. – с. 300
2. Бурлаков М.В. Самоучитель Macromedia Flash MX. – СПб.: БХВ-Петербург, 2013. – 656 с.
3. Джон Пресли. Macromedia Flash MX для «чайников». - Компьютерное издание «Диалектика» - Москва, 2014 – 320 с.
4. Гриншкун В.В. Мультимедиа в образовании. М., 2012 – 200 с.
5. Гурский Д.А. Flash MX 2004 b ActionScript 2.0, Обучение на примерах /Д.А. Гурский, Ю.А. Гурский. [Тeкст] - М.: Новое знание, 2014.- 446 с.
6. Тиренов Д. М. Мультимедиа М.: BHV - Cанкт-Петербург, 2013 –. 300 с.