РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ Выполнение каменных работ по профессии Мастер общестроительных работ


Министерство образования, науки и молодежной политики
Краснодарского края
государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
Краснодарского края
«Динской механико-технологический техникум»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Выполнение каменных работ
по профессии Мастер общестроительных работ
Динская
2015 г
1.Паспорт программы профессионального модуля
ПМ 03 Выполнение каменных работ
1.1 Область применения программы
Программа профессионального модуля является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии СПО 08.01.07 (270802.09) Мастер общестроительных работ, входящей в состав укрупненной группы профессий 08.00.00 Техника и технологии строительства в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): – Выполнение каменных работ и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
1. Выполнять подготовительные работы при производстве каменных работ. в части освоения основного вида профессиональной деятельности
2. Производить общие каменные работы различной сложности.
3. Выполнять сложные архитектурные элементы из кирпича и камня.
4. Выполнять монтажные работы при возведении кирпичных зданий.
5. Производить гидроизоляционные работы при выполнении каменной кладки.
6. контролировать качество каменных работ.
7. Выполнять ремонт каменных конструкций.
Программа профессионального модуля может быть использована:
В дополнительном профессиональном образовании и в программах повышения квалификации и переподготовки по профессии рабочего 12680 Каменщик;
В программах профессиональной подготовки по профессии рабочего 12680 Каменщик;
При освоении профессии рабочего в рамках специальностей СПО 270802 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений и 051001 Профессиональное обучение.
1.2 Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
выполнения подготовительных работ при производстве каменных работ;
производства общих каменных работ различной сложности;
выполнения архитектурных элементов из кирпича и камня;
выполнения монтажных работ при возведении кирпичных зданий;
производства гидроизоляционных работ при выполнении каменной кладки;
контроля качества каменных работ;
выполнения ремонта каменных конструкций.
уметь:
выбирать инструменты, приспособления и инвентарь для каменных работ;
подбирать требуемые материалы для каменной кладки;
приготавливать растворную смесь для производства каменной кладки;
организовывать рабочее место;
устанавливать леса и подмости;
создавать безопасные условия труда при выполнении каменных работ;
читать чертежи и схемы каменных конструкций;
производить каменную кладку стен и столбов из кирпича из кирпича, камней и мелких блоков под штукатурку и с расшивкой швов по различным системам перевязки швов;
выполнять армированную кирпичную кладку;
производить кладку стен облегченных конструкций;
выполнять бутовую и бутобетонную кладки;
выполнять смешанные кладки;
выкладывать перегородки из различных каменных материалов;
выполнять лицевую кладку и облицовку стен;
выкладывать конструкции из стеклоблоков и стеклопрофилита;
создать безопасные условия труда при выполнении общих каменных работ;
производить кладку перемычек, арок, сводов и куполов;
выполнять кладку карнизов различной сложности;
выполнять декоративную кладку;
устраивать при кладке стен деформационные швы;
выкладывать колодцы, коллекторы и трубы переменного сечения;
выполнять кладку каменных конструкций мостов, промышленных и гидротехнических сооружений;
соблюдать безопасные условия труда;
выполнять монтаж фундаментов и стен подвала;
монтировать ригели, балки и перемычки;
монтировать лестничные марши, ступени и площадки;
монтировать крупнопанельные перегородки, оконные и дверные блоки, подоконники;
выполнять монтаж панелей и плит перекрытий и покрытий;
производить заделку стыков и заливку швов сборных конструкций;
соблюдать безопасные условия труда при монтаже;
подготавливать материалы для устройства гидроизоляции;
устраивать горизонтальную гидроизоляцию из различных материалов;
устраивать вертикальную гидроизоляцию из различных материалов;
проверять качество материалов для каменной кладки;
контролировать соблюдение системы перевязки швов, размеров и заполнение швов;
контролировать горизонтальность и вертикальность кладки;
проверять соответствие каменной конструкции чертежам проекта;
выполнять подсчет объёмов работ каменной кладки и потребность материалов;
выполнять геодезический контроль кладки и монтажа;
выполнять разборку кладки;
заменять разрушенные участки кладки;
пробивать и заделывать отверстия, борозды, гнёзда и проёмы;
выполнять заделку концов балок и трещин;
производить ремонт облицовки;
соблюдать безопасные условия труда.
