Методические рекомендации по подготовке учащихся к ЕНТ по теме: «Будущее время глагола

Цели: Сформировать понятие о будущем времени глаголов, о формах будущего времени глагола.
Задачи: 1. Выявить знания учащихся о глаголах. 2. Научить распознавать простую и сложную форму глагола 3. Закрепить знания учащихся путём практической деятельности.
Тип урока: Открытие новых знаний.
Оборудование: карточки для самостоятельной работы.
Ход урока
1. Организационный момент
 Ребята, давайте улыбнёмся друг другу, Подарите свои улыбки и нашим гостям. Я рада видеть ваши лица, улыбки, и думаю, что сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения друг с другом.
2. Чистописание
 Найдите букву, отличную от других:
Е О И М Ю У
 Дайте ей характеристику. (Согласная, непарная, звук обозначает звонкий мягкий или твердый).
 То вниз, то вверх бежит перо, Рисуя букву М,   Как бы спускаешься в метро И вверх идешь затем. (С. Маршак)
МмМмМмМмМмМмМмМмМмМмМмМмМмМмМмМмМ
3. Словарная работа
 Ребята, я буду загадывать загадки, а вы будете отгадывать и записывать отгадки. (ответы на 3 языках)
Кто в густом лесу живёт И с куста малину рвёт А как вьюга засвистит, Он в берлоге крепко спит? (медведь, аю; беа)
Белым был зимою снежной, Летом он сменил одежду: Серым стал косой зверёк Кто узнал пусть назовёт. (заяц; Kоян, хэа)
На окне дремала птица.  Галка! Галка! Что Вам снится? Отвечала птица сонно:  Я не галка, я... (ворона, KарCа, крау)
Птица  «будильник» (петух, ‰теш, кок)
Непоседа пёстрая Птица длиннохвостая. Птица говорливая, Самая болтливая. (сорока, сауысKан, фоти)
«Му» и «му» Молоко кому? (корова, сиыр, кау)
Всю жизнь ношу я два горба, имею два желудка! Но каждый горб  не горб, амбар! Еды в них  на семь суток! (верблюд, т_йе, кэмел)
В реках Африки живет Злой зеленый пароход! Кто б навстречу ни поплыл Всех проглотит... Ответ: Крокодил, Kолтырауык, крокодайл,
Скачет зверушка, Не рот, а ловушка. Попадут в ловушку И комар, и мушка. Ответ: Лягушка, баKа, фрог
 Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте работу друг друга по словарю в учебнике. Оцените своего товарища. (0 5, 1, 2 4, 3, 4 3, более 4 ошибок  2)
Составьте предложение с одним из слов. Разбор по членам предложения и указать части речи. (В Африке живет злой крокодил. Корова дает вкусное молоко.)
4. Актуализация знаний
 Какие самостоятельные части речи вы знаете?
Что это за часть речи? Что без меня предметы? Лишь названья Но я приду  всё в действие придёт: Летит ракета, люди строят, И рожь в полях растёт. (глагол)
 Итак, мы изучаем тему «Глагол»  кластер
5. Введение в тему
Однажды на уроке русского языка учительница спросила Лентяйкина:
 Если я говорю: Я умываюсь, ты умываешься, он умывается, мы умываемся, вы умываетесь, они умываются. Какое это время?
Лентяйкин не задумываясь воскликнул: Утро!
 А как вы думаете, в каком времени употреблены глаголы, которые назвала учительница? (В настоящем времени.)
 Сформулируйте тему урока. (Время глагола.)  кластер
 Правильно. И первым делом отправимся в гости к очень хитрому глаголу.
6. Актуализация знаний. (составление кластера)
Этот хитренький глагол Себе ВРЕМЯ изобрел. «Ухожу»,  кричит сегодня. «А вчера,  кричал,  ушел». «Завтра,  скажет,  я уйду!» Позавидуйте ему!
Мозговой штурм
 Ребята, сколько мы знаем времен у глагола?
 Какие времена встретились в стихотворении у глагола уходить?
 Какие слова помогли определить время? (Сегодня, вчера, завтра.)
 Как еще можно определить время глагола? (По вопросу и по суффиксу  л  у пр. времени.)
 На какие вопросы отвечают глаголы прошедшего времени? Приведите примеры.
 На какие вопросы отвечают глаголы настоящего? Приведите примеры.
 Какие действия обозначают глаголы будущего времени? На какие вопросы они отвечают?
 С какой целью мы изучаем эту тему? (Научиться определять время глагола. Правильно употреблять в речи глаголы каждого времени.)
 Хорошо, но этим вы занимались на предыдущих уроках.
 А теперь, нам нужно более точно сформулировать тему нашего урока. (Будущее время глагола) (слайд № 1)
Объяснение нового материала
 На доске слова (слайд № 2)
Спою, улечу, прочитаю, упаду Буду петь, буду летать, буду читать, буду падать.
 Что общего у этих слов? (глаголы, буд время, 1 лицо, ед. число)
 По какому признаку глаголы разбиты на 2 группы? (Первая  глаголы будущего простого времени, а вторая  будущее сложное время)
 Почему не можете ответить на этот вопрос? (Не хватает знаний)
 По внешнему виду, чем отличаются эти столбики? (В первом будущее время образовано одним словом, а во втором двумя)
 Так я вам подскажу, что во втором столбике  это будущее сложное время, а кто тогда догадался, как называется форма глагола в первом столбике? (Верно)
 Назовите тему урока. (продолжение кластера)
 Ребята, в русском языке есть две формы глаголов будущего времени. И сегодня на уроке мы изучим простую и сложную форму глаголов будущего времени. Задайте вопрос к первой группе слов, а теперь ко второй. Чем отличаются вопросы?
7. Физминутка
Я назову глаголы, если это Н. в.  руки на пояс П. в.  присядьте Б. в.  ходьба на месте
Крутил, несёт, бежал, лает, заговорит, прыгал, прочитает, стоит, болел, пел.
 Кто то может ответить на вопрос: какую форму глаголов будущего времени называют простой, а какую сложной? (Учащиеся высказывают свои предположения, учитель делает вывод).
 Давайте проверим наш вывод и прочитаем правило в учебнике. (Учащиеся читают правило в учебнике).
 На какие же вопросы отвечают глаголы будущего времени? Что такое простая форма глагола будущего времени? Сложная форма?
 Совпадает наш вывод с правилом? Молодцы! (слайд 3)
8. Первичное закрепление
1) работа по учебнику
С.70 у. 146  у доски (записать глаголы в двух формах)
2) работа по карточкам по вариантам
 Выпишите глаголы, поставьте их в будущем времени. Определите число у глаголов.
1 в. Вышел старик годовик. Махнул он рукавом и пустил птиц. Каждая птица со своим особым именем.Махнул старик годовик первый раз,  полетели первые три птицы.. Повеял холод, мороз.
2 в. Наступила тёмная ночь в лесу. Светит луна на лесную поляну. Трещат ночные кузнечики. Поютв кустах соловьи. Журчат скрытые лесные ручейки.
Самопроверка (слайд). Оценивание. (0 5, 1 4,2,3 3, более  2)
9. Игра «Подбери слово», указать его время
 Подумайте, как связаны слова в первой паре и назовите слова, подходящие по смыслу вместо пропуска
Котлеты жарят, а суп варят. Нитку в иголку вдевают, а гвоздь в стенку____ вбивают. (Какое время?) Топором рубили, а пилой ___ пилили. (Какое время?) Ластиком будут стирать, а ручкой___ будут писать. (Какое время?) Рыбы уплывут, а птицы ___ улетят. (Какое время?) Платье будут шить, а шарф___ будут вязать. (Какое время)
(если правильно  хлопок, неправильно  поднимают руку и исправляют)
10. Работа в парах
Карточки с глаголами, выбрать глаголы будущего времени. указать его форму.
Глаголы
Будущее простое время
Будущее сложное время

