Конспект урока по химии по теме Железо


Урок по химии в 9 классе
Тема. Железо. Нахождение в природе и его свойства.
Получение и применение.
Цель урока:
образовательная:
-познакомить с элементами побочной подгруппы на примере железа;
-показать особенности строение атома;
-рассмотреть его нахождение в природе;
-знать свойства железа;
-уметь записывать уравнения химических реакций, отражающие химические свойства железа
(молекулярный и окислительно-восстановительный вид)
развивающая:
формирование основных компетенций: учебной, коммуникативной и личностной воспитательная:
-умение работать в парах;
-участвовать в общем диалоге
Методы: использование индивидуальных краткосрочных сообщений.
Оборудование: на уроке использую м/м доску с программой по теме «Металлы».
( Раздел «Железо и его соединения»)
1.Организационный момент.
1.1. Учащимся предлагается работа с Периодической системой химических элементов.
-выбрать строку элементов главных и побочных подгрупп:
а) К, Nа , Cr, Ва, Al
б) Cr, Zn, Fe, Ag, Аи
в) К, Nа , Ва, Al , Мg
- какие элементы мы недавно изучили (К, Nа , Ва, Al )
- выбрать амфотерный оксид
а) СаО б) МgО в) Al2О3 г) ВаО - 1 вариант доказывает основной характер Al2О3
-2 вариант доказывает кислотный характер Al2О3
(взаимопроверка)
1.2. Из пункта б) задания 1.1. выбрать элемент, с которым мы чаще всего работаем на уроках и встречаемся в быту. Это-железо (Fe).
Предлагается учащимся послушать отрывок из стихотворения М.Ю.Лермонтова «Кинжал».
«Люблю тебя, булатный мой кинжал,
Товарищ светлый и холодный………
Да, я не изменюсь и буду тверд душой,
Как ты, как ты, мой друг железный»
Анализируем с учащимися. Автор видимо называет железо булатом, возможно для того, чтобы не повторять одно слово дважды или чтобы ярче показать свойство металла и описать кинжал по-разному, т.к. булат-это тоже железо. В словосочетании «булатный кинжал» М.Ю.Лермонтов делает акцент именно на материале, из которого сделан кинжал. Говорит, что он « железный друг», т.е. прочный и надежный. Поэт использует образ железа в двух значениях ( как «булат» и как само «железо»)
Учащимся предлагается сформулировать тему урока.

2.Актуализация знаний и изучение нового материала.
Составляем план:
2.1. Схема строения атома и положение в таблице.
2.2.Находжение в природе.
2.3. Свойства.
2.4.Получение.
2.5. Применение.
2.1. Схема строения атома и положение в таблице.
Учащиеся определяют, что это d- элемент.
Степень окисления +2 и +3
2.2.Находжение в природе.
Разбирают схему: 4-е место по распространенности среди элементов и 2-е среди металлов , после алюминия.
В свободном виде почти не встречается, а в основном в виде минералов :
магнетит Fe3О4, гематит Fe2О3 , пирит FeS2.
В организме человека около 5г железа
(схема организма человека по содержанию элементов).
2.3. Свойства.
а) физические –
рассматривают образцы металла и описывают его характеристику
б) химические-
взаимодействие: О2 Cl2 S НCl СиSО4 Н2SО4
(нагревание) НNO3
(нагревание) Н2О +О2
Fe продукты
реакции Fe3О4 FeCl3 FeS FeCl2+Н2 FeSО4+Си Fe2 (SО4)3
+ SО2 +Н2О Fe(NO3) 3
+ NO
+ Н2О Fe(ОН)3
Учащиеся работают по таблице и записывают на доске уравнения реакций , показывая окислительно-восстановительный процесс.
с простыми веществами:
3Fe +2О2= Fe3О4 (FeО и Fe2О3)
2Fe +3Cl2= 2FeCl3
Fe +S= FeS
со сложными веществами:
Fe +2НCl= 2FeCl2+Н2
Fe +СиSО4 =FeSО4 + Си
При нагревании : 2Fe +6Н2SО4 =Fe2 (SО4)3+ 3SО2 + 6Н2О (1 вариант)
Fe +4НNO3 = Fe(NO3) 3 + NO + 2Н2О (2 вариант)
«ржавление» во влажном воздухе
4Fe +6Н2О + 3О2= 4Fe(ОН)3
Вывод:
1) взаимодействие с простыми и сложными веществами,
2) железо образует соединения со степенью окисления +2 со слабым окислителем,
3) железо образует соединения со степенью окисления +3 с сильным окислителем,
4) железо –восстановитель.
2.4.Получение.
Работа с учебником в парах (стр.172).
Учащиеся самостоятельно записывают уравнения реакций получения железа
Fe2О3 + 3Н2 = 2Fe + 3Н2О (при нагревании)
Fe2О3 + 2Al = 2Fe + Al2О3
Вывод:
восстановление железа водородом при нагревании
алюмотермический метод
2.5. Применение.
Учащиеся разбирают схему применения железа
3.Заключительная часть. Итог урока. Рефлексия.
3.1. Работа по тестам на м/м доске
(учащиеся сами проверяют правильность ответов)
3.2. Выбрать вещества, при взаимодействии с которыми железо проявит степень окисления +3
(НCl, Cl2, Н2SО4 (при нагревании), S, Н2О)
3.3.Работа в парах по сборнику А.М.Радецкого стр.106
(часть задания записывают на дом)
3.4. Найти соответствие между формулами:
1) Fe2О3 а) гидроксид железа (II)
2) FeО б) гидроксид железа (III)

4.Домашнее задание.
§ 38, упр. №4