знать:
нормокомплект каменщика;
виды, назначение и свойства материалов для каменной кладки;
правила подбора состава растворных смесей для каменной кладки и способы их приготовления;
правила организации рабочего места каменщика;
виды лесов и подмостей, правила их установки и эксплуатации;
правила техники безопасности при выполнении каменных конструкций;
общие правила кладки;
системы перевязки кладки;
порядные схемы кладки различных конструкций, способы кладки;
технологию армированной кирпичной кладки;
технологию кладки стен облегченных конструкций;
технологию бутовой и бутобетонной кладки;
технологию смешанной кладки;
технологию кладки перегородки из различных материалов;
технологию лицевой кладки и облицовки стен;
технологию кладки из стеклоблоков и стеклопрофилита;
правила техники безопасности при выполнении общих каменных работ;
виды опалубки для кладки перемычек, арок, сводов, куполов и технологию изготовления и установки;
технологию кладки перемычек различных видов;
технологию кладки арок сводов и куполов;
порядные схемы и технологию кладки карнизов различной сложности;
виды декоративных кладок и технологию их выполнения;
конструкции деформационных швов и технологию их устройства;
технологию кладки колодцев, коллекторов и труб;
особенности кладки каменных конструкций мостов, промышленных и гидротехнических сооружений;
правила техники безопасности;
требования к подготовке оснований под фундаменты;
технологию разбивки фундамента;
технологию монтажа фундаментных блоков и стен подвала;
требования к заделке швов;
виды монтажных соединений;
технологию монтажа лестничных маршей, ступеней и площадок;
технологию монтажа крупнопанельных перегородок, оконных и дверных блоков, подоконников;
технологию монтажа панелей и плит перекрытий и покрытия;
правила техники безопасности;
назначение и виды гидроизоляции;
виды и свойства материалов для гидроизоляционных работ;
технологию устройства горизонтальной и вертикальной гидроизоляции из различных материалов;
требования к качеству материалов при выполнении каменных работ;
размеры допускаемых отклонений;
порядок подсчета объёмов каменных работ и потребности материалов;
порядок подсчета трудозатрат стоимости выполненных работ;
основы геодезии;
ручной и механизированный инструмент для разборки кладки, пробивки отверстий;
способы разборки кладки;
технологию разборки каменных конструкций;
способы разметки, пробивки и заделки отверстий, борозд, гнёзд;
технологию заделки балок и трещин различной ширины;
технологию усиления и подводки фундаментов;
технологию ремонта облицовки.
1.3 Количество часов на освоение программы профессионального модуля:
всего – 906 часов, в том числе:
максимальная учебная нагрузка обучающегося – 390 часов
обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося – 287 часов:
самостоятельная работа обучаюшегося - 103 часов.
учебная практика – 300 часов;
производственная практика – 216 часов.
2. Результаты освоения профессионального модуля
Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности «Выполнение каменных работ» и соответствующих профессиональных компетенций, и общими (ОК) компетенциями:
Код
Наименование результата обучения
ПК 3.1
Выполнять подготовительные работы при производстве каменных работ.
ПК 3.2
Производить общие каменные работы различной сложности.
ПК 3.3
Выполнять сложные архитектурные элементы из кирпича и камня.
ПК 3.4
Выполнять монтажные работы при возведении кирпичных зданий.
ПК 3.5
Производить гидроизоляционные работы при выполнении каменной кладки.
ПК 3.6
Контролировать качество каменных работ.
ПК 3.7
Выполнять ремонт каменных конструкций.