тает
 
 

купит
+
 

будет печь
 
+

собрал
 
 

уедет
+
 

потеряет
+
 

дует
 
 

будет строить
 
+

Фронтальная проверка. Оценивание. (0 5.1 2  4, 3 3, более  2)
Доп. Задание: «Верные  неверные утверждения»
1. Глагол  это часть речи. (да) 2. Он обозначает признак предмета. (нет) 3. Является главным членом предложения. (да) 4. Изменяется по числам. (да) 5. Имеет две временные формы. (нет) 6. Прилетит  это глагол будущего времени (да)
Лист ответов
 
1
2
3
4
5
6

+
-
+
+
-
+

 
Проверка. Оценивание
11. Итог урока:
 Так что же вы узнали сегодня на уроке? (слайд)
Рефлексия
Оцените свою работу на уроке. У вас есть стикеры с солнышком. Нарисуйте солнышку улыбку, на сколько комфортно вы себя чувствовали на уроке.
Выберите любое из слов и продолжите предложение
 Умею (отличать глаголы от других частей речи.)  Могу (изменять глаголы по временам.)  Умею (определять времена глагола.)  Знаю (две формы будущего времени)
Прикрепите их на лестнице успеха.
12. Домашнее задание

vђ Заголовок 2vђ Заголовок 315