Урок по химии на тему Кислород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение кислорода и его физические свойства (8 класс)


Проект урока
Предмет, класс Химия , 8 класс
Тема урока УРОК 19. Кислород, его общая характеристика и нахождение в природе.
Получение кислорода и его физические свойства
Цель урока Конкретизировать знания о химическом элементе и простом веществе, изучить физические свойства кислорода. Сформировать представления о способах получения, показать роль катализатора и обосновать способы собирания кислорода в лаборатории.
Задачи урока
Образовательные:
Научить описывать химический элемент и простое вещество по плану;
Научить описывать химические реакции, наблюдаемые в ходе демонстрационного эксперимента;
Организовать работу по проведению химического эксперемента;
Организовать работу над совместном обсуждении результатов опытов
Развивающие:
Создать условия для развития умений работать по плану;
Способствовать развитию интереса учащихся к изучению химии;
Развивать умений выделять главное, делать выводы;
Развивать кругозор учащихся, логические и аналитические способы мышления;
Создать условия для формирования умений анализировать, сравнивать, вести дискуссию,
Создать условия для развития навыков общения
Воспитательные:
Создать условия для формирования умения работать в парах;
Создать условия для воспитания доброжелательного отношения друг к другу, готовности к сотрудничеству и взаимопомощи
Создать условия для самостоятельности, умения преодолевать трудности в учении;
Создать условия для осознания учащимся практической значимости учебного материала данной темы
Средства обучения Учебно-методический комплекс Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия. Неорганическая химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений, презентация, раздаточный материал.. Необходимое оборудование Мультимедиа проектор, компьютер, реактивы, химическая посуда.
Ход урока
Организационный момент
Задача учителя:
Подвести учащихся к пониманию темы и определению задач урока.
Задачи для учащихся:
участвуя в разговоре с учителем, прийти к пониманию того, что они будут на уроке делать и чему они должны научиться
Изучение нового материала Деятельность учителя Деятельность учащихся

I.Организационный момент.
Целеполагание. Ребята, хочу вам рассказать историю простую, а вы должны определить, о каком веществе идет речь.(Слайд)
Один учёный как-то раз,
Оксид какой-то нагревая,
Обнаружил странный газ –
Газ без цвета, без названья.
Ярче в нём горит свеча,
А не вреден ль для дыханья –
Не узнаешь у врача.
Новый газ из колбы вышел –
Никому он не знаком.
Этим газом дышат мыши
Под стеклянным колпаком.
Человек им тоже дышит.
Наш учёный быстро пишет:
Воздух делится на части
(Эта мысль весьма нова).
Здесь у химика от счастья,
Закружилась голова.
Итак, ребята, как вы думаете, о каком веществе идет речь?
Как вы считаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке. Таким образом, сегодня на уроке нам предстоит изучение темы (СЛАЙД 2)
Предлагаю записать тему урока в тетрадь. Итак, тема нашего урока: Кислород, его общая характеристика и нахождение в природе.
Получение кислорода и его физические свойства
Как вы думаете, что нам предстоит изучить на уроке?
Т.О. определить значение кислорода и его нахождение в природе, дать характеристику кислороду, получить кислород опытным путем и доказать его наличие.
Ученики говорят, что вещество – кислород.
Учащиеся дискуссируют, высказывая свое мнение, определяют тему урока.
Учащиеся дискуссируют, высказывая свое мнение, определяют цели урока.
Учащиеся, исходя из темы урока, вместе с учителем формулируют цели урока.
(Мы его не видим, но без кислорода – нет жизни, все живые организмы им дышат, он поддерживает горение.)
Работа с демонстрационным опытом, проведение лабораторного опыта, работа с учебником
Задача учителя: создать условия для формирования умения работать с химическими веществами, лабораторным оборудованием
организовать работу с учебником;
создать условия для построения дискуссии на базе изученного материала;
организовать лабораторную работу
Задачи для учащихся: научиться
пользоваться с химическими веществами, лабораторным оборудованием;
понимать и объяснять происходящие явления;
называть физические свойства кислорода
характеризовать кислород как химический элемент и простого вещества;
получать кислород путем разложения перманганата калия, пероксида водорода;
записать уравнения химических реакций получения кислорода;
определите роль оксида марганца в реакции;
Методы мотивирования (стимулирования) учащихся в ходе освоения нового учебного материала:
доброжелательный настрой, подбадривание неуверенных в себе учащихся;
постановка проблемных вопросов;
создание ситуации успеха.
Критерии оценивания ответов учащихся: к излагаемому учебному материалу:
активность и эмоциональность учащихся на уроке;
желание выполнить задание как можно быстрее
Изучение нового материала Деятельность учителя Деятельность учащихся
Девиз урока: “Кислород, как бог,- вездесущий, всемогущий, невидимый».
Проблемный вопрос.
Как вы понимаете эти слова?

