Конспект урока по литературе Нравственно-философская проблематика поэмы М.Ю.Лермонтова «Демон».


Нравственно-философская проблематика поэмы М.Ю.Лермонтова «Демон».
ЦЕЛИ:
- Расширить знания о творчестве М.Ю.Лермонтова, помочь учащимся понять образ Демона в творчестве поэта
- Повторить особенности романтизма как литературного направления
- Формировать навык комплексного анализа текста
- Отработать понятия философская поэма, романтическая поэма
- Развивать навыка вдумчивого, внимательного чтения
МЕТОДЫ: слово учителя, беседа, работа с художественным текстом, комментированное чтение
ОБОРУДОВАНИЕ: текст поэмы, иллюстрации М.А.Врубеля к поэме «Демон»
ОФОРМЛЕНИЕ ДОСКИ:
Двадцать пятое сентября.
Тема: Нравственно-философская проблематика поэмы М.Ю.Лермонтова «Демон»
Иллюстрации М.А. Врубеля к поэме

Вид урока: урок-практикум
ПЛАН:
1. Оргмомент (1мин)
2. Подготовка к восприятию
А) Постановка темы и целей урока (2 мин)
3. Выявление первичных впечатлений (3мин)
4. Повторение изученного (основные принципы романтизма) 4мин
5. Анализ (20 мин)
6. Синтез (6мин)
7. Д/З (1 мин)
Ход урока:
Этап урока,
учебная ситуация Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Оргмомент2. Подготовка к восприятию
А) целеполагание3. Выявление первичных впечатлений
4. Повторение изученного5. Анализ
Работа над образами главных героев
групповая работа
групповая работа
6. Синтез
7. Домашнее задание
Ребята, запишем тему нашего урока (см.доску)
? Исходя из темы, какую цель мы сегодня перед собой ставим?
Какое впечатление произвело на вас это произведение? Какие чувства вызвало?

В каком стиле написана поэма?

Верно. Давайте докажем это.
? Какие принципы характерны для романтизма ?(Как они отражены в поэме?)
Если у ребят не получается сразу ответить, вернутся к этому вопросу после рассмотрения образов)? Какова тема поэмы?
? А Лермонтов единственный, кто обратился к этой теме? Какие произведения вы знаете?
? Ребята, символом чего является демон в христианской мифологии? Как он представлен?
А такой ли однозначный образ рисует нам Лермонтов в своей поэме?
Итак, т.е. образ неоднозначен, мы видим как отрицательное, так и положительное.
Разделите тетрадный лист на 2 колонки: в левой мы записываем положительное, в правой отрицательное.
1 ряд – находит в тексте положительные черты демона, 2 ряд – отрицательные.
(3 мин)
Лена, озвучь, пожалуйста, то, что ты записала в колонке «положительное».
Саша, что ты записал в колонке отрицательное?
?Можем ли мы сказать, больше положительного или отрицательного начала, добра или зла, ангельского или сатанинского заложено в характере, поступках героя?
Верно. Образ противоречив. Докажем это примерами из текста.
?
Есть ли что-то схожее между образом Демона и Лермонтовым?
Как относится Демон к миру, к красоте природы? Приведите примеры из текста
! Обратим внимание на образ Тамары. Также делимся на 2 группы: 1 ряд находит портретную характеристику героини, 2 – судьба героини
! Опишите состояние Демона, увидевшего Тамару
?Что привлекло его в Тамаре?
?Изменила ли Демона любовь к Тамаре?
?Какова цель Демона, влюбившегося в Тамару?
? Может ли Демон обрести гармонию? Почему?
? Почему Тамаре даруется прощение и её душа попадает в рай? (Доказать на примере текста)