4. Условия реализации программы профессионального модуля
4.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы модуля предполагает наличие учебного кабинета «Технология каменных и монтажных работ», учебный полигон каменных и монтажных работ или учебный участок каменных и монтажных работ.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета «Технология каменных и монтажных работ»:
- комплект учебно-методической документации (учебники и учебные пособия, карточки-задания, комплекты тестовых заданий);
- комплекты инструкционно-технологических карт и бланков технологической документации;
- наглядные пособия (плакаты, демонстрационные стенды, макеты и действующие устройства);
- комплект инструментов и приспособлений;
- нормокомплект каменщика.
Технические средства обучения: компьютеры, программное обеспечение, видеофильмы, кинофильмы, телевизор, видеомагнитофон.
Реализация программы модуля предполагает обязательную производственную практику.
Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест:
Оборудование учебного полигона каменных и монтажных работ: натуральные образцы, макеты, модели, схемы, применяемый инструмент и приспособления, инструкционно-технологические карты, технологическая документация.
4.2 Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
Е.Н. Копылова Каменщик: Новый строительный справочник – Ростов-на-Дону: Феникс 2007.
В.И. Руденко Справочник каменщика. Практическое пособие – Ростов-на-Дону: Феникс 2007.
А.С. Стаценко Технология бетонных работ. Учеб.пособ. – Минск: Высшая школа, 2006.
О.Н. Куликов Охрана труда в строительстве Учеб. НПО – М.: ИЦ «Академия» 2008.
М.К. Сулейманов Стропальные и такелажные работы в строительстве. Учебное пособие для Ссузов. – М.: ИЦ «Академия»2007.
Н.П. Сугробов Общестроительные работы Уч.пос., НПО – М.: ИЦ «Академия» 2009.
Н.И. Чичерин Альбом: Общестроительные работы Уч.пос. НПО – М.: ИЦ «Академия» 2004
Дополнительные источники:
1. Журнал «Строительные материалы, оборудование, технологии XXI века».
2. Журнал «Стройклуб» Информационно-технический.
3. Журнал «Стройка».
4.3 Общие требования к организации образовательного процесса
Учебная практика проводится на базе образовательного учреждения, т.е. на учебном полигоне или учебном участке каменных и монтажных работ. Производственная практика проводится на учебном полигоне (при наличии) или на производстве.
Обязательным условием допуска к производственной практике в рамках профессионального модуля «Выполнение каменных работ» является освоение учебной практики для получения первичных профессиональных навыков в рамках профессионального модуля и учебных дисциплин по «Материаловедению» и «Технологии общестроительных работ».
4.4 Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам): наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю модуля «Выполнение каменных работ».
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой.
Инженерно-педагогический состав: дипломированные специалисты – преподаватели междисциплинарного курса «Технология каменных и монтажных работ при возведении кирпичных зданий», а также общетехнических дисциплин: «Материаловедение» и «Основы технологии общестроительных работ».
Мастера: наличие 5-6 квалификационного разряда с обязательной стажировкой в профильных организациях не реже 1-го раза в 3 года. Опыт деятельности в организациях соответствующих профессиональной сферы является обязательным.
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)
Образовательное учреждение, реализующее подготовку по программе профессионального модуля, обеспечивает организацию и проведение текущего и итогового контроля индивидуальных образовательных достижений – демонстрируемых обучающимися знаний, умений и навыков.
Текущий контроль проводится преподавателем в процессе обучения. Итоговый контроль проводится экзаменационной комиссией после обучения по междисциплинарному курсу.
Формы и методы текущего и итогового контроля по профессиональному модулю самостоятельно разрабатываются образовательным учреждением и доводятся до сведения обучающихся в начале обучения.
Для текущего и итогового контроля образовательными учреждениями создаются фонды оценочных средств (ФОС).
ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных достижений основным показателям результатов подготовки (таблицы).