Вы впервые начинаете изучать химические вещества.
Для характеристики любого химического элемента и вещества используется план. СЛАЙД.
План характеристики, представленные на слайде, лежит, у вас на столе в течение урока мы будем работать по этому плану, а в конце урока вы можете вложить его в тетрадь.
Чем отличаются химический элемент и простое вещество?
Организовывает деятельность учащихся, по заполнению таблицы используя ПСХЭ Д.И. Менделеева, учебника стр. 53.
Учащиеся дискуссируют, высказывая свое мнение. Приходят к выводу:
Мы его не видим, но без кислорода – нет жизни, все живые организмы им дышат, он поддерживает горение.
Учащиеся заполняют таблицу по плану.
Физкультминутка.
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Демонстрации. Проводит обсуждение способов сбора кислорода.
После обсуждения способов сбора кислорода учитель проводит
демонстрационный эксперимент «Получение кислорода разложением перманганата калия и собирание его методом вытеснения воды».
Почему я могу использовать эти методы?
Обращение к физическим свойствам: кислород тяжелее воздуха, я его буду собирать методом вытеснения воздуха. Как я буду собирать кислород? Как поставить пробирку? Почему?
Как доказать, что мы получили кислород?
Демонстрационный эксперимент «Получение кислорода разложением пероксида водорода при нагревании»
Что мы наблюдаем?
Организовывает деятельность учащихся, по проведению лабораторного опыта «Получение кислорода из пероксида водорода при добавлении катализатора» (Приложение № 2).
Что мы наблюдаем? Какая реакция протекает быстрее? Почему

Изучение понятия «катализатор» можно осуществить при обсуждении демонстрационного опыта — получения кислорода из пероксида водорода.

Что называется катализатором?

