План-конспект урока по химии в 9 классе по теме: VI-А подгруппа — сера. Строение атома, аллотропия, свойства и применение ромбической серы.


ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
с использованием информационных образовательных ресурсов
VI –А подгруппа – сера. Строение атома, аллотропия, свойства и применение ромбической серы.
ФИО: Дунаева Елена Евгеньевна
Место работы МКОУ Дудкинская СОШ
Должность учитель
Предмет химия
Класс 9 класс
Тема и номер урока в теме И
Урок -5
Базовый учебник М.М. О.С.Габриелян. М. «Дрофа», 2009
Цель урока: создать условия для изучения соединений галогенов..
Планируемые результаты обучения:
Предметные:
1. Познакомиться с основными представителями галогенов;
2. Изучить физические и химические свойства основных представителей галогенов, способы их получения;
3. Выявить качественные реакции распознавания галогенид-ионов;
4. Сформулировать значение соединений галогенов в зависимости от области их применения.
Метапредметные:
- Познавательные:
1. Выделять главные, существенные признаки при характеристике соединений галогенов;
2. Определить критерии для сравнения представителей галогеноводородов;
3. Сравнивать галогеноводороды по выделенным критериям;
4. Выделять причинно-следственные связи свойств галогеноводородов и их применения.
- Регулятивные:
1. Поставить основные задачи в изучении данной темы урока;
2. Планировать и корректировать свою деятельность и деятельность в парах в соответствии с целями, задачами и условиями;
3. Выполнять наиболее рациональную последовательность при выполнении учебной задачи;
4. Оценить свою работу в целом при разрешении проблемных ситуаций;
5. Соблюдение правил ТБ при работе с лабораторным оборудованием и химическими реактивами;
- Коммуникативные:
1. В ходе фронтальной работы определить критерии для характеристики представителей галогенов;
2. Умение вести дискуссию;
3. Уметь определять химические свойства соединений галогенов при работе в парах;
4. При работе в парах уметь устанавливать причинно-следственные связи между результатом реакции на галогенид-ионы и реагентами;
5. Излагать свою точку зрения по поставленной проблеме;
6. Находить приемлемое решение при наличии разных ответов.
- Учебно-информационные:
1. Поиск и отбор необходимого источника информации;
2. Работа с текстовым компонентами: перевод и анализ внетекстового компонента (рисунка 51 и53);
3. Создание собственной информации о характеристике соединений галогенов и ее представление в соответствии с учебной задачей;
4. Работа с химическим и реактивами для обоснования свойств и качественных реакций соединений галогенов.
- Личностные:
1. Проанализировать свою работу, работу в парах по решению данной проблемы;
2. Умение слушать высказывания товарищей в ходе обсуждения проблемы.
Оборудование: ПСХЭ Д. И. Менделеева, таблица растворимости, проектор, презентация, оборудование и реактивы для проведения опытов.
Тип урока: получение новых знаний
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Структура и ход урока
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Таблица 1
№ Этап урока № слайдов Деятельность учителя
Деятельность ученика Время
(в мин.)
1 2 3 4 5 6
1 Оргмомент Учитель приветствует учащихся. Отмечает отсутствующих. Записывают в тетрадь дату и тему урока. 1
2 Целеполагание Стимулирует к постановке цели и задач урока.
Сегодня мы будем продолжать изучение темы «галогены», но познакомимся с такими веществами, существование которых вам известно, но об областях применения и существования которых вы даже не подозревали. Хотите открыть неизвестное в известном? Тогда послушайте и определите, о каких формах существования галогенов идет речь:
- Эта кислота содержится в нашем желудке, без нее невозможно переваривание пищи? (соляная)
- А эту кислоту используют для изготовления надписей и рисунков на хрустале? (плавиковая) Исходя из темы урока, учащиеся делают вывод о том, что необходимо изучить на уроке.
Объект изучения- соединения галогенов.
1
3 Актуализация знаний обучающихся слайды1-3 Актуализирует представление. Задание 1. Давйте запишем формулы этих кислот. Что общего вы видете?
Давайте выведем универсальную формулу кислоты для всех представителей 7 группы.
Учитель, обобщая высказывания обучающихся формулирует проблему урока или предлагает это сделать наиболее подготовленным ученикам.
Проблема: «А как вы думаете, что нового мы должны узнать о соединениях галогенов? Обучающиеся выполняют задание.
F и Cl –элементы 7 группы. Следовательно, галогены, входящие в состав данных кислот, соединяясь с водородом образуют такую форму существования…
НГ
Учащиеся высказывают свои предположения.