Между кем идёт борьба в произведении?
Верно. Какова проблематика поэмы?
Почему поэму называют философской?
Обратимся к композиции произведения.
? На какие части композиционно подразделяется поэма? О чём они?
Что является кульминацией поэмы?
Как вы думаете, какова идея поэмы?
(если затруднятся, попросить обратиться к 73 стр. учебника)
Что нового вы узнали сегодня на уроке? Изменилось ли первоначальное восприятие поэмы?
Выставление оценок
(запись темы в тетрадь)
Проанализировать поэму «Демон», рассмотреть нравственно-философскую проблематику…
В стиле романтизма
-герой  – одиночка (Печальный демон», «дух изгнанья»), мечтающий о свободе, противопоставляемый всем (« давно отверженный», «сеял зло без наслаждения», «изгнанник рая» ), не может обрести счастье в реальной жизни;
  -исключительный герой (дух) в исключительных обстоятельствах (живёт вне времени и пространства)
   Характерное особое  романтическое двоемирие: мир в душе героя и реальный мир противопоставлены и находятся в противоречии друг с другом.
(мир героя, мир Демона без радости, без чувств, вне времени и пространства. Ему противопоставлен реальный мир Тамары, мир любви, чувств, страдания, искренности, добра. Эти два мира противопоставлены друг другу. И когда пытается Демон их совместить- Тамара гибнет; Демон говорит, что она его.)
Демон…..
Фауст «Гёте», Гоголь «Вий»…
Символом зла, искушения, порока….
Нет. В поэме демону свойственны чувства, зло наскучило ему…
Положительное Отрицательное
- он сеял зло без наслажденья- зло наскучило ему- и входит он, любить готовый и т.д. - лукав и коварен- все благородное бесславил- все прекрасное хулил и т. д.
Нет. Образ противоречив….
На мгновеньеНеизъяснимое волненьеВ себе почувствовал он вдруг.Немой души его пустынюНаполнил благодатный звук -И вновь постигнул он святынюЛюбви, добра и красоты!..
Каким смотрел он злобным взглядом,Как полон был смертельным ядомВражды, не знающей конца,-И веяло могильным хладомОт неподвижного лица
Одиночество, отверженность..И дик и чуден был вокругВесь божий мир; но гордый духПрезрительным окинул окомТворенье бога своего,И на челе его высокомНе отразилось ничего.
Природы блеск не возбудилВ груди изгнанника бесплоднойНи новых чувств, ни новых сил;И все, что пред собой он видел,Он презирал иль ненавидел.
1. И ни единый царь земной
Не целовал такого ока……фонтан…своей жемчужною росою Не омывал подобный стан!...…рука земная…таких волос не расплела;…
И влажный взор ее блестит Из-под завистливой ресницы;То черной бровью поведет… и др.
2. В последний раз она плясала.Увы! заутра ожидалаЕе, наследницу Гудала.Свободы резвую дитя,Судьба печальная рабыни,Отчизна, чуждая поныне,И незнакомая семья.
А мне не быть ничьей женой!Я гибну, сжалься надо мной!Отдай в священную обительДочь безрассудную свою…
Демон, «прикованный незримой силой», поражен красотой Тамары, он «на мгновенье неизъяснимое волненье в себе почувствовал», «в нем чувство вдруг заговорило» и др.
И часто тайное сомненьеТемнило светлые черты;И были все ее движеньяТак стройны, полны выраженья,Так полны милой простоты,Что если б Демон, пролетая,В то время на нее взглянул,То, прежних братий вспоминая,Он отвернулся б - и вздохнул..
Нет.
И вновь остался он, надменный,
Один, как прежде, во вселенной
 Без упованья и любви!...Он жаждет обрести новое счастье и жизнь, попытаться изменить свою судьбу и свой приговор
Меня добру и небесамТы возвратить могла бы словомТвоей любви святым покровом Одетый, я предстал бы там,Как новый ангел в блеске новом…
Любовь Демона эгоистична. Вместо того чтобы очистить свою душу, он готов погубить душу Тамары.
В любви он не радовался, а торжествовал, испытывал чувство личного превосходства.
Ее душа была из тех,Которых жизнь - одно мгновеньеНевыносимого мученья,Недосягаемых утех:Творец из лучшего эфираСоткал живые струны их,Они не созданы для мира,И мир был создан не для них!Ценой жестокой искупилаОна сомнения свои...Она страдала и любила -И рай открылся для любви!"
Ангелом и Демоном
Добра и зла, света и тьмы, жизни и смерти…
Проблемы, которые ставятся в произведении, вечные, философские, поэтому и поэма философская…
1 часть – судьба Демона, судьба Тамары, влюблённость Демона в Тамару, гибель жениха Тамары
2 часть – Тамару увозят в монастырь, исповедь Демона, поцелуй, смерть Тамары, душа её попадает в рай, Демон не получает её. ..
Исповедь Демона Тамаре, где он говорит открывается, говорит о противоречиях
Это лирическая исповедь, выразившая, по признанию самого автора, тоску и душевную муку…
Больше прониклись произведением, глубже его поняли, по-другому, не так однозначно стал восприниматься образ Демона…..