Какую роль он играет в реакции?
(поработайте с ключевыми словами!!!)
Каталитическая реакция - химическая реакция, которая протекает с участием катализатора".
Разложением каких веществ мы получили кислород?
Учащиеся обсуждают наблюдаемые явления, записывают уравнения химических реакций, указывают условия и признаки их протекания.
2 КMnО4 —> К2МnО4 + МnО2 + О2
Вывод: кислород можно собрать методами вытеснения воздуха или воды, потому что он тяжелее воздуха и этот газ не реагирует с водой и малорастворимый в воде. Для доказательства наличия кислорода используем тлеющую лучинку, в кислороде она будет гореть ярче.
Учащиеся записывают в тетради уравнения реакций, самостоятельно расставляют коэффициенты, проверяют. (слайд)
Работая в группах по двое, учащиеся выполняют лабораторную работу "Получение кислорода из пероксида водорода при добавлении катализатора" (Приложение № 2). В пробирку помещают немного пероксида водорода и добавляют катализатор. Проверяют выделяющийся газ тлеющей лучиной, в результате чего убеждаются, что образуется именно кислород. Учащиеся записывают уравнения химической реакции.
Учащиеся описывают, полученный в результате лабораторного опыта, кислород. Наблюдения записывают в тетрадь.
Работа с учебником стр 55. Находят определение в учебнике:
Катализатор - это вещество, которое участвует в химической реакции, ускоряет её, но само при этом не изменяются.
Пользуясь записями в тетрадях, учащиеся приходят к выводу:
“Кислород в лаборатории получают разложением сложных веществ при нагревании»
Оценочно-рефлексивный этап.
Учитель возвращает учащихся к плану урока, предлагает подвести итог, обращает внимание учащихся на то, что они сумели провести исследование, поняли, что можно самостоятельно добывать знания.
•Что мы узнали сегодня нового?
•Посмотрите внимательно на таблицу!
•Разобрались мы с понятиями «химический элемент» и «простое вещество»?
•Что нам помогало в этом?
•Где использовали мы сегодня эти знания?
•Какие практические умения и навыки мы сегодня применяли?
•Какие из знаний - теоретические или экспериментальные привлекли вас больше всего?
•Что помогало преодолевать возникающие затруднения
Задание на дом.
Задачи учителя:
сообщить учащимся их домашнее задание;
донести до них суть заданий на дом;
вселить в них уверенность в том, что они могут успешно выполнить его;
Задачи для учащихся:
понять смысл упражнений из домашнего задания;
настроиться на их обязательное выполнение.
Критерии успешного выполнения домашнего задания
домашнее задание выполнено полностью;
домашнее задание выполнено аккуратно
Домашнее задание Деятельность учителя Деятельность учащихся
В заключение урока проводится обсуждение домашнего задания.
предлагает открыть учебники и ознакомиться с домашним заданием;
напоминает учащимся критерии успешного выполнения домашнего задания
. •Открывают учебники, изучают задание.
•Принимают информацию к сведению
5. Домашнее задание . § 18, 19, 20 (физические свойства кислорода), упр. 1—3, задача 1 (с. 59—60).
Приложение № 1
План характеристики химического элемента (использование ПСХЭ)
1. Химический знак.
2. Относительная атомная масса.
3. Положение в периодической системе Д.И. Менделеева
3. Валентность.
4. Распространенность элемента в природе.
План характеристики простого вещества
1. Химическая формула.
2. Относительная молекулярная масса.
3. Нахождение в природе
4. Способы получения в лаборатории и в промышленности.
5. Физические свойства.
6. Химические свойства.
7. Применение.
Приложение № 2
Инструкция по выполнению лабораторного опыта
« Получение кислорода путем разложения пероксида водорода»
Цель:
- получить кислород;
- доказать наличие газа.
Оборудование и реактивы: прибор для получения кислорода, лучинка, спиртовка, оксид марганца.
Ход работы.
1.В пробирку налить несколько мл пероксида водорода и добавить на кончике ложечки оксида марганца. Закройте пробирку пробкой.
2.Тлеющую лучинку внесите в пробирку с газом.
Задание:
-Используя учебник составьте уравнение реакции разложения пероксида водорода;
- объясните роль оксида марганца в реакции.
СОБЛЮДАЙТЕ ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ!
Приложение № 3
Слайд
Химический элемент Простое вещество
Химический знак ОХимическая формула О2Ar (O) = 16 Mr (O2) = 32
Положение в ПСХЭ № 8, 2 период, 6 группа, главная подгруппа -
Валентность 2 -
(работа с учебником стр.53)
Кислород самый распространённый химический элемент на нашей планете, его массовая доля составляет 49%. Он содержится в воде, углекислом газе, кремнезёме (формулы записывают на доске, читают), в органических веществах: белках, жирах, углеводах, нуклеиновых кислотах и многих других. Простое вещество кислород содержится в воздухе и составляет 21% от объёма воздуха. Он необходим для дыхания всем живым организмам, в то числе и нам с вами.
- (работа с учебником стр.55)
Здесь нужно обратиться к жизненному опыту учащихся!!!
Физические свойства:
-бесцветный газ, без вкуса и запаха.
-немного тяжелее воздуха( Mr = 29)
(работа с учебником стр.55)
-малорастворимый в воде -t кипения = -1830 С,
-t плавления = -218,80 СИнтернет ресурсы:
http://ru.calameo.com/read/001087380dcd1eae49cb9