5
4 Формирование новых знаний и способов действий Слайд 4
Слайд 5
Слайд6 Задание классу. Работа с информацией.
Мы свами говорили о том, что прежде, чем изучать новое вещество, необходимо узнать, какое оно на вид, на «ощупь».
Скажите, как обычно называют такие «визуальные» или внешние свойства?
Давайте выявим критерии для сравнения физических свойств соединений галогенов, прочитав текст учебника.
Поясните внетекстовый компонент рис.51 на стр. 111 и ответьте:
-Почему соляная кислота – жидкость, а хлороводород – бесцветный газ?
Итак, мы выяснили, что при растворении в воде, газообразные галогенводороды образуют…что?
Давайте соотнесем названия кислот с формулами галогенводородов.
HF, HCl, HBr, HI.
Назовите критерии сходства галогенводородных кислот.
НГ – сильные кислоты, легко диссоциируют на ионы . Но возникает вопрос: «Одинакова ли сила кислот данной группы, или же есть различия? Если есть, то в чем оно заключается и какой закономерности оно придерживается?
Давайте расположим кислоты в порядке возрастания их силы.
HF
HC
HBr
HI
Расположены в 7 группе, но с ростом заряда и периода растет радиус и , следовательно, сила кислоты.
Какая кислота является наиболее технически важной?
Сформулируйте 2 способа получения соляной кислоты.
H2 + CI2 = 2HCI – промышленный способ
NaCI + H2SO4 = HCI +
NaHSO4
Скажите, а почему в промышленности не используют способ получения соляной кислоты из хлорида натрия, ведь известно, что хлорид натрия – поваренная соль и в природе ее предостаточно? Обучающиеся сами при помощи текста учебника находят описание физических свойств.
Работа в парах.
Записывают в тетрадь
Формулируют вывод.
- физические
- растворимость в воде.
Ответы учащихся.
Учащиеся дают названия кислотам.
- по содержанию кислорода
- по числу атомов водорода
- по степени диссоциации
- по растворимости
- полетучести.
Работа с текстом учебника.
Учащиеся делают вывод.
Работа с текстом (с.111) и анализ рисунка 52.
Работа в парах.
Работа в парах. 12
5 Первичное закрепление изученного слайд 7
Слайд 8 После проведения инструктажа по технике безопасности предлагает выполнить практические задания.
Химические свойства галогенводородов мы будем изучать на примере соляной кислоты. На ваших лотках стоят лотки с реактивами. Ваша задача, соблюдая правила ТБ, практически изучить химические свойства кислот, записать уравнения получившихся реакций и определить тип реакции и ее продукты.
Цинк + соляная кислота-
Медь + соляная кислота –
Оксид цинка + соляная кислота-
Оксид меди + соляная кислота –
Гидроксид натрия + соляная кислота
Карбонат кальция + соляная кислота-
Проверить. Исправить недочеты.
Скажите, а спомощью чего мы определяем наличие того или иного иона в растворе?
Как называют такие реакции?
Проанализируйте текст учебника на с. 112-113 и качественным путем определите наличие конкретных реактивов у вас в пробирке.
Aq + CI- = AqCI (осадок)
Aq + Br- = AqBr (осадок)
Aq + I- = AqI
Какой универсальный реагент использовался для определения галогенид ионов?
Какую окраску мы отмечаем?
.Обучающиеся повторяют правила ТБ, выполняют практические задания.
Исправляют ошибки, доказывая правильность выбора веществ.
Ответы учащихся.
Работа с текстом. 15
6 Физминутка Проведение физминутки Обучающиеся выполняют соответствующие движения. 1
7 Рефлексия. Слайд 10 Самоанализ
I. Задание на самоанализ. Заполнить схему применения соляной кислоты.
Составьте синквейн на тему «Галогеноводороды».
Самооценка
II. Задание на самооценку. Закончите предложения:
Я доволен(льна) тем, что сегодня самостоятельно смог(ла) ………………..
Я не доволен(льна) тем, что сегодня …………………
Подведение итогов Составляют синквейн. Высказывают мнение о проделанной работе и ее эффективности. 3
9 Домашнее задание Поясняет задание
Записывают задание в дневник и подают на подпись учителю. 1
Домашнее задание: творческое задание «Применение хлорида натрия»
Список литературы:
Химия. 9 класс: учеб. Для общеобразовательных учрежд./ О.С.Габриелян. – 18-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2011
Химия. 9. Кл.: рабочая тетрадь к учебнику О.С.Габриеляна «Химия. 9 клас» / О.С.Габриелян, С.А.Сладков. – 141-е изд., стериотип. – М. : Дрофа, 2013.
Презентация.